Технология написания и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью Подготовил учитель-дефектолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальная образовательная программа Рекомендации по составлению.
Advertisements

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Модель и условия реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в образовательной ОВЗ в образовательнойорганизации ГБОУ Центр диагностики.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Подходы к разработке адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья Мостова Ольга Николаевна, заведующая кафедрой.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ. Заместитель директора по УВР «Центра ПМСС» Фатеева М.А.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Транксрипт:

Технология написания и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью Подготовил учитель-дефектолог ОБОУ «Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Полячихина Оксана Валентиновна

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной АООП наличие в образовательной организации психолого-медико- педагогического консилиума наличие в образовательной организации психолого-медико- педагогического консилиума согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по АООП согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по АООП

Нормативно-правовая база Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ Постановление главного государственного санитарного врача РФ от года 189 «Об утверждении Сан ПиН» «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление главного государственного санитарного врача РФ от года 189 «Об утверждении Сан ПиН» «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ (от 19 декабря 2014 г., приказ 1598) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ (от 19 декабря 2014 г., приказ 1598) Положение об адаптированной основной общеобразовательной программе (локальный акт) Положение об адаптированной основной общеобразовательной программе (локальный акт)

Последовательность разработки АООП Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, содержания основных общеобразовательных программ и учебного плана Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, содержания основных общеобразовательных программ и учебного плана Исследование результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Исследование результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Определение временных границ реализации АООП Определение временных границ реализации АООП Четкое формулирование цели программы Четкое формулирование цели программы Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации программы Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации программы

Определение содержания программы с учётом целевого назначения. Описание способов и приёмов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования Определение содержания программы с учётом целевого назначения. Описание способов и приёмов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования Планирование форм реализации разделов программы Планирование форм реализации разделов программы Планирование форм участия в реализации АООП педагогических работников, а также родителей (законных представителей) ребёнка с ОВЗ Планирование форм участия в реализации АООП педагогических работников, а также родителей (законных представителей) ребёнка с ОВЗ Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации АООП Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации АООП

Структура индивидуальной АООП Титульный лист Пояснительная записка Учебный план Содержание программы Заключение и рекомендации

1. Титульный лист Полное название образовательной организации «Согласовано» «Принято» на заседании ПС ОО Родитель ____________________ Председатель ПС _______________ Дата _________________ Дата ________________ «Утверждаю» Директор OO _________________ Дата _______________ Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающегося с ОВЗ на 2015 – 2016 уч. г. __________________________________ (фамилия, имя) Ответственный за реализацию программы _______________________________________ (ФИО специалиста) Курск – 2015 г.

2. Пояснительная записка 2.1. Характеристика обучающегося Ф.И.О. ребёнка Дата рождения Класс (со скольки лет пошёл в школу, дублировал классы, сколько раз) Заключение и рекомендации ПМПК (по протоколу) Анамнез (наследственность обоих родителей, сведения о протекании беременности матери и родах, период адаптации и т. д.) Раннее развитие (сидеть, ходить, первые слова, фразы) Перенесённые заболевания (ПЭП, черепно-мозговые травмы, хирургические вмешательства и др.) Состояние зрения, слуха Наличие инвалидности, по какому заболеванию (с согласия родителей) Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе, о свое семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития) Особенности психофизического развития (работоспособность, развитие крупной и и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти, мышления, ведущая рука)

Сформированность учебных навыков: - математика (выполнение вычислительных операций, их автоматизация, умение решать арифметические задачи, выполнять геометрические построения); - чтение (тип чтения, темп, осознанность, возможности пересказа, характерные ошибки при чтении); - письмо (особенности графики, устойчивость почерка, особенности оформления работ, умение писать под диктовку и списывать, характер ошибок письменной речи) Особенности устной речи (звукопроизношение, темп, плавность, словарный запас, грамматическое и интонационно- выразительное оформление) Общие трудовые умения Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога) Эмоционально-поведенческие особенности, проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, обучающимися, учителями Другие особенности ребёнка, необходимые для написания адаптированной программы

2.2. Цели и задачи программы (для обуч-ся с ЗПР) Цели: формирование у обучающегося общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; коррекция недостатков развития обучающегося, его адаптация к учебной нагрузке и школьным условиям с последующей социализацией.

Задачи: развитие познавательной активности обучающегося (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач); развитие познавательной активности обучающегося (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач); развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации; развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации; нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки; нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки; развитие словаря, устной монологической речи обучающегося в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности; развитие словаря, устной монологической речи обучающегося в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности; логопедическая коррекция нарушений речи; логопедическая коррекция нарушений речи; психокоррекция поведения обучающегося; психокоррекция поведения обучающегося; социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения. социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

2.3. Специальные условия для получения образования обучающимся с ОВЗ 2.3. Специальные условия для получения образования обучающимся с ОВЗ (п.3 ст.79) использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (тьютора); предоставление услуг ассистента (тьютора); проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здание ОО обеспечение доступа в здание ОО и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Специальные условия для обучающихся с ЗПР Специальные образовательные программы (адаптированные рабочие программы по предметам, разработанные на основе программы для детей с ОВЗ, имеющих ЗПР (под ред. Шевченко). Специальные образовательные программы (адаптированные рабочие программы по предметам, разработанные на основе программы для детей с ОВЗ, имеющих ЗПР (под ред. Шевченко). Особые методы и приёмы обучения (акцент на наглядных и практических методах, индуктивный метод, репродуктивный метод, игровые методы, приёмы опережающего обучения, приёмы развития мыслительной активности, приёмы выделения главного, приём комментирования и пр.). Особые методы и приёмы обучения (акцент на наглядных и практических методах, индуктивный метод, репродуктивный метод, игровые методы, приёмы опережающего обучения, приёмы развития мыслительной активности, приёмы выделения главного, приём комментирования и пр.). Учебники и учебные пособия (УМК «Школа России»). Учебники и учебные пособия (УМК «Школа России»). Дидактические и наглядные материалы (должны быть доступные для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи). Дидактические и наглядные материалы (должны быть доступные для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи). Технические средства обучения. Технические средства обучения. Педагогические, психолого-педагогические, социальные услуги (наличие в ОО специалистов службы сопровождения таких как учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог). Педагогические, психолого-педагогические, социальные услуги (наличие в ОО специалистов службы сопровождения таких как учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог). Получение необходимой коррекционной помощи на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях общеразвивающей и предметной направленности (занятия должны быть включены в учебный план, где предусмотрено их проведение за счет часов компонента образовательной организации). Получение необходимой коррекционной помощи на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях общеразвивающей и предметной направленности (занятия должны быть включены в учебный план, где предусмотрено их проведение за счет часов компонента образовательной организации).

Специальные условия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1. Специальные образовательные программы: адаптированные рабочие программы по предметам, разработанные на основе программы для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость (под ред. В.В.Воронковой или И.М.Бгажноковой. 2. Оригинальные учебники: список учебников образовательной организации для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость (соответствующего класса). 3. Специальные методы и приёмы обучения: метод «малых порций», который предполагает дробление учебного материала на несколько смысловых частей, изучение каждой в отдельности и последующее закрепление; метод «малых порций», который предполагает дробление учебного материала на несколько смысловых частей, изучение каждой в отдельности и последующее закрепление; опора на практические действия с реальными предметами; опора на практические действия с реальными предметами; использование инструкционных карточек с описанием пошаговых действий; использование инструкционных карточек с описанием пошаговых действий; вынесение сложных тем на индивидуальные коррекционные занятия; вынесение сложных тем на индивидуальные коррекционные занятия; снижение уровня сложности и объёма заданий; снижение уровня сложности и объёма заданий; большое количество упражнений для закрепления учебного материала (создание карточек с дидактическими материалами); большое количество упражнений для закрепления учебного материала (создание карточек с дидактическими материалами); снижение темпа деятельности, увеличение времени для выполнения заданий и др. снижение темпа деятельности, увеличение времени для выполнения заданий и др.

4. Технические средства обучения, специализированные компьютерные программы (перечень). 5. Создание психологически комфортной для ребёнка среды - атмосферы принятия в классе, ситуации успеха на уроках или во внеклассной деятельности. 6. Дозирование учебной нагрузки, своевременное оказание помощи, чередование разных видов деятельности. 7. Правильный выбор учебного места в классе (указать). 8. Регулярная специализированная помощь (олигофренопедагога, учителя-логопеда, педагога- психолога, социального педагога). 9. Получение необходимой коррекционной помощи на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

3. Учебный план Учебный план разрабатывается с учетом особенностей психофизического развития обучающегося, обеспечивает получение обучающимся образования и предпрофессиональной трудовой подготовки Учебный план разрабатывается с учетом особенностей психофизического развития обучающегося, обеспечивает получение обучающимся образования и предпрофессиональной трудовой подготовки Для детей с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребёнка, и на основании федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ Для детей с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребёнка, и на основании федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности. Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

4. Содержание программы 4.1. Образовательный компонент: Адаптированные рабочие программы по предметам; Адаптированные рабочие программы по предметам; Критерии оценивания достижений по учебным областям Критерии оценивания достижений по учебным областям.

Алгоритм адаптации рабочей программы: Основа – рабочая программа общеобразовательного класса Основа – рабочая программа общеобразовательного класса Исследование возможностей ученика, особенностей темпа восприятия информации Исследование возможностей ученика, особенностей темпа восприятия информации Сотрудничество со специалистами Сотрудничество со специалистами Отбор тем Отбор тем Разработка программы Разработка программы Разработка дидактических материалов Разработка дидактических материалов

4.2. Коррекционный компонент Направления коррекционной работы с обучающимся, её приёмы, методы и формы. Разделы: -учителя-логопеда; -педагога-психолога; -учителя, который имеет возможность реализовывать приёмы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Направления работы учителя-дефектолога Направления работы учителя-дефектолога (для обуч-ся с ЗПР) 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности 3. Развитие основных мыслительных операций 4. Развитие словесно-логического мышления 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы 6. Развитие речи, владение техникой речи 7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря

Направления работы учителя-дефектолога Направления работы учителя-дефектолога (для обуч-ся с интеллектуальными нарушениями) развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности; развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности; социально-бытовая ориентировка; социально-бытовая ориентировка; развитие психомоторики и сенсорных процессов; развитие психомоторики и сенсорных процессов; развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации. развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации.

4.3. Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, социального педагога и др.) содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, социального педагога и др.) раздел, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого- педагогического сопровождения обучающегося раздел, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого- педагогического сопровождения обучающегося работа по социальной адаптации обучающихся работа по социальной адаптации обучающихся

Основные направления работы по социальной адаптации: безопасность жизни, безопасность жизни, самый чистый кабинет (дом), самый чистый кабинет (дом), культура поведения, культура поведения, в транспорте, в транспорте, в магазине, в магазине, одежда и обувь, одежда и обувь, ориентирование в окружающем, ориентирование в окружающем, отдых и досуг, отдых и досуг, охрана здоровья, охрана здоровья, питание, питание, природа, природа, наша Родина. наша Родина.

Направления работы социального педагога 1. Оказание помощи родителям обучающегося в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы 2. Индивидуальная работа с семьёй обучающегося

5. Заключение и рекомендации обоснование внесения корректив по результатам проведённых диагностик мониторинг динамики развития обучающегося заключение о реализации АООП в целом рекомендации специалистов ПМПк на следующий учебный год

Мониторинг результатов сформированности УУД (БУД) Личностные результаты: сен-тябрьянварьмай адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении -+-+ способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия осмысление и дифференциация картины мира, её временно-пространственной организации осмысление социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей