Процессы социализации

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Advertisements

1 РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Выполнили: студенты АСК 2011 год.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Социализация личности Выполнил: Ученик 11 класса Пестриков Владислав.
Социализация личности Выполнил: Ученик 11 класса Пестриков Владислав.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
1 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ специфика социально-психологического подхода к исследованию личности.
Теории социализации. С индивидуально-психологической точки зрения социализация является процессом развития собственного Я, уникальной личностной идентичности.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
Урок 3 Тема урока: Формирование характера. Социализация личности.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
Семья как субъект профилактики детской преступности Сабирова Айгуль, 263 гр.
Социальная компетентность личности Выполнил студент.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Презентация на тему: «Самосознание.» Подготовила студентка 2 курса Группы 310 БУ Глазырина А.Ю.
Транксрипт:

Процессы социализации

Социализация – процесс развития человека во взаимодействии его с обществом.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе, потребность человека иметь собственные взгляды, привязанности, возможность самостоятельно решать вопросы, касающиеся его жизни и так далее.

Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа: 1) первичная социализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида (семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников); 2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни (социальные институты, включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективы)

- нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте; - личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений; - ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека; Функции социализации

- коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни; - прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом; - творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя; - компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Социализация и её агенты Социализация - это процесс освоения индивидом определённой системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей Десоциализация - это отказ личности от ранее усвоенных ролей Ресоциализация - усвоение новых правил и ролей взамен утраченных

Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Социальная группа

- это наиболее важные и значимые для личности социальные группы, ценности и нормы которых она учитывает каждый раз, когда стоит перед необходимостью принятия ответственного решения и выбора новой линии поведения Референтные группы

По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы положительные и отрицательные референтные группы. Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная. Группа присутствия это референтная группа, членом которой является индивид. Классификация групп

Идеальная референтная группа это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.). Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы. Классификация групп

Теория социализации Зигмунда Фрейда Теория социализации З. Фрейда, основывается на положении, что биологические побуждения индивида противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Цивилизация с ее многочисленными моральными запретами, вредит нормальному развитию человеческой личности, является источником ее неврозов.

Теория социализации Зигмунда Фрейда Деятельность человека - биологический процесс, в котором непрерывная потребность в поддержании гомеостатического равновесия проявляется в виде влечений, заставляющих организм мобилизовать свою активность в определенной направленности, на до сознательном уровне. В возрасте 3-6 лет ребёнок сталкивается с конфликтом между собственными побуждениями и предъявляемыми окружением правилами. Этот конфликт, берущий начало в амбивалентных переживаниях по отношению к родителям назван Эдиповым комплексом, где ребёнок находится в ситуации одновременно желания и страха по отношению родителям. Все основные модели социального взаимодействия формируются именно на этой стадии. Дальнейший процесс социализации представляет собой хрупкий компромисс природного и культурного.

Теория социализации Эрика Эриксона Социализация – путь к идентичности, начинающийся с рождения и заканчивается смертью. Есть 8 этапов формирования я-идентичности, каждая из которых характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии.

Жизненный цикл по Э. Эриксону 1. Доверие и недоверие до года. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в зависит от проявляемой к нему заботы. 2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и стыд) от 1 года до 3 х лет. Формирование у ребёнка ощущения, что он владеет самим собой то есть у него появляется чувство уверенности и самостоятельности. 3. Предприимчивость и чувство вины от четырех до пяти лет. Дошкольник начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других или подражать им. 4. Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности) от 6 до 16 лет. Когда детей поощряют довести начатое до конца, хвалят за результаты, у ребенка вырабатывается умелость и способности к творчеству. 5. Личностная идентичность и путаница ролей лет. Появляется чувство целостного осознания себя и своего места в жизни, происходит самоопределение, формируется «я» идентичность. 6. Близость и одиночество от конца юности до начало среднего возраста. Близость – это способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. 7. Общечеловечность и самопоглощенность. (Производительность и застой) зрелый возраст. Способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. 8. Цельность и безнадежность. период старости и до смерти. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.

Теория социализации Жана Пиаже Социализация - процесс адаптации к социальной среде, способность осознавать свое «Я», сопоставлять точки зрения других людей и свою собственную. Для этого необходимо сформированный интеллектуальный аппарат и моральные принципы. Она обуславливает переход ребенка от эгоцентрической позиции (особенность детского мышления, его представления о мире, индивидуальная позиция, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции) к объективной.

Теория социализации Жана Пиаже Социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль, когда складываются отношения кооперации, когда ребенок овладевает нормами поведения и мышления, такой перелом в развитии наступает в 7-8 лет. До этого периода взаимодействие субъекта с внешним миром подчиняется законам биологического приспособления. Внешнее влияние на субъект оказывают два дополняющих друг друга процесса: ассимиляция включение внешних элементов в развивающиеся или завершенные структуры организма, при этом новые элементы лишаются своих специфических черт; и аккомодации приспособление прежде сформированных реакций субъекта с переходом к новым способам реагирования. По мере освоения действительности, эти процессы становятся более скоординированными. Таким образом к биологическим факторам на определенном и довольно высоком уровне развития присоединяются социальные факторы, благодаря чему у ребенка вырабатываются логические нормы. Ассимиляция перестает быть эгоцентрической, то есть ребенок становится способен усваивать опыт, а взаимодействие логического разума и самого опыта достаточно для дальнейшего интеллектуального развития.

Теория социализации Чарльза Кули В основе формирования личности лежит множественное взаимодействие людей с окружающим их миром. В процессе подобных взаимодействий люди создают своё «зеркальное Я», которое состоит из трёх элементов: того, как нас воспринимают другие, с нашей точки зрения; того, как эти другие реагируют на то, что видят, с нашей точки зрения; того, как мы действуем в ответ на воспринятую нами реакцию других. Данная теория акцентирует внимание на интерпретации мыслей и чувств других людей той или иной личностью.

Теория социализации Джорджа Мида Мид развивал идеи Кули и разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция обобщенного другого, в известной степени дополняющая и развивающая теорию «зеркального Я». В соответствии этой концепцией обобщенный другой представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его обобщенного другого, как бы смотрит на себя со стороны.

Теория социализации Джорджа Мида Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания смысла этой деятельности Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение Я, таким образом, целиком социально.

Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова Факультет экологии и естественных наук Презентация на тему: Процессы социализации Выполнили студентки 3-го курса заочного отделения направления «Биология» Александрова К., Сафина А., Демьяновская А.,Ульянова М. Москва 2015 г.