ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Advertisements

Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
«Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность» Подготовила: Владимова А.С.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Чувство Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
Психология обучения
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности.
Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей.
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Личность ребенка и урок … Отказавшись от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащая ученика способами самостоятельного управления познавательной.
Общая структура учебной деятельности Подготовила студентка 5 курса вечернего отделения факультета КП и СР Ильенко М.М.
Пособие для классных руководителей под редакцией Н. П. Майоровой. Подготовила: Батаргина Ольга Валентиновна.
Транксрипт:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Платон Ни одну науку свободный человек не должен изучать как раб. Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу. В душе же никакая насильственная наука не остается прочно… Поэтому не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен. 2

Рубинштейн С.Л. Эмоциональные процессы никак не могут противопоставляться познавательным как внешние, взаимоисключающие друг друга противоположности… И одни и другие являются в конечном счете зависимыми компонентами конкретной жизни и деятельности индивида…»

Рубинштейн С.Л. Эффективность включаемого в работу определяется не только тем, что стоящие перед ним задачи поняты, но и тем, как они внутренне приняты им, то есть, какой они нашли отклик и опорную точку в его переживании. 4

Рубинштейн С.Л. Само мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального. 5

Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег Трудных наук нет, есть только трудное изложение, то есть неперевариваемое. А.И. Герцен Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой 6

Сухомлинский В.А. Подмена мысли памятью, яркого восприятия, наблюдения за сущностью явлений заучиванием – большой порок, отупляющий ребенка, отбивающий в конце концов охоту к учению. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. 7

Пирогов Н.И. Приводить детей к учению подобно, как в приятное и украшенное цветами поле. Тернии в оном находящиеся раздражают природу; особливо сначала; а сие происходит единственно от неразумения воспитателей… Неумеренное учение вредно здоровью. Не должно тревожиться, видя умы нескоро зреющие, а желать надобно, чтоб дети имели только здравый разум и доброе сердце, о чем паче всего прилагать должно старания с самого их младенчества… 8

Пирогов Н.И. Главное, по моему мнению, в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а в том как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него во сто крат полезнее в будущем, чем самые высокие истины, худо изложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям. 9

Интерес Л.С. Выготский относил интерес и к сфере умственной активно­сти, и к природе человеческой воли, и к области человеческих переживаний, определяя интерес как радость от происходящего. Б.И. Додонов отмечает конкретизацию характера деятельности, которая будет выражаться через разные эмоции, и называет эмоцию интереса «чувством интереса». К. Изардом интерес рассматривается как позитивная эмоция, которая пережива­ется человеком чаще всех остальных и отождествляется с мотивацией 10

Интерес Первоначальная эмоция интереса в цепи эмоционально-интеллектуальных состояний (интерес, удивление, сомнение, догадка, чувство уверенности) является своеобразным эмоциональным толчком к формированию интереса познавательного – «деятельности, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование» Щукина Г.И. 11

Удивление По Аристотелю, удивление – своеобразный переход от простых вещей к более сложным. При этом данная эмоция проявляется в ходе познания. Р. Декартом, отмечал доминирующую роль удивления в процессе познания, в ряд основных «чувств» на первое место поставлено удивление. 12

Удивление И. Кант определял удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным. Ушинский выделяет два вида страсти к удивлению: «сильной, пытливой души» (любознательность) и «мелкой страсти души, которая, за неимением других занятий, любит щекотать себя чувством удивления» (любопытство). 13

Удивление И. А. Васильев, связывающий удивление с формированием проблемы, выделяет три стадии возникновения и развития данной эмоции. Первая стадия удивления – недоумение, когда «некоторое явление не согласуется с этим опытом… Направленность недоумения четко не выражена, а его интенсивность незначительна» [Педагогика… 2005]. 14

Удивление Вторая стадия - «нормальное» удивление – является следствием заострения противоречия, осознания несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом. Третья стадия - изумление – при уверенности человека в правильности предыдущих результатов мыслительного процесса и прогнозировал результаты, противоположные возникшим. 15

Удивление Основная функция удивления, по мнению К. Изарда, состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с чем-то но­вым, неизведанным. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей. По С. Томкинсу (1962) – эмоция удивления способствует очищению каналов голов­ ного мозга. 16

Чувство юмора выражается «в способности человека подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально откликаясь на них… Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора могут свидетельствовать как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии» [Педагогика… 2005]. 17

Чувство юмора С. Л. Рубинштейн: «Суть юмора не в том, чтобы видеть и понимать комическое (смешное, забавное) там, где оно есть, а в том, чтобы иногда воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным». К.К. Платонов: «Юмор за шуткой скрывает серьезное отношение к предмету». 18

Сомнение-догадка представляет собой оценку некоторого нового, еще не осознанного результата решения задачи. По мнению И.А. Васильева (1974), эмоция догадки переживается очень ярко, даже в форме аффекта. «Догадка - это предварительный ответ на поставленный вопрос» [Ильин. 2001, 199]. 19

Сомнение-догадка В процессе передачи и усвоения знаний догадка как эмоция специфическим образом окрашивает и выделяет новое, ценное для ученика знание, сигнализирует о его появлении в ходе мыслительной деятельности, способствуя его осознанию, то есть переходу в форму первоначального предположения - сомнения. 20

Сомнение-догадка В правилах речевого поведения учителя особо отмечено следующее: «В устной речи для поддержания внимания маркируйте информацию логическим ударением, эмоциональными паузами, эмоционально окрашенной интонацией. Недоумевайте, удивляйтесь, радуйтесь открытиям» Десяева Н.Д. 21

Чувство уверенности - результат успешности (неуспешности) состоявшегося учебно- научного общения. Б. Спиноза отмечал: «Уверенность есть удовольствие, возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, причина сомнения в которой исчезла». Чувство уверенности - это чувство удовлетворения, чувством удовлетворенности трудом. 22

Чувство уверенности Неуверенность в себе и само- уверенность - факторы, тормозящие и искажающие нормальный ход психического развития человека. Чувство уверенности коммуникантов в ходе учебно-научного взаимодействия становится обоюдным в том случае, если педагог сумел донести информацию, учитывая все особенности процесса объяснения, а школьник его воспринял, прочно усвоил учебную информацию и целенаправленно использовал. 23

24

25

26