Тема 7. Сводная и консолидированная финансовая отчетность. Пояснительная записка как текстовая часть финансовой отчетности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ Сегментарной отчетности. Сегментарная отчетность - отчетность, раскрывающая информацию по отдельным сегментам деятельности организации. Требования.
Advertisements

Анализ Консолидированной отчетности. Консолидированная отчетность формируется путем объединения показателей бухгалтерских отчетов взаимосвязанных предприятий,
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Нижегородский.
«Сводная, консолидированная отчетность организации» Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие.
Тема 6. Приложение к бухгалтерскому балансу и отчет о целевом использовании полученных средств.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 20 "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ " (в ред. МСФО (IFRS)
СЛАЙД 1 Докладчик: Романов Сергей Владимирович -заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России 10 июля 2010 года Организация.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФРАНЦУЗСКОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ СИСТЕМЫ Подготовили: студентки группы МЭК-12 Курзова О. Ножина К. Базюк Д. Проверила: доцент Шевченко В.Н.
Тема 3. Отчет о финансовых результатах. Финансовые результаты деятельности организации в виде при­былей и убытков определяются путем сопоставления ее.
Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его виды и место в системе хозяйственного учета. 1. Понятие хозяйственного учета, его виды. Измерители, применяемые.
Урок по МДК «Технология составления бухгалтерской отчетности» III курс специальности «Экономика и бухгалтерский учет» Автор: преподаватель.
* Учет запасов в международных стандартах финансовой отчетности регулируется стандартом 2 «Запасы» (Inventory). * Его основные положения: * Запасы оцениваются.
Объединение коммерческих организаций Понятие и виды.
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Магистрант кафедры экономических наук Гончар Анастасии Юрьевны Руководитель старший преподаватель Кожич П.П. АУДИТ.
Анализ движения денежных потоков Денежный поток – это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия ДС в процессе хозяйственной.
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Транксрипт:

Тема 7. Сводная и консолидированная финансовая отчетность. Пояснительная записка как текстовая часть финансовой отчетности

Сегментарная отчетность - отчетность, раскрывающая информацию по отдельным сегментам деятельности организации. Требования и порядок формирования сегментарной отчётности сформулированы в ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденном приказом Минфина России от 27 января 2000 г. 11 н, которое в свою очередь было разработано на основе МСФО 14 «Сег­ментная отчетность». Сегмент - означает отрезок, часть чего-либо. Применительно к бухгалтерскому учету это понятие используется в том смысле, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо раскрывать обособленно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продажах разных товаров, работ, услуг или данные о продажах одного вида товара в разных регионах.

Сегментарную отчетность обязаны формировать коммерческие организации (кроме кредитных), для которых обязательным является выполнение одного из следующих условий: организация или ассоциация является составителем сводной бухгалтерской отчетности; организация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.; организация осуществляет свою деятельность в различных гео­графических регионах.

Требования ПБУ 12/2000 не распространяются на субъекты малого предпринимательства. В данном нормативном акте определе­ны следующие понятия: информация по сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бух­ галтерской отчетности организации; операционный сегмент - часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп това­ ров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным их группам; географический сегмент - часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в опре­ деленном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и при­ былей, имеющих место в других географических регионах деятельно­ сти организации; отчетный сегмент - отдельный операционный или географи­ческий сегмент, информация о котором является обязательной для раскрытия в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности.

Порядок составления сегментарной отчетности включает следу­ющие этапы: определение отчетных сегментов; выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики органи­зации; сбор и обобщение информации по отчетным сегментам из регистров управленческого и финансового учета; раскрытие информации по первичному и вторичному форма­там сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими предоставление информации по сегментам.

При выделении отчетных сегментов принимают во внимание сле­дующие виды рисков: общеэкономические; валютные; кредитные; ценовые; политические.

Для признания сегмента отчетным необходимо выполнение сле­дующих требований: значительная часть выручки сегмента получена от продажи внешним покупателям; выручка от продажи внешним покупателям и операций с дру­ гими сегментами составляет не менее 10% общей суммы выручки; финансовый результат сегмента (прибыль или убыток) состав­ ляет не менее 10% финансового результата всех сегментов; активы данного сегмента составляют не менее 10% суммы активов всех сегментов; на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выруч­ки организации. Если получено менее 75%, то должны быть выделены дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют «правилу 10%».

В составе первичной информации по отчетному сегменту в от­четности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту: общая величина выручки; финансовый результат (прибыль или убыток); общая балансовая величина активов; общая величина обязательств; общая величина капитальных вложений в основные средств и нематериальные активы; общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочер­них обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые, дочерние общества и совместную деятельность.

Если вторичной информацией признана информация по географическому сегменту, то в отчетности раскрываются следующие показатели: величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рын­ков сбыта; балансовая величина активов отчетного сегмента по местам рас­положения активов; величина капитальных вложений в основные средства и нема­териальные активы по местам расположения активов.

Если же вторичной признана информация по операционным сег­ментам, то в бухгалтерской отчетности должны быть отражены сле­дующие показатели: выручка от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов; величина капитальных вложений в основные средства и нема­териальные активы.

Чаще всего информация по операционным сегментам признается первичным форматом сегментарной отчетности и включает следующие показатели: общая величина выручки; финансовый результат (прибыль или убыток); общая балансовая величина активов (их суммарная величина вместе с нераспределенными между сегментами активами должна соответствовать сумме, отраженной по стр. 300 Баланса); общая величина обязательств (без учета задолженности по нало­гу на прибыль. Вместе с нераспределенными обязательствами она должна соответствовать сумме долгосрочных и краткосрочных обяза­тельств организации); общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы; общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочер­них обществ, совместной деятельности, а также общая величина вло­жений в эти зависимые, дочерние общества и совместную деятельность.

Так как менее проблематичной является идентификация выруч­ки и финансового результата для выделенных операционных сегмен­тов, становится возможным рассчитать следующие основные показа­тели деятельности сегмента: динамика выручки от продаж сегмента; удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом; динамика финансового результата сегмента; удельный вес финансового результата сегмента в общей вели­ чине финансового результата деятельности организации в целом; рентабельность сегмента (отношение финансового результата сегмента к его выручке) и ее динамика; расходы сегмента на один рубль выручки сегмента и их измене­ ние.

Консолидированная отчетность формируется путем объединения показателей бухгалтерских отчетов взаимосвязанных предприятий, входящих в одну группу, и характеризует имущественное и финансо­вое положение группы в целом на отчетную дату, а также финансовые результаты деятельности группы за отчетный период.

Консолидированная отчетность представляет собой специфический, нетрадиционный вид бухгалтерской отчетности, так как она: содержит информацию об имущественном и финансовом поло­жении группы предприятий, т.е. нескольких юридических лиц, а не од­ного юридического лица, что выходит за рамки имущественной обо­собленности; составляется на основе данных индивидуальной отчетности предприятий группы, а не их бухгалтерского учета. Консолидирован­ный учет по группе не ведется.

При подготовке консолидированной отчетности должны быть соблюдены следующие принципы: –единой даты составления; –единого денежного измерения (единой валютой обычно прини­мается валюта отчетности головного предприятия); –единства методов оценки статей Баланса (унификации оценки); –продолжительности использования методов консолидации; –полноты информации (необходимость включения в консоли­дированную отчетность всех активов, пассивов, доходов и расходов головного предприятия и дочерних организаций в полном объеме независимо от доли головного предприятия. В консолидированной отчетности отдельной строкой должна показываться доля меньшин­ства); –существенности информации (консолидированная отчетность должна содержать лишь существенную для пользователей информа­цию. Данные о дочернем (зависимом) предприятии, если они не ока­зывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы за отчетный период, могут не включаться в консолидирован­ный отчет. По российскому законодательству, если величина уставно­го капитала дочернего предприятия не превышает 3% величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних предприятий, включаемых в консолидированную отчетность группы, - 10% вели­чины капитала группы, показатели такого дочернего предприятия Могут не включаться в консолидированную отчетность группы); рациональности (включение в консолидированную отчетность группы данных о дочернем предприятии возможно, когда оно не про­тиворечит требованию рациональности ведения бухгалтерского учёта. Если такое противоречие возникает, то стоимостная оценка участия головного предприятия в дочернем должна быть отражена как финансовые вложения).

В консолидированный Баланс не включаются: взаимные финансовые вложения в уставный капитал предпри­ ятий группы; показатели дебиторской и кредиторской задолженности между предприятиями группы; прибыли и убытки от внутригрупповых операций, включенные в балансовую стоимость имущества (основные средства, производ­ственные запасы и др.); дивиденды, выплачиваемые предприятиями группы друг другу. В консолидированный Отчет о прибылях и убытках группы не включаются: выручка от продаж продукции (товаров, работ, услуг) между предприятиями группы и затраты, приходящиеся на эту реализацию; любые иные доходы и расходы, возникающие в результате опе­ раций между предприятиями группы.

Таким образом, суть консолидации состоит в проведении опера­ций взаимоисключения отдельных показателей отчетности предприя­ тий группы при объединении их в консолидированную отчетность. В международной практике операции взаимоисключения называются элиминированием статей.

Основными пользователями консолидированной отчетности явля­ются акционеры и инвесторы. Она может быть также использована поставщиками и покупателями продукции группы и ее отдельных пред­приятий, кредитными учреждениями и другими контрагентами группы.

В настоящее время порядок формирования консолидированной отчетности регулируется двумя нормативными документами: Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчет­ности и Баланса финансово-промышленной группы, утвержденным постановлением Правительства РФ от г. 24; Методическими рекомендациями по составлению и представле­нию сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. 112.

Под группой понимается головная организация с ее дочерними и зависимыми обществами. Дочернее общество - организация, в отношении которой голов­ная организация выполняет одно из условий: обладает более 50% голосующих акций (долей в уставном капи­тале); имеет возможность определять решения, принимаемые этой орга­низацией, в соответствии с заключенными между ними договорами; имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом. Зависимое общество - организация, значительной долей капита­ла которой (от 25 до 50%) владеет головная организация.

В Методических рекомендациях выделены случаи, когда сводная отчетность не составляется: отсутствие контроля. Например, акции (доля в уставном капи­тале) дочернего или зависимого общества приобретены на краткосроч­ный период с целью последующей перепродажи, либо головная органи­зация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом; несоответствие требованиям существенности и рационально­сти. Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную отчетность, если они не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финан­совых результатах деятельности группы либо включение таких дан­ ных противоречит требованию рациональности; подконтрольность головного предприятия другой организации. Дочернее общество может быть в свою очередь головной организаци­ей по отношению к своим дочерним обществам. Такое общество может не составлять сводную отчетность, если 100% его голосующих акций (уставного капитала) принадлежат другой головной организации, которая не требует составления сводной отчетности; различная деятельность. Если, например, в группу входят про­мышленные предприятия и банки, то вложения в уставный капитал дочернего общества, являющегося банком, отражаются в сводной отчетности как вложения в зависимое общество; сводная отчетность не составляется, если у головного предпри­ятия есть только зависимые общества.

Для составления сводной бухгалтерской отчетности группы взаимосвязанных предприятий Методическими рекомендациями предла­гается применять следующие правила: бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних об­ществ объединяется путем суммирования соответствующих данных; из сводного Баланса исключаются статьи, отражающие финан­совые вложения головной организации в уставные капиталы дочер­них обществ и соответственно из уставного капитала дочерних об­ществ - в части, принадлежащей головной организации; в случае, когда сумма финансовых вложений головного обще­ства не совпадает со стоимостью акций (пая), отраженной в Балансе у дочернего общества, возникает положительная или отрицательная разница, которая должна быть отражена в сводном Балансе отдельной статьей «Деловая репутация»; из сводной отчетности исключаются показатели дебиторской и кредиторской задолженности между головной организацией и дочер­ними обществами, а также между дочерними обществами; из сводной отчетности исключаются дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам. В сводной отчетности отражаются только дивиденды, под­лежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу; из сводной отчетности исключается выручка от продаж продук­ции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерни­ми обществами, а также самими дочерними обществами и соответству­ющие этой реализации затраты; при объединении бухгалтерской отчетности головной органи­зации и дочернего общества, в котором головная организация имеет более 50%, но менее 100% голосующих акций (паев), в сводных бух­галтерском Балансе и Отчете о прибылях и убытках выделя­ются показатели, отражающие долю меньшинства в уставном капита­ле и чистой прибыли (убытке) группы.

Отличительные особенности консолидированной отчётности В отечественной практике сводная отчетность в традиционном понимании - это отчетность, которая составляется органами государ­ственного управления (министерствами, ведомствами и т.п.) по нахо­дящимся в их подчинении государственным предприятиям. Назначе­ние сводной отчетности состоит в том, чтобы предоставить возмож­ность органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им организаций.

Сводная отчетность в условиях административно-командной экономики включала: текущую статистическую отчетность (в ней отражались сред­ние и относительные показатели деятельности подведомственных предприятий); периодическую бухгалтерскую отчетность; годовую бухгалтерскую отчетность.

Сводная отчетность составлялась двумя методами: фабрично-заводским (когда сводный Отчет составляется по признаку ведомственной подчиненности); отраслевым (когда сводный Отчет составлялся по отраслевому признаку).

В настоящее время этот вид отчетности претерпел изменения. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в Российской Федерации и Порядком составления и представ­ ления сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федера­ции установлено, что федеральные министерства и другие федераль­ные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтер­скую отчетность: по исполнению смет расходов организаций, состоящих на бюд­жете; унитарным предприятиям; акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, паев) которых закреплена в федеральной собственности.

Сводная отчетность, составляемая федеральными министерства­ми и другими федеральными органами исполнительной власти, имеет следующие характерные особенности: собственником всех организаций, включаемых в сводный отчет, за исключением акционерных обществ, выступает государство в лице соответствующего органа исполнительной власти; как правило, все включаемые в Отчет организации относятся к одной отрасли; федеральный орган исполнительной власти, составляющий сводный отчет, не включает в него показатели собственной деятельно­сти; единственным пользователем такой отчетности выступает государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также ста­тистических и государственных финансовых органов; сводная отчетность по своей сути представляет элемент действу­ющей системы государственного финансового контроля и планирова­ния.

Консолидированная отчетность имеет ряд отличительных особенностей: консолидированная отчетность не является отчетностью юри­дически самостоятельного предприятия; она характеризует имуще­ственное и финансовое положение группы как единого хозяйственно­го целого. В связи с этим основной особенностью методики составления такой отчетности наряду с суммированием является элиминирование (взаимоисключение) показателей внутригрупповых расчетов, выруч­ки и прибыли; консолидированная отчетность составляется по группе предпри­ятий, состоящей из головного и дочерних предприятий. При этом дочерние общества находятся под прямым или косвенным контролем головного предприятия; в консолидированной отчетности выделяется доля активов и капитала группы, не принадлежащая головному предприятию, т.е. доля меньшинства; консолидированная отчетность содержит сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компа­нии, входящей в группу, в результате чего прибыль одной дочерней компании может компенсировать убытки другой, а устойчивое финан­совое состояние одной дочерней компании может скрыть потенциаль­ную или реальную неплатежеспособность другой.

В процессе ее исследова­ния рассчитываются и анализируются в динамике следующие группы показателей: имущественного положения группы предприятий; оценки структуры источников средств (капитала) группы; ликвидности группы; финансовой устойчивости; оборачиваемости активов; рентабельности продаж и капитала группы предприятий.

Особенностью анализа консолидированной отчетности является добавление еще одного аналитического этапа, в ходе которого нужно выяснить: какой вид консолидации отчетности используется; на каких условиях произошло объединение предприятий в группу; каков характер экономической взаимосвязи и взаимодействия членов группы.

Объединение предприятий может осуществляться путем покупки нетто- активов или акций другого предприятия или путем слияния. В последнем случае происходит объединение двух предприятий, в которых: активы и обязательства одного предприятия передаются дру­гому предприятию, и первое ликвидируется; активы и обязательства двух предприятий объединяются в но­вое предприятие, а два прежних ликвидируются

Объединения бывают трех типов: –горизонтальное (одно предприятие объединяется с другим, при­чем оба они относятся к одной отрасли (сфере) бизнеса; –вертикальное (объединяются предприятия, находящиеся на раз­ных полюсах производственного процесса и взаимодействующие по схеме «поставщик- производитель-покупатель»); –конгломеративное (создается многопрофильное объединение из предприятий многоотраслевой принадлежности).

Датой покупки признается дата, с которой покупатель имеет пра­во управлять финансовой и текущей политикой приобретаемого пред­приятия с целью извлечения выгоды из ее деятельности. Как правило, это дата общего собрания акционеров, утверждающего сделку и при­ нимающего решения о внесении необходимых изменений в учреди­тельные документы.

Другой особенностью анализа консолидированной отчетности является оценка доли меньшинства, под которой понимается часть чистых активов группы, которой акционеры материнской компании не владеют прямо или косвенно через других акционеров. Эта часть принадлежит так называемым миноритарным акционерам.