Концепция исторического образования, историко-культурный стандарт, УМК, как условие эффективности качества обучения в условиях реализации требований ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Историко- культурный стандарт. Концепция.pdf Концепция.pdf.
Advertisements

Историко- культурный стандарт. Задачи изучения истории формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной.
Рекомендации по переходу на изучение новых УМК по курсу «История России» в соответствии с Историко-культурным стандартом в общеобразовательных организациях.
Нормативные документы по новому УМК: Текст ФГОС Примерная основная образовательная программа основного общего образования Примерная основная образовательная.
Концепция нового УМК по отечественной истории. Содержание: 1.Пояснительная записка. В ней обосновывается необходимость создания нового УМК по истории.
Основные подходы к разработке единой концепции исторического образования в Российской Федерации.
ФГТ и ФГОС НОО как модель непрерывного образования в системе «Детский сад – начальная школа»
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основы религиозных культур и светской этики (орксэ)
Фоменко Людмила Александровна учитель истории и обществознания МОУ СОШ 49 Копейский городской округ 2014 г.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Кинельского образовательного.
Проблемное обучение как средство мотивации учебной деятельности учащихся на основе УМК «История России » Автор: учитель истории МОУ «СОШ 2» п.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
LOGO Add your company slogan Использование учебников по истории и обществознанию в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО уч.г.
Ползюкова О.Н Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года 1598 Федеральный государственный образовательный стандарт.
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября 2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного.
Транксрипт:

Концепция исторического образования, историко-культурный стандарт, УМК, как условие эффективности качества обучения в условиях реализации требований ФГОС Выполнила председатель ОМО Предметная область: история, обществознание, право Чудинова Инна Васильевна ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования Секционное заседание учителей предметов гуманитарного цикла Август 2015 г.

Поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина от 19 февраля 2012 года на заседании Совета по межнациональным отношениям Проект концепции одобрен на заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года Окончательно утверждена на собрании общества 19 мая 2014 года. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Дополняет и конкретизирует в методологическом, научно- историческом и общепедагогическом аспектах требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями ФГОС В современном российском обществе новая концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Цель разработки концепции формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России Основные задачи концепции: -рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; - понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире; - определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования; - определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально- гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.

ценности гражданского общества идея преемственности этапов российской истории; воспитательный потенциал исторического образования; общественное согласие и уважение; познавательное значение российской истории; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни. Базовые принципы концепции Методологическая основа концепции принцип научности; многофакторный подход; исторический подход; антропологический подход; историко-культурологический подход.

Многоуровневое представление истории: синхронизация курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик. Многоаспектный (многофакторный) характер истории: рассмотрение ключевых событий отечественной истории позволяет проследить, как в них переплетались политические и экономические интересы, нравственные, религиозные и иные мотивы участников. Образовательные и воспитательные приоритеты

Человек в истории: речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с событийной историей - расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи. Историко-культурологический подход: пространство диалога: восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый. Образовательные и воспитательные приоритеты

Рекомендации, которые могут быть положены в основу новых учебно- методических комплексов по отечественной истории: 1. Ключевым звеном - понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. 2. Патриотическая основа. 3. Россия – крупнейшая многонациональная и поли конфессиональная страна в мире. 4. Формирование гражданской общероссийской идентичности. 5. Увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности.

Учебно-методический комплекс по истории России, это и информационное пространство и познавательная модель: Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя: 1) учебник; 2) хрестоматию или сборник документов; 3) исторический атлас; 4) рабочую тетрадь и сборник заданий; 6) книгу для чтения. Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя: 1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая ИКС, ФГОС, примерную программу по истории; 2) тематическое планирование; 3) предметные и курсовые методические пособия.

должен содержать целостный взгляд на исторический процесс; комплексным по составу и представлению исторического материала написан образным литературным языком; стимулировать познавательный и исторический диалог; быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами; быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе учитывать их возрастные особенности). Современный учебник истории должен быть: а) универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации, б) средством развития познавательной деятельности, ресурсом личностного становления учащихся.

Современный учебник истории а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.; б) использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.; в) дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении. Дидактическая система современного учебника предполагает:

Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательной школе Оптимальная модель с 5 по 10 классы по линейной системе В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс «История России в мировом контексте» На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы

Основа концепции - историко-культурный стандарт Подготовлен в 2013 году на базе Института русской истории, утверждён рабочей группой под руководством академика, директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна ИКС дополняет и развивает ФГОС в историко- педагогическом аспекте, включает принципиальные оценки ключевых событий прошлого, перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий по каждому разделу, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе

6 класс Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству 7 класс Раздел II. Россия в XVIXVII вв.: от великого княжества к царству 8 класс Раздел III. Россия в конце XVIIXVIII вв.: от царства к империи 9 класс Раздел IV. Российская империя в XIXначале XX в. 10 класс Раздел V. Россия в годы «великих потрясений» гг. Раздел VI. Советский Союз в е гг. Раздел VII. Великая Отечественная война гг. Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы гг. Раздел IX. Российская Федерация в гг. Примерный перечень «трудных вопросов истории России» Историко-культурный стандарт

Общая характеристика периода, отраженного в разделе Основные хронологические этапы, факты, явления Понятия и термины Персоналии Источники События/даты Содержание разделов историко-культурного стандарта

Насыщенность разделов материалом

Примерный перечень «трудных вопросов истории России» 1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; 2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси; 3. исторический выбор Александра Невского; 4. роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена; 5. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; 6. присоединение Украины к России (причины и последствия); 7. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы; 8. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований; 9. причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне; 10. причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

11. характер национальной политики большевиков и ее оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР; 12. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. 13. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; 14. цена победы СССР в Великой Отечественной войне; 15. оценка СССР в условиях «холодной войны»; 16. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева; 17. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения; 18. причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР; 19. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.; 20. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. Примерный перечень «трудных вопросов истории России»

По итогам общественной, педагогической и научной историко- культурной экспертиз внесены изменения в федеральный перечень учебников – приказом 576 от 08 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников…» в него включены три линии учебников по истории России следующих издательств: «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». От издательств "Дрофа" и "Просвещение" были утверждены линейки учебников с 6 по 10 класс. От "Русского слова" утверждена "укороченная версия" линейки - для 6-9 классов. УМК

Издательство «Просвещение» УМК включает: Учебник + ЭФУ (электронная форма учебника) Рабочая программа и тематическое планирование Поурочные разработки Рабочая тетрадь Книга для чтения Хрестоматия Сборник дидактических материалов Атлас Компоненты учебника Дидактическое введение Система вопросов и заданий для учащихся Материалы для самостоятельного изучения Справочная информация Темы проектов Научно-редакционный совет: А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев, М.А. Гареев, А.Ю. Лазебникова, П.П. Панкин, В.А. Тишков В.И. Уколова

Издательство «Просвещение»

Издательство «Дрофа» Особенности УМК: - Действительно новый комплект, созданный на основе единого методического подхода, разработанного на основе ФГОС и новой концепции УМК по отечественной истории. - Новый УМК – результат совместной работы ученых-историков и методистов-практиков. - Расширенный состав УМК включает помимо основных компонентов также атласы, контурные карты и хрестоматии. - Удобная и простая в использовании, но в то же время насыщенная электронными образовательными ресурсами электронная форма учебника (ЭФУ). - Компактность учебников: несмотря на обилие методических элементов и дополнительных материалов к параграфам, каждый учебник в одной книге, которая соответствует требованиям Сан ПиН по весовым характеристикам. Авторы УМК. Ученые-историки И. Н. Данилевский,. И. Л. Андреев Л. М. Ляшенко С. П. Карпачёв, О. В. Волобуев + методисты-практики

Издательство «Дрофа»

Особенности УМК : Соответствие ФГОС по всеобщей истории, истории России и Примерной программе, Историко-культурному Стандарту. Авторский коллектив состоит из признанных специалистов в соответствующих областях исторической науки и методики преподавания истории. Общность авторских подходов к отбору и изложению учебного материала. Единство организации содержания и методического аппарата. Единство оформления и иллюстративного ряда. Издательство «Русское слово» Авторы: Ю.А. Петров, Е.В. Пчелов, П.В. Лукин, В.Н. Захаров, К.А. Соловьев, А.П. Шевырев.

Издательство «Русское слово»

Сравниваем «единые» учебники по истории XIX - начала XX века (9 класс): ИКС«Просвещение»«Дрофа»«Русское слово» Восстание декабрист ов 14 декабря 1825 г. "Солдатам было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину. Они, таким образом, выступали не зa отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя". "Декабристы попытались представить восстание как попытку "защитить" права законного монарха Константина. На деле же речь шла о перемене формы правления и кардинальных социально- экономических изменениях в стране''. Угрозой оружия декабристы хотели заставить сенаторов присягать не Николаю, а Временному правительству. Чтобы добиться поддержки солдат, они убеждали их в том, что присяга Николаю незаконна".

Сравниваем «единые» учебники по истории XIX - начала XX века (9 класс): ИКС«Просвещение»«Дрофа»«Русское слово» Дополните льные вопросы "Выясните, как проходили поиски захоронения пяти казненных декабристов, выясните в каком из районов Петербурга расположено наиболее вероятное место этого захоронения". "Историк Н. Я. Эйдельман рассматривал восстание декабристов как своеобразную попытку "революции сверху", направленную на модернизацию России. Какие основания были у него для такого вывода?" "Выступление декабристов пришлось на момент смены царствования. Почему в исторической традиции оно не было отнесено к череде дворцовых переворотов, известных с XVIII века?"

Принципы выбора УМК : 1. Соответствует ФГОС ООО 2. Отражает специфику региональной системы образования. 3. Обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, ОУ, учредителя ОУ.

Источники. 1. Федеральный портал «История России» 2. Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года Москва 3. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. 4. Историко-культурный стандарт русское-слово.рф