Общие закономерности и национальные особенности развития мировой литературы ХХ – начала XXI века С.В.Букреева, к.ф.н., доц. каф. фил. образования ЛОИРО
План I.Литература первой половины ХХ века - Литературный процесс в ХХ веке: традиции и новаторство - Основные течения модернизма - «Три кита модернизма» (творчество М.Пруста, Д.Джойса, Ф.Кафки) - Интеллектуальный роман - Литература «потерянного поколения» и творчество Э.Хемингуэя. - Поэзия Т.С.Элиота II. Литература второй половины ХХ века - II мировая война и литература - Японская литература - Теория и художественная практика постмодернизма - Латиноамериканская литература - Постколониальный феномен III. Зарубежная литература последних десятилетий
Течения в модернизме Дадаизм (от французского dada – конек, детская деревянная лошадка) Литература: Швейцария: Тристан Тцара ( ) Живопись: Франция: Марсель Дюшан ( ) Франсис Пикабия ( ) «нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения» (Т.Тцара) иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность бессознательное, инфантильно-бессвязное творчество призывали разрушить все механизмы человеческой речи и вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык)
Марсель Дюшан. Новобрачная, разоблаченная своими холостяками, или Большой стакан
Фовизм (от французского fauve - хищник) живопись: Франция: Анри Марисс ( ), Андре Дерен ( ), Морис де Вламинк ( ) течение возникло под влиянием полотен Винсента Ван Гога сделать видимым для глаза вещи, которые нельзя увидеть (чувства, настроения) цвет – главное средство выражения чистые цвета, сильные, размашистые мазки, порывисто брошенные на холст пятна краски
Анри Матисс. Музыка Государственный Эрмитаж.
Экспрессионизм (от французского expression - выражение) Живопись: Германия: Эрнст Людвиг Кирхнер ( ), Эмиль Нольде ( ),), Отто Дикс ( ), Австрия: Оскар Кокошка ( Норвегия: Эдвард Мунк ( ) Литература: Германия: Альфред Деблин ( ), Леонгард Франк ( ) Австрия: Франц Верфель ( ), Франц Кафка ( ), Швейцария: Фридрих Дюрренматт ( ) искусство, которое ставит своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств и настроений поразить зрителя, учить, направлять кричащие яркие краски, мрачные грязные тона, беспокойные небрежные движения кисти; резкие упрощенные формы, сознательно искаженные формы
Эдвард Мунк. Крик Национальная галерея, Осло.
Кубизм Представители Испания: Пабло Пикассо ( ), Хуан Грис ( ) Франция: Жорж Брак ( ), Робер Делоне ( ) упрощение предметов до простых геометрических форма («искусство кубиков») беспокойно-угловатый мир расчленяли реальные предметы и существа на части в соответствии с их внутренним строением, а затем складывали части в другом порядке изображение предмета с разных сторон одновременно бледные тона (коричневый, серый, тускло-голубые, зеленоватые)
Хуан Грис. Портрет Пабло Пикассо Институт искусств. Чикаго.
Пабло Пикассо. Герника Музей королевы Софии. Мадрид.
Футуризм (от итальянского futuro - будущее) Живопись: Италия: Джакомо Балла ( ) Джино Северини ( ) Литература: Италия: Филиппо Томмазо Маринетти ( ) «новое искусство», «искусство будущего» отвергнуть достижения прошлого, возвеличить технику и промышленный дух нового времени
Джино Северини. Санитарный поезд, мчащийся через город Нью-Йорк. Музей Гуггенхайма
Сюрреализм (от французского surrealite – «сверхеальное», «сверхъестественное») Живопись: Испания: Сальвадор Дали ( ), Россия-Франция: Марк Шагал ( ) Швейцария: Пауль Клее ( ) Испания: Хоан Миро ( ) Литература: Франция: Андре Бретон ( ), Луи Арагон ( ), Гийом Апполинер ( ), Поль Элюар ( ) Испания: Ф.Г.Лорка ( ) Киноискусство: Испания: Луис Боньюэль ( ) реальные существа и предметы выступают в необычных сочетаниях нет порядка и разумного смысла – все подчиняется случайности сновидения выпустить из подсознания первобытные темные силы и позволить им управлять рукой художника
Сальвадор Дали. Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг
Сальвадор Дали. Постоянство памяти Музей современного искусства. Нью-Йорк
Абстракционизм Живопись: Россия: Василий Кандинский ( ) Казимир Милевич ( ) Голландия: Пит Мондриан ( ) «беспредметное искусство» последователи кубистов, футуристов, дадаистов не пытаются изобразить что-либо реально существующее, хотя используют привычные средства живописи (точки, линии, плоскости, цвет) придают сочетаниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие настроениям и чувствам художника (открытие художников эпохи Возрождения)
Василий Кандинский. Москва Третьяковская галерея.
Василий Кандинский. Вокруг круга Музей Гуггенхайма. Нью-Йорк.
Пит Мондриан Композиция с красным, синим и желтым Художественный музей. Цюрих. Швейцария
Казимир Малевич. Звуковая волна
Казимир Малевич. Красная конница Русский музей.
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia существование) Германия: Карл Ясперс ( ), Мартин Хайдеггер ( ) Франция: Альбер Камю ( ), Ж.-П.Сарт ( ), Симона де Бовуар ( ), Габриэль Марсель ( ) Великобритания: Айрис Мердок ( ), Уильям Голдинг ( ) Япония: Кобо Абэ ( ), Кондзабуро Оэ (1935) Швейцария: Макс Фриш ( ) Киноискусство: Микеланджело Антаниони ( ), Федерико Феллини ( ) философия существования уникальность иррационального бытия человека Основная категория – экзистенция конструкцию произведения создает философская идея проблема духовной выдержки человека, заброшенного в абсурдный мир
Литература второй половины ХХ века
Японская литература Начало ХХ в.- натурализм (Такуотоми Рока, Симэй Фтабатэй) 1920-е гг. – «движение за пролетарскую литературу» (Такидзи Кабаяси) Послевоенная литература: Традиционное течение (Ясунари Кавабата) Демократическое течение (Юрико Миямото) «Послевоенное» (Риндзо Сиина) «литература атомной бомбы» (Макомо Ода, Юкио Мисима) 1950-е гг. – «новая послевоенная группа» (Кобо Абэ) е гг. «третьи новые» (Ясуока Сётаро) 1980-е гг. «новая легкая литература»(Харуки Мураками)
Нобелевские лауреаты Ясунари Кавабата ( ) лауреат Нобелевской премии по литературе 1968 года Кэндзабуро Оэ (1935) лауреат Нобелевской премии по литературе 1994 года.
Карло Мария Мариани (р. 1931). Ткач совершенства
Исторический подход в исследовании феномена постмодернизма Определённая историческая база : -зарождается в пост революционную эпоху идеологического и эстетического плюрализма на почве неприятия стандартизации, усредненности, подражательности, маловыразительности, ставших главными приметами культурного ландшафта к к х. -осознание угрозы самоуничижения человечества, разочарования в моноцентрических идеях, претендующих на универсализм и мировое господство. - отрицание универсальных норм, установка на относительность стали результатом характерного для ХХ века кризиса прогрессивного мышления.
Исторический подход в исследовании феномена постмодернизма Особый тип сознания -В отличие от прежних мировоззренческих систем это мышление принципиально антииерархично, противостоит идее мировой цельности. -Отказывает искусству в самой способности и принципиальной возможности выразить абсолютную истину. -Эпистемологическая неуверенность, т.е. представление о мире как хаосе, бессмысленном и непознаваемом, порожденное кризисом ранее существовавших ценностей. - специфическая форма мироощущения, т.н. постмодернистская чувствительность, отрицающая все системы ценностей и приоритетов. Единственное средство существования в таком мире – ироничность трактовок, релятивизм, пародирование и десакрализация самых высоких материй.
Исторический подход в исследовании феномена постмодернизма Специфическая художественная практика: - отсутствие структурированной модели мира и четких морально-этических принципов и оценок; - интерес сосредоточен на хаотичном, разорванном сознании личности, которое наиболее адекватно отражает процесс ассоциативно-рефлекторного восприятия мира; - поиски универсального художественного языка, сближение и сращивание разных литературных направлений, и которая может быть сведена к использованию ряда приемов и средств, составляющих основу постмодернизма как культурного феномена.
Трансисторический подход в исследовании феномена постмодернизма Постмодернизм - доминирующий культурный менталитет, присущий любой кризисной эпохе смены вех и ценностей, как эстетика переходного периода, готовящая замену отработанных художественных форм на новые, как типологическое явление свойственное различным этапам развития культуры. У. Эко: «Постмодернизм – не фиксированное хронологическое явление, а некое духовное состояние». «У любой эпохи есть свой постмодернизм» Д.В.Затонский: пример постмодернистского мироощущения в Ветхом Завете: «И оглянулся я на все дела мои… и вот, все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Эккл., 2, 11).
Особенности постмодернистской парадигмы: деканонизация всех канонов; ироническая переоценка ценностей; размытость жёстких бинарных оппозиций; цитатное совмещение несовместимого; отказ от традиционного «Я», стирание личности, подчеркивание множественности «я»; гибридизация, мутантное изменение жанров, порождающее новые формы карнавализация как признак имманентности смеха, «веселой относительности» предметов, как участие в диком беспорядке жизни; метаязыковая игра, игра в текст, игра с текстом, игра с читателем, игра со сверх текстом, театрализация текста; игровое освоение хаоса; интертекстуальность, опора на всю историю человеческой культуры и ее переосмысление; плюрализм культурных языковых моделей, стилей, использованных как равноправные;
Особенности постмодернистской парадигмы: выявление плюралистического типа мышления с его раскрепощающим характером, ориентирующего на приятие жизненного разнообразия и богатства; дву- или многоуровневая организация текста, рассчитанная на элитарного и массового читателя одновременно, использование жанровых кодов как массовой, так и элитарной литературы, научного исследования и т.п.; сочетание развлекательности и сверэрудированности; открытость, многозначность знакового кода, его поливариантность, дающая ощущение «мерцающих» значений; ориентация на множественность интерпретаций текста; явление авторской маски, «смерти автора»; принцип читательского сотворчества, создание нового типа читателя; универсализирующий принцип изображения; множественность смыслов и точек зрения; использование приема «двойного кодирования»; принципиальная асистематичность, незавершённость, открытость конструкции; использование принципа ризомы.
Латиноамериканская литература
Особенности латиноамериканской культуры XVI-XVII вв. колонизация исп., португ., фр., англ.; преобладание романской культуры. Коренные народы – майа, ацтеки, инки – высокий уровень цивилизации. Этнический синтез определил культурный синтез Разнообразие культурных слоев (индейский, креольский, африканский, итальянский) Причудливый мир природы (тропический девственный лес, бездревесная равнина, Анды)
Особенности латиноамериканской литературы Первые значительные произведения – е годы Бурное развитие – годы. Расцвет культуры совпадает с борьбой за национальную независимость. Причудливое переплетение современного и архаического, реального и фантастического, архаического и модернистского. Тесная связь литературы и фольклора (индийского, креольского, африканского) Особый мифологизм как синтез эпического и мифологического сознания «культура пятой расы» - общечеловеческая культура. Культура=культ «магический реализм» Латиноамериканский роман
Латиноамериканская проза аргентинцы: Хорхе Луис Борхес ( ), Эдуардо Мальеа ( ), Эрнесто Сабато (р ), Хулио Кортасар ( ), Мануэль Пуиг ( ) уругваец Хуан Карлос Онетти ( ) мексиканцы: Хуан Рульфо ( ) и Карлос Фуэнтес (р ) кубинцы: Хосе Лесам Лим ( ) и Алехо Карпентьер ( ) бразилец Жоржи Амаду ( ) колумбиец Габриэль Гарсия Маркес (р ) Перуанец Марио Варгас Льоса (р. 1936)
Латиноамериканская поэзия перуанец Сесар Вальехо ( ) мексиканцы: Родольфо Усигли ( ), Мариано Асуэла ( ) и Октавио Пас ( ) уругваец Орасио Кирога ( ) колумбиец Хосе Эустасио Ривера ( ) венесуэлец Ромуло Гальегос ( ) чилийцы: Габриэлла Мистраль ( ), Винсенте Уидобро ( ) и Пабло Неруда ( )
Библиография Михальская Н.П. Программа по зарубежной литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля. М., Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11). Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефедова Н.А., Булгаков Д.Г. / Под ред. М.Б. Ладыгина. М., Программа по литературе для средней общеобразовательной школы. /Под ред. В.Г.Маранцмана. Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина. М.: Просвещение. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура/ В.Г.Маранцман, Г.И.Данилова, С.Г.Денисов, М.Г.Дорофеева, М.А.Мирзоян, Т.В.Рыжкова, С.В.Румянцев, Н.М.Свирина, С.В.Федоров, И.Л.Шолпо, Н.А.Волкова, С.Ф.Щукина. М., 1998.
Михальская Н.П. Зарубежная литература кл. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. В 2 ч. М., Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература классы. Элективный курс. Методические советы. М.: Просвещение, Манн Ю., Олесина Е., Зайцев В., Стукалова О. Мировая художественная культура. XX век. Литература. СПб, Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М., 1992.
Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века – начало ХХI века). СПб, Затонский Д. В.Модернизм и постмодернизм : Мысли об извеч. коловращении изящ. и неизящ. искусств: (От соч. Умберто Эко до пророка Екклесиаста). Харьков, М., Ильин И.П. Постмодернизм : словарь терминов. М., Киреева Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе : Учеб. комплекс для студентов-филологов. М., 2004 Пестерев В. А. Постмодернизм и поэтика романа : Ист.-лит. теорет. аспекты: Учеб.-метод. пособие. Волгоград, 2001.
Дюкина О. К. Современные писатели Испании и Латинской Америки. – М., История литератур Латинской Америки. Конец XIX – начало XX века ( е гг.). – М., История литератур Латинской Америки. XX век: е годы. – М., Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный : [в 2 т.]. М., Григорьева, Т. П. Японская литература XX века : Размышления о традиции и современности. М., Мицуёси Нумато. Граница японской литературы и ее сдвиги в мировом контексте// Иностранная литература
Иностранная литература: литературно- художественный журнал Новый мир: литературно-художественный журнал Журнальный зал bibliogid.ru «Библиогид» knigoboz.ru газета «Книжное обозрение»
Корейская литература// Нева (тематический номер) ДРЕЙЗИС. Ю. Разработка культурной парадигмы постмодерна в произведениях китайских авангардистов// Вопросы литературы Разработка культурной парадигмы постмодерна в произведениях китайских авангардистов Немецкая литература на страницах «ИЛ»// Иностранная литература (проза, поэзия, статьи, эссе ) Круглый стол Французская литература выходит из чистилища// Иностранная литература