Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо к бабушке идти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай еще страницу!»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар для педагогов. овладение нормами и правилами родного языка. В старшей группе приобретение навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции,
Advertisements

Неделя педагогического мастерства ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ.
Подготовила учитель-логопед Гордеева Татьяна Владимировна ГБОУ детский сад 58.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
Методика Обучения звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста.
Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Мастер-класс для воспитателей Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста учитель-логопед Караванова Ирина Анатольевна МБДОУ.
Какие бывают звуки? Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки.
С чего начинать обучение грамоте? Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке дошкольников к обучению грамоте. Автор:
L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.
Транксрипт:

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо к бабушке идти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай еще страницу!» Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять и почитать! (Валентин Берестов) И ведь правда, как хорошо, когда ребенок умеет читать! Мамы и бабушки спокойны за будущие школьные отметки, папы и дедушки горды своим умным чадом. Счастлив ребенок, потому что можно в любой момент оказаться рядом с отважными пиратами, прекрасными принцессами, говорящими животными и волшебными предметами в захватывающем «книжном» мире. Вот только дорога в эту страну длинная и извилистая. Сколько преград нужно преодолеть мальчишкам и девчонкам на своем пути! Нужно запомнить все буквы и звуки, научиться, пока непонятным образом, склеивать их в слоги, затем в слова, тысячу раз прочесть про «маму, которая мыла раму» и понять, о чем же ты только что прочитал...

Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным. Следует ли целенаправленно знакомить ребенка- дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!» до «Ни в коем случае!». Бесспорно, специальная подготовка детей 6-7 лет в дальнейшем облегчит им обучение в школе, поможет адаптироваться и подготовит ребенка к успешной учебной деятельности. Но, с другой стороны, неумелое, методически неверное обучение элементам грамоты может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма, нарекания учителей начальных классов и необходимость переучивания, что может отрицательно отразиться на первокласснике.

Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову. В основе современных методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, т.е. в процессе овладения чтением дети сначала знакомятся со звуком, и лишь потом с буквой. Цель занятий по подготовке к обучению грамоте – развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания, а также развитие умственных способностей дошкольников. Другими словами, занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает: 1. Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности. 2. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире. 3. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность. 4. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы. 5. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза). 6. Формирование слогового чтения и навыков письма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте: 1. Формирование направленности на звуковую сторону речи: развитие умения вслушиваться в слово; выделять звуки; различать звуки, близкие по звучанию. 2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове; 3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом: знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета; научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. При обучении грамоте необходимо наличие до буквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Фонематическое восприятие крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста. Дети от 3 до 4 лет. Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме. Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет. Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам « согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – ВЬ, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ). При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ). Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет. Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста. Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет. Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы следует знать и соблюдать определенные правила и принципы. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному. Упрощенно навык чтения можно представить так: Опознание буквы в ее связи со звуком. Слияние нескольких букв в слог. Слияние нескольких слогов в слово. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям: 1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза. 2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами). 3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов. Подготовительный этап. Начинать работу рекомендуется со знакомства с неречевыми звуками, так формируется тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук". Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка- барабан); Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:) Игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?": На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

I этап. Знакомство с гласными звуками. Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры: "Немые звуки": показывается артикуляция звука, дети называют его, и наоборот. "Фотография звука": произносится звук, дети показывают карточку-символ и наоборот; "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл): "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву: Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа); Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас); Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис); Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали). После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук. На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове: Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом); Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова; В середине слова.

Также можно использовать в работе следующие пособия: 1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик. 2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками. 3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина. На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками. Рекомендуется начинать со звуков [м], [н], потому что: Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения. При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]. Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета. Чтобы определить звонкость и глухость согласного, можно использовать прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Можно использовать символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам. Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Знакомство с буквами. На этом этапе начинается знакомство детей с буквами. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. Например, при знакомстве с буквой С, можно заучить стишок: Села мышка в уголок, Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по- разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой! Написать букву в воздухе, на столе; Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы; Вырывать из бумаги образ буквы; Получить в подарок букву; Угостить фигурным печеньем в виде буквы; Вылепить из пластилина, теста; Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета: Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуется начинать: с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:); прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:); односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:); двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:); односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..); двусложные со стечением (скала:); трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Слово для звукового анализа берется из лексической темы, которая проходится в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова - зима. Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняется звуковой анализ каждого слога. Обозначается каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова: назвать количество звуков в слове; назвать звуки по-порядку; сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по- порядку; сколько согласных; назвать первый звук, последний, третий: После подробного звукового анализа слова обозначается каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить предложение, словосочетания.

Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи: знакомство с графическим способом представления информации; развитие умения дешифровки модели; формирование навыка самостоятельного моделирования.

Цель: формирование фонематического восприятия. Упражнение 1 Закрой фишкой картинку, если услышишь в слове звук /м/ Духи – мухи Мочка – точка

Упражнение 2 Карточка, состоящая из пяти квадратиков могут быть представлены в виде домиков. Фломастер Посмотри внимательно на карточку, она состоит из пяти квадратиков. Слушай внимательно, я буду поочередно произносить слова. Если в слове имеется звук /м/, повтори это слово, а в первом квадратике напиши букву «м». Если в слове нет данной буквы, то слово вслух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк. Итак с каждым словом. Слушай внимательно. Ребенок: выполняет вышеуказанные операции и заполняет карточку

Упражнение 3 Карточка в виде домика. Окно разделено на 4 части. На каждой из них цветная картинка. Фломастеры фишки А) - Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии картинки есть звук /д/, то ты закрываешь ее фишкой. Если же в слове нет звука /д/ - то картинка остается без фишки. Задание выполняется молча. Б) Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии картинки есть звук /т/, то ты произносишь это слово в слух. Если же нет звука в названии картинки – то слово вслух не произносится.

Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии есть звук /б/, ты произносишь это слово вслух. Затем в соседнем домике с пустыми окошечками записываешь букву «б» в квадратик, расположенный в том же месте, где и рассматриваемая картинка. Если же в слове нет звука /б/, то название картинки вслух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк.

Упражнение 4 Дидактический материал: Две карточки. На одной их них изображена буква «М». На другой ничего нет. Карточки с предметными картинками (цветные): маска – каска, майка – гайка. Фломастеры Я раскладываю перед тобой пару картинок. Если в названии картинки есть звук /м/, то ты кладешь ее на карточку с буквой «М» Если же в названии картинки нет этого звука – тогда на другую карточку.

Упражнение 6.. Карточки с предметными картинками (цветные): маска – каска, майка – гайка. Справа от изображения расположен небольшой квадратик (пустой). Ребенок записывает в пустом квадратике букву «м», если в слове присутствует звук /м/. Если же нет данного звука в названии картинки, то в квадратике ставиться прочерк.

2. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце слова). Цель: Формирование фонематического анализа. Лингвистический материал: односложные и двусложные слова, состоящие из трех звуков (кот, ухо, суп, осы, кит и т.д.). Дидактический материал: условное обозначение: квадратики разного цвета - гласный звук; - твердый согласный звук - мягкий согласный звук фишка; карточки фломастер

Упражнение 1. Перед тобой карточка и квадратик красного цвета которым обозначается гласный звук. С ними ты будешь работать. Я произношу слово «дом». Определи место звука /о/ в слове. Ребенок: Кладет фишку на тот квадратик на карточке, где должен находиться заданный звук. Задание выполняет молча.

Упражнение 2. Ребенок дает полный устный ответ: - «В слове «дом» звук /о/ находиться в середине слова» Упражнение 3 Ребенок дает полный устный ответ, вписывает букву «о» в карточку, определив там место, соответствующего звука. Упражнение 4. Слушай внимательно – дом. Теперь посмотри на карточку (карточка с условным обозначением звука /о/ буква «О»). Определи место данного звука в слове. Упражнение 5. Слушай внимательно – /дом/. Определи место звука /о/ в этом слове. Из карточек выбери одну.

Упражнение 6. Посмотри на картинку и на карточку с буквой «о» Определи место данного звука в слове. Педагог не называет вслух картинку и не выделяет нужный звук.

Упражнение 7 Дидактический материал: карточка; карточки с условным обозначением звуков; фишки; пособие «Ромашка». Перед тобой ромашка. На ней есть предметная картинка. Посмотри что там нарисовано (кот). Теперь переверни любой лепесток и с обратной стороны ты увидишь букву (например, /т/). Надо определить место этого звука в слове. А затем фишку положить на тот квадратик карточки, где должен находиться заданный звук.

3. Определение последовательности звуков в слове. Цель: формирование фонематических представлений на основе фонематического анализа. Лингвистический материал: односложные и двусложные слова, состоящие из трех звуков (например кот, мак, суп, сок, ухо и т.д.). Дидактический материал: Карточки с условным обозначением звуков: различение гласного- согласного - гласный звук; - твердый согласный звук; - мягкий согласный звук; разрезная азбука карточки; предметные картинки.

Упражнение 1. Слушай внимательно –л-у-к- выложи схему данного слова. Ребенок: последовательно выкладывает карточки с условным изображением звуков. Задание выполняется молча. Упражнение 2. С усложнением. Ребенок дает полный устный ответ. Слушай внимательно: л – у – к. Назови звуки в порядке их следования в слове. Ребенок: - л – у – к Упражнение 3. Заключительный этап. Ребенок дает полный устный ответ, составляет слово из букв разрезной азбуки и вписывает его в карточку.

Упражнение 4. Посмотри внимательно на предложенную тебе схему слова: Из предложенных картинок выбери те, которые соответствуют предложенной схеме: А) СУП Б) УХА КОТ ДОМ ИВА МАК

4. Определение порядка следования звука в слове. Цель: формирование фонематического анализа. Формирование фонематических представлений на основе фонематического анализа. Лингвистический материал: односложные и двусложные слова, состоящие из трех звуков (например, осы, ухо, кот, суп и т.д.) Дидактический материал: пособие «Птичка» Карточка с изображением птички. Клюв - это начало птички, или начало слова, означает первый звук; Крыло – это середина птички (слова), обозначает второй звук; Хвост – это конец птички (слова), обозначает третий звук. Карточки с цифрами 1,2,3; фишка. разрезная азбука; карточка; фломастер

Упражнение 1 Послушай внимательно. Который по счету звук /т/ в слове /кот/? Ребенок: А) кладет фишку на ту часть птички, где находиться указанный звук. Б) поднимает карточку с той цифрой, которая соответствует порядку следования указанного звука в слове Ребенок выполняет задание молча. Упражнение 2 Посмотри внимательно на картинку. Который по счету звук /т/? Ребенок: выполняет задания из упражнения 1 и дает полный устный ответ: «Звук /т/ в слове /кот/ третий по счету» Упражнение 3 Помимо вышеизложенного в упражнениях 1, 2 ребенок составляет слово из букв разрезной азбуки и вписывает его в карточку.

5. Определение количества звуков в слове. Лингвистический материал по принципу постепенного усложнения заданий речевого материала. Например вначале работают со словами, состоящими из ряда гласных (ау, уа), затем из ряда слога (ум, ух, ох), а далее на материале слова двух и более слогов. Дидактический материал: фишки или счетные палочки; разрезная азбука; фломастер; предметные картинки.

Упражнение 1. Послушай внимательно и определи, сколько звуков в слове Д - о - м. Ребенок: выкладывает три палочки, что соответствует количеству звуков. Ребенок выполняет молча. Упражнение 2. Посмотри внимательно на предметную картинку и определи, сколько звуков в данном слове. Ребенок должен дать полный устный ответ: «В слове дом три звука» Упражнение 3. Посмотри внимательно на предметные картинки и попробуй распределить их по группам. В коробочку с тремя окошечками положи картинки, названия которых состоят из трех звуков, а в коробочку с четырьмя окошечками – картинки, названия которых содержат четыре звука СОК СОВА ЛУК ЛУЖА КОТ ЛИСА

6. Различение твердых и мягких согласных звуков. Дидактический материал: - коробки с символами твердого и мягкого звуков (синий и зеленый квадратики); - предметные картинки Посмотри и назови картинки. Какие из них начинаются с твердого звука их кладешь в коробку с синим квадратиком. Те которые начинаются с мягкого звука в коробку с зеленым квадратиком.

Общие правила по формированию навыков звукового анализа. 1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова; определение первого звука; определение последнего звука; установление места звука в слове (начало, конец, середина слова); полный звуковой анализ. 2. Соблюдение порядка формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.); в речевом плане (проговаривание); по представлению - в уме (самое трудное). 3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа: слова из двух гласных (ау, уа); слова из двух звуков (ум, ах, ус); слова из трех звуков (дым, мир); слова из двух открытых слогов (ваза, мама); слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист); слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром); слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка); слова из трех открытых слогов (Лариса, работа). 4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Организация занятий: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы занятия. 3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. 4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах. 5. Произношение звуков в словах. 6. Физминутка. 7. Работа над предложением. 8. Произношение звука в связной речи. 9. Обучение элементам грамоты. 10. Итог занятия.