Чувство Чувство эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
Advertisements

Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
Роль эмоций в жизни человека. Эмоции (от лат. «emotion» волнение) это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость.
Переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познаёт или делает (в широком значении). Отражают.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Чувства и эмоции
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Эмоционально - волевая сторона деятельности личности. Чувства и воля.
Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
ТЕМА 7. ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. Слово «эмоция» имеет латинское происхождение и обозначает «потрясаю, возбуждаю, волную». ЭМОЦИИ – это особый.
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Различия психики животных и человека.
Транксрипт:

Чувство

Чувство эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения. Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов. Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от слова тучи; суффикс в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово тучи встречается во многих славянских языках(например древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.старославянского суффикса суффикс славянских языкахдревнерусскийукраинскийбелорусскийпольскийболгарский Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.Изборнике 1073 года Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.

Понятие о чувствах Люди не бывают безразличны к тому, что воспринимают (видят, слышат), делают, о чем думают, мечтают. Одни предметы, лица, действия, события нас радуют, другие вызывают печаль, третьи приводят в состояние негодования, гнева. Находясь в опасности, мы испытываем страх, победа над врагом или преодоление трудностей вызывает восторг, торжество. Эти и многие другие переживания испытывает каждый, живя, трудясь, ведя борьбу, стремясь к достижению поставленных целей. Переживания человеком своего отношения к тому, что он познает и делает, называются чувствами (или эмоциями). Источником чувств являются потребности, стремления, желания, вызываемые теми свойствами предметов и явлений, которые мы воспринимаем, с которыми имеем дело. Чувства вызывает и наша деятельность (труд, учение, игра), ее успехи и неудачи. В обыденной речи понятия «ощущать», «чувствовать» смешиваются. Мы говорим: «я ощущаю страх», «чувствую боль», хотя правильнее было бы сказать: «чувствую страх», «ощущаю боль». Ощущения дают нам знать о свойствах предметов и явлений, чувства же говорят о внутреннем состоянии человека, о его отношении к этим предметам и явлениям. Чувства тесно связаны со всеми психическими процессами, нередко вызываются ими и в свою очередь влияют на них. Ощущения являются одним из источников чувств, и сами ощущения нередко меняются под воздействием наших переживаний. В зависимости от настроения человек иногда по-разному воспринимает один и тот же предмет. Напуганный рассказами о хищных животных, мальчик может в темноте принять кустик за волка, хотя обычно проходя тем же местом, не испытывает никакого страха. Эмоции тесно связаны и с памятью. Все, что мы пережили, т. е. восприняли с определенным чувством, хорошо нами помнится, и воспоминания о прошлом часто вызывают у нас те или иные чувства.

Человек существо общественное. Поэтому и чувства его имеют социальный характер. Они меняются с развитием общества. Похожие события и факты вызывают различное отношение у людей, живших в разное время. Чувства побуждают людей к деятельности. Успех любой работы в большой степени зависит от отношения к ней. Тот, кто равнодушно, безразлично относится к результатам работы, и качество труда имеет низкое. Особенное значение имеют чувства в творческой работе. То состояние подъема, вдохновения, которое испытывает поэт, художник, ученый, изобретатель в процессе своей работы, тесно связано с чувствами. Они играют большую роль во всех познавательных процессах человека. В. И. Ленин писал, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины». Педагог должен помнить о значении чувств в учебной и воспитательной работе. Знания, которые вызывают у школьника сильные положительные эмоции, усваиваются быстрее и прочнее, чем тот материал, к которому ребенок остался равнодушным. Похвала за успехи и поведение, как правило, вызывает у ученика приятное чувство, которое служит хорошим стимулом для дальнейших усилий в учебе; неодобрение, порицание, наказание обычно создают у школьника неприятное эмоциональное состояние и побуждают к тому, чтобы подобные переживания не повторялись. Опытный учитель с необходимым тактом использует и отрицательные эмоции ребенка.

Основные качества чувств Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и даже просто оттенков. Одна из особенностей чувств их полярность, т. е. противоположность друг другу. Например, для чувства радости полярным чувством будет печаль, для удовольствия страдание, для любви ненависть, для страха чувство смелости, боевого возбуждения и т. п. Чувства можно разделить на приятные для нас и неприятные. Первые, с точки зрения переживающего их человека, будут положительными чувствами, вторые отрицательными. Между ними много промежуточных, которые могут быть отнесены и к первым и ко вторым. Так, иногда страх включает в себя и боевое возбуждение, готовность активно действовать ради самозащиты; страх может побудить и к бегству, и к смелому наступлению. Радость успеха иногда сопровождается грустью. Некоторые переживания бывают настолько сложными, многогранными, что трудно сказать, относятся ли они к приятным или к неприятным чувствам. «Мне грустно и легко, Печаль моя светла», писал А. С. Пушкин.

Чувства могут отличаться активностью или пассивностью. Когда человек возбужден, находится в состоянии напряжения (например, школьник перед экзаменом) или испытывает особый подъем (в период творческой работы), его чувства активны. Напротив, в период безразличного состояния и чувства у человека протекают слабо. Активность чувств делает их астеническими. Они увеличивают энергию и силу человека. Напротив, пассивность чувств выражается в том, что они становятся аастеническими, понижают жизнедеятельность, энергию. К стеническим чувствам можно отнести чувство смелости, боевого возбуждения, радость победы, аастенические чувства это чувство уныния, отчаяния, апатии и др. Чувства обладают различной степенью интенсивности и продолжительности. Иногда они бывают длительными, но слабыми. В другое время у того же человека они протекают очень сильно, побуждая его совершать недостаточно продуманные поступки.

Формы переживания чувств В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение. 1. Чувственный, или эмоциональный, тон это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­ нению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т. п. (например, «прият­ный собеседник», «скучная книга»). 2. Собственно эмоции психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.

Эмоции возникают вследствие того, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отли­чающиеся новизной, необычностью или внезапностью). Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Однако такие эмоции, как гнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособитель­ным поведением и еще чаще с защитой и утверждением лич­ностной целостности. Страх также связан с выживанием и наря­ду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессив­ности и утверждению социального порядка. Популярными являются классификация эмоций по отноше­нию к деятельности и соответственно их деление на астенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и асте­нические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребно­стей биологические, социальные и идеальные эмоции; по ха­рактеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворе­ния потребности, контактные и дистантные. 3. Аффект стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­ рушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на деятельность, последо­вательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции ступор или хаотичные нецеленаправ­ленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологи­ческого аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсив­ности реагирования раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

4. Страсть интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности. 5. Настроение сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Причины, вызывающие настроение, многочисленны от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровож­дение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения «у меня пре­красное настроение» (от музыки)). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (напри­мер, гипертимия склонность к повышенному настроению, дистимия склонность к пониженному настроению). Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ста­вит психологию перед необходимостью их более четкой дифферен­циации. Существуют ли качественные различия эмоций и чувств? Согласно традиции отечественной психологии принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Однако в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкрет­ными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действитель­ности явления, имеющие стабильную потребностно-мотивационную значимость. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т. д. Итак, чувства это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Как возникают и изменяются чувства человека? Механизм возникновения и изменения чувств человека можно представить себе следующим образом. Сначала, вскоре после своего рождения, ребенок обладает только простейшими, биологическими эмоциями, то есть переживаниями, которые связаны с удовлетворением его органических потребностей. Главную роль среди этих переживаний играют удовольствие и неудовольствие во всевозможных их проявлениях (например, приятное и неприятное, сладкое и горькое). В ходе приобретения жизненного опыта, в процессе столкновения с различными жизненными событиями, взаимодействия с людьми и предметами ребенок получает массу разнообразных ощущений, в том числе ощущения удовольствия и неудовольствия, приятного и неприятного. По механизму условнорефлекторной связи все эти ощущения становятся ассоциированными с соответствующими событиями, людьми и предметами настолько, что само появление этих людей, предметов или возникновение соответствующих событий начинает вызывать у человека связанные с ними ощущения и переживания. Это и есть чувства, по определению. Если жизненный опыт человека складывается таким образом, что ощущения и переживания, ассоциированные с теми или иными событиями, людьми и предметами, постоянно или часто подтверждаются, то соответствующие чувства закрепляются в психике человека и становятся частью его личности. Если же появление событий, людей или предметов порождает новые ощущения и переживания у человека, то его чувства могут изменяться. Таков основной механизм изменения чувств, и он основан на известных законах научения, формирования и изменения условнорефлекторных связей между элементами жизненного опыта.

То, что мы описали, касается в основном появления и изменения отдельных чувств человека. Известно, однако, что наряду с отдельными чувствами, связанными с некоторыми частными событиями, людьми и предметами, у человека есть сложные комплексы чувств. Эти комплексы представляют собой систему чувств, связанных таким образом, что появление одного чувства вызывает появление другого; потеря одного чувства может привести к утрате другого чувства. Например, если у человека появляется чувство ненависти к кому-либо или к чему-либо, то вместе с этим чувством может возникнуть раздражение, неприязнь, гнев, отвращение к соответствующему объекту; вместе с исчезновением любви к человеку обычно пропадает и чувство уважения к нему. Убрать одно из чувств, находящееся в связи с другими чувствами, не затрагивая последних, как правило, невозможно. Точно так же породить одно чувство, не порождая у человека других, связанных с ним, чувств, также весьма затруднительно. Иными словами, возникновение или изменение чувств человека имеет системный, комплексный характер, и, если мы знаем, что какое-то новое чувство у человека возникло или существенно изменилось старое, известное чувство, мы вправе ожидать и соответствующих изменений в других чувствах человека по отношению к данному объекту.

Классификация чувств Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой линейной их классификации. Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по уровням проявления в строении психического ( высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату. Существующие классификационные схемы различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по видам деятельности, в которых они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, к другим людям, к самому себе. Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине. Среди высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом. К высшим чувствам относятся также эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные ( например, чувство к ребенку, произведению искусства ), обобщенные ( чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные ( чувство справедливости, трагического).

Примером эмпирической классификации может служит различение десяти фундаментальных эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество (К. Изард). К ним относят следующие: интерес-волнение, радость, удивление, горе- страдание, гнев, отвращение. презрение, страх, стыд, вина. Эмоции ( следовательно и чувства ) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Б. И. Додоновым выделены следующие виды подобных ценных эмоций: 1. альтруистические, 2. коммуникативные, 3. глорические, 4. праксические, 5. пугнические, 6. романтические, 7. гностические, 8. эстетические, 9. гедонистические, 10. акизитивные. Эмпирически на основе формы непосредственного переживания выделены такие чувства : счастье, самоуважение, любовь, стыд, чувство комического, юмор, ирония, чувство трагического, смятение, раскаяние, страх, обида. Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.

Страхи и их преодоление. Страх смерти Страх 1. Самый сильный - страх смерти. Все живое рано или поздно умирает, следовательно, перед смертью есть страх. Есть ли смысл бояться смерти? Если вы осознаете бессмысленность этого страха, то перестанете его бояться. Если вы есть - смерти нет, когда пришла смерть - нет вас. Один известный полевой командир в свое время говорил: Если на вас наставили оружие, не спешите бояться. Могут быть два варианта: это оружие выстрелит, и это оружие не выстрелит. Если в вас не выстрелили - это замечательно, если в вас не выстрелили, то могут быть 2 варианта. В вас попали и в вас не попали. Если в вас не попали - все великолепно. А если в вас попали, тпо тут тоже могут быть 2 варианта: вас убили и вас ранили. Если вас убили, то вы уже в раю обнимаете прекрасных женщин, а если вас ранили, то тут могут быть два варианта. Вы умрете от этой раны, и вы останетесь живы. Если вы умерли, то вы уже в раю обнимаете прекрасных женщин, а если вы остались живы, то вы снова в строю сражаетесь против неверных Почему боятся смерти христиане, атеисты, буддисты? Буддист боится, что уйдет в следующее перерождение тараканом, атеисты ни во что не верят, христиане боятся ада.

Есть такая концепция: весь мир - вселенская матрица. Все мы существуем в системном блоке компьютера. За клавиатурой сидит великий господь вселенной: господь, аллах как угодно называйте. Много имен. От вас что-нибудь зависит? Вы всего лишь маленькая программа, которая записана на жестком диске. Ничего не зависит. Если с вами что-то происходит, есть ли смысл этого бояться? Вас побили бейсбольной битой, вы можете после этого бояться биты? Нет. Вы будете бояться того, кто держит эту биту. Но ведь тот, кто держит эту биту - такое же орудие, такая же бита в руках того, кто стоит за ним. Поэтому бояться имеет смысл только великого программиста, который может решить: "Пора закрывать эту маленькую программу. Как закрыть? Так, вот водитель КАМАЗа первый стакан уже выпил, еще два и закрывается эта программа". Это не означает, что от вас в вашей жизни ничего не зависит, но для борьбы со страхом смерти из этой концепции можно почерпнуть многое.

Страх потери здоровья. Если вы потеряете здоровье и сразу не умрете, значит вы привыкнете жить без здоровья, так? И сумма счастья и несчастья - опять величина постоянная. Если вы умрете - то все, вас нет. Уже ничего не важно. Этот страх абсурден.

Страх потери достатка Если вы стали зарабатывать в 2 раза больше, чем сейчас. Сколько времени будете радоваться? Первый раз заработали - будете радоваться, а потом? Опять будет всегда немножко не хватать. Это нормальное состояние. Если стали зарабатывать в 2 раза меньше чем зарабатываете, во многом себе придется отказать? Да. Но через некоторое время вы либо привыкнете так жить. Либо умрете. Если вы не умерли, значит привыкли. Смерть не страшна, если вы остались живы - то тем более ничего не страшно. Вот в этом состоянии страх становится ядерным топливом вашего организма, вашей психики. Преодоление страха Со страхом очень интересно бороться, это очень интересная тема. Просто говорить, что я не боюсь - это ничего не даст. А можно научить себя любить страх. Любить свой страх и использовать энергию страха, это такое мощное ядерное топливо. Если научитесь его использовать - это даст вам небывалые возможности и небывалую силу. Если вы расщепите свои комплексы, переварите их, они дадут вам бешеную энергию. Страх - реактивное топливо для вашего взлета. Я провожу в Санкт-Петербурге такой эксперимент. Привязываю своих учеников на веревке, они свешиваются с моста над Невой, высотой 50 м. Висят и кричат: "Я люблю свой страх! Бояться это приятно! Страх делает меня сильным! Я хозяин своего страха!". Один стал кричать: "Я боюсь воды". Хорошо, поехали на другой мост, где та же самая высота, но внизу бетон и рельсы. И он повторил этот эксперимент.

Страх нужно любить. Как только научитесь это делать - страх дает вам силы и могущество. Добавляет вам неслыханную мощь сознания и воли, что передать это невозможно. Можно только почувствовать.