История развития сравнительного правоведения Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Надежда Александровна Раханова n.rakhanova@psu.by.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История развития сравнительного правоведения Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова.
Advertisements

Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Методология научного познания. 1.Методология научного познания - совокупность определенных правил, приемов, способов познания. По степени общности и сфере.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ Дисциплина по выбору для студентов 4 курса Автор-разработчик: доц.к.ю.н. Павлова Н.Г. Юридический факультет, кафедра теории.
Презентация по теме контрольной работы: «Развитие науки административного права в России» Р. В. Всеволодов Р. В. Всеволодов.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
ГОУ ВПО Волго – Вятская Академия государственной службы Научная библиотека.
Магистерская диссертация Научный руководитель : профессор, доктор юридических наук, И. И. Мартинович.
Научный руководитель: кандидат юридических наук Калинин Сергей Артурович Проблемы классификации законодательства Республики Беларусь кандидатская диссертация.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Выполнила: магистрантка ФМО, БГУ.
Правовые системы современности. Система права это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение.
Институт признания государств в современном международном праве Окунев Илья Александрович факультет международных отношений руководитель к.ю.н. Павлова.
План урока. 1.Понятие теории государства и права. 2. Место ТГП в системе общественных и правовых наук. 3.Функции Теории государства и права.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
Правовая культура общества. Подготовила: Жилина Анастасия ПО-КОД
Источники гражданского и торгового права зарубежных стран Подготовила студентка ююг 221 Москалык А.М.
Студентка Петрова Татьяна Анатольевна специальность «Государственное и муниципальное управление «Государственное и муниципальное управление Студентка.
1 Романо-германская правовая семья 2 Англо-саксонская правовая семья 3 Семья социалистического права 4 Религиозная правовая семья Правовая семья - одно.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Транксрипт:

История развития сравнительного правоведения Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Надежда Александровна Раханова Полоцкий государственный университет Юридический факультет

Структура лекции 1. Общая характеристика древнего периода развития сравнительного правоведения. 2. Общая характеристика средневекового периода развития сравнительного правоведения. 3. Основные этапы современного периода развития сравнительного правоведения.

Спор о «дате и месте рождения» Наиболее распространенные «точки отсчета» VI-IV в. до н.э., Древняя Греция (Аристотель «Политика», Платон «Законы», Теофаст «О законах») XVII в., Франция (Ш.-Л. Монтескьё «О духе законов») вторая половина XIX – начало XX вв., Франция 1869 г. – основание Общества сравнительного законодательства 1900 г. – проведение I Международного конгресса сравнительного права (г. Париж)

Чем объяснить неопределенность даты рождения сравнительного правоведения?

Спор о «дате и месте рождения» Основания разногласий – различные подходы к определению сущности сравнительного правоведения: применение сравнения как мыслительной операции по сопоставлению сходных объектов, проявление любого интереса к иностранному праву => корни сравнительного правоведения – в древности; систематическая деятельность по выявлению типичных, устойчивых, всеобщих закономерностей возникновения, функционирования и развития правовых элементов и явлений, существующих в различных правовых системах, в целях последовательного сближения правовых систем => сравнительное правоведение – современное (по времени возникновения и актуальности) научное направление.

Древний период развития сравнительного правоведения

Зарождение «идей сравнительного правоведения» Тезис о возникновении сравнительно-правовых идей и первом практическом опыте проведения сравнительных исследований в области государства и права преимущественно в Древней Греции и Древнем Риме. Основания: 1) сходство законов, правовых обычаев, отдельных юридических норм приобретенное путем добровольного и принудительного заимствования; 2) труды античных философов, юристов, при написании которых использовался метод сравнения

«Сходство законов»: факты Законы XII таблиц – нормы и отрывки из сочинений римских и греческих авторов; Институции Гая («Все народы, которые управляют законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей»); «jus gentium» (внутреннее римское «право народов»), сформированное через восприятие отдельных греческих правовых институтов и норм, греческих правовых идей и доктрин.

Древнегреческие «сравнительно- правовые исследования» Платон «Законы»: на основе сравнения законов различных греческих полисов выведена конструкция идеального государства, в котором действуют подходящие, с точки зрения философа законы; Аристотель «Политика»: выводы о «правильной» форме государственного устройства, соотношении законного и справедливого на основании анализа конституций 153 древнегреческих полисов; Теофаст «О законах»: определены общие принципы, лежащие в основе правопорядков различных греческих полисов, и противопоставление им отклоняющихся от этих принципов норм.

Общая характеристика древнего периода развития сравнительного правоведения 1)внутрисистемный характер («замкнутость») сравнения; 2)хаотичность, неупорядоченность сравнительного анализа; 3)преимущественно принудительный характер заимствований; 4)нормативное сравнение и заимствование («сравнение законов»); 5)цель сравнения – поиск и формирование «правильного» права и государства.

Средневековый период развития сравнительного правоведения

«Предвозвестники» сравнительного правоведения (Л.Ж.Константинеско): Средневековье Факты: рецепция римского частного права; законодательные заимствования (например, широкое влияние Кодекса Наполеона 1804 г. на правовые системы других стран, обусловленное его гибкостью и универсальностью, прагматизмом, политической обеспеченностью правовых положений); индивидуальные правовые исследования с использованием сравнительного метода.

Индивидуальные правовые исследования с использованием сравнительного метода Фортескью (Англия, XV в.) «Управление Англией», «О похвале английским законам»: сравнение французских и английских законов, тенденциозная попытка доказать превосходство английской государственно-правовой системы над французской. Ф.Бэкон (Англия, XVII в.) «О достоинстве и приращении наук»: вывод о необходимости освобождения от цепей национального права для того, чтобы узнать его истинную ценность, тезис о том, что свое собственное национальное право не может и не должно служить критерием оценки самого себя Ш.Л. Монтескьё (Франция, XVIII в.) – «вероятный основатель», «пионер сравнительного правоведения» «О духе законов»: сравнительный анализ не только законодательства, но и географических и климатических условий жизни.

Общая характеристика средневекового периода развития сравнительного правоведения признание теоретической ценности сравнительного метода в правовых исследованиях; отсутствие системности в применении метода сравнения в праве; «замкнутость» правовых систем.

Современный период развития сравнительного правоведения

Условия (причины) начала формирования сравнительного правоведения как более или менее систематически применяемого научного метода и стремления создать автономную науку: 1) формирование национальных правопорядков; 2) осуществление масштабных юридических реформ, в том числе обширной кодификации; 3) значительный успех применения сравнительного метода в области иных наук, например, в лингвистике; 4) развитие идеи эволюционизма. Препятствия к развитию сравнительного правоведения: 1) универсализм естественно-правовой школы; 2) национализм исторической школы права.

Этапы современного периода развития сравнительного правоведения Первый этап (вторая половина XIX в.): 1)философско-историческое направление сравнительных исследований (доминирование подхода – в Германии); 2)развитие «коллективного творчества» в сравнительном правоведении: создание кафедр при университетах, обществ, издание специализированных журналов; 3)практическая ориентированность сравнительно-правовых исследований (доминирование подхода – во Франции); 4)отсутствие широкого и систематического сравнения; 5)отсутствие цели создать автономную науку сравнительного правоведения; 6)постепенный спад интереса к компаративистским исследованиям.

Философско-историческое направление сравнительно-правовых исследований (Германия) Школа А. Фейербаха (неокантианство) «Почему в распоряжении анатома имеется сравнительная анатомия, а юрист- ученый не имеет сравнительной юриспруденции? Богатейший источник всех открытий в любой науке – это сравнение и сопоставление...» популяризация сравнительно-правового метода первые серьезные практико-ориентированные сравнительно правовые исследования (на основе сравнительного анализа итальянского и французского законодательства создал проект Баварского уголовного кодекса, который на протяжении XIX в. служил моделью для законодателей как в Германии, так и в других странах)

Философско-историческое направление сравнительно-правовых исследований (Германия) Гейдельбергская (южнонемецкая) школа: историческая по своему характеру школа (исходила из гегелевского понимания истории); реформаторские и новаторские тенденции (иностранное право рассматривалось не только как объект исторического знания, но и как инструмент улучшения законодательным путем национального права); область применения ограничена правом цивилизованных народов (правовыми системами, причислявшимися к индогерманской, или арийской, семье). Представители: К.Миттермайер (практическое реформаторское направление, консультативная деятельность); К.Цахарие, Э.Ганс, (всеобщая сравнительная история права); И.Колер, А.Пост (сравнительно-этнологическое направление).

Развитие «коллективного творчества» в сравнительном правоведении 1829 г., Германия - «Критический журнал юридической науки и зарубежного законодательства» (просуществовал до 1953 г., издано 26 томов) 1831 г., Франция (Коллеж де Франс, Париж) – кафедра сравнительного права 1834 г., Франция – «Журнал иностранного законодательства» 1869 г. Франция (Париж):Общество сравнительного законодательства (с момента создания – «Бюллетень общества сравнительного законодательства», с 1875 г. – «Ежегодник зарубежного законодательства», «Ежегодник французского законодательства»); Бельгия: «Журнал сравнительного правоведения»; Англия (Оксфордский и Кембриджский университеты): кафедры сравнительного права, рекомендованы к созданию Палатой общин еще в 1848 г г., Германия (Штутгарт) - «Журнал сравнительно-правовой науки (сравнительного правоведения» 1884 г., Испания - «Журнал международного права, сравнительного законодательства и судебной практики» 1893 г. Общество сравнительной правовой и государственной науки (с изданием журнала) 1894 г. Германия (Берлин) – Международная ассоциация сравнительного правоведения и науки народного хозяйства (в 1926 г. произошло слияние с Институтом иностранного и международного частного права («Журнал иностранного и международного частного права»)) Англия (Лондон) Общество сравнительного законодательства (систематизация статутного права Великобритании и США)

Практическая ориентированность сравнительно-правовых исследований (Франция) Причины «перемещения эпицентра» сравнительно-правовых исследований из Германии во Францию: 1) неудача «юридической этнологии»; 2) отсутствие сравнительного правоведения в перечне учебных дисциплин юридических факультетов; 3) утрата интереса к иностранному праву вследствие сформированности и необходимости толкования права национального; 4) активизация деятельности научных обществ сравнительного правоведения; 5) расширение сферы сравнительного правоведения как академической дисциплины (создание соответствующих кафедр и разработка курсов лекций в 12 университетах Франции); 6) авторитетность французской школы экзегезов (позитивистское направление).

Практическая ориентированность сравнительно-правовых исследований (Франция) Главная черта - прикладной характер сравнительно-правовых исследований (для совершенствования национального законодательства => преобладание термина «сравнительное законодательство») г. – создание Комитета иностранного законодательства при Министерстве юстиции Франции (обеспечивал перевод на французский язык большинства иностранных кодексов и других важных законодательных актов). Школа экзегезов: создание чисто юридической теории, изучающей позитивное право (действующие правовые нормы и институты, прежде всего, в области гражданского, уголовного и процессуального права); направление имело наибольший эффект в совершенствовании национального законодательства.

Особенности английских сравнительно- правовых исследований 1)стремление генерализовать в историческом плане особенности английского права (Г.Мэн). 2)практическая ориентированность, полная «антитеоретичность», тесная связь с судебной практикой Создание в х гг. XIX в. при Тайном Совете – высшей судебной инстанции Британской империи – специального Юридического комитета, который рассматривал апелляции из Индии, где действовало индусское и исламское право, из Цейлона, где применялось тамильское право, из Гонконга, Малайских островов, Саравака и Борнео, где доминировало китайское право, из Южной Африки и Родезии, где применялось «римско-датское право», из Квебека, где широко использовался французский Гражданский кодекс, из других британских колоний и полуколоний, где применялись не только различные (одновременно английские и иностранные) нормативные акты, но и многочисленные правовые обычаи.

Этапы современного периода развития сравнительного правоведения Второй этап (начало XX в. – настоящее время): 1)четкая постановка фундаментальных проблем сравнительного правоведения и придание им международного аспекта; 2)возрастание роли сравнительного правоведения как средства унификации, возникновение идеи «общего наднационального права»; 3)расширение практической функции сравнительного правоведения не только на сферу законотворчества, но и в область толкования правовых норм (судебной практики); 4)активизация новых организационных форм сравнительно-правовых исследований (общества, конференции, коллоквиумы, «круглые столы» и пр.); 5)создание международных форм преподавания сравнительного правоведения.

Первый Международный конгресс сравнительного правоведения 1900 г., Париж, Всемирная выставка. Организаторы – французы Э.Ламбер и Р.Салейль. Задачи: 1)сопоставить при помощи национальных докладов решения ряда юридических (отраслевых) проблем в различных правовых системах (образовано 9 секций); 2)решить назревшие методологические проблемы сравнительного правоведения: определить предмет и функции, способы научного познания (специальная секция).

Концепция Р.Салейля Идеи: сравнительное правоведение – самый полезный инструмент юридической техники в процессе обновления законодательства => стремление возложить ведущую роль в правотворчестве на судебную практику (введение иностранного права в процесс толкования права национального в случае пробельности); «идея всемирного права» и «идеального института» (ориентира для судебной практики и правотворчества в целом): призвание сравнительного правоведения путем сопоставления различных систем законодательства, его функционирования и достигнутых результатов выработать идеальный, хотя и относительный тип определенного института с учетом экономических и социальных условий, которым он должен соответствовать.

Организационные формы сравнительно- правовых исследований 1920 г. Институт сравнительного права (Франция, Лион) 1924 г. Международная академия сравнительного правоведения (Франция, Париж) 1926 г. Институт иностранного и международного частного права им. императора Вильгельма (Германия, Берлин), в настоящее время – Институт иностранного и международного частного права им. И.Планка (Гамбург); 1958 г. Британский институт международного и сравнительного правоведения (Англия) После Второй мировой войны – активность международных научных контактов, создание международной формы преподавания сравнительного правоведения – Международного факультета сравнительного правоведения (г. Страсбург, Франция)

Особенности современного периода развития сравнительного правоведения (ИТОГИ) 1)становление сравнительного правоведения как относительно самостоятельной отрасли знаний и академической дисциплины; 2)превращение сравнительных правовых исследований из эпизодических в систематические; 3)расширение сфер и географии распространения и влияния сравнительного правоведения; 4)акцент не на различиях и особенностях сравниваемых правовых систем, а на поиске общих основ и корней, первостепенном выявлении общностей (следствие глобализации всех видов деятельности); 5)институциональное оформление сравнительного правоведения; 6)формирование научно-теоретического фундамента сравнительного правоведения (определение статуса данной отрасли знания и дисциплины, создание специального понятийного аппарата, установление функций сравнительного правоведения и разработка методологии).

Ссылки на методические материалы Учебные программы по дисциплине: Краткий конспект лекций (СП_ЛК2), задания для УСРС (СП_УСРС2): Вопросы для контроля знаний (темы 1-2): Дополнительные материалы для чтения и выполнения заданий управляемой самостоятельной работы: УСРС-2 usp=sharing usp=sharing

Спасибо за внимание!