ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ С НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ Толстикова О.В., доцент кафедры педагогики и психологии МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (ГАОУ ДПО СО «ИРО») 2015 Фестиваль инновационных практик дошкольных образовательных организаций Свердловской области
Система оценки качества образования Свердловской области Дошкольное образование Комплексное исследование «Качество дошкольного образования в Свердловской области» Начальное общее образование Мониторинговое исследование «Оценка качества подготовки выпускников начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС» Основное общее образование Мониторинг готовности к введению ФГОС, ОГЭ PIRLS - 4 КЛАСС TIMSS - 8 КЛАСС Среднее общее образование ЕГЭ PISA ЛЕТНИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ Национальные исследования качества образования (НИКО) 4-е классы РУССКИЙ ЯЗЫК МАТЕМАТИКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 5-7 классы МАТЕМАТИКА 8-9 классы ИНФОРМАТИКА И ИКТ 2 Международные мониторинговые исследования Региональные исследования качества образования
ФГОС ДО ДО не является обязательным уровнем общего образования (ФЗ "Об образовании", ст.66, п.5) Отсутствие предметных дисциплин (п.2.6, п.2.7 ФГОС ДО) Отсутствие описания знаний, которыми должны овладеть воспитанники (отсутствие предметных результатов) (п.4.1 ФГОС ДО) Неправомерность требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, определение результатов освоения ОП в виде целевых ориентиров (п.4.1 ФГОС ДО) Освоение образовательных программ ДО не сопровождается проведением аттестаций обучающихся (ФЗ «Об образовании», ст.64,п.2)
Уровни и направления общего образования ДОШКОЛЬНОЕ формирование общей культуры развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств формирование предпосылок УД сохранение и укрепление здоровья НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ формирование личности развитие индивидуальных способностей развитие положительной мотивации овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками УД, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДО ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОО
Комплексное исследование «Качество дошкольного образования в Свердловской области» 2012 г г. ГАОУ ДПО СО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель исследования: выявление уровня готовности выпускников ДОУ к обучению в школе и факторов, его обусловливающих Выявление условий подготовки ребенка к обучению в школе, созданные в ДОУ Свердловской области Выявление уровня личностной, интеллектуальной, социально- психологической, эмоционально-волевой готовности выпускников ДОУ к обучению в школе Выявление мнения родителей и учителей о степени готовности ребенка к обучению в школе Выявление степени значимости различных субъектов образования в процессе подготовки детей к обучению в школе Обучающиеся 1-х классов Родители обучающихся 1-х классов Учителя начальной школы Руководящие работники ДОУ
В исследовании приняли участие: 2014 г. – 3038 человек 2012 г. – 2365 человек 2014 г. – 5321 человек 2012 г человек Общее число участников Общее число обучающихся 1-х классов 42 ОУ Свердловской области 41 ОУ Свердловской области
В исследовании приняли участие: 2014 г. – 129 учителей 2012 г. – 107 учителей 2014 г. – 2154 человек 2012 г. – 2296 человек Родители обучающихся 1-х классов Учителя начальной школы 2365 первоклассников из 42 ОУ Свердловской области 3038 первоклассников из 41 ОУ Свердловской области Категории участников исследования 2012 год 2014 год представители администрации дошкольных образовательных организаций человек человек учителя начальной школы 107 человек 129 человек
Психолого-педагогическая диагностика стартовой готовности ребенка к школе Инструментальная готовность Изучение того, в какой мере первоклассник оснащен: - специальными инструментами восприятия и переработки учебной информации, - решения логических задач, сообразных возрасту, - готов ли он к учебному взаимодействию Личностная готовность Изучение: - мотивации познания и учения; - проявление «позиции школьника»; - обозначение значимых людей, действий либо предметов школьной действительности; - ориентированность на новую социальную группу одноклассников, - особенностей проявления субъектной позиции в познавательно- учебной деятельности
Выявление умения у детей воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления Результаты выполнения задания «Дорисуй картинки» ( %)
Выявление у обучающихся умения использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебной задачи Результаты выполнения задания «Любимая пища ежика» ( %)
Изучение мотивационной готовности первоклассников к выполнению учебных заданий разного уровня сложности (т.е. личностный компонент) Мотивационная готовность учащихся выполнять задания высокого уровня сложности (%)
Выявление умения видеть закономерность в представленной информации Простой вариант задания Сложный вариант задания Результаты выполнения задания «Продолжи узор» (%)
Определение умения выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей Результаты выполнения задания «Выдели объекты из множества других» (%)
Изучение у первоклассников умения следовать инструкции при выполнении учебного задания, как основы формирования общеучебных и регулятивных умений у обучающихся начальных классов Результаты выполнения задания, выявляющие умение следовать образцу (%)
Исследование учебной мотивации, особенностей эмоционально- ценностного отношения к школе, учебно- познавательному процессу, субъектной позиции обучающегося в учебной деятельности Уровень мотивационной готовности 2012 год 2014 год высокий уровень 5,736,1 средний уровень 28,125,0 низкий уровень 66,238,9 Итого 100,0 Распределение обучающихся – участников исследования по уровням мотивационной готовности (%) по рисунку «Я в школе»
Оценка педагогами и родителями обучающихся уровня готовности ребенка к школе, %
Исследование «Качество дошкольного образования в Свердловской области» Условия обеспечения качества дошкольного образования Реализуемые в дошкольных образовательных организациях комплексные образовательные программы и\или проекты примерных основных образовательных программ Нумерация программ Детство 1; От рождения до школы 2; Успех 3; Радуга 4; Истоки 5; Детский сад Дом радости 6; Из детства в отрочество 7; Развитие или Развитие+ 8; Одаренный ребенок 9; Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста. 10; Сообщество 11; Предшкольная пора 12; Предшкола нового поколения 13; Мозаика 14; ОткрытиЯ 15; Первоцветы 16; Тропинки 17; На крыльях детства 18; Мир открытий 19; Золотой ключик 20; Диалог 21; Детский сад по М.Монтессори 22; Мы живем на Урале 23; Другое 24.
Нумерация программ (ПООП) Детство 1; От рождения до школы 2; Успех 3; Радуга 4; Истоки 5; Детский сад Дом радости 6; Из детства в отрочество 7; Развитие или Развитие+ 8; Одаренный ребенок 9; Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста. 10; Сообщество 11; Предшкольная пора 12; Предшкола нового поколения 13; Мы живем на Урале 23; Другое 24. Планирование перехода на программы нового поколения в 2015 году Условия обеспечения качества дошкольного образования
Информация о функционировании вариативных форм дошкольного образования в ДОО Свердловской области Вариативные формы образования 2012 г.2014 г. % Консультативный пункт 18,783,0 Лекотека 1,70,0 Центр игровой поддержки ребенка 1,77,0 Служба ранней помощи 2,03,0 Группы для одаренных детей 0,20,0 Группа для детей, для которых русский язык не является родным 0,50,0 Группа вечернего пребывания 1,44,0 Группы пребывания в праздничные и выходные дни 0,0 Группы совместного пребывания ребенка и родителя 1,43,0 Другое- 55,0
Совет образовательного учреждения - 1; Педагогический совет - 2; Управляющий совет - 3; Попечительский совет - 4; Наблюдательный совет - 5; Совет родителей - 6; Другое - 7. Наличие в ДОО действующих органов самоуправления
Условия обеспечения качества дошкольного образования Уровень образования педагогических работников
Условия обеспечения качества дошкольного образования Информация о повышении квалификации педагогических работников по вопросам введения ФГОС ДО
п/п Дополнительные профессиональные программы Кол-во часов 1. ДПП «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования» с 2 УТП (очная форма обучения и ДОТ) час. 2. ДПП «Управление качеством дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» час. 3. Вариативный модуль «Обучение тьюторов: идеология, содержание, технологии введения ФГОС дошкольного образования» (80 час.) ДПП «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования» 80 час. 4. ДПП переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования»250 час. 5. ДПП «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» 16 час. 6. ДПП «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 16 час. 7. ДПП «Современные педагогические технологии дошкольного образования»16 час. 8. Семинар «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 16 час. 9. ДПП «Особенности государственно-общественного управления дошкольной образовательной организацией» 72 час. 10. ДПП «Управление качеством дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» 24 час. 11. ДПП «Психолого-педагогические условия сопровождения личностного развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО» час. 12. ДПП «Разработка основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» 40 час. 13. ДПП «Проектирование образовательного процесса в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 40 час. 14. ДПП «Проектирование образовательного процесса в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»с ДОТ 40 час. 15. ДПП «Преемственность деятельности педагога дошкольной образовательной организации и начальной школы в достижении результата образования» 32 час. 16. ДПП «Современные педагогические технологии в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 40 час.