Социализация учащихся средствами развивающегося ученического самоуправления Д.В. Григорьев, к. пед. н., доцент, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности ФИРО, руководитель учебно-деятельностного направления компании «Умная школа»
Социальная адаптация Неадаптивная социализация Вхождение в общество через приспособление к наличной социальной реальности Вхождение в общество через преобразование наличной социальной реальности Две стратегии социализации
Социальная адаптация Освоение существующего набора знаний, умений и навыков Неадаптивная социализация Создание и проба собственной модели поведения в желаемом будущем
Ученическое самоуправление : - освоение детьми знаний, умений и навыков управления наличной школьной ситуацией; - практическое преобразование детьми школьной ситуации в соответствии с их собственным видением ее перспективы.
Настоящее ученическое самоуправление я встречал только в тех школах, где было самоуправление педагогов В.А. Караковский, 1997 год
Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, самоуправление выродится в фикцию или игру. С.И. Гессен «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», 1923 год
Сфера «молодой - зрелый гражданин школы» (школьные события, деятельность школьных клубов) Где в школе общественная жизнь? Сфера «учитель – ученик» (учебные ситуации в общем и дополнительном образовании, где осваивается гражданское знание) Сфера «молодой - зрелый гражданин большого общества» (социальные проекты школы, детско-взрослые обществ. объединения, образовательные производства)
Событийно-деятельностная модель запуска УС Инициативная группа школьников при поддержке взрослых исследует школу и определяет, в чем дефицит Из позиции исследователей группа переходит в позицию проектировщиков нового школьного события, нацеленного на преодоление дефицита Группа анализирует «старые» школьные события на предмет их преобразования в новом ключе Инициативная группа уч-ся берет на себя ответственность за реализацию части школьных событий. Формируется событийная команда. Происходит институализация событийной команды (структура, органы управления, правила, нормы и т.д.) Формирование событийных команд в классах и/или параллелях