СП ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» – Детский сад 3 «Красная Шапочка» Муниципальный район Большеглушицкий Самарская область «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СП ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» – Детский сад 3 «Красная Шапочка» Муниципальный район Большеглушицкий Самарская область «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению.
Advertisements

Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Проблема: Снижение интереса к художественной литературе (к устному народному творчеству) у детей и родителей. Актуальность: Художественная литература.
ДС 200 Проект для детей старшего дошкольного возраста «Сказки гуляют по свету»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
1 в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают выразительность.
Смирнова И.С. Воспитатель МДОУ 31 г.Апатиты. Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать.
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Презентация к занятию (старшая группа) по теме: Презентация книжного уголка в старшей-подготовительной группе "Книжкин дом"
Кострома – Костромушка, родимая сторонушка.. Информационная карта проекта База на которой реализуется проект МБДОУ г.Костромы «Детский сад 28» автор Воспитатель.
КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 1 г. о. Орехово – Зуево Московской области Разработала: Воспитатель.
Проект по развитию речи: «Творчество А.С.Пушкина» Воспитатели:Алиева З.Ш. Атабиева А.Ш. группы 7 «Солнышко». МКДОУ Детский сад 7 «Звездочка»
Проект ознакомление детей с художественной литературой МАДОУ 77 Воспитатели : Смирнова Н. А. Авдоничева С. В год.
Презентация проекта «В гостях у сказки» Выполнили: воспитатель М.Л. Мокроусова, воспитатель И.И. Булатикова.
Проект на тему: «Книжкина неделя». Авторы проекта. Воспитатели: Капланян Оксана Александровна Науменко Елена Сергеевна.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт - Петербург Информационно.
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к чтению сказок. Задачи: Вызвать.
«Театральная весна» Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театральная весна» Выполнили: воспитатели.
Транксрипт:

СП ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» – Детский сад 3 «Красная Шапочка» Муниципальный район Большеглушицкий Самарская область «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг» Енякина Маргарита Николаевна

« Люди перестают мыслить, когда перестают читать » Дидро « Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека » В. А. Сухомлинский « Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело : им решается участь человека » В. Г. Белинский

Цели: 1. развитие интереса к художественной литературе; 2. формирование литературного вкуса; 3. воспитание будущего читателя. Задачи: 1. познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами), произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками); с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами; 2. обогатить лексику, помочь сформировать грамотную речь; 3. способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения); 4. воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Актуальность: Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции: -заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков; -резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни; -подмена подлинной детской литературы суррогатами массовой культуры. Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста; когда ребенок еще только слушатель. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, у ребенка развивается воображение, образное мышление, речь, умение и навыки восприятия речевого сообщества, формируется нравственная и культурная основа личности.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Художественное произведение доносит до них педагог. Чтение – разглядывание является одним из любимых занятий дошкольников. «Книга – наш верный друг Это знают все вокруг Книга, сказку расскажи И картинки покажи».

Принципы формирования круга детского чтения Психологические Учет возрастных особенностей, особенностей восприятия художественного произведения. Педагогические Воспитательная ценность, доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета. Литературоведческие Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма, всех видов искусства: фольклор, худ. литература, разнообразие жанров ( сказки, заклички, приговорки, стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.) Историко-литературные Наличие произведений русской литературы и литературы народов мира, тематическое разнообразие (природа, дружба, животный мир, семья, детство, война, долг, честь, человек и техногенный мир), учет сезона.

Использование метапредметных связей в воспитании дошкольника-читателя Чтение художественной литературы: - Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство) -Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности). -Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения. -Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг. -Формирование математических представлений (интегрированные занятия). -Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики). -Музыка.

Методы работы по приобщению детей к чтению книг. Словесные: -Чтение художественных произведений; -Беседы по прочитанному; -Вопросы к детям по содержанию произведений; -Заучивание наизусть; -Пересказ произведений; -Выразительное чтение. Практические: -игры-драматизации; -Дидактические игры; -Элементы инсценирования; -Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации); Театрализованная деятельность. Наглядные: -Показ иллюстраций, картинок, игрушек; -Просмотр видеороликов, фильмов; -Оформление выставок; -Моделирование, схемы; -Использование разных видов театра.

Формы работы по приобщению детей к чтению книг Занятия Культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения) Свободная от занятия деятельность (труд, игра, кружковая Работа)

НОД Виды НОДЗадачи Занятия по ознакомлению с художественной литературой (чтение, заучивание) Научить детей понимать литературные произведения (содержание, элементы художественной выразительности), обсуждать его (мотивы поступков героев) Занятия по ознакомлению с биографиями поэтов и писателей, с творческой историей создания литературного произведения. Помочь детям глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть детали текста. Занятия по ознакомлению с историей возникновения бумаги, письменности, книги Расширить представления об окружающем, воспитать бережное отношение к книге.

Приемы работы в работе с литературными текстами. -Выделение основной идеи произведения; -Определение характера героев; -Узнавание произведения по отрывку; -Разыгрывание фрагментов; -Разыгрывание текста по ролям; -Подбор пословиц, поговорок, картинок к тексту; -Отгадывание загадок. -Рассматривание иллюстраций. Анализ литературного текста учит детей вдумываться, вглядываться в текст, видеть глубину содержания, следить за мыслью автора, выявить степень и правильность понимания детьми услышанного, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы. При работе над текстом педагог учит детей тому, как надо поступить, воспитывает в них положительные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформлять высказывание.

Анализ художественного текста Задачи 1. Научить детей вдумываться, вглядываться в текст, видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора, постигать ее. 2. Помочь выявить степень и правильность понимания детьми услышанного. 3. Скорректировать их восприятие. 4. Ответить на детские вопросы. 5. Сформировать положительные нравственные качества, умения выражать свои мысли. Приемы работы 1. Выразительное чтение 2.Вопросы: -позволяющие узнать каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героя; -направленные на выяснения смысла произведения; -обращающие внимание на оценку поступков героев; -обращающие внимание на языковые средства выразительности; -побуждающие к обобщениям и выводам. 3. Иллюстрации после чтения

Формы проведения литературных конкурсов -Интеллектуальные игры (КВН, викторины, турниры). -Конкурсы чтецов и рассказчиков. -Конкурсы книг – самоделок. Цель литературных конкурсов: 1. Развитие речевой активности; 2. Совершенствование выразительности речи (интонации, темпа, ритма); 3. Формирование артистических способностей, воображения, умения мысленно представлять события и героев литературных произведений; 4. Формирование положительного образа я.

Темы литературных конкурсов: -О людях; -Фольклор; -О временах года; -О природе; -О животных; -На нравственные темы; -Авторские (по одному художественному произведению, по творчеству одного автора, по произведениям разных авторов). Методы и приемы, используемые во время проведения литературных конкурсов -Отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок; -Драматизация; -Игровые задания; -Настольно-печатные игры; -Исполнение литературных произведений; -Иллюстрации, игрушки, картинки -Книгоиздательство;

Деятельность по приобщению детей к чтению книг в свободное от занятий время -Оформление макетов; -Оформление тематических выставок; -Организация «книжной больницы»; -Проведение недели детской книги; -Экскурсия в районную детскую библиотеку; -Создание библиотеки в ДОУ; -Работа литературного кружка.

Библиотека ДОУ «Страна Читания» Цель библиотеки: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие воспитанников, подготовка детей к жизни в современном обществе. Задачи библиотеки: 1. Воспитать культуру чтения. 2. Формировать первоначальные навыки пользования библиотечным фондом, знакомство с элементарными библиотечно- библиографическими понятиями (абонемент, читальный зал, библиотекарь, формуляр, разделы книг). 3. Воспитать у дошкольников потребность в общении с книгой. 4. Организация содержательного досуга детей. 5. Обеспечить воспитанникам доступа к культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами на различных носителях (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио-и видео кассет), цифровом (СД-дисков). 6. Пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности.

Функции библиотеки: 1.Библиотечно-информационное обслуживание воспитанников; 2. Предоставление литературы; 3. Организация обучения первоначальным навыкам пользования библиотечным фондом, знакомство с элементарными библиотечно- библиографическими понятиями; 4. Организация выставок, мероприятий, направленных на развитие общей и читательской культуры личности. Организация деятельности библиотеки: 1. Библиотечным фондом могут пользоваться педагоги и воспитанники всех возрастных групп в соответствии с учебным и воспитательным планом дошкольного учреждения.

Сотрудничество с детской районной библиотекой Формы работы: 1. Экскурсии по ознакомлению с работой библиотеки, с книжным фондом. 2. Совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, занятий. Цель: установить связь между ДОУ и районной детской библиотеки по приобщению детей к чтению книг. Задачи: 1. познакомить детей с культурными ценностями, с библиотечным фондом; 2. Вызвать желание записаться и посещать библиотеку совместно с родителями, принимать участие в различных совместных мероприятиях, организованны работниками библиотеки.

Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению книг. Формы работы. Просветительская Консультативная Информационная -родительские собрания -групповые и индиви- - устная и письме- дуальные консультации нная информация -родительские лектории - привлечение родителей - газета для решения вопросов общих для семьи и ДОУ -выставка книг -дискуссии -семинары-практикумы -конкурсы Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи. Задачи: 1. заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге 2. привлечь к помощи в проведении разнообразных мероприятий в ДОУ (праздниках, конкурсах, выставках, проектах). 3. способствовать восстановлению традиций семейного совместного чтения с детьми.

Выводы: Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет: -Повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей; -Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения; -Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Спасибо за внимание!