Использование в итоговом сочинении литературного материала и историко-культурного контекста Е.А. Гингель, доцент кафедры филологического образования БОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Advertisements

Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Изучение контекста
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Структура сочинения: Вступление Главная часть (самая большая по объёму) Заключение Вступление и заключение должны быть близки по объёму и органично связаны.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
Над сочинением. Школьное сочинение предусматривает анализ художественного произведения - его научное исследование, цель которого раскрыть содержание литературного.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ по литературе 3 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, ЧАСОВ.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Транксрипт:

Использование в итоговом сочинении литературного материала и историко-культурного контекста Е.А. Гингель, доцент кафедры филологического образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.

Литературный материал – художественные произведения из отечественной или мировой литературы, – произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), – художественно-публицистические произведения, – нехудожественная литература: литература нон- фикшен (научно-популярные книги, биографии, дневники, мемуары и т.д.), – другие литературные источники

Худ. произведения могут рассматриваться в различных аспектах: – литературное произведение как целое и его структур­ные элементы; – литературное произведение и действительность; – литературное произведение и сознание художника (его ми­ роощущение, мировоззрение); – литературное произведение и творчество писателя в це­лом; – литературное произведение и литературный процесс в историко-литературном плане (литературное направление, предшественники, современники, наследники); – литературное произведение и его восприятие читающей публикой в разные исторические эпохи.

Отбор литературного материала определяют: тема, цель, основная мысль сочинения, тезис в рассуждении

Приемы использования литературного материала – элементы смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры); – комплексный анализ художественного текста в единстве формы и содержания; – анализ эпизода из произведения; – сравнение и параллели между разными произведениями или образами в рамках одной темы; – обзор нескольких произведений; – ссылка на произведение, общее высказывание по поводу художественного произведения; – цитирование

Распространенные ошибки: – подмена анализа литературных произведений их подробным пересказом, многочисленными цитатами, повторами. – отсылка к произведению, когда художественное произведение упоминается, но не является опорой для рассуждения – незнание художественного произведения, ведущее к фактическим ошибкам: неточному изложению черт характера литературных героев, особенностей взаимоотношений между персонажами, отношения автора к героям и к поднятым проблемам

Приемы использования литературного материала Тематика одних сочинений требует обращения к анализу произведения в целом. В других сочинениях следует обратиться к литературным героям, эпизодам.

В рассуждении ученик может: а) дать оценку всего произведения Произведение о войне, которое Вас взволновало, Какое произведение (автор) произвело на Вас самое сильное впечатление? Какие произведения Вы бы посоветовали прочитать другу? б) провести анализ нравственных, социальных, философских проблем, поставленных в произведении Какие поднятые (автор) проблемы современны и сегодня? (По одному или нескольким произведениям)

Обращаясь к литературным героям, необходимо определить, какие эпизоды, ситуации следует взять, какие черты характера героев имеют первостепенное значение в раскрытии темы и доказательстве тезиса. особое внимание следует обратить на поступки, на речь героя, на отношение и высказывания о нем автора или других действующих лиц, показать свое отношение к созданному писателем художественному образу.

Анализ отдельной сцены, эпизода Эпизод играет немаловажную роль в понимании характеров персонажей, в их оценке, очень точно характеризует их. Следует обстоятельно остановиться на деталях, с помощью которых писатель раскрывает характеры и поведение героев

Анализ художественного произведения в контексте творчества писателя Анализ произведения в контексте творчества писателя или одного из этапов его творческого пути предполагает: выявление связи отдельных элементов текста (темы, образов, способов выражения авторской позиции) с художественным целым, исследование отдельного произведения в его связи с другими произведениями, осмысление места произведения в художественной системе автора

При подготовке к сочинению рекомендуется: - подобрать к предложенным темам наиболее убедительные литературные аргументы, - выбрать из подобранных литературных аргументов те, которые наиболее точно соответствуют теме и тезису, - использовать в качестве аргументов небольшие по объёму произведения из современной русской и зарубежной литературы, на примере которых можно раскрыть несколько направлений

Историко-культурный контекст Под контекстом (фр. contexte - «тесная связь, сплетение») понимается вся совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но в то же время внеположных ему. Различают: литературный, исторический, биографический контексты

Историко-культурный контекст Литературный контекст – включенность произведения в творчество писателя, в систему литературных направлений и течений. Возможно привлечение и более широкого литературного контекста: творчества предшественников и современников данного автора.

Историко-культурный контекст Исторический контекст – особенности социально-политической обстановки в эпоху создания произведения. Если в тематике произведения конкретно- исторические аспекты являются важными, тогда и может возникнуть необходимость обращения к нему.

Историко-культурный контекст Биографический контекст – факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, обстоятельства работы писателя над произведением, а также его вне художественные высказывания или высказывания других писателей.

Типичные недостатки в привлечении контекста Подчинение материала доказательству выдвинутой вами идеи, основных положений работы придает изложению цельный и последовательный характер. Но стоит, забыв об идее, увлечься материалом, как в сочинении появляются факты и сведения, которые не работают на идею, не служат ей, отвлекают от главного направления, становятся лишними. Особенно часто это бывает в работах, написанных без предварительно составленного плана. Авторы сочинений, случается, увлекаются перечислением фактов, высказываний писателей и общественных деятелей, вследствие чего забывается главная цель работы – проникновение в текст, раскрытие писательского замысла и приемов его воплощения.

Итоговое сочинение: 2 декабря 2015 Спасибо за внимание !