ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Мониторинговая карта оценки личностных и метапредметных результатов Корсакова Л.В., заместитель директора МБОУ «Средняя школа 8» г. Рославля Смоленской области, член бюро ОМО заместителей директоров по воспитательной работе
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения Основной образовательной программы в части воспитания – личностным и метапредметным Программа воспитания и социализации обучающихся – реализация требований Стандарта к формированию личностных и метапредметных результатов обучающихся Обеспечение достижения обучающимися 3 уровней воспитательных результатов: - знание - отношение - действие
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – ЭТО личностные приращения ученика на уровне знаний, отношений, опыта самостоятельного действия в следующих блоках: 1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению 2) сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 3) сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок 4) сформированность основ гражданской идентичности в поликультурном социуме 5) способность ставить цели и строить жизненные планы
1) универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике 2) межпредметные понятия МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – ЭТО освоенные обучающимися: Обозначены в целевом разделе Основной образовательной программы основного общего образования
Достижение 3 уровней воспитательных результатов увеличит вероятность появления воспитательных эффектов Воспитательный эффект – последействие воспитательного результата Возможные эффекты воспитания: - формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников - становление социокультурной идентичности обучающихся - формирование адекватной позитивной Я-концепции - овладение обучающимися социально полезными видами деятельности, ориентированными на сохранение, утверждение и присвоение базовых национальных ценностей российского общества
МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИИНСТРУМЕНТАРИЙ Блок личностных результатов: формирование основ гражданской идентичности Базовая ценность: любовь к малой родине Прогнозируемый воспитательный результат (по уровням): - знание важнейших событий в истории своей малой родины, национальных героев Смоленщины (1 уровень) Анкета «Что я знаю об истории родного края?» - уважение к историческому наследию, героям прошлого и настоящего родного края (2 уровень) Мини-сочинение «Моя малая родина» -опыт межкультурной коммуникации; ценностно-ориентированная модель поведения обучающихся по отношению к историческим памятникам, ветеранам ВОВ (3 уровень) Операция «Свет в окне!» Прогнозируемый воспитательный эффект - компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности Уровень воспитанности (Н.П. Капустин)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - осуществлять расширенный поиск информации - давать определение понятиям - строить логическое рассуждение Методика «Сапожки» Прогнозируемый эффект Ученик получит возможность научиться: - ставить проблему, аргументировать её актуальность
Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности - устанавливать и сравнивать разные точки зрения - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Пятиминутное эссе (М.Г. Шамин, Е.Б. Прусова) Прогнозируемый эффект Ученик получит возможность научиться: - участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию
Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - планированию пути достижения цели с учётом приоритетов Методика «Дело. Мы. Я.» (М.Г. Шамин, Е.Б. Прусова) Прогнозируемый эффект Ученик получит возможность научиться: - учитывать условия и средства достижения цели в деятельности Примечание: по данному образцу разрабатываются все блоки личностных результатов
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», Методическое пособие: Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», Методическое пособие: Организация внеурочной деятельности обучающихся. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе / Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации. / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, – 160 с. 6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / {сост. Е.С. Савинов}. – М.: Просвещение, – 342 с. – (Стандарты второго поколения) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них Светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные моменты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора (Ф.М. Достоевский) От воспитания, в конце концов, зависит вполне определённый и выраженный результат: либо благо, либо его противоположность (Платон) Всех Вам благ, уважаемые коллеги, и Вашим воспитанникам в предстоящем учебном году!