Психология (для факультета ГМУ) Преподаватель Боленкова Елена Федоровна ГБОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П РЕЗЕНТАЦИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ НА ТЕМУ : Социология личности.
Advertisements

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Готовность старшеклассников к личностному самоопределению.
Стадии развития по Эриксону и Фрейду. Примерный возраст По Эриксону -- Стадия развития (психосоциальный кризис): Соответствующая стадия по Фрейду – оральная.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Выполнила : студентка группы 201/ Дорошенко А. В.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
ДУГЛАС МАКГРЕГОР: ВКЛАД В МЕНЕДЖМЕНТ. Дуглас Мак-Грегор родился в 1906 г. Получил степень доктора философии в Гарвардском универ­ситете, в течение нескольких.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Возраст и становление личности - Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности? -Что такое «возраст»? -В чем состоят особенности.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Транксрипт:

Психология (для факультета ГМУ) Преподаватель Боленкова Елена Федоровна ГБОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ Факультет общественного здоровья Кафедра общепсихологических дисциплин

Лекция 6 Личность. Развитие личности в онтогенезе.

Задачи лекции: рассмотреть: понятие «личность»; проследить историю исследования личности; познакомить с периодизацией развития личности, с возрастными кризисами развития; исследовать личность руководителя

План лекции: Понятие «личность». История исследований личности. Периодизация развития личности. Возрастные кризисы. Личность руководителя.

Список основной литературы: Общая психология. Учебник для вузов Маклаков А.Г. 2008, СПб. Общая психология в 7 т. Учебник для студентов высших учебных заведений под ред. Б.С. Братуся 2007, М. Т.1 – 4;Т.2 – 3;Т.3 – 3;Т. 4 – 3 Лекции по общей психологии. Лурия А.Р. 2004, СПб. Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. пособие А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова,ВГМУ - Владивосток: Медицина ДВ, 2009 Общая психология. Немов Р.С. 2008, СПб.

Список дополнительной литературы: Психические состояния.Киршбаум Э.И., Еремеева А.И Владивосток, изд-во ДВГУ.

Интернет-ресрсы Библиотека Гумер Библиотека литературы по психологии Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» Федеральный образовательный портал

1. Понятие «личность». История исследований личности. Личность является предметом изучения разных наук: философии, социологии, педагогики, медицины и пр. Каждая научная область изучает личность со своей точки зрения. Эта фундаментальная категория не может рассматриваться без представления о таких понятиях, как человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек- представитель рода Homo отряда приматов, из которых единственным выжившим видом является Homo sapiens. Понятие «человек» означает принадлежность к человеческому роду. Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида. Человек, индивид

Личность Понятие «личность» в современной психологии понимается неоднозначно. Во-первых, личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, во-вторых, личность – это системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в современной деятельности и общении. В отечественной психологии личность выступает в единстве биологического и социального, но природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы.

Индивидуальность – системная организация человека как интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации. Индивидуальность – это те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей, личность в ее своеобразии. Если набором индивидуальных черт человек обладает так или иначе, то личностные качества не даются ему от рождения и даже при вхождение в общество. Они создаются только в результате активной внутренней работы.

Процесс становления личности Ответственный и самостоятельный человек сам строит и перестраивает свою личность, и этот кризисный, сложный процесс продолжается в течение всей жизни. Тем самым личность образуется не только следами решений и выборов, сделанных человеком в прошлом. Она определяется активностью человека по постановке и достижению жизненных целей, устремленных в его будущее: в том, каков человек сейчас, отражены продуктивные усилия к тому, каким он хочет стать.

История исследований личности Теоретическое исследование психологии личности берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала девятнадцатого века. Данный период носит название философско-литературного периода. Основными проблемами явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Определения личности были очень широкими и включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным.

В начале девятнадцатого века проблемами психологии личности заинтересовались врачи- психиатры. Именно они стали вести систематическое наблюдение за личностью больного в клинических условиях. В этот период делались профессиональные заключения и общенаучные выводы о природе человеческой личности. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больных людей. Было обнаружено, что эти же особенности проявляются и у здоровой личности, но в умеренной выраженности.

В начале двадцатого века изучением личности стали заниматься психологи. Данный период получил название экспериментального. До этого времени психологи обращали свое внимание главным образом на исследование познавательных психических процессов и состояний человека. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания здоровой личности, в то время как в изучении основных психических познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи

Р. Кеттел стал одним из первых психологов экспериментального подхода в изучении личности. Затем, экспериментальные исследования личности в нашей стране были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности.

2. Периодизация развития личности. Возрастные кризисы. Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно).

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эго идентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эго идентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Для понимания жизненного цикла человека необходимо определение последовательной смены состояний развития, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов данного вида, - метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, например, в международной схеме возрастной периодизации

Новорожденные 1-10 дней Грудной ребенок 10 дней - 1 год Раннее детство 1-2 года Первый период детства 3-7 лет Второй период детства 8-12 мальчики 8-11 девочки Подростковый возраст мальчики девочки Юношеский возраст мужчины женщины Средний возраст 1-й период мужчины женщины 2-й период мужчины мужчины Пожилые люди мужчины женщины Старческий возраст для обоих полов Долгожители Старше

Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека: 1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни). 2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет). 3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет). 4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет). 5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет). 6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность погружению в себя (между 30 и 60 годами). 8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Возрастные кризисы. Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности. Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.

Функциональная музыка как средство регуляции психического состояния. Музыка сама по себе не несет конкретной информации, но влияет на эмоциональную сферу. Она может тонизировать человека, настраивая его на борьбу, пробуждать грусть или печаль, создавать настроение. После экспериментальных исследований девятнадцатого века было установлено, что музыка способна воздействовать на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы, причем частота пульса, дыхательных движений и сердцебиения зависит от высоты, силы, тембра музыкального произведения, а также от характера музыки и сочетания с определенным темпом.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее "распылению" или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл "работа – рождение детей – отдых", чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в "интересе к следующему поколению и его воспитанию". Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

3. Личность руководителя Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности. К ним относятся: 1. Возраст руководителя. 2. Пол 3. Социально экономический статус и образование

Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, проводя анализ материалов собранных Т. Коно, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе - 59 лет. Вот что думает о данной проблеме. Ли Якокка известный американский менеджер: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку.

Иными словами, возраст - это во многом опыт; не только природная, но и социальная характеристика человека, в том числе и руководителя. Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост. История показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.

Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена и даже министра обороны.

Исследователи так же определили еще одно существенное различие между мужчинами и женщинами менеджерами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенность утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин - руководителей по - сравнению с представительством на этом посту сильной половины человечества.

3. Социально экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость у руководителей в знании иностранных языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями

Социально - экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие менеджерской карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет этой компанией». На многие руководители (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля» и покорили высокие вершины бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте доступен каждому..

Способности руководителя Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер.

Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта. Исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт руководителя, а так же его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными.

К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности. Следующая характеристика руководителя - черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Выводы. Каждая научная область изучает личность со своей точки зрения. Эта фундаментальная категория не может рассматриваться без представления о таких понятиях, как человек, индивид, личность, индивидуальность.

Выводы Понятие «человек» означает принадлежность к человеческому роду. Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида. Индивидуальность – системная организация человека как интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации.

Выводы Индивидуальность – это те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей, личность в ее своеобразии. Если набором индивидуальных черт человек обладает так или иначе, то личностные качества не даются ему от рождения и даже при вхождение в общество. Они создаются только в результате активной внутренней работы.

Выводы В начале девятнадцатого века проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больных людей. Было обнаружено, что эти же особенности проявляются и у здоровой личности, но в умеренной выраженности.

Выводы В начале двадцатого века изучением личности стали заниматься психологи. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания здоровой личности, в то время как в изучении основных психических познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эго идентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой.

7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эго идентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах.

Возрастные кризисы Первый кризис человек переживает на первом году жизни Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей).

Возрастные кризисы Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден.

Личность руководителя Возраст у руководителя - это во многом опыт; не только природная, но и социальная характеристика. Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост. История показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.

Вопросы: Определите понятие личность, осветите историю исследований личности. Осветите периодизацию личностного развития человека. Охарактеризуйте устойчивость личностных свойств. Осветите теорию личности З.Фрейда. Осветите теорию личности Адлера Осветите теорию личности К.Г. Юнга Осветите теорию личности Э. Эриксона Осветите теорию личности Г.Олпорта Осветите теорию личности Э.Фрома Осветите теорию личности Б.Ф. Скинера Охарактеризуйте концепции деятельностного подхода в проблеме личности. Охарактеризуйте культурно-историческую концепцию в проблеме определения личности.

Задание 1.: Проведите опрос сверстников и людей поколения ваших родителей по следующей схеме неоконченных предложений: Личность – это...; Личностью не может быть:...; Чтобы стать личностью, нужно: …; Чтобы не стать личностью, нужно: … Сравните полученные ответы и охарактеризуйте различия в суждениях. Задание 2.: Напишите эссе с ответом на вопрос: «Почему в различные периоды общественной истории личность то становиться предметом пристального внимания и изучения, то перестает быть таковой, уходя на второй план общественного сознания? Приведите примеры подобных исторических этапов, попытайтесь предсказать возникновение таких этапов в будущем».

Задание 3.: Подготовьте сочинение, рассмотрев на предмет продуктивности следующие модели, которые в разной степени могли бы осветить проблематику личности: 1) личность – совокупность ею написанных писем; 2) личность – множество не сделанных ею великих дел; 3) личность – количество сношенных башмаков; 4) личность – количество ею пройденных дорог; 5) личность – ее ближайшее окружение; 6) личность – заданный от рождения генетический стереотип реагирования на окружающую действительность.

Примерная тематика рефератов Факторные модели личности. Индивидуальные предпосылки функционирования личности. Конституциональные различия в понимании личности.

Рефлексия Я узнал(а), что… Полезным для меня было то, что… Я убедился(лась), что… Меня не смогли убедить в том, что..