1 Технологии мультимедиа Москин Николай Дмитриевич доцент, к.т.н. математический факультет Петрозаводский государственный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Технологии мультимедиа Москин Николай Дмитриевич старший преподаватель, к.т.н. математический факультет Петрозаводский государственный университет.
Advertisements

ШРИФТЫ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШРИФТОВ начертание : прямой, курсивный ; насыщенность : светлый, полужирный, жирный ( отношение толщины штриха к ширине.
Московский Гуманитарный Университет. Тема доклада: «Стандарты кодов символов в Информационных Системах. Использование оригинальных шрифтов в ИС». Подготовила:
Работа с текстом 1.Текстовые редакторы 2.Текстовые процессоры 3.Издательские системы 4.Программы просмотра документов.
Кодировка HTML Подготовил: Леонтьев С.В. Кодировка ASCII ASCII расшифровывается как Американский Стандартный Код для Обмена информацией (American Standard.
Тексты в компьютерной памяти. 1. Работа с текстами – одна из областей применения компьютера.Работа с текстами – одна из областей применения.
Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Нумерованные и маркированные.
Кодирование символов : ASCII, KOI8, UNICODE. Все, что мы видим на экране монитора это символы. Для вывода каждого символа нужен машинный код, который.
Основные понятия, связанные с текстом Тема 13. Теория.
Кодирование текстовой информации Создание документов в текстовых редакторах Ввод и редактирование документа.
Cегодня существует несколько тысяч различных компьютерных шрифтов. Все их можно разделить на четыре основные группы: шрифты с засечками, рубленые, каллиграфические.
ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
двоичное кодирование текстовой информации ; таблицы кодировки ; понятие кодировки Unicode; научиться определять числовые коды символов ; научиться вводить.
Двоичное кодирование текстовой информации Информация и информационные процессы.
Двоичное кодирование текстовой информации Начиная с 60-х годов, компьютеры все больше стали использовать для обработки текстовой информации и.
Любая информация всегда хранится в виде кодов. Код - система знаков для представления информации. Кодирование информации – переход от одной формы представления.
Двоичное кодирование текстовой информации. Текст – последовательность символов компьютерного алфавита. Текстовая информация – это информация, выраженная.
27 января. Классная работа. Тексты в компьютерной памяти.
Форматирование текста Специальные виды форматирования.
Кодирование текстовой информации. В традиционных кодировках для кодирования одного символа используется 8 бит. Легко подсчитать, что такой 8-разрядный.
Транксрипт:

1 Технологии мультимедиа Москин Николай Дмитриевич доцент, к.т.н. математический факультет Петрозаводский государственный университет

2 §10 Текст Текст имеет двойную (дуальную) природу: Визуальное представление языка (растровым изображениям, записанным в памяти компьютера, должны сопоставляться символы письменного языка); Графический элемент (характеризуется внешним видом: точной формой символов, расстоянием между ними, размещением строк, абзацев и др.). Набор символов (character set) – это таблица, задающая кодировку конечного множества символов алфавита (букв, цифр, знаков препинания и т. д.).

3 Наборы символов Нередко также вместо термина «набор символов» употребляют термин «кодовая страница» (code page), означающий на самом деле частный случай набора символов с однобайтным кодированием. Алфавит, объединяющий два варианта алфавитных знаков наз. бикамеральным (bicameral). Например, кириллица, латиница и греческий состоят из прописных и строчных букв. В уни камеральных (unicameral) алфавитах (например, в арабском или еврейском) нет строчных и прописных.

4 BCDIC и EBCDIC BCDIC (Binary Coded Decimal Interchange Code) – 6-битная кодировка, созданная IBM в 1928 году. Изначально адаптировалась для перфокарт. Содержит латинские символы, арабские цифры, знаки пунктуации и некоторые математические символы. EBCDIC (Extended Binary Coded Decimal Interchange Code) – расширенный 8-битовый код от компании IBM. Кодирует буквы латинского алфавита, арабские цифры, некоторые знаки пунктуации и управляющие символы.

5 ASCII С 1970-х годов доминирующим набором символов был ASCII (American Standard Code for Information Interchange – Американский стандартный код для обмена информацией). Для хранения каждого значения используется 7 бит (128 вариантов). Но множество символов ASCII содержит только 95 знаков (остальные 33 присвоены контрольным символам: перевод страницы, возврат каретки, символ удаления и т.д.).

6 Печатные символы ASCII

7 8-битовые наборы символов Чтобы удвоить множество кодовых точек, добавляется еще один бит: 0-127: символы ASCII : дополнительные символы, буквы со знаками ударения, математические символы и т.д. Поскольку набора из 256 значений недостаточно, чтобы вместить все символы всех используемых алфавитов, разработаны варианты (кодовые страницы): для западноевропейских языков, для кириллицы и т.д.

8 КОИ-8 КОИ-8 (код обмена информацией) – 8-битовая ASCII-совместимая кодовая страница, разработанная для кириллицы. Применялась как основная русская кодировка в Unix-совместимых ОС и в электронной почте, однако ближе к 2010 г., с распространением Юникода, постепенно выходит из употребления. Разновидности: KOI8-R (русская), KOI8-U (русско- украинская), KOI8-О (славянская в старой орфографии), KOI8-T (таджикская) и др.

9 MacCyrillic 8-битовая кодировка MacCyrillic используется на компьютерах Макинтош. Благодаря отсутствию псевдографики и «верхних» управляющих символов эта кодировка включает довольно много полезных символов; кроме того, присутствуют все дополнительные буквы, необходимые для записи украинского (кроме Ґ), белорусского, македонского и сербского языков. Нижняя часть таблицы кодировки (латиница) полностью соответствует кодировке ASCII.

10 ISO 8859 В 1980-х гг. был разработан 8-битовый стандарт ISO В 2006 г. это семейство состояло из 15 кодовых страниц: ISO (Latin-1) – охватывает большинство западноевропейских языков; ISO (Latin-2) – восточноевропейские языки: чешский, словацкий, польский, хорватский и др.; ISO (Latin-3) – расширенная латиница, включающая символы южно европейских языков (мальтийский, турецкий и эсперанто); ISO (Latin-4) – расширенная латиница, c символами североевропейских языков (гренландский, эстонский, латышский, литовский, саамские языки);

11 Нижняя часть (коды 0-127) идентична ASCII. Коды преимущественно не используются, они заполнены управляющими символами. Верхняя часть набора символов ISO Latin1

12 ISO 8859 ISO (Latin/Cyrillic) – кириллица, включающая символы славянских языков (белорусский, болгарский, македонский, русский, сербский и частично украинский); ISO (Latin/Arabic) – символы, используемые в арабском языке (см. след. слайд); ISO (Latin/Greek) – современный греческий; ISO (Latin/Hebrew) – иврит; ISO (Latin-5) – вариант Latin-1, в котором редко используемые символы исландского языка заменены на турецкие. Используется для турецкого и курдского языков.

13 ISO (Latin/Arabic)

14 ISO 8859 ISO (Latin-6) – вариант Latin-4, более удобный для скандинавских языков; ISO (Latin/Thai) – символы тайского языка; ISO – символы письма деванагари (разновидность индийского письма). В 1997 году работа над ним была прекращена; ISO (Latin-7) – вариант Latin-4, более удобный для балтийских языков и др.;

15 ISO 8859 ISO (Latin-8) – расширенная латиница с символами кельтских языков, таких как шотландский и бретонский; ISO (Latin-9) – вариант Latin-1, где редко используемые символы заменены на необходимые для полной поддержки финского, французского и эстонского языков; ISO (Latin-10) – расширенная латиница с символами южно европейских и восточноевропейских языков (албанский, венгерский, итальянский, польский, румынский, словенский, хорватский), а также некоторых западноевропейских языков (ирландский в новой орфографии, немецкий, финский, французский). В Latin-9 и Latin-10 был добавлен знак евро.

16 Кодировки Windows В Microsoft Windows используются следующие кодировки: Windows-1250 – ряд языков Центральной и Восточной Европы, использующих латиницу: словенский, чешский, словацкий, польский, венгерский, румынский и др. Расположение букв не совпадает с ISO Windows-1251 – кириллица. Не совпадает с ISO и KOI8-R, пользуется довольно большой популярностью. Windows-1252 – западноевропейские языки. В отличие от ISO позиции заняты разными полезными типографскими символами. Большинство браузеров не различают ISO и Windows-1252 – фактически в обоих случаях они отображают текст как Windows-1252.

17 Кодировки Windows Windows-1253 – современный греческий язык. Расположение букв совпадает с ISO , за исключением Ά; также отличается расположение многих небуквенных символов (см. след. слайд). Windows-1254 – турецкий язык. Символы с кодами от A0 до FF совместимы с ISO Windows-1255 – иврит; Windows-1256 – арабский язык; Windows-1257 – балтийские языки; Windows-1258 – вьетнамский язык.

18 Windows-1253

19 Китайский и японский языки Shift-JIS (Shift Japanese Industrial Standards) – кодировка для японского языка (см. след. слайд). GB (Guojia Biaozhun или – национальный стандарт) – название кодировки, распространенной в Китайской народной республике. GB2312 (1980 год) охватывает 99,75% наиболее употребляемых китайских иероглифов, но в дальнейшем была вытеснена кодировками GBK и GB18030, которые включают дополнительные наборы символов. Big5 – китайская кодировка, которая используется на Тайване, Гонконге и автономии Макао (в КНР).

20 Shift-JIS

21 ISO Очевидно, что 256 кодовых точек в 8-битовых кодировках недостаточно для представления всех необходимых символов. Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК; International Electrotechnical Commision – IEC) намеревались разработать набор из 32-битовых символов – стандарт ISO

22 ISO Набор из 2 32 символов можно упорядочить в форме гиперкуба (четырехмерного куба). Каждый символ можно идентифицировать, задав его группу g, плоскость p, строку r и столбец c – (g, p, r, c). Подмножество символов (0, 0, 0, *) соответствует ISO Latin1.

23 Unicode Основная многоязычная плоскость (0, 0, *, *) – 16-битовое подмножество ISO (65536 кодовых точек), которое представляет текст на большинстве письменных языков мира, назвали Unicode. Стандарт впервые появился в 1991 году. Последняя версия Unicode 7.0 принята в 2014 году.

24 CJK-унификация Китайский, японский и корейский языки и их системы записи имеют общее происхождение, поэтому в их шрифтах содержатся тысячи идентичных идеограмм. Комитет Unicode утвердил принцип CJK-consolidation (Chinese, Japanese and Korean), когда символы, используемые в письменных китайском, японском и корейском языках имеют одинаковые коды, если они выглядят одинаково.

25 Unicode Кодовое пространство Unicode разделено на 17 «плоскостей» по (2 16 ) символов (первые 256 знакомест совпадают с кодовой таблицей ISO (Latin-1)): Плоскость 0 (0000FFFF): Основная (или базовая) многоязыковая плоскость (Basic Multilingual Plane, BMP) содержит символы практически для всех современных письменностей и большое число специальных символов. Большая часть таблицы занята китайско-японскими иероглифами и корейскими буквами.

26 Схема базовой плоскости (BMP)

27 Кодовые плоскости Unicode Плоскость 1 (100001FFFF): Дополнительная многоязыковая плоскость (Supplementary Multilingual Plane, SMP) отведена, в первую очередь, для исторических письменностей, но включает также символы условных обозначений (музыкальные и математические символы). Плоскость 2 (200002FFFF): Дополнительная иероглифическая плоскость (Supplementary Ideographic Plane, SIP) отведена для редко используемых китайских иероглифов. Плоскость 3 (300003FFFF): Третичная иероглифическая плоскость (Tertiary Ideographic Plane, TIP) – зарезервирована для архаичных китайских иероглифов.

28 Кодовые плоскости Unicode Плоскости 4–13 (40000–DFFFF) не используются. Плоскость 14 (E0000–EFFFF): дополнительная плоскость особого назначения (Supplementary Special-purpose Plane, SSP) Например, символы тегов, дополнительные селекторы вариантов начертания. Плоскость 15 (F0000–FFFFF): дополнительная область-A для частного использования (Supplementary Private Use Area-A, SPUA-A) и плоскость 16 (100000–10FFFF): дополнительная область-B для частного использования (Supplementary Private Use Area-B, SPUA-B) выделены для частного использования и экспериментов.

29 Модифицирующие символы Графические символы в Юникоде делятся на: протяжённые или базовые (base characters); непротяжённые или модифицирующие (combining characters) при отображении не занимают места в строке (например, знаки ударения и диакритические знаки). Протяжённые и непротяжённые символы имеют собственные коды, причём последние не могут встречаться самостоятельно. Например, символ «Й» (U+0419) может быть представлен в виде базового символа «И» (U+0418) и модифицирующего символа « ̆ » (U+0306).

30 Диакритические знаки Диакритические знаки (др.-греч. «служащий для различения») применяются: в лингвистике – различные надстрочные, подстрочные, реже внутристрочные знаки, используемые не как самостоятельные обозначения звуков, а для изменения или уточнения значения других знаков; в типографике – элементы письменности, модифицирующие начертание знаков и обычно набираемые отдельно. Гравис ЦиркумфлексМакрон

31 UTF Unicode имеет несколько форм представления (Unicode transformation format, UTF): UTF-8; UTF-16 (UTF-16BE, UTF-16LE); UTF-32 (UTF-32BE, UTF-32LE). Была разработана также форма представления UTF-7 для передачи по семибитным каналам, но из-за несовместимости с ASCII она не получила распространения и не включена в стандарт.

32 UTF-8 UTF-8 – обеспечивает наилучшую совместимость со старыми системами, использовавшими 8-битные символы. Текст, состоящий только из символов с номером меньше 128, при записи в UTF-8 превращается в обычный текст ASCII. И наоборот, в тексте UTF-8 любой байт со значением меньше 128 изображает символ ASCII с тем же кодом. Остальные символы Юникода изображаются последовательнос- тями длиной от 2 до 6 байт, в которых первый байт всегда имеет вид 11xxxxxx, а остальные – 10xxxxxx.

33 UTF-8 Символы UTF-8 получаются из Unicode следующим образом: 0x – 0x F: 0xxxxxxx 0x – 0x000007FF: 110xxxxx 10xxxxxx 0x – 0x0000FFFF: 1110xxxx 10xxxxxx 10xxxxxx 0x – 0x001FFFFF: 11110xxx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx На практике длина только до 4 байт, поскольку в Юникоде на данный момент нет символов с кодом больше 10FFFF.

34 UTF-16 и UTF-32 UTF-16 – другой способ кодирования символов из Unicode в виде последовательности 16-битных слов. В потоке данных UTF-16 старший байт может записываться либо перед младшим (UTF- 16 little-endian), либо после младшего (UTF-16 big- endian). Аналогично существует два варианта четырёхбайтной кодировки – UTF-32LE и UTF- 32BE. Для определения порядка байтов используется метка порядка байтов (Byte order mark - BOM). В начале текста записывается код U+FEFF. При считывании, если вместо U+FEFF считалось U+FFFE, значит порядок байтов обратный.

35 UTF-16 и UTF-32 UTF-32 использует для кодирования любого символа ровно 32 бита (остальные кодировки, UTF-8 и UTF-16, используют для представления символов переменное число байтов). Символ UTF-32 является прямым представлением его кодовой позиции. Главный недостаток UTF-32 – это неэффективное использование пространства, так как для хранения символа применяется 4 байта.

36 Шрифты Чтобы показать фрагмент текста на экране, каждый записанный код символа нужно отобразить в визуальное представление формы символа (глиф). Глифы организованы в наборы, именуемые шрифтами.

37 Классификация шрифтов Основным является разделение шрифтов на: Моноширинные – все символы имеют одинаковую ширину независимо от высоты (например, Courier); Пропорциональные – пустое место вокруг каждой буквы зависит от ширины этой буквы (например, Times).

38 Засечки Другой способ классификации шрифтов основан на понятии засечки: Шрифты с засечками (Times New Roman); Шрифты без засечек (Arial). Засечка – это небольшие черточки, добавляемые к концам символьных форм.

39 Начертание шрифтов Третий способ классификации шрифтов основан на понятии начертание: Прямое начертание (upright); Курсивное начертание (italic) – имитируют почерк, буквы наклонены вправо; Шрифты, полученные путем простого сдвига к прямым, отделяются от курсивных и называются: Наклонные (slanted).

40 Готические шрифты По рисунку имитируют средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Основные формы: текстура, ротунда, бастарда, швабахер, фрактура, канцлей.

41 Ротунда, фрактура и текстура

42 Антиква Антиквенные шрифты – это шрифты с засечками. Форма ведет происхождение от шрифта древне- римских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы). Первая антиква появилась в Италии и Германии в XV веке. В дальнейшем форма латинской антиквы развивалась следующим образом: старого стиля (конец XV – начало XVIII в.в.); переходная (начало XVIII – конец XVIII в.в.); нового стиля (конец XVIII – начало XIX в.в.); брусковые шрифты (в начале XIX в.).

43 Примеры: шрифт «Антиква»

44 Гротеск Гротески (рубленые шрифты) – это шрифты без засечек. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности гротески делятся на: старые, новые, геометрические, гуманистические.

45 Гротеск и антиква Пример гротеска (шрифт без засечек) и антиквы (засечки выделены красным):

46 Старославянские шрифты Эти шрифты по рисунку имитируют средневековые кириллические почерки ширококонечным пером, распространен- ные в X-XVIII веках в восточной и южной Европе. Существует четыре основных вида кириллических почерков: Устав; Полуустав; Скоропись; Вязь.

47 Греческий устав и полуустав

48 Рукописные и каллиграфические шрифты Эти шрифты по рисунку имитируют чей-то почерк или каллиграфический стиль. Различают: широкое или острое перо, кисть, другие инструменты (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Могут быть связные (каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются с одной стороны.

49 Рукописные и каллиграфические шрифты

50 Неалфавитные и символьные шрифты К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, астрономические, электротехнические, архитектурные, картогра- фические, нотные, шахматные, клавиатурные и т. д.), пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения.

51 Акцидентные и декоративные шрифты К этой группе относятся шрифты, не укладываю- щиеся в предыдущие группы классификации, а также специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль (например, Модерн) или декоративную обработку формы.

52 Размеры шрифта Обычно все размеры шрифтов указываются в пунктах (point - pt): 1 пункт = 1/72 дюйма (0,3528 мм). Расстояние между линиями текста часто определяется в пиках (pica - pc): 1 pc = 12 пунктов (1/6 дюйма или 4,2333 мм). «12pt Times New Roman» – означает размер тела шрифта (кегль), чаще это расстояние по вертикали между верхней точкой самого высокого символа и нижней точкой самого низкого символа.

53 Классификация шрифтов по размеру кегля Бриллиант (3 пункта). Самый мелкий из шрифтов. Употребляется редко для набора текста в книгах- малютках, а также супериндексов (индексов к индексам) в формулах. Диамант (4 пункта) и перл (5 пунктов). Также применяются довольно редко (лишь в специальных видах изданий или для заголовков). Нонпарель (6 пунктов). Применяют в изданиях, не предназначенных для сплошного чтения: справочная литература, подписи под рисунками, библиография, небольшие тексты справочного характера, таблицы.

54 Классификация шрифтов по размеру кегля Миньон (7 пунктов). Применяют в энциклопедических изданиях, карманных справочниках, словарях. Петит (8 пунктов). Применяется при наборе основного текста справочно-энциклопедических изданий, газет, журналов. В изданиях с более крупным шрифтом используется для набора подрисуночных подписей, сносок, аннотаций, таблиц, формул. Боргес (9 пунктов) и корпус (10 пунктов) обычно применяются для набора основного текста в книгах, журналах и газетах. Цицеро (12 пунктов).

55 Классификация шрифтов по размеру кегля Миттель (14 пунктов). Используется при наборе основного текста учебников для младших классов и детской литературы. Терция (16 пунктов) и двойной боргес (18 пунктов). Применяются для набора заголовков в книгах, журналах и газетах, набора обложек, титульных листов и т. п. Двойной корпус (20 пунктов), двойной цицеро (24 пункта), двойной миттель (28 пунктов) и малый канон (32 пункта). Реал (120 пунктов). Используется для изготовле- ния афиш и плакатов.

56 Терминология В нормальном тексте символы упорядочены так, что все они «сидят» на одной горизонтальной линии, которая называется базовой (baseline). Интерлиньяж (междустрочный интервал) – это расстояние между последовательными базовыми линиями. Высота строчных букв без выносных элементов (x-height) – высота между базовой линией и верхней точкой строчной буквы «x».

57 Терминология

58 Апрош и трекинг Апрош (франц. approche – сближение) – расстояние между соседними буквами или другими шрифтовыми знаками. Трекинг (англ. tracking) – изменение межбуквенных пробелов в абзаце (строке, слове). Положительный трекинг (разрядка) делает текст разреженным, отрицательный – плотным.

59 Кернинг Кернинг (англ. kerning) – избирательное изменение интервала между буквами в зависимости от их формы. Информация о том, какие пары сбли- жаются (и насколько), записывается как часть определения шрифта.

60 Лигатура Комбинации определенных символов просто не будут выглядеть нормально, вне зависимости от интервала между ними. Принтеры заменяют такие пары проблемных знаков одним символом, называемым лигатурой (в английском тексте: «ff», «fl», «fi», «ffl»). В шрифте лигатуры записываются, как отдельные символы.

61 Коридор Коридор – совпадение пробелов между словами по вертикали или наклонной линии в трех или более смежных строках, считаются дефектом верстки.

62 Апертура Апертура (Aperture) – степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных. Различают закрытые шрифты, или шрифты с закрытой или малой апертурой (Helvetica), полузакрытые, или шрифты с полузакрытой или промежу- точной апертурой (Akzidenz Grotesk) и открытые, или шрифты с открытой или большой апертурой (Futura).

63 Буквица (инициал) Буквица (или инициал) – это крупная, отличная от других начальная буква главы или статьи. Буквицы часто украшаются миниатюрами, орнаментом и изображениями.

64 Капитель Капитель – это начертание, при котором строчные символы выглядят как уменьшенные прописные.

65 Панграмма Панграмма (c греч. «каждая буква»), или разнобуквица – текст, использующий все или почти все буквы алфавита. Используются для демонстрации шрифтов, проверки передачи текста по линиям связи, тестирования печатающих устройств и т. п. Любя, съешь щипцы, - вздохнёт мэр, - кайф жгуч. – каждая буква используется по 1 разу. Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей же чаю – содержит все буквы русского алфавита.

66 Технология цифровых шрифтов Глифы – это маленькие изображения, которые можно записать в шрифте, используя растровую графику (широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения) или векторную графику, которая легко масштабируется. Двумя наиболее распространенными векторными форматами являются Type 1 от Adobe (часто называемый просто шрифтами PostScript, хотя существуют и другие типы шрифтов PostScript) и TrueType. Пример растрового формата: BDF (Bitmap Distribution Format) от компании Adobe.

67 TrueType Это формат компьютерных шрифтов, разработанный Apple в конце 80-х годов («*.ttf»). TrueType создан для хранения информации о контуре символа в виде векторного изображения: информация о линии контура хранится в виде точек, прямая линия стро- ится по начальной и конеч- ной точкам, элемент дуги строится по кривой Безье.

68 Хинтинг Хинтинг (хинтование) (англ. hint - намёк, совет) – изменение контура шрифта при его растеризации с помощью специальных программных инструкций, заложенных в шрифтовой файл. Используется для обеспечения более чёткой формы букв на устройствах с низким разреше- нием экрана или при отображении текста в мел- ком кегле. TrueType позволяет хранить шрифты как с инструкциями хинтинга, так и без них.

69 Хинтинг Первая строка без хинтинга, вторая с ним. Снизу то же самое в масштабе 400%.

70 PostScript Type 1 Язык программирования PostScript был разработан фирмой Adobe Systems для описания сложных графических объектов. Наиболее известная реализация языка PostScript – формат PDF (Portable Document Format), поддерживаемый продуктами серии Acrobat. Кроме распространенного PostScript Type 1 существуют и другие стандарты описания шрифтов – Type 0, Type 2, Type 3 и др., однако сейчас они почти не используются или используются для специальных целей. В последние годы язык PostScript был расширен, чтобы обеспечить поддержку шрифтовых возможностей стандартов TrueType и OpenType.

71 OpenType OpenType – это формат файла шрифтов, разра- ботанный совместно Microsoft и Adobe для приме- нения в различных операционных системах. Преимущества: Поддерживает Unicode-кодировку; Могут эффективно сжиматься (это полезно для pdf- файлов и web-страниц); Улучшенная типографика: OpenType имеет широкий набор глифов, включая лигатуры, дроби, исторические символы (числа старого стиля, капительные символы) и др.; Улучшенный кернинг.

72 FreeType FreeType – библиотека, которая используется для растеризации шрифтов и операций над ними (реализована на языке Си). Поддерживает форматы: TrueType; PostScript Type 1; OpenType и др. Выпускается с открытыми исходными кодами под лицензиями GNU Public License и FreeType License.

73 Гипертекст Гипертекст – это текст, дополненный ссылками – указателями на другие фрагменты текста, либо находящиеся в этом же документе, либо расположенные в другом документе, который, возможно, хранится в другом месте. В литературоведении гипертекст – такая форма организации текстового материала, где его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты («Хазарский словарь » М. Павича).

74 Краткий экскурс в историю Статья Ваннэвара Буша, 1945 год. Механическая машина Memex для просмотра и аннотирования большого набора документов (она не была построена). Впервые термин «гипертекст» был введен Тедом Нельсоном в 1965 году. Xanadu – глобальная система, содержащая всю мировую литературу HyperCard компании Apple, 1987 год, определила начало эпохи WWW; World Wide Web, 1992 год

75 Машина Memex (не была построена) Терминал Ксанаду (Xanadu) с двумя параллельными документами на экране Краткий экскурс в историю

76 Однонаправленные и расширенные ссылки Простые (однонаправленные) ссылки позволяют переходить от единственной точки первой страницы к точке другой страницы (часто это начало). Более сложные системы гипертекста позволяют концам ссылок быть областями внутри страницы (региональные ссылки), следовать по ссылке в обоих направлениях (двунаправленные ссылки) и задавать более двух концов (множественные ссылки).

77 HTML Язык гипертекстовой разметки Web-страниц HTML (Hypertext Markup Language) вначале задумывался как средство распространения научных исследований, поэтому содержал теги, соответствующие основным элементам научной статьи: название, несколько уровней вложенных заголовков, списки различных типов. В октябре 2014 года был опубликован HTML5. Цель его разработки - улучшение уровня поддержки мультимедиа- технологий с одновременным сохранением удобочитае- мости кода для человека и простоты анализа для парсеров.

78 HTML5 В HTML5 реализовано много новых возможностей: - используется для воспроизведения видеозаписей; - добавляет, воспроизводит и управляет настройками аудиозаписи на веб-странице; - предназначен для создания двухмерных растровых изображений; использование SVG, вставка математических формул и т. д.

79 Гипермедиа Гипермедиа – это набор различных элементов средств информации, таких как текст, графика, звук и видео, соединенных ссылками. Можно определить четыре возможные систематические структуры гипермедиа: Полностью связанная организация; Иерархическая организация; Последовательная организация; Смешанные организации.

80 Полностью связанная организация Каждая страница имеет связь с остальными страницами (полезна для небольших сайтов).

81 Иерархическая организация

82 Последовательная организация Примером последовательной организации может быть небольшая художественная галерея.

83 XML и мультимедиа XML (eXtensible Markup Language – расширяемый язык разметки) – это язык разметки, имеющий средства определения тегов и задающий ограничения на их использование. Таким образом, XML можно рассматривать как метаязык, позволяющий определять другие языки разметки.

84 Языки на основе XML SVG (Scalable Vector Graphics – масштабируемая векторная графика); VoiceXML (Voice eXtensible Markup Language) - стандарт для разработки интерактивных голосовых приложений; SSML (Speech Synthesis Markup Language) - язык разметки синтетической речи; SMIL (Synchronized Multimedia Integration Language – язык интеграции синхронизированных средств мультимедиа) - язык разметки, предназначенный для описания мультиме- дийных презентаций с элементами синхронизации. SMIL 1.0 принята в 1998 году как Рекомендация Консорциума World Wide Web.