Активизация устной речи на уроках иностранного языка в аспекте требований государственной итоговой аттестации Мушкадинова Елена Юрьевна, учитель английского языка МБОУ «Хиславичская СШ» 2015 г.
Активизация устной речи на уроках ИЯ Развитие иноязычной коммуникативной компетенции Успешная подготовка к устной части ЕГЭ
Реальные результаты учащихся в устной части ЕГЭ зависят не только от овладения техникой выполнения экзаменационных заданий, но и от общего уровня развития учащихся, уровня сформированности коммуникативной компетенции. УСПЕХ Содержание экзамена Содержание обучения
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности устное вербальное общение Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.
ситуативность целенаправленность темп самостоятельность активность мотивированность
постоянная речевая практика речевой характер упражнений коммуникативный материал активизация речемыслительной активности учащихся УРОК
Типология упражнений I тип языковые тренировочные подготовительные предречевые первичные элементарные некоммуникативные «Дриллы» II тип речевые коммуникативные ситуативные актуализированные творческие упражнения в речи
I тип 1)имитационные: повторение вслед за звуковым источником речевого материала; 2) подстановочные: воспроизведение речевых образцов, видоизмененных на основе заданных элементов замены; 3) комбинационные: построение на основе данных элементарных предложений более крупных синтаксических образований с помощью незначительных изменений;
4) трансформационные: видоизменение учащимися данных им предложений путем замены основной грамматической или лексической структуры по образцу; 5) конструктивные: самостоятельное построение учениками высказываний с опорой на данный им языковой материал; 6) переводные: перевод на завершающем этапе активизации языкового материала используется в основном как контролирующие упражнения. I тип
II тип 1)респонсивные: включающие вопросно-ответные и реактивные упражнения, основная единица обучения – предложение, суть операции – в реакции учеников на высказывание или вопрос; 2) ситуативные: включающие учебно-речевые проблемные ситуации, основная единица обучения – фрагментарное высказывание, суть операции – в реакции учеников на описание ситуации, содержащее стимул к речи; 3.репродуктивные: включающие пересказ, сообщение, информацию; единица обучения – монологическое единство, суть операции – в изложении некоторого речевого материала учениками, побуждаемыми содержащимся в нем стимулом или предписанием;
II тип 4) дескриптивные: включающие описание визуальных материалов (картинок, видео и кинофильмов), основная единица обучения – монологическое единство, суть операции – в переложении на звук зрительного ряда, имеющего содержание; 5) дискутивные: включающие учебную дискуссию и комментирование, единица обучения – связное высказывание различной протяженности, суть операции – в реакции на некоторую экспозицию, стимулирующую обучаемых к выражению своего отношения к ней; 6) композиционные: включающие устные сочинения учеников с опорой на данный им материал (тему, пословицу), свободный рассказ; единица обучения – развернутый монолог; 7) инициативные: включающие ролевые игры, «интервью», «пресс- конференции», различные виды импровизаций; единица обучения – предложение, фрагментарное высказывание; суть операции – в вербализации внутреннего стимула к организации общения/
Приёмы активизации устной речи учащихся организация комфортных условий обучения взаимное общение на иностранном языке совместная деятельность рефлективность обучения Интерактивные технологии
Работа в малых группах, парах Усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д. Способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию. Ротационные (сменные) тройки Способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения. Мозговой штурм. Технология «Мозговой штурм» - доказать, объяснить. Мозговой штурм - прекрасный метод для использования опыта учащихся с целью решения проблем и разработки идей. Приёмы активизации устной речи учащихся
Незаконченное предложение Прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы. Групповой рассказ - Каждый учащийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. - Второй способ хорошо подходит для отработки темы «Вопросительные слова». Учитель задает вопросы в определенном порядке, каждый участник процесса пишет ответ, складывает лист бумаги так, чтобы никто его не видел и передает соседу. Движение происходит по кругу. Таким образом, в конце получаются сразу несколько неожиданных рассказов. Приёмы активизации устной речи учащихся
Ролевая игра. Строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т.е. выполняет мотивационно – побудительную функцию «Guided Discovery» Данная технология представляет из себя модифицированный индуктивный подход анализа грамматического явления в следующей последовательности: от текста и контекста к правилу и затем – к практике применения. Приёмы активизации устной речи учащихся
Использование мультимедийных программ при обучении говорению Professor Higgins Sky Pronunciation Pronunciation Coach
Использование примерных вариантов ЕГЭ по английскому языку (устная часть). Ознакомление с заданиями, комментарии к ним А.В. Мишин Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть. – М.: Просвещение, – 36 с. : ил. Бодоньи М.А. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ. Устная часть. Задания по новой демоверсии на 2015 год - Ростов-на Дону: Легион, 2015 г. С. Юнева Английский язык. Устная часть. Готовимся к ЕГЭ - М.: Интеллект- Центр, 2015 г.
Спасибо за внимание!
Источники 1. Вайсбурд М. Л., Ариян М. А. Ситуативная роль как методическое понятие / М. Л. Вайсбурд, М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – – С Елухина Н. В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. – – С Мильруд Р. П. ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ / Р. П. Мильруд // Язык и культура. – Пассов Е. И. Основные вопросы обучения иноязычной речи / Е. И. Пассов. – Воронеж : Издательство ВГУ, – 234 с. 5. Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку / Г. В. Рогова // Иностранные языки в школе. – – С Mitchell R. The Communicative Approach to Language Teaching / R. Mitchell. – Oxford : Oxford University Press,