Создание оптимальных условий для развития техносферы деятельности учреждений ДОД и молодёжи с использованием существующих программ ДОД, включая программы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Advertisements

Нормативные документы по реализации современной системы дополнительного образования Капустина О.И. 28 августа 2015 г.
Концепция развития естественно- математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»
Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей, адекватной требованиям современной инновационной экономики, запросу рынка труда и социальному.
LOGO. Участники Конференции: представители администрации города Югорска, Управления образования, педагоги, представители форм государственно-общественного.
Направления деятельности стажировочной площадки Тамбовской области Клемешова И.В., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ТОИПКРО.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Проектирование организационных механизмов реализации ФГОС ООО Координатор: Селюков Роман Викторович.
Базовая площадка МАОУ гимназии 40: Программы курсов ПК Проект « Федеральная стажировочная площадка », Калининград, 2011 г.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Перспективы развития проекта «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области» на годы. Томск 2015 Августовская.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Конкурс инновационных.
Изменение содержания и подходов к организации подготовки педагогических кадров СПО Веснина Людмила Владимировна Начальник Департамента профессионального.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Реализация новых моделей и стандартов в дошкольном образовании Новосибирской области Чечулина О.Г., к.п.н., зав.кафедрой ТиМДО НИПКиПРО.
Транксрипт:

Создание оптимальных условий для развития техносферы деятельности учреждений ДОД и молодёжи с использованием существующих программ ДОД, включая программы исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, дополнительные общеразвивающие программы, направленные на формирование инновационного и предпринимательского мышления Цамуталина Елена Евгеньевна, доцент кафедры ЕМД ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

Сфера ДОД создаёт особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке. Из Концепции развития дополнительного образования детей

1. Обеспечение ориентации деятельности УДОД на федеральную нормативно-правовую базу и разработка комплекта региональных документов, регламентирующих региональную политику в части формирования техносферы УДОД 2. Организация исследования социального заказа, запроса регионального рынка труда, государственно-общественных потребностей на создание программ исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, направленных на формирование инновационного и предпринимательского мышления обучающихся. 3. Создание условий для внедрения современных моделей развития техносферы учреждений дополнительного образования детей. 4. Создание условий для формирования региональной инфраструктуры учреждений дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, включающую в себя инновационные модели организации техносферы. 5. Создание условий для сетевого взаимодействия образовательных организаций региона разных направленностей, ведомственной принадлежности, форм собственности в рамках развития техносферы ДОД 6. Обеспечение ориентации дополнительных общеразвивающих программ на результаты формирования инновационного и предпринимательского мышления обучающихся. 7. Создание условий для разработки (обновление) требований к программам ДОД в части развития техносферы. 8. Создание условий для подготовки и переподготовки кадров сферы дополнительного образования по программам инженерной, технической и конструкторской направленности (в т.ч. специалистов непедагогических специальностей – инженеров, конструкторов, техников и др.) 9. Реализация "пилотных проектов" по созданию техносферы в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. 10. Обобщение и распространение передовых практик реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности.

Государственный заказ системе дополнительного образования детей, направленный на формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся формирование знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам дополнительного образования, предоставляющим возможности профессиональной подготовки обучающихся создание стажировочных площадок на конкурсной основе по развитию техносферы в образовательных учреждениях дополнительного образования детей обеспечение поддержки организаций дополнительного образования детей и молодежи, реализующих инновационные образовательные программы высокого уровня в области научно-технического творчества молодежи актуализация содержания образовательных программ дополнительного образования с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в ключевых областях естественных и точных наук развитие инфраструктуры учреждений дополнительного образования развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности развитие инновационного потенциала общества средствами дополнительного образования детей реализация « пилотных проектов » по созданию техносферы в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы разработка и реализация региональных и муниципальных программ (подпрограмм, "дорожных карт", планов мероприятий) по научно-техническому творчеству и освоению инженерно-технических компетенций 1 1

Документы регионального уровня Региональная программа развития ДОД, одним из направлений которой должны стать мероприятия, направленные на развитие техносферы УДОД; Областная целевая программа развития ДОД, предусматривающая мероприятия по совершенствованию (модернизации) материально- технической базы УДОД, разработку актуальных проблем развития техносферы УДОД, совершенствование механизма мониторинга состояния и развития системы ДОД, расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ технической направленности, развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей и др.; «Дорожная карта» реализации программы развития сферы ДОД в регионе с учетом мероприятий, направленных на развитие техносферы УДОД; и др. 1 1

Группы социальных заказчиков на ДОД государство, заказ которого выражен в общественных докладах, законодательных актах, в разработке регламентов и стандартов образовательных учреждений, а также в формировании общих принципов политики в сфере дополнительного образования детей; сторонние организации и учреждения, заказ которых выражен в государственно-общественной потребности на определенные виды дополнительных образовательных услуг со стороны различных организаций; личность, где заказ выражен в конкретной потребности со стороны детей, родителей, учителей, в удовлетворении запросов, потребностей относительно деятельности в сфере ДОД. 2 2

Технологии изучения социального заказа на ДОД изучение документов, опрос основных заказчиков (детей, родителей, представителей органов власти, общественных организаций, бизнес-сообществ), фокус-группа 2 2

Для изучения и формирования социального заказа необходимы: формирование механизмов и инструментария выявления заказа местного сообщества на услуги дополнительного образования детей; разработка и внедрение мониторинга социального заказа на дополнительное образование в регионах РФ, создание банка информации актуальных и прогнозирование перспективных потребностей населения, оценку его удовлетворенности спектром и качеством услуг и др.; разработка и внедрение механизмов формирования социального заказа на дополнительное образование в соответствии с государственной политикой в сфере образования; обновление программ дополнительного образования детей с учетом социального заказа детей, родителей, общества, государства, включение в требования к разработке программ обязательный учет социального заказа; проведение оптимизации системы дополнительного образования регионов в соответствии с социальным заказом. 2 2

Условия для внедрения современных моделей развития техносферы учреждений дополнительного образования детей: И нвариантн ая часть программы должна обеспечивать формирование качеств современного человека в требованиях развития техносферы: профессиональных качеств (навыков критического восприятия информации, способность к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, предприимчивость, способность работать в команде, инновационная активность, способности к научно-техническому творчеству) и личностных качеств (способности к эффективной самореализации, к самостоятельному и эффективному решению возникающих проблем, созидательной активности, вовлеченности в общественную жизнь, уверенности в своих силах, нацеленности на достижения в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах и др.).; Вариативный компонент содержания образования определяется современными требованиями к направленности и специфике конкретной образовательной программы (по предмету, направленности дополнительного образования и др.); Система ресурсного обеспечения техносферы должна создавать инфраструктуру образовательного учреждения (технические, технологические, научно-методические, кадровые, информационные ресурсы) 3 3

Условия для формирования региональной инфраструктуры учреждений дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, включающую в себя инновационные модели организации техносферы Т радиционные формы организации ДОД и инновационные модели организации техносферы: центры технического творчества детей, станции юных техников и юных натуралистов, школы по различным областям науки и техники (молодых инженеров и предпринимателей, юношеская автошкола, юного космонавта и т.д.), центры открытых инноваций (ЦОИ), новые образовательные центры (НОЦ), центры научно-технического творчества детей и молодёжи (НТТМ), ресурсные центры (бизнес-инкубаторы, ученические малые инновационные предприятия), школьные мини-технопарки и детско-взрослые научно-образовательные производства. 4 4

Условия для сетевого взаимодействия образовательных организаций региона разных направленностей, ведомственной принадлежности, форм собственности в рамках развития техносферы ДОД Задачи, решаемым в режиме сетевого взаимодействия разработка и реализация межведомственных и межпредметных интегрированных программ исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности; организация партнерских связей с государственными организациями и учреждениями, институтами бизнеса и гражданского общества, семьями обучающихся в режиме межведомственной и межуровневой кооперации, сетевого взаимодействия с целью повышения уровня формирования инновационного и предпринимательского мышления обучающихся; учет региональных социокультурных особенностей и традиций развития техники, технологий, рынка труда; инициирование участия органов государственно-общественного управления в решении проблем развития технического творчества детей и молодежи с опорой на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования; участие в развитии системы многоканального финансирования, прозрачности распределения бюджетных средств и эффективности их использования для развития техносферы учреждений дополнительного образования детей. 5 5

Сетевое взаимодействие в вопросах развития техносферы ДОД между УДОД и общеобразовательными организациями, организациями высшего образования, предприятиями региона сетевое взаимодействие УДОД с ресурсными центрами по поддержке одарённых детей, создаваемыми на базе вузов («Мир информации в системотехнике», «Основы робототехники», «Мир машин и механизмов», «Наномир» и др.) программы сетевого взаимодействия могут входить программы ресурсных центров «Бизнес-инкубатор» по направлениям: развитие предпринимательских компетенций учащихся старших классов школы и студентов; сопровождение и поддержка проектной деятельности, инновационных, научно-исследовательских и иных инициатив, связанных с инновационной предпринимательской деятельностью участников бизнес-инкубатора; развитие сети партнёрских отношений с субъектами бизнеса, коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти различных уровней в сфере предпринимательской деятельности 5 5

Формирования инновационного и предпринимательского мышления обучающихся При разработке программ необходимо создавать условия для организации : 1. творческой деятельности, выходящей за рамки имеющихся алгоритмов, образцов, моделей; 2.научно-теоретической деятельности, направленной на создание новых знаний, теоретических основ для разработки прикладных инноваций; 3.социально-преобразовательной деятельности, направленной на созидание (инновации повышают производительность труда, облегчают условия работы, позволяют обустроить быт и т. п.); 4. проектировочной деятельности по постановке целей, выбору адекватных ей методов и средств, планированию последовательности своих действий, определению степени достижения цели и в случае необходимости ее корректировке для последовательного внедрения инновации; 5.предметно-практической деятельности по внедрению изобретений, получению практических результатов от сделанного открытия 6 6

Рекомендации для разработки (обновление) требований к программам ДОД в части развития техносферы содержание программ должно удовлетворять приоритетным направлениям социального заказа на развитие техносферы деятельности УДОД и обеспечивать формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся; актуальность программ должна быть рассмотрена с учетом формирования инновационного и предпринимательского мышления, социального заказа, заказа рынка труда, анализа места программ в системе образовательной деятельности учреждения; направленность программ на формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся должна быть отражена в целях и задачах, учитывать требования ФГОС; ожидаемые результаты должны соответствовать целям, задачам; быть реалистичными, конкретными, фиксируемыми, отслеживаемыми; содержать уровни их достижения; 7 7

Рекомендации для разработки (обновление) требований к программам ДОД в части развития техносферы продолжительность реализации программ должна быть обоснована и соответствовать возрастным и личностным особенностям учащихся, ожидаемым результатам, иметь оптимальное соотношение продолжительности теоретических и практических часов; программы должны соответствовать заявленному возрасту и категориям и содержать обоснование соответствия; направленность содержания на формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся должна четко прослеживаться в названии программы и формулировках ее разделов (тем, модулей); 7 7

Рекомендации для разработки (обновление) требований к программам ДОД в части развития техносферы содержание должно быть научным, последовательно логично выстроенным, обладать масштабностью и глубиной, иметь возможность ступенчатого и уровневого освоения структура образовательной деятельности программы должна иметь инвариантную и вариативную части. программа должна иметь вариативные образовательные маршруты для группы и для отдельных детей, варианты освоения для разных категорий учащихся и характера организационного режима, иметь условия для педагогического сопровождения индивидуальной деятельности учащихся; должна обеспечиваться интегративность и преемственность содержания программы с другими программами, связь с учебными предметами общего образования в рамках ФГОС общего образования; 7 7

Рекомендации для разработки (обновление) требований к программам ДОД в части развития техносферы содержание программы должно обеспечиваться через использование соответствующих разнообразных видов деятельности, форм организации образовательного процесса, технологий и методов обучения; необходимо разработать продуманную критериально-оценочную базу отслеживания и фиксирования результатов формирования инновационного и предпринимательского мышления; программы должны содержать наличие, обоснованность и степень обновления методического, информационного, материально-технического, кадрового и организационного обеспечения; соответствовать требованиям Сан ПиН; оформление программ должно соответствовать общепринятым требованиям оформления программных документов. 7 7

Условия для подготовки и переподготовки кадров сферы дополнительного образования по программам инженерной, технической и конструкторской направленности Рынок труда, квалификационные характеристики, профстандарт, ФГОС СПО и ВПО Кадры УДОД Подготовка ДПО СПО ВПО: Бакалавриат 1. 4 года – БДО 2. 5 лет – БПО + ДО БДО + ПО Магистратура 1. Программа ДО 2. Программа ППДО Переподготовка программы на основе первого высшего образования: 1. Переподготовка специалистов с высшим педагогическим образованием 2. Переподготовка специалистов с высшим не педагогическим образованием 8 8 Повышение квалификации Программы повышения квалификации по модульному принципу

Актуальная тематика пилотных проектов в сфере развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей: Изучение социального заказа и рынка труда на реализацию программ исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности; Формирование региональной инфраструктуры развития техносферы ДОД, ориентированной на формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся; Модели развития техносферы ДОД, ориентированные на формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся; Обеспечение вариативности программ, исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, направленных; Инновационные практики организации исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, формировани я инновационного и предпринимательского мышления учащихся; Сетевое взаимодействие УДОД с другими организациями региона, реализующими программы исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности; Система мониторинга реализации программ исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, процесса и результатов формирования инновационного и предпринимательского мышления учащихся; Разработка и реализации комплекса компетенций педагогических работников, реализующих дополнительные общеразвивающие программы исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, в условиях развития техносферы ДОД. 9 9

Обобщение и распространение передовых практик реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности. Формы: семинары, круглые столы, конференции и др. Результаты обобщения опыта: публикации монографии, учебные и методические пособия, статьи 10

Благодарю за внимание!