ТЕМА: « КАК ПОМОЧЬ «ЗАДИРЕ», «КОПУШЕ», «НЕПОСЕДЕ» И «ТИХОНЕ» НЕ РАСТЕРЯТЬ «БРИЛЛИАНТОВЫЕ СЛЕЗЫ»». ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: ДАРЫМОВА Н.В. Родительское собрание
Цели и задачи : -расширить знания об особенностях темперамента и определить эффективные стратегии индивидуального подхода; - помочь родителям осознать, как важно и необходимо для формирования личности ребенка воспитание доброты, чуткости, отзывчивости; -формировать у детей внимательное и бережное отношение к родителям, бабушкам, дедушкам; -снять напряжение, дать родителям и детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.
«Рождены мы в самый светлый час Женщинами в доброте святыми Почему же многие из нас Иногда бывают очень злыми?»... Расул Гамзатов
Притча «Бриллиантовые слезы» Появился на свет маленький человечек. Сначала новый мир испугал его, и он заплакал. Это были слезы страха. Потом он узнал родной голос мамы и успокоился. Шли дни, и он уже улыбкой отвечал на ее улыбку. Как-то ранним утром он стал разглядывать росинки на цветах, на травинках. Они светились, отражая солнечные лучи. Каждая росинка сама как бы превращалась в маленькое солнце. Это созерцание было так поразительно, что у него самого из восторженных глаз выкатились крохотные росинки-слезинки. Только роса в саду скоро испарилась, не оставив и следа, а его слезки превратились в маленькие бриллиантики. Они изумительно переливались всеми цветами радуги, будто солнце изнутри озаряло их. В другой раз он увидел в окно, как из гнезда выпал беспомощный птенец. Птенчик жалобно пищал, пытался взлететь, крылышки у него еще не выросли.
Мальчуган, еле-еле сам умея ходить, вышел из дома, чтобы помочь упавшему, но когда спустился с крыльца, то увидел облизывающегося черного кота, а рядом трепещущие пушинки. И опять несколько слезинок-бриллиантиков скатились из его глаз. Родители бережно хранили эти сокровища. Иногда они устраивали для себя праздник: доставали бриллианты и любовались ими. Они никому их не показывали, никому не говорили, что их сынок порой плачет обыкновенными слезами слезами обиды, каприза, а порой драгоценными. Это была их тайна. Они боялись, что злые люди похитят их сына и потому ни с кем не давали ему играть, боясь, что тайна будет открыта. И мама, и папа окружили свое дитя заботой, буквально носили его на руках. Мальчик вскоре привык к такому царственному почитанию. Ему стало казаться, что весь мир создан для него, и все его подданные. Он привык повелевать, становясь все надменнее и холоднее. Родители видели, как меняется сын, но уже ничего не могли поделать. Им казалось, что он навсегда разучился плакать даже обыкновенными слезами. Это глубоко огорчало их. Ведь когда-то это был такой чуткий малыш. Шли годы. Силы родителей иссякали, они старились. Их надежды, что сын будет им помощником и защитой в старости и болезнях, давно растаяли, как утренняя роса. Сын был черств и равнодушен ко всем, кроме себя. Он на всех поглядывал свысока, как на рабов, никого не любя, никому не сочувствуя. Сердце его окаменело. Ни одной слезинки не проронил он, стоя у гроба своего отца. Только задумался о чем-то. Когда умирающая мать попросила сына дать ей воды, тот поморщился, но принес. Подавая, он невольно обратил внимание, как ее трясущиеся руки никак не могли удержать стакан. Вода из него расплескивалась, а сам стакан звонко ударялся об ее зубы. Он впервые внимательно посмотрел на бугры, которые появились на когда-то нежных руках. Сколько же они переделали работы, заботясь о нем?
И вот теперь эти руки не могут сами даже удержать стакан. Сын взял его и бережно поднес к ней. Она удивленно и благодарно взглянула на него. Глаза ее увлажнились. Ему пришла мысль, что скоро он останется один на всем свете, и никто в мире больше не будет любить его так, как любила мать. Он пожалел, что никогда в жизни ничем ни разу не порадовал ее, не согрел добрым словом или заботой. Она жила для него, а для кого жил он? Она была для него матерью, а был ли он для нее сыном? Вдруг глаза его затуманились, и что-то упало в стакан. Это был маленький бриллиант
Обсуждение и обмен впечатлениями. Предлагаемые вопросы для обсуждения: -Как менялись ваши эмоции во время чтения притчи? -В чем для вас смысл этого рассказа? -Как сохранить в детях доброту и сострадание?
У КАЖДОГО РЕБЕНКА СВОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ. ТЕМПЕРАМЕНТ - ЭТО ВРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, КОТОРЫЕ ДОСТАТОЧНО ЧЕТКО ПРОЯВЛЯЮТСЯ УЖЕ С 5-6 ЛЕТ. ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ. ОН ЗАДАН ПРИРОДОЙ. Основной этап : Знакомство родителей с типами темперамента
Задиры и драчуны – это маленькие холерики. Это энергичный ребенок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Непоседы и шустрики – это маленькие сангвиники. Для них характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Копуши – это маленькие флегматики. Этот темперамент характеризуется низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Тихони – маленькие меланхолики. Для них характерны низкая активность и сдержанность, неяркое проявление чувств и тихая речь. Ребенку свойственны: эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе.
Практический этап: -определение типа темперамента детей с помощью таблицы; -определение типа темперамента по проявлению в различных ситуациях, исходя из описания 4 психологических особенностей, (предлагается работа в группах).
Видеорелаксация
Заключительный этап: Рефлексия: -Как вы себя чувствуете? -Что было полезным? -Что будете применять? -Какие темы хотели бы еще рассмотреть?