КОНСТРУКТОР УРОКА РАЗДЕЛЫ УРОКА Подготовка темы 1.Начало урокаНачало урока 2. Объяснение нового материалаОбъяснение нового материала 3. ЗакреплениеЗакрепление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструктор урока По книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Advertisements

Конструктор урока По книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Автор: Петухова Ольга Анатольевна Муниципальное образовательное учреждение Средняя.
КОНСТРУКТОР УРОКА ЭТАПЫ УРОКА 1.Начало урокаНачало урока 2. Объяснение нового материалаОбъяснение нового материала 3. ЗакреплениеЗакрепление 4. ПовторениеПовторение.
Активные формы работы на уроке. Повышение интереса к учебному материалу Привлекательная цель Привлекательная цель. перед учеником ставится простая, понятная.
КОНСТРУКТОР УРОКА РАЗДЕЛЫ УРОКА Подготовка темы 1.Начало урокаНачало урока 2. Объяснение нового материалаОбъяснение нового материала 3. ЗакреплениеЗакрепление.
КОНСТРУКТОР УРОКА РАЗДЕЛЫ УРОКА Подготовка темы 1.Начало урокаНачало урока 2. Объяснение нового материалаОбъяснение нового материала 3. ЗакреплениеЗакрепление.
Данное электронное методическое пособие «Конструктор урока (по А. Гину)» выполнено в программе Power Point в марте 2003 года ИПК ПРО ВКО авторским коллективом.
ТРИЗ-технологии. Виды контролей Материалы.
Контрольно – оценочная деятельность учителя и учащихся.
Дидактический багаж учителя. Учебный процесс процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков.
Приемы педагогической техники. «Приемы педагогической техники»
Интерактивные формы и методы в преподавании русского языка и литературы. Тема: Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы.
Домашнее задание, оценка его объема и времени его выполнения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области.
Формы организации познавательной деятельности учащихся Формы организации урока.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
ProPowerPoint.Ru Эффективные формы проверки домашних заданий.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем Конфуций.
ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. Понятие «дидактический приём» « Дидактический приём – это обусловленное методом конкретное действие учителя или ученика,
К ОНСТРУКТОР СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель истории и обществознания НОУ гимназия «Школа бизнеса» Ситливая Т. А.
Транксрипт:

КОНСТРУКТОР УРОКА РАЗДЕЛЫ УРОКА Подготовка темы 1. Начало урока Начало урока 2. Объяснение нового материала Объяснение нового материала 3. Закрепление Закрепление 4. Повторение Повторение 5. Контроль Контроль 6. Домашнее задание Домашнее задание 7. Конец урока Конец урока ВЫХОД

НАЧАЛО УРОКА Идеаль- ный опрос Идеаль- ный опрос «Да-нетка» «Светофор» Щадящий опрос Щадящий опрос Взаимо- опрос Взаимо- опрос УМШ Игра в случайность Игра в случайность Театрали- зация Театрали- зация Обсужде- ние д/з Обсужде- ние д/з Отсро- ченная отгадка Отсро- ченная отгадка Фантасти- ческая добавка Фантасти- ческая добавка Удивляй! ВОЗВРАТ

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Практич- ность теории Практич- ность теории Пресс- конференция Пресс- конференция Вопрос к тексту Вопрос к тексту Лови ошибку! Лови ошибку! Доклад Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «НИЛ» Деловая игра «НИЛ» Фантастичес кая добавка Фантастичес кая добавка Театрали- зация Театрали- зация ВОЗВРАТ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Игра- тренинг Игра- тренинг Деловая игра «Компетен тность» Деловая игра «Компетен тность» Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «НИЛ» Деловая игра «НИЛ» Трениро- вочная контроль- ная работа Трениро- вочная контроль- ная работа Устный программируемый опрос Устный программируемый опрос Взаимо- опрос Взаимо- опрос Щадящий опрос Щадящий опрос Лови ошибку! Лови ошибку! Пресс- конференция Пресс- конференция «Да- нетка» «Да- нетка» УМШ ВОЗВРАТ

ПОВТОРЕНИЕ Своя опора Своя опора Повто- ряем с контролем Повто- ряем с контролем Повторяем с расширением Повторяем с расширением Свои примеры Свои примеры Опрос - итог Опрос - итог Пересече- ние тем Пересече- ние тем Показа- тельный ответ Показа- тельный ответ Обсужде- ние д/з Обсужде- ние д/з Деловая игра «Компетент- ность» Деловая игра «Компетент- ность» Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «Точка зрения» «Да- нетка» «Да- нетка» Деловая игра «НИЛ» Деловая игра «НИЛ» ВОЗВРАТ

КОНТРОЛЬ Светофор Опрос по цепочке Опрос по цепочке Тихий опрос Тихий опрос Программи- руемый опрос Программи- руемый опрос Идеальный опрос Идеальный опрос Фактологи- ческий диктант Фактологи- ческий диктант Блиц- контрольная Блиц- контрольная Релейная контрольная работа Релейная контрольная работа Выборочный контроль Выборочный контроль ВОЗВРАТ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Задание массивом Задание массивом 3 уровня домашнего задания 3 уровня домашнего задания Необычная обычность Необычная обычность Особое задание Особое задание Идеальное задание Идеальное задание Творчество работает на будущее Творчество работает на будущее ВОЗВРАТ

КОНЕЦ УРОКА Опрос – итог Опрос – итог Отсроченная отгадка Отсроченная отгадка Роль «психолог» Роль «психолог» Роль «подводящий итог» Роль «подводящий итог» Роль «адвокат» Роль «адвокат» Обсуждаем домашнее задание Обсуждаем домашнее задание ВОЗВРАТ

Подготовка темы Учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком. Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов на тему, планируем пройти её за 10. За время изучения темы мы трижды «прошиваем» учебный материал. Сначала обзор. Чтобы заинтересовать. Затем – основной «проход» материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять даётся цельно, но уже на ином уровне. ТЕХНОЛОГИЯ Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ Готовим «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый ученик. Шаг 2. РЕКВИЗИТ Планируем реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т.п. ДАЛЕЕ

Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены? Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ На каких уроках и в какой форме организованно повторение? Шаг 5. КОНТРОЛЬ На каких уроках и в какой форме организован контроль. Планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой-то новый для себя приём. Это главный способ профессионального роста. ДАЛЕЕ

«Да-нетка» Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «и да и нет». ДАЛЕЕ

Идеальный опрос Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. ДАЛЕЕ Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Светофор При опросе ученики поднимают длинную полоску картона, красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о свое готовности к ответу. ДАЛЕЕ

Щадящий опрос Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. ДАЛЕЕ Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают.

Театрализация Разыгрывается сценка на учебную тему. ДАЛЕЕ

Игра в случайность Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. ДАЛЕЕ Это могут быть: рулетка, игральные кости, монетка (орёл или решка), жеребьёвка и даже бумажный самолётик – в кого попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для повторения и многое другое.

Учебный мозговой штурм Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. ДАЛЕЕ ТЕХНОЛОГИЯ Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся. 1. Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ! Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма, секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение условия задач. 3. Определяется время на первый этап (до 20 мин.). I этап: Создание банка идей. II этап: Анализ идей. III этап: Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. III этап можно провести на другом уроке. Иногда целесообразно ограничится только первым этапом.

Взаимоопрос Ученики опрашивают друг друга по базовым листам. ДАЛЕЕ Темы – по собственному усмотрению, либо их указывает учитель.

Удивляй! Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. ДАЛЕЕ

Обсуждение домашнего задания Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён. ДАЛЕЕ

Отсроченная отгадка А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия. ДАЛЕЕ

Фантастическая добавка Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. ДАЛЕЕ

Лови ошибку! А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки условным знаком. Б) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими. ДАЛЕЕ

Пресс - конференция Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать до раскрывающие её вопросы. ДАЛЕЕ Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос. Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов.

Практичность теории Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. ДАЛЕЕ

Вопрос к тексту Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. ДАЛЕЕ Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3-х репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

Доклад Подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов. ДАЛЕЕ ТЕХНОЛОГИЯ 1 этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ Учащиеся делают короткие сообщения (4 мин.). Темой могут быть: аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п. Главная цел первого этапа – научить пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс план текста. 2 этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА Цель этапа – научить чувствовать время. Удобно работать с таймером. 3 этап. ДОКЛАД Оптимальное время доклада: 5 – 7 минут. 4 этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь. За 5 минут до доклада ученик получает карточку со словами, которые должен вставить в доклад.

Фантастическая добавка Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. ДАЛЕЕ

Театрализация Разыгрывается сценка на учебную тему. ДАЛЕЕ

Деловая игра «НИЛ» НИЛ – научно – исследовательская лаборатория. ДАЛЕЕ Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия – учитель с учениками. До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры: 1. Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм. 2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу. 3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение. Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

Деловая игра «Точка зрения» ДАЛЕЕ Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

Деловая игра «НИЛ» НИЛ – научно – исследовательская лаборатория. ДАЛЕЕ Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия – учитель с учениками. До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры: 1. Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм. 2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу. 3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение. Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

«Да-нетка» Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «и да и нет». ДАЛЕЕ

Пресс - конференция Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать до раскрывающие её вопросы. ДАЛЕЕ Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос. Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов.

Лови ошибку! А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки условным знаком. Б) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими. ДАЛЕЕ

Щадящий опрос Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. ДАЛЕЕ Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают.

Учебный мозговой штурм Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. ДАЛЕЕ ТЕХНОЛОГИЯ Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся. 1. Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ! Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма, секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение условия задач. 3. Определяется время на первый этап (до 20 мин.). I этап: Создание банка идей. II этап: Анализ идей. III этап: Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. III этап можно провести на другом уроке. Иногда целесообразно ограничится только первым этапом.

Взаимоопрос Ученики опрашивают друг друга по базовым листам. ДАЛЕЕ Темы – по собственному усмотрению, либо их указывает учитель.

Деловая игра «Точка зрения» ДАЛЕЕ Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

Устный программируемый опрос Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. ДАЛЕЕ В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель может позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят.

Тренировочная контрольная работа Учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников. ДАЛЕЕ Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочная контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.

Деловая игра «Компетентность» ДАЛЕЕ Участники: 2 команды учащихся – конкуренты. Группа учеников, определяющих победителя – наниматели. Спорные вопросы решает арбитр. До игры: 1. Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя. Во время игры: Учитель задаёт тему. 2. Команды придумывают друг для друга 5 заданий по данной теме. 3. Команды поочерёдно дают друг другу задания, соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ. 4. Наниматели совещаются и принимают решения – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы. Оптимальный состав команды – 4 – 6 человек.

Игра - тренинг ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. ДАЛЕЕ

Деловая игра «НИЛ» НИЛ – научно – исследовательская лаборатория. ДАЛЕЕ Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия – учитель с учениками. До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры: 1. Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм. 2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу. 3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение. Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

«Да-нетка» Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «и да и нет». ДАЛЕЕ

Деловая игра «Точка зрения» Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

Деловая игра «Компетентность» ДАЛЕЕ Участники: 2 команды учащихся – конкуренты. Группа учеников, определяющих победителя – наниматели. Спорные вопросы решает арбитр. До игры: 1. Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя. Во время игры: Учитель задаёт тему. 2. Команды придумывают друг для друга 5 заданий по данной теме. 3. Команды поочерёдно дают друг другу задания, соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ. 4. Наниматели совещаются и принимают решения – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы. Оптимальный состав команды – 4 – 6 человек.

Обсуждение домашнего задания Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён. ДАЛЕЕ

Своя опора а). Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата. б). Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту. ДАЛЕЕ После работы в отведённое время над определённой темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая специально внесена в конспект.

Повторяем с контролем Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. ДАЛЕЕ Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков.

Повторяем с расширением Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме. ДАЛЕЕ На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем необязательно на все

Пересечение тем Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезу, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем. ДАЛЕЕ

Опрос - итог В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока. ДАЛЕЕ Например: -Что на уроке было главным? -Что было интересным? (следует различать главное и интересное) -Что нового сегодня узнали? -Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.

Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. ДАЛЕЕ Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Показательный ответ Один ученик отвечает у доски, остальные слушают. ДАЛЕЕ Такой опрос используется не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена.

Светофор При опросе ученики поднимают длинную полоску картона, красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о свое готовности к ответу. ДАЛЕЕ

Опрос по цепочке Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и предаётся другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. ДАЛЕЕ

Устный программируемый опрос Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. ДАЛЕЕ В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель может позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят.

Идеальный опрос Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. ДАЛЕЕ Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Тихий опрос Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время, как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой. ДАЛЕЕ

Фактологический диктант Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведётся в высоком темпе. ДАЛЕЕ Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании работы, затем минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

Блиц - контрольная Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики. ДАЛЕЕ Включает в себя 7 – 10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание. ТЕХНОЛОГИЯ: -До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. -Во время: на парте – чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе, прекращают также по команде. -После: а) учитель диктует правильные ответы. Ученики отмечают знаком «+» и «-» свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задаётся норма оценки; г) отметки выставляются в журнал по усмотрению учителя.

Релейная контрольная работа Контрольная проводится по текстам, ранее решённых дома задач. ДАЛЕЕ

Выборочный контроль Проверять работы учеников выборочно. Чьи работы будут проверенны – никто из пишущих не знает. Можно проверить 5 – 6, а можно и 20 или все. ДАЛЕЕ

Задание массивом А) Любой из уровней д/з учитель может задавать массивом. ДАЛЕЕ Например, учитель даёт 10 задач (или стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объёма задания. Б) Задаётся большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива.

3 уровня домашнего задания Учитель одновременно задаёт д/з 2-х или 3-х уровней. ДАЛЕЕ 1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику, за обучение которого вы берётесь. 2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет. 3 уровень – творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например: ученики разрабатывают: -сказки, фантастические рассказы по учебным темам; -чайнворды, кроссворды; - тематически сборники интересных фактов, примеров и задач; -плакаты – опорные сигналы; -учебные комиксы; -Мнемонические формулировки, стихи и др.

Необычная обычность Учитель задаёт домашнее задание необычным способом. ДАЛЕЕ Примеры: -устроить почту с письмами-заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона; -беспроигрышная лотерея, дети достают из коробки номера заданий; -с помощью кубика определяется номер задания на доске; -номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит подачу.

Особое задание Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. ДАЛЕЕ Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности. Оценки ниже «4» - не выставляются.

Творчество работает на будущее Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов. ДАЛЕЕ Если учитель регулярно пользуется этим приёмом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.

Идеальное задание Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. ДАЛЕЕ Это может быть любое из известных нам видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберёт пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.

Опрос - итог В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока. ДАЛЕЕ Например: -Что на уроке было главным? -Что было интересным? (следует различать главное и интересное) -Что нового сегодня узнали? -Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.

Отсроченная отгадка А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия. ДАЛЕЕ

Обсуждение домашнего задания Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён. ДАЛЕЕ

Роль «психолог» Ученик, которому досталась роль психолога оценивает атмосферу урока, степень её дружественности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме замечания любому участнику урока, в том числе учителю.

Роль «адвокат» ДАЛЕЕ Ученик, которому досталась роль адвоката защищает учеников от чрезмерно сложного домашнего задания, улаживает спорные вопросы об оценка по письменным работам и пытается разрешить другие спорные вопросы, возникающие на уроке. Эта роль может быть постоянной.

Роль «подводящий итог» ДАЛЕЕ Ученик, которому досталась роль подводящего итог, скажет, какая мысль (вывод, результат…) на уроке была, по его мнению, главной.