Исследовательский проект « Речевой этикет в школьной жизни »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Advertisements

Курс по выбору русский язык «Речевой этикет» 9 класс Позднякова Людмила Анатольевна.
Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых.
Программа элективного курса по русскому языку «Речевой этикет» Программа разработана Л. В. Ковалевской, учителем русского языка и литературы МОУ Екатерининской.
Речевой этикет Материал к уроку русского языка в 5 классе МБОУСОШ 31 Учитель русского языка Возвышаева И.В.
Этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в театре… Но ведь где бы мы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам.
Формулы речевого этикета как средства развития коммуникативных способностей школьников.
Авторы: Алексеева Виктория Ученица 8 «В» класса Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Слова вежливости в нашей.
Слова речевого этикета. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ -это правила речевого поведения, система "вежливых" словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения,
Работа ученицы 5 б класса Банщиковой Елены Рук.Толстова Н.Г.
Овладение нормами делового общения выступает в качестве непременного условия качественной подготовки специалистов самого различного профиля. В связи с.
Язык и культура. Русский речевой этикет. Письмо как разновидность текста. Особенность личного письма.
Речевой этикет. – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность.
Презентация слушателя курсов учителя начальных классов Гимназии 16 г.о. Химки Чуриновой Елены Николаевны Тема: «Этические принципы речевого общения». 2011год.
Цель нашего исследования: Значение вежливых слов и их влияние на взаимоотношения людей.
Тема: Культура общения. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной.
Тема: Культура общенияОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Выполнил: ученик 7А класса Муфаздалов Игорь Руководитель: учитель русского языка и литературы Манурова Асия Абдулловна.
Речевой этикет в устной и письменной речи
Т ЕМА УРОКА : «У МЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА »
Транксрипт:

Исследовательский проект « Речевой этикет в школьной жизни »

«О! Как безграничен океан человеческого общения» Директор ШГ 63 имени Ч.Т.Айтматова Давлетова Аида Абубакировна

«Дитя усваивает язык подражанием». Константин Дмитриевич Ушинский

Цель нашей работы : изучить примеры речевого этикета в речи участников образовательного процесса и доказать, что все формы речевого общения широко используются в школьной жизни. Задачи нашей работы : Изучить понятия этикета и речевого этикета, этикетных форм общения. С помощью опроса установить мнение членов школьного коллектива о знании речевого этикета, о том, как используются в речи этикетные формы общения. Выявить особенности использования слов речевого поведения на примере речи двух групп людей – учащихся и педагогов.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.

Наиболее точным и всеобъемлющим считается определение, предложенное Натальи Ивановны Формановской : «… под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности ».

Анатолий Георгиевич Балакай, составитель «Словаря русского речевого этикета» советует изучать слова, относящиеся к речевому этикету. «Лучший способ обогащения языка – это восстановление прежде накопленных, а потом утраченных богатств», - пишет он в предисловии своего словаря, который он назвал «Доброе слово». Анатолий Георгиевич в своем словаре выделяет группы примеров употребления этикетных жанров в ситуациях приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, совета, приглашения, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, комплимента, похвалы, одобрения, утешения, сочувствия, соболезнования, прощания и некоторые другие.

«Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» Василий Александрович Сухомлинский

Этикетные формы общения : 1. Вежливые формы обращения. 2. Разнообразные формы приветствия и прощания. 3. Формы похвалы и порицания. 4. Формы просьбы и благодарности. 5. Выражения чувств.

Анализ слов, с которыми говорящий обращается к собеседнику, может дать богатую пищу наблюдательному человеку, характеризует говорящего и его собеседника, помогает понять его отношение к тому, к кому обращается. Чаще всего в школьном общении в роли обращения выступают две лексические группы: в основном собственные имена и слова, отражающие социальные отношения.

Из богатой системы имен в русском языке чаще в речи учителя используется либо полное, либо нейтральное сокращенное имя: «Дима, закрой плотнее дверь, пожалуйста».

У учеников можно встретить обращения - усеченные или искаженные имена собственные: Ден, Сана, Серый, Димыч. «Кеша, хорош стулом скрипеть!»

В речи учителя также встречаются обращения, выраженные именами собственными с уменьшительно - ласкательными суффиксами : « Умница, Аруукеша, всё правильно сделала !»

Можно наблюдать и такое : учитель к некоторым учащимся обращается только по имени, а к другим – только по фамилии. « Ташпаева, ты тетрадь с домашней работой не сдал ? Настя, твоей тетради я тоже не вижу !»

Ребята используют фамилии, говоря о сверстниках, в обращении к сверстникам. « Чернышёв, это ведь ты у меня вчера сменку спрятал !»

Вообще в обращениях учителей к нам, ученикам, очень хорошо передаются чувства говорящего к тем, к кому обращаются. Ирония: «Ага, субчики – голубчики, вот вы и попались: мы об этом ещё не говорили!» Ласка: «Девочки-припевочки, ваша очередь выступать!» Строгость: «Товарищи ученики, вы зачем вообще ходите на уроки?»

Как известно, общение начинается с приветствия – таков речевой этикет. Велико значение приветствия: оно настраивает людей на доброжелательный лад. Рабочий день и учителя, и ученика начинается с приветствия одноклассников, коллег, друг друга. Наиболее типичным выражением приветствия являются слова здравствуйте (с формой на «вы») и здравствуй (с формой на «ты»). « Добрый день, ребята! Сегодня хорошая погода и настроение у вас, я вижу, тоже хорошее».

Прощание также одинаково и у взрослых, и у детей : « До свидания !» Кроме того, учителя иногда употребляют такие выражения, как « Всего хорошего ! Всего доброго !» У учащихся есть такие формы прощания, которые присущи только в их среде : « Пока !», « Покедова !», « Чао !» или « Чао – какао !»

Язык народа всегда связан с его прошлым. Например, слово « пожалуйста » связано с древним обычаем уважения старших и когда - то звучало как « пожалуй, стар », по другой версии - « пожалуйста ( пожалуй – окажи милость, внимание ; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь ). Слово « спасибо » происходит от пожелания наших предков « Спаси Бог ». Реплики « пожалуйста, спасибо » традиционно употребляются в диалогах, это стандартные формы речевого этикета.

Встречаются в речи учителя и синонимичные формы просьбы : « Жибек, будь добра, сходи за мелом !» Для выражения благодарности учителя используют кроме традиционного « спасибо » ещё такие слова, как « благодарю !», « премного благодарна !».

Невозможно представить себе человека, который никак не выражал бы своих эмоций. Другое дело, что каждый человек выражает их по - разному. Но, наблюдая за речью и речевым поведением учеников и учителей, мы отметили, что существуют в выражении чувств и взрослых, и молодых как сходства, так и различия. Для выражения изумления у учеников есть свои особенные слова, которые в другой языковой ситуации имеют другое, общеупотребительное значение : « Прикол !», « Приехали !», « Приплыли !».

Мы думаем, работа эта была для нас полезной. Во - первых, мы изучили тему « Речевой этикет и этикетные формы общения ». Во - вторых, мы познакомились с интересной книгой, о существовании которой не знали – «« Доброе слово » Словарь русского речевого этикета …» и почерпнули из него много полезной для нас информации. В - третьих, мы учились быть наблюдательными, когда слушали и записывали примеры употребления слов, относящихся к той или иной этикетной форме общения. В - четвертых, мы стали внимательней следить за своей речью, за тем, как употребляем сами вежливые слова, как их употребляют мои близкие. Стараемся по мере возможности поправлять своих товарищей, делать им замечания, если они, по нашему мнению, недостаточно вежливы в своей речи.

Директору школы – гимназии 63 имени Ч. Т. Айтматова Давлетовой Аиде Абубакировне

Тыныбековой Майрам Каратаевне

Лаборанту кабинета И.Т. Дмитриевой Евгении Викторовне

Ученикам 6 – б класса

Ученикам 6 – в класса

Ученикам 6 – г класса

Продюсер: Майрам Каратаевна

Режиссёры: Темирбекова Бекзада

Чойбекова Айдай

В главных ролях: Русланова Радмила

Курманова Айжан

Умарбаева Малика