ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПОДГОТОВКИ А. Зарин, канд.пед.наук, доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский.
Advertisements

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский.
Психолого-педагогическая компетентность педагогических кадров, обеспечивающих вариативную практику образования детей с ОВЗ Пецух Ольга Петровна преподаватель.
Профиль подготовки « Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра» Руководитель магистерской программы д.п.н.,
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Проблемы и возможности подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Ворошнина О.Р., заведующий.
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет О ЗАДАЧАХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ.
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Психология и педагогика имеют большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической.
О ходе реализации программы профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования» М.М.Панасенкова, руководитель.
СГПИ ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» Факультет специальной педагогики Подготовка педагогических кадров к реализации требований.
Роль и место психолого-педагогического и социально-правового сопровождения детей с ограниченными возможностями при обучении с использованием дистанционных.
Характеристика участия студентов в разных видах профессиональной деятельности учителя-логопеда учебно-воспитательная; диагностико-аналитическая; коррекционно-развивающая;
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы А.А. Богданова, канд. пед. наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена.
Транксрипт:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПОДГОТОВКИ А. Зарин, канд.пед.наук, доцент кафедры олигофренопедагогики РГПУ им.А.И.Герцена

2010 г. – утвержден ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 2011 г. – полный переход на многоуровневую систему подготовки

1. Во ФГОС реализован компетентностный подход : ожидаемый результат высшего образования – это формирование у выпускника компетенций «…способностей применять знания, умения и проявлять личностные качества» (ФГОС) для успешного осуществления разных видов деятельности.

Профессиональные компетенции во ФГОС бакалавриата в следующих видах деятельности: - коррекционно-педагогическая деятельность: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

готовность к организации коррекционно- развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно- компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК- 2); готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

-диагностико-консультативная деятельность: готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

-культурно-просветительская деятельность: готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с овз и их семьями (ПК-13); способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Профессиональные компетенции во ФГОС магистратуры в следующих видах деятельности: - коррекционно-педагогическая деятельность: способность исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);

готовность к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК - 2);

способностью моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготавливать их к сознательному выбору профессии (ПК - 5); способность осуществлять взаимодействие с работниками органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителями общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ (ПК - 6);

- диагностико-консультативная и профилактическая деятельность: способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК- 9);

- организационно-управленческая деятельность: способность организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20); готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ПК-21);

2) Ориентация на создание в рамках ФГОС совокупности взаимосвязанных друг с другом разнообразных основных образовательных программ (ООП) с учетом: а) существующего опыта подготовки по данному направлению, а также б) потребностей работодателей и общества в кадрах соответствующего уровня и квалификации.

Профиль «Олигофренопедагогика» возможные ООП подготовки: - учителя и воспитателя начальных классов школы VIII вида, - учителя младших и старших классов школы VIII вида, - учителя начальных классов школы viii вида и воспитателя компенсирующих групп для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, - учителя начальных классов школы viii вида и педагога (воспитателя) социально- реабилитационных центров, - учителя начальных классов школы viii вида и классов для детей со сложным дефектом и другие.

Варианты построения магистерских программ: - как продолжение профиля подготовки в бакалавриате, - на базе другого профиля, - на базе профиля подготовки бакалавра по другим направлениями педагогического образования (педагогическое образование либо психолого-педагогическое); - на базе высшего образования по одной из педагогических специальностей (олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, педагогика, физическая культура, дошкольное образование, математическое образование и др.).

Реализуемые магистерские программы (с 2000 г.): Образование лиц с нарушением слуха Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии

Варианты ООП подготовки магистра для работы с детьми с пробелами интеллектуального развития «Дошкольное образование детей с проблемами интеллектуального развития», «Образование старших школьников с недоразвитием интеллекта», «Начальное образование детей с задержкой психического развития», «Образование старших школьников с задержкой психического развития»,

«Психолого-педагогическое сопровождение социализации и реабилитации лиц с выраженными нарушениями интеллектуального развития» «Образование детей с выраженным недоразвитием интеллекта» «Образование детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью (с нарушением слуха или зрения)» «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и семейного воспитания детей с выраженными и множественными нарушениями развития» и др.

ПРОБЛЕМЫ 1) несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы профессиональной деятельности выпускников вузов: 1.1) Неопределенность требований к квалификации специалистов, работающих в разных типах и видах учреждений (школы, дошкольные учреждения, социально- реабилитационные центры и др. Например,

Должность «учитель-дефектолог», «учитель-логопед (логопед)»: требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии ……………. Нет дифференциации в связи со сферой деятельности педагога по профилю деятельности учреждения

-должность «педагог-психолог» Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" ……. Не учтено, что уже более 20 лет существует специальность «Специальная психология», нет обозначенного направления

1.2) Отсутствие документов, дифференцированно определяющих статус, и сферу применения специалистов уровня бакалавра и магистра в области специального образования.

2) Недостаточное взаимодействие вузов и работодателей в определении направленности ООП ВПО, разрабатываемых вузами. Поэтому при создании ООП в недостаточной мере учитываются реально существующие потребности в конкретных специалистах.

Спасибо за внимание.