Конкурсное задание «Методический семинар» Практико-ориентированный подход к обучению – путь к успешной социализации обучающихся Учитель математики и информатики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Advertisements

Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Защита предметных программ «Основной образовательной программы»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении истории Презентация подготовлена Учителем истории Витченко Н.И МАОУ Лицей 17 г.о. Химки.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
1.Личностные действия 2.Регулятивные действия 3.Познавательные универсальные действия 4.Коммуникативные действия.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Оценка образовательных достижений Е. В. Смирнова, ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик.
Транксрипт:

Конкурсное задание «Методический семинар» Практико-ориентированный подход к обучению – путь к успешной социализации обучающихся Учитель математики и информатики высшей квалификационной категории Стороженко Елена Васильевна МАОУ СОШ 2 ст. Павловской ст. Павловская Краснодарского края Тема

Концепция профильного обучения 2002 Цель профильного обучения - расширить возможности социализации учащихся. Учитель должен обеспечивать практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов ФГОС ООО 2010 Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике ФГОС СОО 2012 Подготовленный к осознанному выбору профессии, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни Модель выпускника Концепция математического образования в РФ 2013 Получение математических знаний должно стать осознанным и внутренне мотивированным процессом предпосылки установки специфика Актуальность: качественное математическое образование необходимо человеку для успешной жизни в современном обществе

Наличие фундаментальных знаний Отсутствие способности применять знания на практике Обществу требуется человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и готовый к самостоятельным действиям и принятию решений Отсутствие устойчивой мотивации к учению Необходимо овладение обучающихся системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений Содержание математического образования остаётся формальным и оторванным от жизни Организация образовательного процесса на основе практико - ориентированного подхода Решение: Формирование позитивного отношения и интереса обучающихся к изучаемому материалу Совершенствование содержания математического образования, исходя из потребностей обучающихся и общества в математической грамотности Проблема:

Работа в профильных классах Внедрение новых ФГОС Изучение результатов международных исследований Работа тьютором Курсовая переподготовка Изменения в КИМах ЕГЭ Изучение литературы Изучение опыта коллег Становление опыта

Социализация обучающихся средствами математического образования на основе практико-ориентированного подхода –показать обучающимся значимость математического образования для понимания явлений и процессов природы и общества; –создать условия для применения математических знаний на практике и в конкретных жизненных ситуациях; –обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний и умений на основе практико-ориентированного подхода; –формировать средствами математики компетенции, необходимые обучающимся в практической деятельности и повседневной жизни; –создать банк практико-ориентированных задач, погружающих в реальные жизненные ситуации. Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Исторический словарь). Практико-ориентированное обучение – дидактический подход к обучению учащихся, основанный на единстве эмоционально-образного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования, эмоционального и познавательного компонентов при выполнении творческих заданий (Калугина Инна Юрьевна, доктор педагогических наук).

-создание модели учебного процесса, погружающего школьника в практико-ориентированную деятельность; -осознание обучающимися значимости математического образования для повседневной жизни и формирование устойчивой мотивации к изучению предмета; -повышение уровня математической компетентности обучающихся, обеспечивающей готовность к использованию полученных знаний для решения жизненных задач. Успешная социализация обучающихся после окончания школы В перспективе

А.Н.Леонтьев Теория деятельности В обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. Л.С.Выготский Теория зоны ближайшего развития При определении умственного развития ребенка необходимо учитывать «динамическое состояние его развития», «те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления». Г.И.Саранцев Технология работы с практико- ориентированными задачами Задачи становятся способом организации и управления учебно- познавательной деятельностью учащихся; связующим звеном между теорией и практикой. Т. А. Иванова Гуманитаризация математического образования Основная задача - сделать общественно- значимые ценности математического знания личностно-значимыми.

-принцип связи обучения с практикой (повышает значимость учебной деятельности в сознании обучающихся, придает ей осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия для учения, способствует конкретизации знаний и формированию умения применять их на практике); -принцип практико-ориентированного целеполагания (способность постановки целей своей деятельности); -принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности). -принцип продуктивности обучения (образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных и профессиональных качеств); -принцип ситуативности обучения (преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель – вызвать мотивацию); -принцип образовательной рефлексии (осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей).

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (извлечения из «Основных результатов международного исследования PISA-2012») Проблема в контексте Математические результаты Результаты в контексте Математическая проблема Реальный мир Математический мир формулировать применять оценивать интерпретировать Пути решения проблем: 1. Перевести взятые из жизни задачи на язык математики. 2. Установить связь математической задачи с жизнью, с практической деятельностью.

содержание математического образования Решение контекстных задач (уровень воспроизведения, установления связей, рассуждений) через в ходе погружения в практико- ориентированную деятельность Конструирование Моделирование Проектная деятельность Успешная самореализация Применение математических знаний, умений в жизненных ситуациях Ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная Практические знания Практические действия Компетенции Социализация личности Математическая грамотность

Алгоритм деятельности учителя при включении практико- ориентированных задач в обучение Алгоритм деятельности обучающихся при включении практико- ориентированных задач в обучение 1) Определить цель задачи, её место на уроке, в теме, в курсе. 2) Определить уровень контекстной задачи (воспроизведения, установления связей, рассуждений). 3) Выделить область математических знаний, необходимых при решении задачи. 4)Отобрать и выработать методы обучения, соответствующие поставленной цели. 5) Определить степень самостоятельности обучающихся при решении задачи. 6) Прогнозировать процент самостоятельности обучающихся при выполнении задачи. 7) Подготовить дополнительный материал (маршрутный лист, опорный конспект, систему проблемных вопросов и др.), увеличивающий степень самостоятельности обучающихся при решении задачи. 8)Проанализировать эффективность работы с задачей. 1) Выделить из условия необходимую информацию. 2) Вычленить объекты и математические отношения. 3) Создать математическую модель описанной ситуации. 4) Выполнить преобразование математической модели. 5) Интерпретировать полученные результаты в терминах и понятиях предложенной ситуации.

Уровень воспроизведения Уровень установления связей Уровень рассуждений –должны быть близки к ситуациям из жизни, знакомы обучающимся; –должны проверять знания и умения из изученных тем и разделов математики; –сюжетная часть не должна покрывать математическую сущность. –должны описывать ситуацию, возникающую при изучении других предметов; –должны отражать математические и нематематические проблемы и их взаимную связь; –должны проверять знания и умения из изученных тем и разделов математики и других учебных предметов; –прикладная часть не должна покрывать математическую сущность. –должны описывать ситуацию в реальной действительности, но явно не подсказывать область знаний и метод решения; –должны содержать большое количество избыточной информации; –должны проверять знания и умения из изученных тем и разделов, а также умения пользоваться и другими источниками информации. Требуется анализ полученных ответов в соответствии с условием задачи.

Для транспортировки 43 тонн груза на 1400 км можно воспользоваться услугами одной из трех фирм перевозчиков. Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей каждого перевозчика указаны в таблице. Во сколько рублей обойдется наиболее дешевый вариант перевозки? Перевозчик Стоимость перевозки одним автомобилем (руб. на 100 км) Грузоподъемность одного автомобиля (тонн) А37003,5 Б43005 В Статистические данные Тема Представление данных в виде таблиц, вычислительные навыки Необходимые знания Извлекать информацию, анализировать реальные числовые данные УУД Учебно-познавательная Информационная Компетенции Пример

Иррациональные уравнения и неравенства Тема Понятие корня степени n>1 и его свойства, основные приёмы решения иррациональных уравнений Необходимые знания Работа с информацией, формирование логических умений, развитие внимания УУД Учебно-познавательная Информационная Компетенции Пример

Количество Тема Вычислительные навыки, умение создавать математическую модель Необходимые знания Работа с информацией, формирование логических умений, развитие внимания УУД Учебно-познавательная Информационная Социально-трудовая Компетенции Пример PISA-2012

Уровень воспроизведения (конструирование) Уровень установления связей (моделирование) Уровень рассуждений (проектная деятельность) Составление математической конструкции, представляющей собой новый математический объект, некоторый способ рассуждения, сложное доказательство, алгоритм вычисления или алгоритм решения определенного класса задач. Виды конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу. Исследование какого либо объекта или системы объектов путем построения и изучения их моделей. Виды моделей: натурная (муляж, макет) и информационная (словесное описание, формула, чертёж, схема). Организация совместной деятельности обучающихся, направленной на решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта. Виды проектов: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный.

Конструирование Моделирование Примеры создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления, строить модель/схему преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область Обучающиеся научатся

Пример Создание маршрутного листа Работа над проектом Обработка и представление информации Выбор темы проекта Целеполагание (гипотеза, актуальность, цель, задачи) Изучение информационных источников организовывать сотрудничество и совместную деятельность; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающиеся научатся

Результаты ЕГЭ по математике(2013 год) Край Район 11 «Б» Средний балл 43,94352,45 Высокие баллы учащихся 83, 85, 90, 92

«Карта интересов» (А.Е. Голомшток) Методика «Тип мышления» Изучение направленности на приобретение знаний или отметки «Дифференциально- диагностический опросник» (Е.А. Климов)

–Выготский Л.С. – Педагогическая психология / под ред. В.В.Давыдова. – М.: АСТ:Астрель, – Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. – Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике / Математика в школе г. – Иванова Т.А.. – Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования. - URL: – Концепция профильного обучения. - URL: – Концепция развития математического образования в Российской Федерации. - URL: – Леонтьев А.Н. – Деятельность. Сознание. Личность. - URL: – Основные результаты международного исследования PISA URL: – Саранцев Г. И. – Методология предметных методик обучения. - URL: ull&ucat ull&ucat –Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. - URL: