Презентация на тему: «Подвиг святых Бориса и Глеба» Выполнила: Бабанова Г. В. г. Раменское.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Благоверные князья Борис и Глеб. (в святом крещении - Роман и Давид). Они первые русские святые, канонизированные Русской церковью.
Advertisements

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ-КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ» УЧЕНИЦЫ 7 «Б» КЛАССА МБОУ СОШ 3 Г. АРДОНА УРУСОВОЙ АЛАНЫ.
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
Исторические основы православной культуры Урок 12 ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА.
Урок внеклассного чтения по произведению «Сказание Бориса и Глеба» « Опыт осмысления христианского подвига святых страстотерпцев благоверных Бориса и.
Литература в древней Руси Выполнил Озганбаев У.А..
На сороковой день рождения Иисуса Христа Святая Мария вместе с Младенцем Иисусом отправилась в храм помолиться.
- художественная биография легендарной исторической личности, причисленной церковью к лику святых. - жанр, содержащий описание легендарных и реальных.
« Первые русские святые» год – бразды правления страной после смерти мужа. Начало правления омрачено варварскими, истинно средневековыми актами.
Савка Н.В., учитель истории 2008 год. Савка Н.В., учитель истории 2008 год Борьба за власть сыновей Владимира Владимир имел 12 сыновей, которых он отправил.
Учитель: Резцова Анастасия Николаевна МСОШ 2 г.Тейково Ивановской обл.
Христианство и его духовно-нравственные основы. Русское государство приняло православие почти через тысячу лет после Христа. Наши соседи с юга - болгары,
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл.
год. Цель работы : - рассказать о жизни преподобного Иринарха Ростовского. - его участии в событиях Смутного времени. - традициях почитания.
Страстотерпцы – те, кто погиб от рук убийц и злодеев. Канонизация – причисление к лику святых.
Житийная литература как особый жанр. Цели: Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
Меню План урока 1. Опрос – тестирование 2. Новый материал: начало правления Владимира 3. Работа с учебником 4. Новый материал: крещение Руси 5. Видеофрагмент.
Урок основы православной культуры в 3 классе. Храмы Пыталовского района.
Летописание XI – XIV вв.. Меню -Первые летописи на Руси -Особенности летописания - Три редакции ПВЛ.
Транксрипт:

Презентация на тему: «Подвиг святых Бориса и Глеба» Выполнила: Бабанова Г. В. г. Раменское

Подвиг святых Бориса и Глеба. Задачи: (воспитательная, образовательная, развивающая): –на примере святых великомучеников Бориса и Глеба показать нормы благочестивого образа жизни, донести до учеников идеалы христианского поведения; – на основе анализа заранее прочитанных текстов помочь ученикам определить свое отношение к событиям; – способствовать развитию мышления учащихся, коммуникативных и дискуссионных навыков. Форма: урок-конференция. Подготовка к уроку. Ученикам заранее дается список рекомендуемой литературы по теме, распределяются роли и объясняются задачи каждого участника урока- конференции. Возможно также подготовить реквизит для инсценировки заседания, оформить класс. При этом можно использовать изобразительный ряд, дающий представление об эпохе (силуэты древнерусских храмов, рисунки со старинных миниатюр и т.д.).

Список литературы для подготовки к занятию: 1. Головко А. Кто убил Бориса и Глеба? // Наука и религия Данилевский И. Святополк Окаянный. Убийство Бориса и Глеба // Знание – сила Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Мысль, Т М. Г. Аверьянова. Край Раменский. Памятники истории и культуры. 5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М.: Мысль, Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. М.: Книга, Миронов К.С. История России в поэзии и прозе. Библиографический указатель. М., Окунев С.Д. Борис и Глеб // Народное творчество Рапов О.Г. Обвиняются в убийстве? О событиях, связанных с убийством Бориса и Глеба // Родина Серова Н. Борис и Глеб // Север Соловьев С.М. Об истории древней России. М.: Просвещение, 1992

Ход урока 1. Учитель произносит небольшое вводное слово. Учитель: События, о которых пойдет речь, относятся к началу XI века – ко времени второй междоусобной войны за Киевский престол. С этими событиями связана одна из загадочных трагедий – гибель двух сыновей киевского князя Владимира Святославича, Бориса и Глеба, позднее причисленных к лику святых. Борису и Глебу посвящены три древнейших русских житийных произведения: «Сказание и страсть и похвала святым мученикам Борису и Глебу» неизвестного автора, «Летописная повесть» под 6523 (1015) годом в «Повести временных лет» и «Чтение о Борисе и Глебе», написанное святым летописцем Нестором. Первые святые, прославленные Русской Православной Церковью, Борис и Глеб стали небесными помощниками русских князей, дружины и всего отечественного воинства. Святые братья являлись чудесным образом и разили смертным боем неприятельские войска и на Чудском озере, и на Куликовом поле, и во многих других сражениях. Далее предлагается задание для учащихся. Чтобы начало конференции было полезно всем учащимися, данное задание желательно выполнять в форме дискуссии или диалога, что дает возможность познакомить с темой слабо подготовленных учеников.

Задание для учащихся: Учитель: Прочтите отрывок из статьи А.Макарова «Нравственные воззрения Иллариона Киевского». В чем суть этого отрывка? Ученик первый: О прочности родовых отношений и родственных связей свидетельствуют древнерусские летописи, в которых видна разветвленная генеалогия князей. Особый смысл в этом ряду принадлежит подвигу Бориса и Глеба, первым святым Русской Православной Церкви, признанным Византией. Ребята, кто из вас помнит, в чем заключался этот подвиг? Ученик второй: Борис и Глеб даже в защиту своей жизни не подняли руку на своего старшего брата Святополка... Ученик первый: Они решили принять смерть от руки брата, но не нарушать заповеди родового старшинства. Учитель: Да, действительно, это так! Идея родовых отношений, занимающая столь важное место в древнерусском мировоззрении, освещается здесь великим подвигом смирения. Подвиг Бориса и Глеба олицетворял идею родового старшинства в системе русской жизни, князья, не нарушившие этой заповеди, стали святыми.

Учитель: А теперь ребята переходим к нашей научно-познавательной конференции. Подробнее об этом нам расскажут учащиеся, которые готовили выступления. Прошу ребята. Ученик третий: Велико значение дивного подвига святых князей Бориса и Глеба. Их короткая жизнь и мужественная кончина показывают, как быстро поднялась на Руси Православная вера. Ученик четвертый: Любимые сыновья князя Владимира, Борис и Глеб дольше других оставались при отце. Братья выросли под его благочестивые наставления и всей душой глубоко восприняли христианские добродетели: стремление к правде, чистоту и кротость души. Нежно любимые своим родителем, Борис и Глеб были крепко привязаны к нему, а между собой соединены горячей дружбой.

Ученик пятый: Незадолго до кончины Владимира в Киев пришло известие о том, что печенеги идут на Русь. Будучи сам уже не в силах вести рать в поход, великий князь отрядил на врагов Бориса. Князь Борис уже возвращался в Киев, когда у реки Альты (недалеко от южного Переславля) получил известие, что его отец скончался, а брат Святополк, скрыв на некоторое время смерть великого князя, тайно схоронил Владимира и завладел престолом. Бояре киевские, ходившие с Борисом в поход, советовали ему: «Иди в Киев и завладей престолом отца. Ведь войско отцово с тобой и поможет тебе». На это князь отвечал: «Не пойду я на старшего брата. Он мне теперь вместо отца». После такого ответа и бояре, и ратные люди ушли от Бориса. Он остался лишь с приближенными и решил идти в Киев, чтобы приветствовать Святополка как «старшего брата и начального князя».

Ученик шестой: Прежде чем они дошли до места Борисовой стоянки, к нему тайно пришел вестник, предупреждая о том, какая опасность грозит князю. Но великодушный князь не поверил: он знал, что ничем не согрешил против брата, и у того нет причин злоумышлять на него. Все же дурная весть смутила Бориса. Полный скорби по отцу, он упал духом и искал утешения в молитве. Была суббота. Князь вошел в свой шатер и с плачем стал молиться Христу и Пресвятой Богородице. Когда убийцы приблизились к шатру, то услышали голос князя. Борису сказали, что убийцы уже здесь. Причастившись и окончив молитву за своих убийц, князь Борис спокойно принял смерть. Дата памяти Святых Бориса и Глеба 15 мая, 6 августа, 18 сентября

Ученик седьмой: По убиении святого Бориса, Святополк замыслил убить и Глеба. Он послал к нему гонца с известием, что их отец тяжело болен и зовет любимого сына к себе. Быстро собрался князь Глеб. Взял с собой малую дружину и поспешил, чтобы застать отца в живых. Глеба нагнал гонец от княжившего в Новгороде брата его Ярослава и рассказал о кончине Владимира и убиении Бориса. Еще плакал князь от ужасных вестей, а его уже настигли посланные Святополком убийцы. Глебовы спутники увидели их и взялись за оружие, но князь Глеб сказал им: «Братцы, если мы не будем драться, они возьмут меня и поведут к брату, а иначе всех нас убьют». Ученик восьмой: Приблизившись к лодке, убийцы напали на князя. А он воздел руки к небу и стал со слезами молиться. Его повар, схватив Глеба за голову, вонзил нож князю в горло. Как непорочный агнец, пал невинной жертвой юный князь Глеб и соединился навеки в Небесном Царстве с любимым братом.

Ученик девятый: Убийцы, не погребая Глебова тела, бросили его недалеко от берега, между двумя колодами, прикрыв хворостом. С тех пор на этом месте стали являться знамения: иногда загорались огни, иногда слышно было проходящим пастухам ангельское пение. Ученик десятый: Через несколько лет охотники, случайно проходившие мимо, нашли честное тело. Оно лежало целым: ни зверь, ни птица не коснулись его. Охотники рассказали обо всем этом в Смоленске. Тогда горожане, вместе с духовенством, отправились туда, где нашли тело. В нетленных мощах узнали благоверного князя Глеба. Мощи торжественно перенесли в Смоленск и положили в храме.

Ученик одиннадцатый: Когда, одолев Святополка, Ярослав утвердился Киев, он узнал, что тело св. Глеба находится в Смоленске, и послал за ним священников. По Днепру тело было привезено к Киеву, и все увидели благоверного князя как бы спящим: тело было, как у живого, и источало благоухание. Его положили в Вышгороде в могилу святого Бориса. Это случилось в 1021 году, и тогда же оба князя были причислены к лику святых, как страстотерпцы – претерпевшие страдания за Христа. Ученик двенадцатый: Впоследствии была сооружена великолепная каменная церковь во имя первых русских чудотворцев, где и находились их честные мощи. Во время нашествия монголо-татар этот храм был разрушен до основания, но мощи благоверных князей были сокрыты в неизвестном месте, где остаются и поныне. Предание гласит, что место это – под святым колодцем, находящимся у алтаря теперешней церкви.

Подведение итогов. Каким отрадным светом сияют лики двух святых братьев! Какой новой для тогдашней Руси красотой они озарены – красотой смиренной и кроткой души! Удивительная высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, стремление к правде, покорность старшим. Преподобный летописец Нестор так рассуждает о кончине и прославлении святых благоверных князей Бориса и Глеба: «Видите ли, как важна покорность старшему брату? Если бы они воспротивились ему, то едва ли бы удостоились такого дара от Бога. Потому что и ныне много юных князей, которые не покоряются старшим, сопротивляются им и бывают убиваемы, но они не удостаиваются благодати, как сии святые братья». Пример святых страстотерпцев во все времена служил важным напоминанием о мире, любви и согласии. Святой князь Борис, как следует из его жития, отказался идти против Святополка, хотя тот «еще при жизни святого князя Владимира выказал себя с дурной стороны, хотел отложиться от России, сидел в темнице, потом был прощен». Но святой князь думал сначала о жертвах, последствиях и результатах своих действий, а уже потом о «великих целях», которыми у нас часто оправдывают любые средства их достижения.

Борисоглебское озеро в городе Раменское

Церковь Бориса и Глеба

Город Раменское. Церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Памятник регионального значения. Про местность, где теперь расположен город, в писцовых книгах три с половиной века назад говорилось так: «Пустошь-гора по обе стороны Борисоглебского озера, а к ней приспущен починок Заозерский, да починок Филатов, что было за Трофимом Окороковым…» В начале XVII в. в Московском уезде в дворцовой волости Раменица на погосте у озера существовала деревянная церковь во имя святых Бориса и Глеба. Территория современного города и его окрестности были заняты небольшими поселениями каждое в несколько дворов. Однако наличие церкви говорит о том, что жителей было достаточно, чтобы построить и содержать церковь. В те времена церковь располагалась там, где позже были построены корпуса Раменской текстильной фабрики. При церкви находилось и кладбище. В 1710 г. по Указу Петра I волость была передана боярину, тайному советнику, сподвижнику царя Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину ( ) сначала на оброк, а через двенадцать лет – в полное владение.

И.А. Мусин-Пушкин испросил разрешение на строительство церквей в селах Новостроицкое и Новорождествено. После смерти владельца волости церкви достроил его наследник – сын Платон Иванович (1698-после 1742 г.). Он был любимцем Петра I, сенатором, однако при Анне Иоановне признан виновным по делу Волынского. Ему урезали язык и сослали в Соловецкий монастырь, откуда освобожден новой императрицей – Елизаветой Петровной. Храм, построенный вместо ветхой деревянной церкви, на противоположном берегу озера в гг., первоначально был освящен во имя Святой Троицы, а когда в 1852 г. рядом построили большую приходскую церковь, то престол перенесли в нее, старое здание переосвятили во имя святых Бориса и Глеба. Село и вся волость после Мусиных-Пушкиных побывали во владении А. П. Бестужева-Рюмина, Волконских, Прозоровских. После смерти А. М. Прозоровской селом почти век владели Голицыны и Прозоровские- Голицыны.

Здание церкви – кирпичное на белокаменном цоколе. В объемной композиции оно сохранило барочные черты. В середине XIX в. церковь была перестроена. Оформление фасадов церкви выдержано в традициях классицизма и характерно для периода эклектики второй половины XIX в. Продольно-осевая объемно-пространственная композиция церкви состоит из храма типа «восьмерик на четверике», трехчастной апсиды, прямоугольной трапезной и непропорционально высокой трехъярусной столпообразной колокольни с высоким шпилем. В протоколе заседания Бронницкого уездного Комитета ВКП(б) от 18 июня 1928 г. записано: «Констатируя, что церковь совершенно не используется верующими (происходит одна служба в год), в т о время как ценные экспонаты местного края свалены, за отсутствием помещения, в сарае, и местные организации не имеют возможности развернуть работу музея, считать необходимым использовать помещение церкви под музей.

Однако в связи с протестом группы верующих храм не был закрыт сразу, и только 30 октября 1929 г. Президиум Московского областного исполкома постановил: «Учитывая неоднократные ходатайства рабочих города Раменское о закрытии так называемой «белой церкви» Бориса и Глеба и принимая во внимание, что поблизости имеется другая церковь, могущая в достаточной мере обслужить верующих, указанную церковь на основании Постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров от 28 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», закрыть. В том же году уезд был реорганизован в два района, и экспонаты уездного музея перевезены в храм, где историко-художественный музей работал до сентября 2005 г. Внутри были сделаны межэтажные перекрытия, роспись забелена. В 1995 г. начата, а в 2002 г. завершена реставрация шпиля церкви, и был установлен крест, а вскоре церковь стала символом города: 6 марта 1995 г. утвержден герб города Раменское (автор – Валентин Борисович Торгашов). На гербе волнистыми линиями символически изображена гладь Борисоглебского озера. Силуэт трехъярусной колокольни церкви Бориса и Глеба, размещенной в центре герба, обрамляют ели. Еще до переезда музея при храме 16 апреля 2000 г. была создана община верующих, которые регулярно собирались на богослужения. После переезда музея внутри здания церкви ведутся реставрационные работы.