1. Научные ресурсы мира. Масштабы НИОКР 2. Образовательные ресурсы мира 3. Информационные ресурсы мира.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭКСПОРТ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В.А. Мау Академия народного.
Advertisements

Тема 6. Предпринимательские ресурсы и ресурсы знаний в мире.
Выполнила : Касымалиева Д. Т. ЭКО ( ФК )-1-15 Проверила : Асанова Н. Б.
Ядро ПериферияПолупериферия Страны Западной Европы, Северной Америки, Японии, в него входят самые сильные государства с усовершенствованной системой.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Дистанционное образование во Франции Выполнили: Гончарова И. Мордашова И. Осенин М. Цветков В. Тьютор: Мыздриков И.С.
Политика государства в области продвижения российского образования Борис Валерьевич Железов Заместитель директора международного департамента Минобрнауки.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Насчитывается пять информационных революций: Первая из них связана с появлением устной речи (40-10 тыс. лет назад). Вторая с изобретением письменности.
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
Пешина Э.В. проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ОПЫТ УЧЕТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОСТИ.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
Мировой рынок рабочей силы и международная трудовая миграция.
Management Institute Данченок Лариса Александровна, Директор Института менеджмента МЭСИ Доктор экономических наук, профессор Юрьева Татьяна Владимировна,
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального образования Кадры науки : анализ текущего.
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
Развитие информационного общества в Литве и Европейском Союзе Вице-министр транспорта и коммуникации Римвидас Ваштакас.
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа мирового хозяйства Учебные вопросы: 1.Сущность МРТ и факторы, влияющие на его формирование и развитие.
Из Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество ( годы)" (Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации.
Гапоненко А.Л. 1 Предпосылки формирования в России экономики основанной на знаниях.
Транксрипт:

1. Научные ресурсы мира. Масштабы НИОКР 2. Образовательные ресурсы мира 3. Информационные ресурсы мира

И последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В XXI в. знания превращаются в главный экономический ресурс. Понятие вырабатываются прежде всего в сфере науки, точнее и сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики и сфере НИОКР, а масштабы инноваций прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в Таджикистане научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого таджикской экономики на результаты НИОКР.

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материальной и кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: доля расходов на НИОКР в ВВП; численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; Индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспор­те

Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т.д.

Страна Доля расходов на НИОКР в ВВП, % Число иссле­дователей на 10 тыс. заня­тых в эконо­мике* Сальдо техно­логического баланса, млрд долл.,. Доля высоко­технологичных изделий в про­мышленном экспорте стра­ны, %,. США2,693+28,732 Япония 3,2104+2,124 Южная Корея 2,668-2,732 Швеция 4,0106+2,017 Финляндия 3,5177-0,421 Великобритания 1,955+3,724 Франция 2,275+ 1,919 Германия 2,669-0,717 Италия 1,230-1,08 Россия 1,274-0,99

Основной объем научно - технических ресурсов мира сосредоточен и странах ОЭСР, Китае, России и Индии. На долю США пришлось 14% общих расходов на НИОКР стран ОЭСР, ЕС 30, Японии 10%. В 2010 г. США затратили на НИОКР 285 млрд долл., Япония -114 млрд, Германия 57 млрд, Россия 16,5 млрд, Китай 84,6 млрд долл. По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,1%), Швеция (4,3%), Финляндия (3,5%), Япония и Исландия (3,1%), а средний показатель для ЕС 1,86%. Страны Азии, прежде всего Китай, Южная Корея и Индия начиная с 90- х гг. резко наращивают свою научно - техническую базу.

В развитых странах частные компании стали основным инвестором в НИОКР : частный сектор обеспечивает более 70% всех расходов па НИОКР в Японии, 68% в США, 56% в среднем в ЕС. Лидерами по абсолютным расходам на НИОКР в корпоративном секторе являются компании США ;

Глобализация НИОКР проявляется в увеличении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно - технических, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью, международном аутсорсинге. В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного финансирования НИОКР превышает 10%. Произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного лицензирования. США имеют самое крупное сальдо лицензионной торговли. Наиболее крупными покупателями американской технологии являются Япония и Южная Корея (44% всех поступлений в в начале 2010 г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США ) и в Японии ( около 30% платежей ).

Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения ( так называемое офшорное программирование ) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается научный аутсорсинг в России и Украине.

Образовательные ресурсы накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. Основные тенденции развития сферы образования таковы : построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация ( сочетание базовых знаний со специалистами ), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин ( информатика, биотехнология и т. д.), диверсификация ( конкуренция между школами, формами обучения ), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе. В то же время проблемы образования различаются по странам. Если для развитых стран вопрос стоит о переходе к всеобщему высшему образованию, то для развивающихся стран в долгосрочном плане. А это обеспечение полноценного среднего образования, а для многих ликвидация неграмотности и введение всеобщей системы начального образования.

Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются : доля расходов на образование в ВВП ; расходы на образование на душу населения ; доля молодых людей, оконучивших полную среднюю школу ; доля студентов в возрастной группе 1829 лет ; численность студентов на 10 тыс. населения ; доля лиц с высшим образованием ; доля иностранцев в общей численности студентов

Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний ( они быстро стареют, кроме фунда ­ ментальных ), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска ин ­ формации и самообучения. В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием ( в 2010 г. в среднем 33% населения в группе 2564 лет имело высшее образование, в США 48%, Канаде 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование. В начале 2010 годов в высшей школе училось в США 43% молодежи ( в группе 2029 лет ), ЕС 35, Финляндии 51, За последние 10 лет число учащихся высших учебных заведений возросло на 50% в Южной Корее, Чехии, Венгрии, Польше, Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике.

Страна Доля госу­дарственных расходов на образова­ние в ВВП Численность студентов на 10 тыс. населения в. Удельный вес студен­тов в своей возрастной группе учивших пер­вую универ­ ситетскую степень в группе Доля иностранцев в общем числе студентов в., %в.*, %24-летнихв., % в.** США5, ,94 Ииония 3, ,02 Южная 4, ,8 Н.Д. Швеция 7, ,7'7 Финляндия 6, ,52 Велликобритания 5, ,711 Франция 5, ,97 Германия 4, ,710 И талия 4, ,02 Россия 3, ,61

В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели 2 / з студентов специализируются в гуманитарных областях ( гуманитарные и социальные науки, право, педагогика, искусство ), а ВУЗ изучает естественно научные и технические дисциплины ( естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство ). Доля выпускников вузов в области научно - технических дисциплин в ЕС составила более 30%, в США 17, Японии 12%. Наблюдается повышение расходов на образование в целом ( за г. рост в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах ) и ни высшее профессиональное в частности.

В большинстве стран Западной Европы расходы на высшее образование составляют около 3% ВВП, в то время как в США и Канаде за счет более высокой доли негосударственных источников, прежде всего частного сектора, этот показатель превышает 5,5%. В настоящее время в экономической науке превалируют две концепции участия государства в финансировании высшего образования : неолиберальная концепция « дохода от образования » ( на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом ) и концепция « социальной пользы » ( на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования ). Основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР ), однако растет доля частного финансирования ( средств компаний и физических лиц ). Роль частных источников финансирования значительно колеблется по странам наименьшая в странах Северной Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии ), 29% в Великобритании, 66% в США, 84% в Южной Корее. Дефицит государственных бюджетов, расширение системы высшего образования и контингента учащихся вынуждают правительства все больше привлекать альтернативные источники финансирования высшей школы и переходить к платному образованию.

Лидерами по подготовке кадров со средним и высшим образованием являются США и ЕС, а также Япония и Россия. В 2010 г. в 15 странах ЕС было подготовлено 4 млн выпускников высшей школы ( первой ступени, эквивалентной степени бакалавра ), в 10 странах - кандидатах ' еще 0,8 млн человек, в США 3,15 млн, в Японии 2,1 млн, в России в 2010 г. 0,9 млн человек. В июне 1999 г. в итальянском городе Боло ­ нье министры образования 29 европейских стран приняли « Декларацию о европейском пространстве высшего образования », предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования к 2010 г. (« Болонский процесс »). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г.

Большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, увеличив число полуучивших степень бакалавра в научно - технических дисциплинах более чем в три раза ( до 810% общей численности выпускников ). Наиболее серьезные достижения в этом регионе достигнуты в послевузовском образовании.

Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между разви ­ тыми странами связано с процессами глобализации и носит кратко ­ срочный характер (510% переездов специалистов из Канады в США объясняется внутрифирменными перемещениями ). Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является « утечкой мозгов ». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Лидируют в этой области США, где 40% взрослых иммигрантов имеет высшее образование и где обучается 40% всех иностранных студентов стран ОЭСР. С начала 90- х гг. в США въехало около 900 тыс. высококвалифицированных специалистов из Индии, Китая, России и ряда стран ОЭСР по программе « грин карт ».

Важной частью притока специалистов являются обучающиеся в развитых странах студенты из развивающихся и переходных стран. В США остается 90% защитившихся в США докторов ( в научно - технических дисциплинах ) выходцев из Китая и Индии, 63% из Южной Кореи. В 2010 г. иностранцы получили 37% докторских дипломов в технических дисциплинах в США, 39 в Великобритании, 4% в Германии и Японии. Одним из свидетельств конкурентоспособности и качества национальной системы образования становится академическая миграция ( перемещение преподавателей и студентов ). Увеличение численности иностранных студентов, с одной стороны, дает ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, а с другой характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия.

В то же время во второй половине 90- х гг. в странах Азии произо ­ шел перелом в соотношении между числом специалистов, получив ­ ших образование за рубежом и в национальных университетах, в пользу последних. Научно - техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовали возвращению специали ­ стов на родину. В 2010 г. ЕС подготовил 40,8 тыс. докторов в области естественных и инженерных наук, США 26,9 тыс., азиатские страны 25,9 тыс. ( лидером в этом регионе является Китай 8,2 тыс.).

В постиндустриальном обществе информация стала его важнейшим элементом, а уровень развития информационной инфраструктуры превратился в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике. В постиндустриальном обществе информация становится предметом массового потребления общества и стержнем общественного развития. Совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности, формирует национальные информационные ресурсы.

Развитие телекоммуникационных систем, в первую очередь Ин ­ тернета, а также либерализация рынков связи, повлекшая за собой снижение стоимости коммуникационных услуг, привели к активному развитию информационного рынка. Интернет превратил информаци ­ онные ресурсы мира в единое целое, где понятие географического и физического расстояния практически исчезает. В результате процес ­ сов глобализации информационные потоки выходят за национальные рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылки для формирования глобального информацион ­ ного общества. США и страны ЕС еще в первой половине 90- х гг. включили развитие « общества знаний » и информационного общества в число национальных приоритетов.

Важнейшими показателями информационных ресурсов отдельных стран является доступ к информационным источникам, как к тради ­ ционным ( радио, телевидение, печать, стационарная телефония ), так и новым ( мобильная связь, интернет - ресурс ): число ежедневных печатных изданий, радиоприемников, телевизоров, подключений к кабельному телевидению, число телефонных номеров в расчете на 100 человек населения ; число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интер ­ нета в расчете на 100 человек населения ; доля расходов комплекса информационно - коммуникационных отраслей ( ИКТ ) в ВВП ; число персональных компьютеров в расчете на 100 человек на ­ селения ; индекс « цифрового доступа » ( характеризует возможности жителя страны получить доступ и использовать возможности ИКТ ) 1

В 2001 г. сектор ИКТ в странах ОЭСР составил 10% ВВП, в нем бы ­ ло занято более 17 млн человек, на него пришлись '/ 4 затрат на НИОКР частного сектора, '/ 5 патентов. Мировые продажи информа ­ ционно - технологических услуг в 2003 г. составили около 570 млрд долл. На мировом рынке информационных технологий лидируют компа ­ нии США, на их долю приходится 59% глобальных затрат. Ведущей компанией в гг. являлась 1 ВМ, ее доля составила 7,5% ми ­ рового рынка информационно - технологических услуг. Лидерами в 1 распространении Интернета являются страны Северной Европы. В Исландии в 2010 г. пользовалось Интернетом около 90% населения, в Швеции 77, в США, Южной Корее, Японии 85%. В 2010 г. по индексу развития информационной технологии ( составляющей части индекса мировой конкурентоспособности Международного экономии ческого форума ) первые четыре места в мире занимали Исландия, Финляндия, Швеция и Дания, США 5- е место, Россия 56- е среди 102 стран мира. Южная Корея лидирует в мире по объему доступа к интернету ) широкополосной связи, Япония по числу пользователей Интернета с мобильных телефонов в 2010 г. 92% общего числа пользователей мобильной связи имели доступ в Интернет.

Способность эффективно использовать и производить информа - ; ционные технологии является в настоящее время одной из основных ' линий раздела между развитыми и развивающимися странами ( фено ­ мен « цифрового неравенства »). Развивающиеся страны значительно ^ отстают от развитых стран, как по уровню компьютерной грамотно ­ сти, так и в целом по уровню развития телекоммуникационного ком плекса. Свыше 2 / 3 ПК и пользователей Интернета находятся в разви тых странах. В 2010 г. в развитых странах на 100 жителей приходилось 68 пользователя Интернета, а в развивающихся странах только Разрыв между развитыми, и развивающимися странами в области информационной технологии сокращается, однако остается критическим. Наименьшего отставания развивающимся странам удалось достичь по показателям обеспеченности телефонной связи. Так, за 10- летний период ( гг.) разрыв в числе мобильных телефонов на 100 жителей сократился с 30 до 5 раз, разрыв в числе ПК с 27 до 11 раз, в числе интернет - пользователей с 41 до 8 раз. В развитых странах феномен « цифрового неравенства » проявляется на микроуровне в форме разрыва в использовании « электронного бизнеса » между фирмами различного размера, а также в неравномер ­ ности использования новейшей информационной технологии среди различных слоев населения.

Наука, образование и информация являются важнейшими элементами щи гиндустриального общества, а уровень развития научно - образовательной И информационной инфраструктуры служит важнейшим показателем конку ­ рентоспособности страны в мировой экономике. Основной объем научных, образовательных и информационных ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР и частично в России. Быстро развываются ресурсы знаний Азиатский регион, прежде всего Китай, Южная Корея, Индия. США обладают крупнейшим в мире научно - техническим и образова - И ' чьным потенциалом. Лидерами в развитии информационного комплекса являются США, страны Северной Европы, Великобритания, Япония и Южная Корея. Несмотря на сокращение « цифрового разрыва » между развитыми и развивающимися странами, он остается критическим. Таджикистан в настоящее время активно расширяет информатизацию внутреннего рынка. 4. Под влиянием процессов глобализации происходит формирование гло ­ бальной инновационной сферы, основой которой становятся мировые исследовательские сети, мировой рынок образования, мировое информационное " пространство.