АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (дизонтогенез) АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (дизонтогенез) Психический дизонтогенез – отклонение от нормального психического развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Advertisements

Причины возникновения речевой неуспешности дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Психическое развитие ребенка в раннем детстве от года до трёх.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
ПОДРОСТКИ Психологические особенности. Ключевые характеристики подростков: Бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается ребятами,
Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте Тема: Развитие личности дошкольника 1.Эмоциональная сфера 2.Волевая сфера 3.Мотивационная сфера 4.Самосознание.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Готовность к школе В современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к учебной деятельности.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Понятие самосознания. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
* Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Особенности развития детей 3- 4 лет. Анатомо-физиологические особенности развития К четырем годам рост ребенка достигает см. Вес детей в среднем.
Транксрипт:

АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (дизонтогенез) АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (дизонтогенез) Психический дизонтогенез – отклонение от нормального психического развития

ДЕФЕКТ Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ И АНОМАЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Первичные дефекты вызывают вторичные отклонения, которые оказывают негативное влияние на развитие психических процессов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные связи. Первичные дефекты вызывают вторичные отклонения, которые оказывают негативное влияние на развитие психических процессов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные связи.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению компенсаторных функций организма. Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению компенсаторных функций организма.

эмоции - эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта. психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

функции эмоций (начало) функции эмоций (начало) Отражательная функция заключается в том, что человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности. Отражательная функция заключается в том, что человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности. Сигнальная функция. Возникающие переживания сигнализируют человеку о его потребностях, о том, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и так далее. Сигнальная функция. Возникающие переживания сигнализируют человеку о его потребностях, о том, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и так далее. Информационноая функция. Чувства подают нам сигнал о том, что является для человека наиболее важным, значимым во всем разнообразии окружающих предметов, явлений, людей. Информационноая функция. Чувства подают нам сигнал о том, что является для человека наиболее важным, значимым во всем разнообразии окружающих предметов, явлений, людей. Стимулирующая функция. Чувства определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Стимулирующая функция. Чувства определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Регулятивная функция. Переживания выполняют также роль регулятора нашего поведения, деятельности и способов ее выполнения. Регулятивная функция. Переживания выполняют также роль регулятора нашего поведения, деятельности и способов ее выполнения.

функции эмоций (окончание) функции эмоций (окончание) Подкрепляющая функция. Интересный материал, важные факты и события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Подкрепляющая функция. Интересный материал, важные факты и события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов. Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов. Приспособительная функция. Эмоции представляют собой одну из форм видового опыта. Опираясь на них, индивид выполняет необходимые действия, способствующие его выживанию и продолжению рода. Приспособительная функция. Эмоции представляют собой одну из форм видового опыта. Опираясь на них, индивид выполняет необходимые действия, способствующие его выживанию и продолжению рода. Коммуникативная функция. Выражение лица и телодвижения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Коммуникативная функция. Выражение лица и телодвижения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Защитная функция. В некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от разного рода угроз для его благополучия. Защитная функция. В некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от разного рода угроз для его благополучия.

воля - воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции. сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (1) Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте - непосредственное эмоциональное общение с окружающими. Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте - непосредственное эмоциональное общение с окружающими. Важным новообразованием этого возраста является формирование у ребенка потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. Важным новообразованием этого возраста является формирование у ребенка потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

Развитие эмоций волевой регуляции в норме (2) Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (3) Собственно улыбка возникает на лице младенца на первой неделе жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На 2-м и 3-м месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только на внешние раздражители. В этот же период ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Все это свидетельствует о появлении "комплекса оживления''. Собственно улыбка возникает на лице младенца на первой неделе жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На 2-м и 3-м месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только на внешние раздражители. В этот же период ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Все это свидетельствует о появлении "комплекса оживления''.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (4) Первичные эмпатические реакции ребенка на отрицательное состояние матери - тревогу, страх, огорчение - можно обнаружить в возрасте 2-3 месяцев. Они носят характер плача, двигательного возбуждения, отказа от пищи. Первичные эмпатические реакции ребенка на отрицательное состояние матери - тревогу, страх, огорчение - можно обнаружить в возрасте 2-3 месяцев. Они носят характер плача, двигательного возбуждения, отказа от пищи.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (5) В связи с увеличением длительности бодрствования и дальнейшим развитием деятельности анализаторов у ребенка появляются условия для возникновения положительных эмоций. Так, в процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Это способствует созданию у ребенка внутренних условий для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам. В связи с увеличением длительности бодрствования и дальнейшим развитием деятельности анализаторов у ребенка появляются условия для возникновения положительных эмоций. Так, в процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Это способствует созданию у ребенка внутренних условий для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (6) На втором году жизни, кроме положительных эмоциональных форм общения, могут возникать и отрицательные эмоциональные реакции. Находясь в состоянии недовольства чем-либо, ребенок не только кричит или плачет, но и топает ногами, дерется, а иногда и кусается. Ребенок способен испытывать такие эмоции, как радость, любовь, страх, обида и другие. На втором году жизни, кроме положительных эмоциональных форм общения, могут возникать и отрицательные эмоциональные реакции. Находясь в состоянии недовольства чем-либо, ребенок не только кричит или плачет, но и топает ногами, дерется, а иногда и кусается. Ребенок способен испытывать такие эмоции, как радость, любовь, страх, обида и другие.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (7) Начиная с четырехлетнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к 6 годам, при этом он лучше распознает отрицательные эмоции. Начиная с четырехлетнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к 6 годам, при этом он лучше распознает отрицательные эмоции.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (8) В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства. Например, ревность, гордость и самоуважение, себялюбие и эгоизм. В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства. Например, ревность, гордость и самоуважение, себялюбие и эгоизм. Важное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства: чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. Важное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства: чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. Наиболее яркие из интеллектуальных чувств - чувства удивления и любознательности. Они отражают отношение ребенка к новым фактам реальной действительности, которые каждодневно открываются перед ним. Наиболее яркие из интеллектуальных чувств - чувства удивления и любознательности. Они отражают отношение ребенка к новым фактам реальной действительности, которые каждодневно открываются перед ним. Особую группу эмоциональных переживаний, непосредственно связанных с деятельностью ребенка, составляют так называемые праксические чувства (чувства, вызванные деятельностью, ее успехом и неуспехом, трудностями в осуществлении и завершении). Особую группу эмоциональных переживаний, непосредственно связанных с деятельностью ребенка, составляют так называемые праксические чувства (чувства, вызванные деятельностью, ее успехом и неуспехом, трудностями в осуществлении и завершении).

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (9) Развитие эмоциональной сферы протекает параллельно с формированием мотивации и потребностей ребенка. По концепции Ж. Пиаже, первый год жизни ребенка определяется как период абсолютного эгоцентризма - "солипсизм первого года жизни'', в течение которого младенец ограничивается в большей степени удовлетворении простейших жизненных потребностей. Развитие эмоциональной сферы протекает параллельно с формированием мотивации и потребностей ребенка. По концепции Ж. Пиаже, первый год жизни ребенка определяется как период абсолютного эгоцентризма - "солипсизм первого года жизни'', в течение которого младенец ограничивается в большей степени удовлетворении простейших жизненных потребностей.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (10) В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения ребенка со взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности ребенка. В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения ребенка со взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности ребенка.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (11) Начиная со второго полугодия и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущую роль в становлении психического развития ребенка занимает деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка. Начиная со второго полугодия и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущую роль в становлении психического развития ребенка занимает деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (12) В возрасте 2 лет у ребенка наступает период интенсивного формирования его мотивационной сферы В возрасте 2 лет у ребенка наступает период интенсивного формирования его мотивационной сферы Одной их характерных особенностей 2-3 лет является появление негативизма, упрямства, непослушания, строптивости, которые составляют основу кризиса трехлеток. Изменяются требования ребенка к взрослому, который выступает в первую очередь как партнер по взаимодействию и от которого требуются не только внимание, любовь, но и понимание, сопереживание, уважение. На третьем году жизни наблюдается возникновение потребности в общении с другими детьми. Одной их характерных особенностей 2-3 лет является появление негативизма, упрямства, непослушания, строптивости, которые составляют основу кризиса трехлеток. Изменяются требования ребенка к взрослому, который выступает в первую очередь как партнер по взаимодействию и от которого требуются не только внимание, любовь, но и понимание, сопереживание, уважение. На третьем году жизни наблюдается возникновение потребности в общении с другими детьми.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (13) Примерно между 2,5 и 3,5 лет у ребенка начинает развиваться мотив достижения. Удача или неудача влияет на доведение задуманного до конца. Примерно между 2,5 и 3,5 лет у ребенка начинает развиваться мотив достижения. Удача или неудача влияет на доведение задуманного до конца. В период 5-6 лет у детей можно наблюдать гендерные и индивидуальные различия в мотивации достижения. В период 5-6 лет у детей можно наблюдать гендерные и индивидуальные различия в мотивации достижения. К концу дошкольного детства большую роль начинают играть мотивы самолюбия, соперничества и познания. К концу дошкольного детства большую роль начинают играть мотивы самолюбия, соперничества и познания.

Развитие эмоций и волевой регуляции в норме (14) Таким образом, можно выделить три основных направления в развитии воли дошкольников: развитие целенаправленности действий, изменение мотивации, включение речи в процесс регуляции поведения и деятельности. Таким образом, можно выделить три основных направления в развитии воли дошкольников: развитие целенаправленности действий, изменение мотивации, включение речи в процесс регуляции поведения и деятельности.

В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, зависимость от окружающих, склонность к хаотичному поведению. В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, зависимость от окружающих, склонность к хаотичному поведению.

У значительной части (более 40 %) детей с нарушенной речью, обнаруживается «аутизированность», что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости. У значительной части (более 40 %) детей с нарушенной речью, обнаруживается «аутизированность», что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости. Это признак дезадаптации. Это признак дезадаптации. Так, к примеру, более высокий процент проявления вышеобозначенных свойств у учащихся первых классов (по сравнению с второклассниками) связан с их еще недостаточной адаптацией к условиям обучения в школе. Так, к примеру, более высокий процент проявления вышеобозначенных свойств у учащихся первых классов (по сравнению с второклассниками) связан с их еще недостаточной адаптацией к условиям обучения в школе.

У учеников первых классов речевых школ наблюдается более низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций. У учеников первых классов речевых школ наблюдается более низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций. На втором году обучения в специальной школе у детей повышается работоспособность, преобладает оптимальный уровень эмоционального реагирования, снижается склонность к стрессовым состояниям. Такое улучшение эмоционального состояния детей с речевой патологией связано не только с адаптацией к школьному режиму и нормализацией взаимоотношений в коллективе сверстников, но и с развитием способности к саморегуляции вследствие правильно организованной коррекционно-педагогической работы. На втором году обучения в специальной школе у детей повышается работоспособность, преобладает оптимальный уровень эмоционального реагирования, снижается склонность к стрессовым состояниям. Такое улучшение эмоционального состояния детей с речевой патологией связано не только с адаптацией к школьному режиму и нормализацией взаимоотношений в коллективе сверстников, но и с развитием способности к саморегуляции вследствие правильно организованной коррекционно-педагогической работы.

Исследования уровня притязаний детей с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев их реакция на неуспех отличается от той, которая наблюдается в норме. Например, после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, как стремление поддержать успех даже на заниженном уровне. Исследования уровня притязаний детей с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев их реакция на неуспех отличается от той, которая наблюдается в норме. Например, после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, как стремление поддержать успех даже на заниженном уровне.

Дефект речи и переживания по его поводу находятся в сложных взаимоотношениях. В одних случаях тревожность рассматривают как предрасполагающий к заболеванию фактор. Дефект речи и переживания по его поводу находятся в сложных взаимоотношениях. В одних случаях тревожность рассматривают как предрасполагающий к заболеванию фактор.

У детей с экспрессивной алалией часто наблюдаются патологические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние депрессии. У детей с экспрессивной алалией часто наблюдаются патологические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние депрессии. Для детей с моторной алалией характерны недостаточность мотивационной и эмоционально- волевой сферы, сниженная наблюдательность, психофизическая расторможенность или заторможенность. Для детей с моторной алалией характерны недостаточность мотивационной и эмоционально- волевой сферы, сниженная наблюдательность, психофизическая расторможенность или заторможенность.

личность - личность - индивид как субъект социальных отношений, социально значимой деятельности, носитель социально значимых качеств. индивид как субъект социальных отношений, социально значимой деятельности, носитель социально значимых качеств.

индивидуальность - индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его уникальность, своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в разных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. сочетание психологических особенностей человека, составляющих его уникальность, своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в разных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.

Акцентуация характера (личности) Крайним выражением нормальной личности является акцентуация. Крайним выражением нормальной личности является акцентуация. В ряду наиболее часто выделяемых акцентуаций встречаются: демонстративная, педантичная, застревающая, возбудимая, интровертивная, гипертимная и гипотимная типы акцентуаций. В ряду наиболее часто выделяемых акцентуаций встречаются: демонстративная, педантичная, застревающая, возбудимая, интровертивная, гипертимная и гипотимная типы акцентуаций. Акцентуации могут способствовать развитию соматоформных (психосоматических) заболеваний. Акцентуации могут способствовать развитию соматоформных (психосоматических) заболеваний.

Формирование личности в норме (1) Личность ребенка формируется и развивается, во многом, благодаря влиянию взрослых и сверстников, а также под воздействием деятельности, которой он овладевает (собственной активности ребенка). Личность ребенка формируется и развивается, во многом, благодаря влиянию взрослых и сверстников, а также под воздействием деятельности, которой он овладевает (собственной активности ребенка). Личность ребенка проходит серьезный путь своего формирования и развития уже в детском возрасте. Личность ребенка проходит серьезный путь своего формирования и развития уже в детском возрасте.

Формирование личности в норме (2) Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Формирование личности в норме (3) Дальнейшей ступенькой на пути формирования и развития личности является начало, самостоятельного передвижения. У ребенка появляется первое представление о своем "Я'', он осознает свою обособленность от окружения. Это позволяет ему перейти к самосознанию через познание других людей. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности. Положительная эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Дальнейшей ступенькой на пути формирования и развития личности является начало, самостоятельного передвижения. У ребенка появляется первое представление о своем "Я'', он осознает свою обособленность от окружения. Это позволяет ему перейти к самосознанию через познание других людей. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности. Положительная эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности.

Формирование личности в норме (4) Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением "Я''. Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением "Я''.

Формирование личности в норме (5) Примерно к третьему году жизни ребенок начинает сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у него постепенно складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. У ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний, во взаимоотношениях с людьми проявляется потребность в самостоятельности ("Я- сам''). Примерно к третьему году жизни ребенок начинает сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у него постепенно складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. У ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний, во взаимоотношениях с людьми проявляется потребность в самостоятельности ("Я- сам'').

Формирование личности в норме (6) С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к пониманию эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать как ребенок стремится утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к пониманию эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать как ребенок стремится утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Также постепенно на третьем году жизни формируется одно из наиболее полезных деловых качеств - потребности в достижении успехов. Ребенок приписывает свои успехи и неудачи каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прилагаемым усилиям. Также постепенно на третьем году жизни формируется одно из наиболее полезных деловых качеств - потребности в достижении успехов. Ребенок приписывает свои успехи и неудачи каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прилагаемым усилиям.

Формирование личности в норме (7) С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности. С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности.

Формирование личности в норме (8) Если период 3-4 лет связан преимущественно с укреплением эмоциональной саморегуляции, то возраст Если период 3-4 лет связан преимущественно с укреплением эмоциональной саморегуляции, то возраст 4-5 лет - с нравственной. 4-5 лет - с нравственной. Ребенок начинает руководствоваться определенными нравственными нормами. У него формируется более или менее устойчивые моральные представления. К среднему дошкольному возрасту у ребенка складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. К концу дошкольного возраста (6-7 лет) наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Из стремления к признанию и одобрению со стороны окружающих людей вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность. Ребенок начинает руководствоваться определенными нравственными нормами. У него формируется более или менее устойчивые моральные представления. К среднему дошкольному возрасту у ребенка складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. К концу дошкольного возраста (6-7 лет) наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Из стремления к признанию и одобрению со стороны окружающих людей вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность.

Формирование личности в норме (9) К 6-7 годам у ребенка наряду с общей положительной направленности самооценки и ее дифференциации возникает положительная установка на себя в настоящем и будущем, которая является благоприятным условием для дальнейшего развития его личности. К 6-7 годам у ребенка наряду с общей положительной направленности самооценки и ее дифференциации возникает положительная установка на себя в настоящем и будущем, которая является благоприятным условием для дальнейшего развития его личности.

Наибольшее количество психологических исследований посвящено личности заикающихся и лиц, страдающих афазией. Наибольшее количество психологических исследований посвящено личности заикающихся и лиц, страдающих афазией.

В. С. Кочергина разделила заикающихся детей на группы в соответствии с особенностями их личностей, соотнеся эти особенности с речевым нарушением по времени их возникновения. В. С. Кочергина разделила заикающихся детей на группы в соответствии с особенностями их личностей, соотнеся эти особенности с речевым нарушением по времени их возникновения. К первой группе были отнесены дети, у которых неуравновешенное поведение (повышенная возбудимость или тормозимость) возникло из-за развившегося заикания. К первой группе были отнесены дети, у которых неуравновешенное поведение (повышенная возбудимость или тормозимость) возникло из-за развившегося заикания. У второй группы детей неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства и являлось особенностью их личности. Развитие заикания обычно сопровождалось усилением присущей им неуравновешенности и появлением черт общей детской нервности. У второй группы детей неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства и являлось особенностью их личности. Развитие заикания обычно сопровождалось усилением присущей им неуравновешенности и появлением черт общей детской нервности. Третью группу составили дети, у которых повышенная возбудимость (или тормозимость) была выражена наиболее значительно и наблюдалась также с раннего детского возраста. Третью группу составили дети, у которых повышенная возбудимость (или тормозимость) была выражена наиболее значительно и наблюдалась также с раннего детского возраста. В четвертую группу были включены дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжелого невроза - склонность к истерическим реакциям, к навязчивым страхам, представлениям и действиям. В четвертую группу были включены дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжелого невроза - склонность к истерическим реакциям, к навязчивым страхам, представлениям и действиям.

Г. А. Волкова выявила у большинства детей дошкольного возраста, страдающих заиканием, дисгармоничное развитие личности. Г. А. Волкова выявила у большинства детей дошкольного возраста, страдающих заиканием, дисгармоничное развитие личности. Оно выражалось в агрессивности, повышенном чувстве виновности, эмоциональной ранимости, социальной незрелости, в использовании защитных видов реагирования в трудных ситуациях. Оно выражалось в агрессивности, повышенном чувстве виновности, эмоциональной ранимости, социальной незрелости, в использовании защитных видов реагирования в трудных ситуациях.

У детей, страдающих заиканием, чаще наблюдается тормозящий вариант развития личности. Он формируется в условиях гиперопеки, при которой в ребенке подавляется самостоятельность, инициатива, активность. Ребенок становится робким, тормозным, обидчивым. В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются пассивность, неуверенность в своих силах. У меньшего числа заикающихся Г. А. Волковой отмечено невротическое формирование личности. Оно возникает в тех случаях, когда психотравмирующая ситуация приводит к развитию у ребенка невротических реакций, а затем к формированию таких личностных черт, как боязливость, склонность к страхам. Также у детей с заиканием наблюдается негативное и аутистическое поведение. У детей, страдающих заиканием, чаще наблюдается тормозящий вариант развития личности. Он формируется в условиях гиперопеки, при которой в ребенке подавляется самостоятельность, инициатива, активность. Ребенок становится робким, тормозным, обидчивым. В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются пассивность, неуверенность в своих силах. У меньшего числа заикающихся Г. А. Волковой отмечено невротическое формирование личности. Оно возникает в тех случаях, когда психотравмирующая ситуация приводит к развитию у ребенка невротических реакций, а затем к формированию таких личностных черт, как боязливость, склонность к страхам. Также у детей с заиканием наблюдается негативное и аутистическое поведение.

Многие заикающиеся дети избегают конфликтов. В играх нередко выбирают себе второстепенные роли с однотипными действиями: шофер ведет машину, няня кормит детей и т.п. Дети с заиканием не всегда могут играть продолжительно и до конца. Многие заикающиеся дети избегают конфликтов. В играх нередко выбирают себе второстепенные роли с однотипными действиями: шофер ведет машину, няня кормит детей и т.п. Дети с заиканием не всегда могут играть продолжительно и до конца. Заикающиеся дети четырех-пяти лет предпочитают игры с двумя-тремя сверстниками, но каждый из них играет по- своему, забывая о товарищах. Заикающиеся дети четырех-пяти лет предпочитают игры с двумя-тремя сверстниками, но каждый из них играет по- своему, забывая о товарищах.

Таким образом, можно говорить о взаимосвязанности и взаимовлиянии заикания как сложного расстройства, включающего в свою структуру не только речевые и психические расстройства, но и нарушения личностных качеств, процесса речевого общения, общественного поведения и ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста -- игры. Таким образом, можно говорить о взаимосвязанности и взаимовлиянии заикания как сложного расстройства, включающего в свою структуру не только речевые и психические расстройства, но и нарушения личностных качеств, процесса речевого общения, общественного поведения и ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста -- игры.

Согласно Л. С. Цветковой, при устойчивом типе изменения личности у детей, страдающих афазией, Согласно Л. С. Цветковой, при устойчивом типе изменения личности у детей, страдающих афазией, обнаружено: обнаружено: изменение иерархии мотивов поведения, изменение иерархии мотивов поведения, эмоционально-волевой сферы эмоционально-волевой сферы и самооценки. и самооценки. Наблюдаются различия в характере и степени выраженности этих изменений при разных формах афазии. Так, изменения самооценки в большей степени выражены у больных с моторной (как эфферентной, так и афферентной) афазией, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией, у которых сохраняются возможности плавной (хотя и искаженной) речи. Если у этих больных нарушены контроль и осознание собственной речи, то они меньше, чем больные с моторной афазией, ощущают и переживают дефицит вербальной коммуникации. Наблюдаются различия в характере и степени выраженности этих изменений при разных формах афазии. Так, изменения самооценки в большей степени выражены у больных с моторной (как эфферентной, так и афферентной) афазией, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией, у которых сохраняются возможности плавной (хотя и искаженной) речи. Если у этих больных нарушены контроль и осознание собственной речи, то они меньше, чем больные с моторной афазией, ощущают и переживают дефицит вербальной коммуникации.

У детей с моторной афазией было выявлено, что уровень притязаний на речевые задания значительно ниже, чем на неречевые, а степень расхождения зависит от степени выраженности речевых дефектов. У детей с моторной афазией было выявлено, что уровень притязаний на речевые задания значительно ниже, чем на неречевые, а степень расхождения зависит от степени выраженности речевых дефектов. Функциональный аспект изменений личности при афазии обусловлен специфической (неврозоподобной) реакцией больных на свои дефекты и на отношение окружающих к этим дефектам. Функциональный аспект изменений личности при афазии обусловлен специфической (неврозоподобной) реакцией больных на свои дефекты и на отношение окружающих к этим дефектам. В ходе индивидуальной и групповой реабилитации по мере восстановления общей и вербальной коммуникации обнаруживаются положительные сдвиги в эмоционально- волевой сфере, наблюдается существенное уменьшение степени расхождения в самооценке ребенка, повышение уровня притязаний на речевые задания, снижение реактивности на успех и неуспех, повышение уверенности в своих силах и возможностях. В ходе индивидуальной и групповой реабилитации по мере восстановления общей и вербальной коммуникации обнаруживаются положительные сдвиги в эмоционально- волевой сфере, наблюдается существенное уменьшение степени расхождения в самооценке ребенка, повышение уровня притязаний на речевые задания, снижение реактивности на успех и неуспех, повышение уверенности в своих силах и возможностях.

Что касается смысловых образований личности больных с афазией, то здесь имеется как позитивный эффект, так и негативный. Позитивный заключается в том, что у больного изменяется вся иерархия его смыслообразующих мотивов, формируется стойкая мотивированность к целенаправленной деятельности по реабилитации нарушенных речевых функций, без чего невозможно восстановление высших психических функций и проведение восстановительного обучения. Негативный эффект связан с тем, что в результате болезни возникают противоречия между операционными возможностями деятельности (и прежде всего речевыми средствами) и мотивами деятельности. Больной осознает эти противоречия, однако не способен самостоятельно продуктивно разрешить их в соответствии со своими общими целями жизни, ценностными ориентациями. В результате формируются механизмы психологической защиты, отрицательная личностная компенсация в виде неврозоподобных изменений личности и возникновения "страха речи''. Что касается смысловых образований личности больных с афазией, то здесь имеется как позитивный эффект, так и негативный. Позитивный заключается в том, что у больного изменяется вся иерархия его смыслообразующих мотивов, формируется стойкая мотивированность к целенаправленной деятельности по реабилитации нарушенных речевых функций, без чего невозможно восстановление высших психических функций и проведение восстановительного обучения. Негативный эффект связан с тем, что в результате болезни возникают противоречия между операционными возможностями деятельности (и прежде всего речевыми средствами) и мотивами деятельности. Больной осознает эти противоречия, однако не способен самостоятельно продуктивно разрешить их в соответствии со своими общими целями жизни, ценностными ориентациями. В результате формируются механизмы психологической защиты, отрицательная личностная компенсация в виде неврозоподобных изменений личности и возникновения "страха речи''.

В целом, для детей с речевыми нарушениями характерна заниженная самооценка, проявляющаяся в повышенной тревожности и неуверенности в себе. Исследование самооценки показывает, что дети с нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В целом, для детей с речевыми нарушениями характерна заниженная самооценка, проявляющаяся в повышенной тревожности и неуверенности в себе. Исследование самооценки показывает, что дети с нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их.

В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети с нарушениями речи не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети с нарушениями речи не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются.

Исследования уровня притязаний младших школьников с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на неуспех выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне. Исследования уровня притязаний младших школьников с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на неуспех выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне.

Деятельность Деятельность Деятельность - специфически человеческая форма взаимодействия со средой; активность человека, направленная на познание и преобразование среды в целях удовлетворения его потребностей. Деятельность - специфически человеческая форма взаимодействия со средой; активность человека, направленная на познание и преобразование среды в целях удовлетворения его потребностей. Деятельность отличается своей продуктивностью и структурной организованностью - она имеет мотив, цель, предмет и средства реализации. Деятельность отличается своей продуктивностью и структурной организованностью - она имеет мотив, цель, предмет и средства реализации. Деятельность имеет внешние и внутренние компоненты, которые взаимопереходят друг в друга, образуя процессы интериоризации (перехода внешнего во внутрь) и экстериоризации (перехода внутреннего во вне). Деятельность имеет внешние и внутренние компоненты, которые взаимопереходят друг в друга, образуя процессы интериоризации (перехода внешнего во внутрь) и экстериоризации (перехода внутреннего во вне).

Параметры игры Младшие дошкольники (3-5 лет) Старшие дошкольники (5-7 лет) Отображение трудовых действий взрослых То же и отражение отношений между людьми Количество ролей Правила игры Не осознаются Устанавливают сами Игровые действия Однообразные (1-3)Много свернутых и развернутых: жесты, слова Появление новых игровых ситуаций С помощью взрослыхС помощью взрослых и самостоятельно Объединение игр НевозможноВозможно Игровой материал Использование готовых предметов и игрушек Готовые и самодельные как продукт воображения Продолжительность игры Кратковременные: в 3-4 года от 10 до 15 минут; в 4-5 лет от 40 до 50 минут. Долговременные: несколько часов и даже несколько дней Предварительное планирование НетЕсть