1 Метапредметные результаты обучения географии. Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения географии Шатных А.В., доцент кафедры естественно-математического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Advertisements

Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Черницына Лариса Юрьевна 8(909) методист по информатике и ИКТ.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Универсальные учебные действия младших школьников.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

1 Метапредметные результаты обучения географии. Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения географии Шатных А.В., доцент кафедры естественно-математического образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н.

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра. Джон Дьюи

3 Примеры проблем для освоения в процессе сетевого взаимодействия учителей- предметников 1. Роль предмета в реализации программы развития УУД 2. Рабочая программа по курсу (класс) с учетом требований ФГОС 3. Учебно-тематическое планирование по курсу (на основе различных УМК, подготовленных в соответствии с требованиями ФГОС). 4. Проектирование содержания по географическому краеведению в рабочей программе по курсу с учетом рекомендаций ФГОС 5. Проектирование дополнительного содержания обучения (25% объема содержания) по курсу. 6. Разработка цикла уроков по курсу в соответствие с требованиями ФГОС с использованием современных технологий обучения: 7. Определение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения предмету, которые можно получить на основе изучения курсов и отдельных разделов. 8. Отбор УМК, обеспечивающих высокие результаты УВП

Документы и материалы 4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.) II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования 10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования

5 Требования к результатам обучения географии Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты

Документы и материалы Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. 1/15)) 1.1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты) Учителя- предметники основной школы ЗНАЮТ какие УУД должны быть сформированы у учащихся к началу пятого класса? Каков УРОВЕНЬ сформированности УУД у учащихся? 6

Документы и материалы Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. 1/15) Метапредметные результаты освоения ООП 2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий 7

8 Метапредметные результаты освоения ООП Межпредметные понятия УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные

Межпредметные понятия система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез и др. Условием формирования межпредметных понятий является: - овладение обучающимися основами читательской компетенции, - приобретение навыков работы с информацией, - участие в проектной деятельности. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки ООП ООО образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий. 9

10 Универсальные учебные действия В.П. Вахтеров. «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания». В.П. Вахтеров. Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

11 Универсальные учебные действия определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся; создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося; способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания; создают предпосылки для перехода к самообразованию; обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.

12 К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

13 В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 8. Смысловое чтение. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 14

Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). 15

Учебные действия в составе умений Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 16

Смысловое чтение. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 17

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 18

19 Универсальные логические действия представляет собой: сравнение разных данных с целью различия, определения общих признаков и составление классификации; анализ - выделение элементов, расчленение целого на части; синтез - составление целого из частей; сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение - выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; установление аналогий - установление сходства между предметами, явлениями и т.д..

Принципы формирования УУД в основной школе 1) формирование УУД – задача, сквозная для всего образовательного процесса (урочная, внеурочная деятельность); 2) формирование УУД обязательно требует работы с предметным или междисципдинарным содержанием; 3) образовательная организация в рамках своей ООП может определять, на каком именно материале (в том числе в рамках учебной и внеучебной деятельности) реализовывать программу по развитию УУД; 4) преемственность по отношению к начальной школе, но с учетом специфики подросткового возраста. Специфика подросткового возраста заключается в том, что возрастает значимость различных социальных практик, исследовательской и проектной деятельности, использования ИКТ; 5 отход от понимания урока как ключевой единицы образовательного процесса (как правило, говорить о формировании УУД можно в рамках серии учебных занятий при том, что гибко сочетаются урочные, внеурочные формы, а также самостоятельная работа учащегося); 6) при составлении учебного плана и расписания должен быть сделан акцент на нелинейность, наличие элективных компонентов, вариативность, индивидуализацию. 20

Основания усложнения УУД от класса к классу: Состав (планируется поэтапная отработка составляющих УУД микроумений-операций) Этапы развития: - выполнение учебного действия по образцу; - осуществление указанного способа действия прирешении учебной задачи; - выбор и применение определенного способа с ориентацией на цель и условие учебной задачи; Усложнение предметного материала, на базе которого предполагается выполнять УУД Усложнение используемых учебных средств Степень совместности выполнения (под руководством взрослого, совместно со сверстниками или индивидуально) Выбор того или иного основания определяется особенностями УУД. Разработайте путь усложнения УУД - выявлять и называть причины события, явления. 21

Типовые задачи применения УУД Задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико- ориентированные ситуации и др.). Различаются два типа заданий, связанных с УУД: задания, позволяющие в рамках образовательного процесса сформировать УУД; задания, позволяющие диагностировать уровень сформированности УУД. В первом случае задание может быть направлено на формирование целой группы связанных друг с другом УУД. Действия могут относиться как к одной категории (например, регулятивные), так и к разным. Во втором случае задание может быть сконструировано таким образом, чтобы проявлять способность учащегося применять какое-то конкретное УУД 22

Типы задач применения УУД 1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД: на учет позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры. 2. Задачи, формирующие познавательные УУД: проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи на сериацию, сравнение, оценивание; проведение эмпирического исследования; проведение теоретического исследования; смысловое чтение. 3. Задачи, формирующие регулятивные УУД: на планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие решения; на самоконтроль. 23

Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы развития УУД Направления деятельности рабочей группы могут включать: разработку планируемых образовательных метапредметных результатов с учетом сформированного учебного плана и используемых в образовательной организации образовательных технологий и методов обучения; разработку основных подходов к обеспечению связи УУД с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью; разработку основных подходов к конструированию задач на применение УУД; разработку основных подходов к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по таким направлениям, как: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов; разработку основных подходов к организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций; разработку системы мер по организации взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; разработку системы мер по обеспечению условий для развития УУД у обучающихся, в том числе информационно- методического обеспечения, подготовки кадров; разработку комплекса мер по организации системы оценки деятельности ОО по формированию и развитию УУД у обучающихся; разработку методики и инструментария мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД; разработку основных подходов к созданию рабочих программ по предметам с учетом требований развития и применения УУД; разработку рекомендаций педагогам по конструированию уроков и иных учебных занятий с учетом требований развития и применения УУД; организацию и проведение серии семинаров с учителями, работающими на уровне начального общего образования в целях реализации принципа преемственности в плане развития УУД; организацию и проведение систематических консультаций с педагогами-предметниками по проблемам, связанным с развитием УУД в образовательном процессе; организацию разъяснительной/просветительской работы с родителями по проблемам развития УУД у учащихся; организацию отражения результатов работы по формированию УУД учащихся на сайте образовательной организации. 24

Связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью Программа для учителя географии: 25 п/п Познавательные УУДСодержание географии (Курс, тема, подтема) Внеурочная деятельность 1 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство 2 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам 3 сравнивать, факты и явления; 4 классифицировать факты и явления; 5 обобщать факты и явления;

Интерпретации учебного материала, как способ УУД, можно применять при изучении практически любой темы разных курсов географии в школе, с учетом возрастной периодизации и уровня подготовленности учащихся. Способы представления информации Денотатный граф. Ментальные карты. Схемы Фишбоун. Лист опорных сигналов. Логические опорные конспекты. Кейсы со структурированными вопросами. Кластеры. Концептуальные таблицы.

Денотатный граф (от лат. denote - обозначаю и греч. grapho - пишу) - способ вычленения из текста существенных при­знаков ключевого понятия. Способ осно­ван на чередовании существительных и глаголов (рис. 1). Алгоритм составления Выделите ключевое слово или слово­сочетания. Чередуйте имена и глаголы (глагол связывает ключевое понятие и его суще­ственный признак; именем могут быть существительные в сочетании с другими именными частями речи). По мере построения графа ключевое слово или словосочетание дробится на сло­ва - «веточки». Дополните граф именами существи­тельными или словосочетаниями.

Ментальные карты («Интеллект-карты» и «Карты памяти») Алгоритм составления Используются белые листы бумаги формата А4 или A3, цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры. В центре карты отобразите тему, проблему или предмет. Используйте пояснительный рисунок. От центра проведите линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения или слова. Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими. Используйте рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений. Сначала оформите основные идеи, а затем редактируйте их, перестраивая карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.

Структурированные кейсы Структурированные кейсы {highly structured case) короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными; содержит перечень вопросов после основного текста. Для такого типа кейсов существует определенное количество правильных ответов. Алгоритм составления Прочитайте кейс, составьте о нем общее представление. Прочитайте вопросы к кейсу. Прочитайте текст кейса еще раз, выделяя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам. Ответьте на вопросы кейса в предложенной форме. Презентуйте результаты.

Дополнительный текст «...А ливни здесь какие-то колдовские, иступленные! Они падают не сверху, как положено нормальному ливню, а как- то искоса, почти горизонтально, гонимые сильными ветрами... Иногда из-за туч выглядывает солнце. Тогда сразу становится очень жарко... Деревья в лесу от корней до верхушек пропитаны влагой, от листьев вздымается пар. Душно так, что трудно дышать. В воздухе пение, крик и шум бурлящей воды. Всюду сразу забурлила и загудела жизнь. Это был звонкий гимн в честь солнца! Но вдруг все изменилось: внезапно набежала черная туча, и снова полил дождь» (А. Фидлер.) Вопросы для учащихся: Перечислите, какие атмосферные явления описаны в тексте. Для какого климатического пояса Южной Америки характерны описанные явления? Перечислите факторы, объясняющие причины описанных явлений. Покажите взаимосвязь между каждым явлением и фактором, его определяющим.

Схема Фишбоун («Рыбьи косточки», «Рыбий скелет») Схема Фишбоун («Рыбьи косточки», «Рыбий скелет») - вид схем, который по­зволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые идеи (рис. 3). Алгоритм составления Основой для схемы является «Рыбий скелет». В голове «Скелета» находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На верхних косточках отметьте причины возникновения проблемы. На нижних косточках выпишите факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи на схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления.

Почему Южная Америка – самый влажный материк?

Кластер Кластер (от англ. «cluster» рой, гроздь, скопление) - схема, позволяющая систематизировать большие объемы информации (ключевые слова, идеи) для определения основных направлений ис­следования (рис. 4). Алгоритм составления В центре кластера, в главном овале расположите основную проблему, основополагающий вопрос или ключевое слово. В овалах следующего уровня - слова, раскрывающие смысл ключевого слова (явления).

Рефлексивный тест расставьте «+» или «-» напротив каждого утверждения На уроке было над чем подумать. На вопросы, возникающие в ходе работы, я получил(а) ответы. Такая форма работы помогает научиться: - формулировать цель и задачи; - находить пути решения; - планировать результат; - корректировать свои действия. Я не понял конечного результата работы. Мне было трудно определить свою роль в работе группы. Я чувствовал (а) свою ответственность за результат работы. Мне понравилась такая форма работы. Мне больше нравится работать индивидуально. Мне было трудно выбирать необходимую информацию. Я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). Мне пригодились знания таких предметов, как:.... Мой запас знаний пополнился по таким предметам, как:... Каждая группа вопросов предполагает оценку эффективности достижения учащимися личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных результатов, а также уровня формирования межпредметных понятий.

Источник: О.П. Деменкова, учитель географии высшей категории МБОУ СОШ, Е.И. Волкова, учитель географии высшей категории МБОУ СОШ 33, г. Смоленск Графические способы представления информации как средство формирования УУД на уроках географии География в школе

Особенности оценки метапредметных результатов Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность работать с информацией; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 38

39 Развитие УУД на уроках географии предусматривает: умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и куль­туры, социального взаимодействия; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

40 Учебные действия по географии Особенности географического положения России Выпускник научится: различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними; оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; Выпускник получит возможность научиться: оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

41 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (не менее 102 ч) Раздел 5. Особенности географического положения России (не менее 6 ч) тема Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Географи ческое положе- ние России Государственная территория России. Географическое положение России и его виды - Различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними - Выявлять особенности разных видов географического положения России. - Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России. - Сравнивать географическое положение и размеры госу­дарственной территории России и других стран (Канады, США и т. п.). - Выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны - Оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;