Смоленский областной институт развития образования Кафедра методики преподавания предметов естественно-математического цикла Телефон кафедры: 8(412) 38-95-51.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материалы к научно- практическому семинару. Системно- деятельностный подход в обучении МОУ Гульцовская основная общеобразовательная школа.
Advertisements

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Человека нельзя сделать, произвести, вылепить как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Деятельностная парадигма образования Психологические основы развивающего обучения.
LOGO Системно – деятельностный подход в рамках ФГОС МБОУ Спасская гимназия.
Теоретико- методологические основы системно- деятельностного подхода Годичная команда педагогов МБОУ «Великодворская СОШ» Ответственные: Сковородина Н.Е.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Технология обучения была разработана и предложена для внедрения группой зарубежных исследователей в 1978 г. Сторонники этого «значимого для человека обучения»
Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени.
П РОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Районное методическое объединение учителей географии.
Проблема разобщённости научного знания Метапредметный подход в образовании, и соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Системно-деятельностный подход в обучении как механизм реализации ФГОС нового поколения.
1 Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно.
Новые педагогические технологии. " "Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает,
Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся Воронина Валентина Михайловна, учитель географии МОУ.
Транксрипт:

Смоленский областной институт развития образования Кафедра методики преподавания предметов естественно-математического цикла Телефон кафедры: 8(412) Вас приветствует доцент кафедры Иванов Владимир Матвеевич

План занятия 1. Сущность деятельностной теории учения 2. Система дидактических принципов обучения 3. Компоненты системно-деятельностного подхода 4. Новый результат - … «деятель», а не «знайка» Образовательные технологии в современной школе 5. Образовательные технологии в современной школе 6. Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла (На примере интегрированного курса географии и биологии) 1. Сущность деятельностной теории учения 2. Система дидактических принципов обучения 3. Компоненты системно-деятельностного подхода 4. Новый результат - … «деятель», а не «знайка» Образовательные технологии в современной школе 5. Образовательные технологии в современной школе 6. Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла (На примере интегрированного курса географии и биологии)

Человека нельзя сделать, произвести, вылепить как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность. Г.С.Батищев

Сущность деятельностной теории учения Конечной целью обучения является формирование способа действий Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью

Система дидактических принципов обучения Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип творчества Принцип вариативности Принцип психологической комфортности

Компоненты системно-деятельностного подхода Учебно- познавательные мотивы (т.е. осознание «для чего мне необходимо изучать этот объект») Действие целеполагания («что я должен сделать»: выбор методов и средств) Планирован ие решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу») «Деятельность – личность» Вне деятельности нет личности «Какова деятельность, такова и личность Решение задач Рефлексив но- оценочные действия («всё и правильно ли я сделал, что ещё необходим о сделать чтобы достигнуть цель

Новый результат - … «деятель», а не «знайка» Универсальные учебные действия Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать получение и оценивать результат Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение донести свою позицию, понять других, договариваться, чтобы сделать что-то сообща

Образовательные технологии в современной школе На основе активизации деятельности учащихся На основе индивидуализации обучения Технология проблемного обучения Технология проведения учебных дискуссий Технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей Технология игрового обучения Технология проектного обучения Технология модульного обучения Технология проблемного обучения Информационная технология обучения Технология развития критического мышления

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла (На примере интегрированного курса географии и биологии) Ключевые слова: интеграция, системно-деятельностный подход, интегрированный курс географии и биологии Необходимость формирования у школьников целостного взгляда на окружающий мир и предметная разобщенность при его изучении являются одной из наиболее сложных проблем традиционного обучения. Результатом такого обучения являются отрывочные, «лоскутные» знания учащихся. Естественно стремление учителей-практиков и педагогов-исследователей к поиску межпредметных связей и объединению родственных дисциплин в единые линии познания. Ключевые слова: интеграция, системно-деятельностный подход, интегрированный курс географии и биологии Необходимость формирования у школьников целостного взгляда на окружающий мир и предметная разобщенность при его изучении являются одной из наиболее сложных проблем традиционного обучения. Результатом такого обучения являются отрывочные, «лоскутные» знания учащихся. Естественно стремление учителей-практиков и педагогов-исследователей к поиску межпредметных связей и объединению родственных дисциплин в единые линии познания.

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Проблемы интеграции стали особенно ощутимы в эпоху НТР, когда объем научной информации начал возрастать, удваиваясь, по расчетам исследователей, через каждые лет. Информационный взрыв отразился и на школьном образовании: увеличился объем содержания изучаемых дисциплин, в базисный учебный план введены новые курсы, что закономерно привело к значительным перегрузкам учащихся. Проблемы интеграции стали особенно ощутимы в эпоху НТР, когда объем научной информации начал возрастать, удваиваясь, по расчетам исследователей, через каждые лет. Информационный взрыв отразился и на школьном образовании: увеличился объем содержания изучаемых дисциплин, в базисный учебный план введены новые курсы, что закономерно привело к значительным перегрузкам учащихся.

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Решение проблем интеграции традиционно строится на подборе содержания родственных дисциплин. На наш взгляд, более эффективна интеграция различных предметов на основе единства способов познания. Указанный подход базируется на концепции, разработанной В.П. Суховым. Перечислим его основные положения: - Окружающий мир – объект познания учащихся – имеет системную организацию. -Любые объекты природы могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Решение проблем интеграции традиционно строится на подборе содержания родственных дисциплин. На наш взгляд, более эффективна интеграция различных предметов на основе единства способов познания. Указанный подход базируется на концепции, разработанной В.П. Суховым. Перечислим его основные положения: - Окружающий мир – объект познания учащихся – имеет системную организацию. -Любые объекты природы могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Учебная деятельность ставит школьника в позицию её субъекта. В результате на уроке возникает субъект- субъектная ситуация, учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнёры. Обеспечение субъектной позиции ученика и системно- деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего образования. Учебная деятельность ставит школьника в позицию её субъекта. В результате на уроке возникает субъект- субъектная ситуация, учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнёры. Обеспечение субъектной позиции ученика и системно- деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего образования.

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделять мотивы («для чего я должен изучить?»), действие целеполагания («что я должен сделать?»), выбор средств и методов («как выполнить задачу?»), планирование (« в какой последовательности?»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («всё и правильно ли я сделал?»). Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделять мотивы («для чего я должен изучить?»), действие целеполагания («что я должен сделать?»), выбор средств и методов («как выполнить задачу?»), планирование (« в какой последовательности?»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («всё и правильно ли я сделал?»). Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла В учебной деятельности указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. Первое правило – «изучи предмет в целом»; второе – «раздели его на части и изучи каждую отдельно»; третье – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют» В учебной деятельности указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. Первое правило – «изучи предмет в целом»; второе – «раздели его на части и изучи каждую отдельно»; третье – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Указанные правила позволяют учащимся производить перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их, верхних этажей – общего, абстрактного, к нижнему – конкретному. Такое движение в познании, когда умственная деятельность cубъекта во внутреннем плане предшествует практической, позволяет учащимся решать задачи «в уме» - теоретически до практической реализации и на этой основе формировать теоретические понятия и теоретическое (научное) мышление Указанные правила позволяют учащимся производить перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их, верхних этажей – общего, абстрактного, к нижнему – конкретному. Такое движение в познании, когда умственная деятельность cубъекта во внутреннем плане предшествует практической, позволяет учащимся решать задачи «в уме» - теоретически до практической реализации и на этой основе формировать теоретические понятия и теоретическое (научное) мышление

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуется в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся. Такая модель играет роль опорной схемы, учащийся применяет её в качестве тезисов при опросе. Собственная учебная деятельность школьников выступает как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность, и «вне деятельности нет личности» Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуется в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся. Такая модель играет роль опорной схемы, учащийся применяет её в качестве тезисов при опросе. Собственная учебная деятельность школьников выступает как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность, и «вне деятельности нет личности»

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Системно-деятельностный подход позволяет разработать концепцию интеграции дисциплин естественнонаучного цикла, основанную на единстве межпредметных принципов познания. Указанными принципами обнаруживается многоступенчатость систем окружающего мира. В них выстраиваются и могут изучаться в едином курсе дисциплины естественно-научного цикла Системно-деятельностный подход позволяет разработать концепцию интеграции дисциплин естественнонаучного цикла, основанную на единстве межпредметных принципов познания. Указанными принципами обнаруживается многоступенчатость систем окружающего мира. В них выстраиваются и могут изучаться в едином курсе дисциплины естественно-научного цикла

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Для экспериментальной проверки указанной концепции был разработан интегрированный курс географии и биологии для VI класса. Апробация проводилась в школе-гимназии 144 г. Уфы. В самом начале изучения экспериментального курса учащиеся составили опорный план изучения объекта – Земля (общее описание); в соответствии со вторым – Земля разделена на четыре оболочки – системы более низкого ранга. В соответствии с третьим правилом познания была выявлена особенность взаимодействия оболочек Земли, которая выражается во взаимном проникновении слагающих их веществ. При этом все оболочки, взаимодействуя, образуют более крупную, географическую оболочку, которая, в сущности, и является предметом изучения географии Для экспериментальной проверки указанной концепции был разработан интегрированный курс географии и биологии для VI класса. Апробация проводилась в школе-гимназии 144 г. Уфы. В самом начале изучения экспериментального курса учащиеся составили опорный план изучения объекта – Земля (общее описание); в соответствии со вторым – Земля разделена на четыре оболочки – системы более низкого ранга. В соответствии с третьим правилом познания была выявлена особенность взаимодействия оболочек Земли, которая выражается во взаимном проникновении слагающих их веществ. При этом все оболочки, взаимодействуя, образуют более крупную, географическую оболочку, которая, в сущности, и является предметом изучения географии

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Последовательность изучения четырех оболочек определяется правилом историзма – в соответствии с временем их формирования в геологическом прошлом Схема 1 Последовательность изучения четырех оболочек определяется правилом историзма – в соответствии с временем их формирования в геологическом прошлом Схема 1 З е м л я (общее описание) Литосфера ГидросфераАтмосфера Биосфера Г е о г р а ф и ч е с к а я о б о л о ч к а

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Составляя опорный план изучения Земли, учащиеся работают на опережение, так как фактически они уже начинают изучать оболочки. Приступив далее к изучению каждой из них, они «извлекут» из памяти эти знания и дополнят их. Такое обучение определяется как ретроспективно-опережающее. При изучении каждой конкретной оболочки применяются те же правила познания: она рассматривается в целом, затем разделяется на части и т.д. По ходу рассмотрения оболочек выявляется ещё одно, пятое правило познания – правило раздвоения на противоположности Составляя опорный план изучения Земли, учащиеся работают на опережение, так как фактически они уже начинают изучать оболочки. Приступив далее к изучению каждой из них, они «извлекут» из памяти эти знания и дополнят их. Такое обучение определяется как ретроспективно-опережающее. При изучении каждой конкретной оболочки применяются те же правила познания: она рассматривается в целом, затем разделяется на части и т.д. По ходу рассмотрения оболочек выявляется ещё одно, пятое правило познания – правило раздвоения на противоположности

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла На основе этого правила выделяются, например, дневной и ночной бриз, испарение и конденсация в мировом круговороте воды. Учащийся убеждается, что единство противоположностей является источником круговоротов – воды, горных пород, химических элементов. Изученный на уроке материал вносится в блоки – опорные схемы в свёрнутой краткой форме. Для этого привлекаются любые источники информации, в том числе учебники, географические атласы, устное изложение материала учителем и т. д. Полученная таким образом на уроке опорная схема может использоваться учеником при ответах во время опроса На основе этого правила выделяются, например, дневной и ночной бриз, испарение и конденсация в мировом круговороте воды. Учащийся убеждается, что единство противоположностей является источником круговоротов – воды, горных пород, химических элементов. Изученный на уроке материал вносится в блоки – опорные схемы в свёрнутой краткой форме. Для этого привлекаются любые источники информации, в том числе учебники, географические атласы, устное изложение материала учителем и т. д. Полученная таким образом на уроке опорная схема может использоваться учеником при ответах во время опроса

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Во втором полугодии на том же едином пути познания учащиеся приступили к изучению биосферы – заключительной из четырёх оболочек, выделенных в курсе географии. Применялись те же правила познания; уроки проводил учитель географии и биологии, использовались часы, отведенные на географию и биологию. Прежде всего был составлен опорный план изучения биосферы Схема 2 Во втором полугодии на том же едином пути познания учащиеся приступили к изучению биосферы – заключительной из четырёх оболочек, выделенных в курсе географии. Применялись те же правила познания; уроки проводил учитель географии и биологии, использовались часы, отведенные на географию и биологию. Прежде всего был составлен опорный план изучения биосферы Схема 2 Б и о с ф е р а Микроорга низмы Растения ЖивотныеПочвы Человек Б и о л о г и ч е с к и й к р у г о в о р о т

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла По первому правилу познания при характеристике блока «Биосфера» выявлены признаки, общие для всех живых организмов. По второму правилу органический мир биосферы разделяется на четыре царства – микроорганизмы, грибы, растения и животные. В биосферу включаются так же почвы и человек. По правилу историзма определяется последовательность формирования выделенных царств в ходе эволюции. В опорном плане они располагаются слева направо. К ним добавляется в завершении – человек. По третьему правилу познания рассматривается взаимодействие между живыми организмами биосферы, которое определяется как биологический круговорот По первому правилу познания при характеристике блока «Биосфера» выявлены признаки, общие для всех живых организмов. По второму правилу органический мир биосферы разделяется на четыре царства – микроорганизмы, грибы, растения и животные. В биосферу включаются так же почвы и человек. По правилу историзма определяется последовательность формирования выделенных царств в ходе эволюции. В опорном плане они располагаются слева направо. К ним добавляется в завершении – человек. По третьему правилу познания рассматривается взаимодействие между живыми организмами биосферы, которое определяется как биологический круговорот

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Учащиеся высказывают своё мнение – какую часть составленного опорного плана они смогут изучить в VI классе. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дать краткую характеристику каждого выделенного царства, основных систематических групп, т.е. систем более низкого ранга, на которое подразделяется царство, их краткое описание, взаимодействие, роль в природе и жизни человека. Для изучения в VI классе намечаются микроорганизмы и растения. Последовательность изучения растений не изменяется: общая характеристика, части растений, растения – живой организм (см. схему 3). Учащиеся высказывают своё мнение – какую часть составленного опорного плана они смогут изучить в VI классе. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дать краткую характеристику каждого выделенного царства, основных систематических групп, т.е. систем более низкого ранга, на которое подразделяется царство, их краткое описание, взаимодействие, роль в природе и жизни человека. Для изучения в VI классе намечаются микроорганизмы и растения. Последовательность изучения растений не изменяется: общая характеристика, части растений, растения – живой организм (см. схему 3).

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Схема 3 Общая характеристика растения Корен ь Стебел ь Лист Цвет ок Плоды и семена Растение – живой организм

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла При дальнейшем изучении растения разделяются на систематические группы; в опорном плане они выстраиваются в соответствии с основными этапами эволюции органического мира. По третьему правилу познания выявляются взаимосвязи растений в природе, благодаря которым формируются растительные сообщества. В этом же блоке уместно рассмотреть и проблемы, связанные с взаимодействиями в системе «растения - человек» (см. схему 4). При дальнейшем изучении растения разделяются на систематические группы; в опорном плане они выстраиваются в соответствии с основными этапами эволюции органического мира. По третьему правилу познания выявляются взаимосвязи растений в природе, благодаря которым формируются растительные сообщества. В этом же блоке уместно рассмотреть и проблемы, связанные с взаимодействиями в системе «растения - человек» (см. схему 4).

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Схема 4 Растение – живой организм Водоросли Мохообразные Папоротникооб- разные Папоротникооб- разные Голосеменные Покрытосемен- ные Растительные сообщества Растения и окружающая среда Растения и человек Растительные сообщества Растения и окружающая среда Растения и человек

Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла Таким образом, в VI классе курсы географии и биологии были уплотнены каждый до полугода; фактически они были объединены в единый курс. Учащиеся реализовали собственную учебную деятельность, которая значительно отличается от традиционного усвоения учебного материала. В ходе собственной самостоятельной (т.е. совместной с учителем в ситуации равноправного партнёрства ) учебной деятельности они приобщились к системному походу при изучении окружающего мира. Таким образом, значение рассмотренного интегрированного курса выходит за рамки традиционного усвоения учебного материала. Благодарю за внимание! Таким образом, в VI классе курсы географии и биологии были уплотнены каждый до полугода; фактически они были объединены в единый курс. Учащиеся реализовали собственную учебную деятельность, которая значительно отличается от традиционного усвоения учебного материала. В ходе собственной самостоятельной (т.е. совместной с учителем в ситуации равноправного партнёрства ) учебной деятельности они приобщились к системному походу при изучении окружающего мира. Таким образом, значение рассмотренного интегрированного курса выходит за рамки традиционного усвоения учебного материала. Благодарю за внимание!