Политехнический музей, 2010 1. 2 Темы макроэкономики Макроэкономика изучает поведение экономики в целом –ВВП, инфляция, обменные курсы, потоки капитала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Экономика: введение в специальность Совместная программа МФТИ-АНХ-ИЭПП-РЭШ Часть 3: Макроэкономика Лектор: Олег Замулин Российская экономическая.
Advertisements

В истории экономической науки имя Джона Мейнарда Кейнса ( ) стоит в ряду ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие современного им общества.
Марек Домбровский Глобальный финансовый кризис – некоторые уроки для экономической теории и экономической политики Публичная лекция в рамках XII Международной.
Макроэкономическая ситуация и стратегия Группы Алексей Савченко, CTF Holdings Limited Совет ИТ Альфа Групп, 14 Марта 2009 г.
Денежно-кредитная политика Выполнили: Игнатьева И. Ю ГМУ Иванова К. А ГМУ.
Деньги. Денежный рынок. Функции денег Мера стоимости (средство счета) Средство обращения (обмена) Средство платежа Средство сбережения (накопления)
Лекция 6 ТЕМА 5. Нарушение макроэкономического равновесия: Инфляция.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Государственная стабилизационная политика Инструменты госуд. экономической политики Госуд.бюджет Центральный банк БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ.
Выполнила: учитель истории и экономики МОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г. Тема урока: Государственная макроэкономическая.
Причины государственного вмешательства в экономику.
Презентация к уроку по истории (9 класс) на тему: Мировой экономический кризис
Презентация по предмету- экономика по теме: «Инфляция и дефляция их основные причины и последствия Выполнил: ученик 9 «а» класса МОУ СОШ 175 Ленинского.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Экономика и государство. ПЛАН УРОКА 1. Экономические функции государства. 2. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. 3. Денежно-кредитная.
Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта.. Экономический кризис– внезапный спад, сокращение производства, сопровождающееся разорением многих предприятий,
1 Лекция 4: Деньги (Экономика: введение в специальность) Совместная программа МФТИ-АНХ-ИЭПП-РЭШ Лектор: Олег Замулин Российская экономическая.
Мировой экономический кризис гг
Тема 1. Предмет и метод макроэкономики. Макроэкономика учение об общем уровне национального объема производства, безработицы и инфляции; имеет дело со.
ТЕМА 9 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: МОДЕЛЬ IS-LM Правительственное решение проблемы обычно хуже самой проблемы. Милтон Фридман, американский.
Транксрипт:

Политехнический музей,

2 Темы макроэкономики Макроэкономика изучает поведение экономики в целом –ВВП, инфляция, обменные курсы, потоки капитала Методологически это не отличается от микроэкономики –Различие в темах Важно различать две временные перспективы Долгосрочный рост –Определяется тем, сколько экономика может произвести (сторона предложения) Краткосрочные колебания –Определяются тем, сколько экономика хочет приобрести (сторона спроса) Важно научиться различать эти две вещи –Хотя в истории макроэкономической политики их часто путали и продолжают путать

Политехнический музей, ВВП США: тренд и цикл Логарифм ВВП

Политехнический музей, Великая депрессия: ВВП США

Политехнический музей, ВВП России: тренд или цикл?

Политехнический музей, История макроэкономики До 1930-х годов, разделения на микро и макро не было Затем: Великая депрессия –У Адама Смита нигде не было написано, почему производство могло упасть на треть, а безработица достигнуть 25% –По классической теории, относительные цены должны были вернуть рынок в равновесие При безработице должны упасть зарплаты, так что фирмы согласились бы держать и нанимать работников –Нужна была новая теория

Политехнический музей, Джон Мейнард Кейнс Предложил теорию, основанную на стороне спроса и отклонениях от конкурентного равновесия Отклонения: –Медленно подстраивающиеся цены и зарплаты В результате, корректировка рынка труда может занять очень много времени –Неполнота информации Банки не знают, кому давать ссуды, вкладчики не знают, куда нести деньги, рушится банковская система

Политехнический музей, Сторона спроса Почему мог упасть спрос? –Кейнс: «животные инстинкты инвесторов» Почему это привело к депрессии? –Падение спроса должно было понизить цены и зарплаты, но они не подстроились –Поэтому упало производство: производить стало невыгодно. –Фирмы перестали брать и возвращать кредиты Банкам не вернули кредиты, банки стали разоряться –Люди кинулись забирать деньги из всех банков, что усилило банковский кризис

Политехнический музей, Лечение проблемы Рецепт: надо искусственно увеличить спрос. Как? Денежные меры: выпустить больше денег, понизить процентную ставку, сделать кредиты дешевле –Кейнс: процентные ставки и так были низкими Бюджетные (фискальные) меры: повысить расходы государства –«Новый курс» Рузвельта: строительство дорог и т.п. –Потом: военные расходы после начала войны Кроме этого: больше регулирования рынка (раз он сам не справляется)

Политехнический музей, Кейнсианская макроэкономика Доминировала в е годы Общие идеи: –Экономика подвержена колебаниям спроса –Рынок приводит экономику к равновесию не сразу –Есть смысл искусственно стабилизировать экономику –Бюджетная политика (налоги, госрасходы) эффективней денежной –Рынок нуждается в регулировании Robert Solow: Macroeconomics is finished

Политехнический музей, Монетаризм В своей книге Милтон Фридман и Анна Шварц показали, что за гг. в США денежная масса упала на треть –Великая депрессия – ошибка денежных властей –Важность денежной политики Это шло в противовес утверждению Кейнса, что денег в экономике было много и денежная политика неважна Привело к появлению альтернативной парадигмы – монетаризма. Но почему денежная масса упала и в чем была ошибка властей?

Политехнический музей, Золотой стандарт и Великая Депрессия До I Мировой войны существовал (не очень жесткий) золотой стандарт После I Мировой войны, он временно отсутствовал Но к 1926-му году большинство стран к нему вернулось –Однако прожил этот стандарт недолго До 1913-го года, основной авторитет был у Банка Англии –Он своей политикой (как и другие банки) предотвращал излишние потоки золота Теперь не было четкого авторитета –Банки не смогли сообразить, как поступать с платежными дисбалансами

Политехнический музей, Мировая дефляция Были страны с торговыми дефицитами –Их золотые резервы выкупались, денежная масса уменьшалась Были страны с торговыми профицитами (США, Франция) –Золото аккумулировалось в этих странах, денежная масса увеличивалась –Однако эти ЦБ стерилизовали выпуск денег, продавая облигации на открытом рынке –Эта асимметрия создала глобальный дефляционный тренд Некоторые ЦБ вместо золота накапливали валютные резервы –Однако при наступлении Депрессии в начале 1930-х они стали переходить на золото, еще сильнее сокращая мировую денежную массу

Политехнический музей, Начало сокращения денег Начало глобальному сокращению положили Франция и США В конце 1920-х золото шло во Францию (из Германии, Англии, Японии) –При этом франки стерилизовались или не выпускались вообще –Денежная база во Франции слегка росла, но спрос на деньги рос еще быстрее Отсюда дефляция в 11% в 1929-м году (в других странах еще больше) США боялись, что золото уйдет во Францию –Подняли процентные ставки, чтобы привлечь золото к себе –Уменьшение денежной базы и цен В 1929-м экономика еще росла –Но начало сокращению денег было положено –Дальше центральные банки начали бороться за золото, стимулируя дефляцию

Политехнический музей, Продолжение сокращения денег в США M2 26,519,0 Наличные на руках 3,95,5 Вклады 22,613,5 Денежная база 7,18,4 Наличные на руках 3,95,5 В банках 3,22,9 Мультипликатор 3,72,3 Резервы/вклады 0,140,21 Наличные/вклады 0,170,41 Источник: N.G.Mankiw, Macroeconomics, стр.489, M.Friedman and A.Schwartz, A Monetary History of the United States, (Princeton University press, Princeton, 1963)

Политехнический музей, Выход из золотого стандарта Страны не в золотом стандарте обошлись без дефляции и депрессии –Испания Страны, быстро вышедшие (1931), обошлись малой кровью –Большинство стран так поступило Хуже всех было тем, кто тянул до последнего –США, Румыния, Италия, Бельгия вышли в период –Франция, Голландия, Польша не вышли к 1936-му

Политехнический музей, Сравнение стран в 1932-м году Средняя инфляция Средний пром. рост Страны на золотом стандарте -13%-18% Страны, вышедшие из золотого стандарта -1%-6% Источник: Ben Bernanke, Essays on the Great Depression, 2000

Политехнический музей, От дефляции к депрессии Почему дефляция привела к депрессии? Растущие реальные зарплаты –Особенно в США, где было картельное соглашение между крупными промышленниками Высокие реальные процентные ставки –При дефляции в 10%, реальные ставки не могли быть ниже 10%, хотя номинальные были близки к 0% –Отсюда заблуждение Кейнса о несущественности денежной политики Финансовые потери должников Отсюда банковские кризисы –Падение денежного мультипликатора и еще большая дефляция

Политехнический музей, Идеи раннего монетаризма Реальная экономика внутренне устойчива, не нуждается в стабилизации –Не надо искусственно стимулировать спрос Цель властей – увеличивать денежную массу постоянным темпом Слишком быстрое увеличение денег ведет к инфляции –Инфляция – абсолютное зло Сокращение денежной массы ведет к рецессии Эти идеи оказались невостребованными до конца 1970-х

Политехнический музей, Почему Бернанке печатает деньги? Источник: ФРС США

Политехнический музей, е годы: стагфляция В 1960-е годы была обнаружена кривая Филлипса –Отрицательная связь между инфляцией и безработицей Президент Никсон: надо увеличить инфляцию, тогда безработица упадет –Милтон Фридман схватился за голову, призвал одуматься План Никсона удался наполовину: инфляция действительно сильно выросла

Политехнический музей, Гипотеза Фридмана-Фелпса Фридман и Фелпс уже в 1968-м были убеждены, что у безработицы есть естественный долгосрочный уровень Этот уровень определяется структурой экономики –Фрикционная безработица –Стимулирующая безработица Эту безработицу невозможно понизить стимулированием спроса –Потому что она определяется микроэкономическими стимулами агентов Это шло вразрез ранней кейнсианской теории –По ней безработицу можно было понизить до сколь угодно низкого уровня стимулированием совокупного спроса Это был первый пример того, почему в макро важны микро обоснования –Просто аморфный «совокупный спрос» уже явно был недостаточен

Политехнический музей, Уроки 1970-х Классическая дихотомия: в долгосрочной перспективе номинальные переменные влияют только на номинальные Реальные переменные в долгосрочной перспективе определяются стороной предложения –Сколько экономика может произвести при нормальном использовании факторов Нельзя использовать эмпирические закономерности в целях политики –Кривая Филлипса – результат равновесия, а не меню рецептов –Неожиданное увеличение денежной массы ведет к временному буму и инфляции (отсюда эта кривая) –Ожидаемое увеличение денежной массы ведет только к инфляции (отсюда фиаско Никсона) Thomas Sargent: I agree, macroeconomics is finished –Призыв написать новую макроэкономическую науку с чистого листа

Политехнический музей, Судьба кривой Филлипса Почему она была? До 1970-х, изменения денежной массы были в основном небольшими и неожиданными –Денежная политика была не в моде Такие шоки создавали кривую Филлипса в данных С 1970-х изменения стали большими и предсказуемыми –Все знали о плане Никсона Поэтому денежная масса влияла почти только на цены

Политехнический музей, Возвышение монетаризма В 1980-м году Пол Волкер возглавляет Федеральную резервную систему –Резкое замедление роста денежной массы – : самая глубокая рецессия в США за послевоенное время Аналогичные действия в Великобритании (тэтчеризм) Более плавные действия в Германии, Швейцарии, Японии В 1980-х инфляция перестает быть проблемой в развитых странах –В 2000-х – в большинстве развивающихся

Политехнический музей, Теория реальных экономических циклов Взамен раннему кейнсианству пришла теория реальных циклов (1970-е, 1980-е) –Также известная как «неоклассическая теория» Общие идеи: –Рынки конкурентный, равновесие достигается быстро –Рецессии и бумы связаны с технологическими прорывами и другими «реальными» шоками: цена нефти и т.п. –Сторона спроса неважна Стабилизационная политика не нужна –Согласие с монетаризмом: оптимальная политика - невмешательство и стабильность цен –Несогласие: у монетаристов деньги влияют на экономику, у РЭЦ – нет.

Политехнический музей, РЭЦ и Великая депрессия Как теория РЭЦ может объяснить большие падения выпуска? –Ведь технический регресс представить себе сложно Но сторонники этой теории настаивают на версии шоков со стороны предложения Главным образом, ограничение конкуренции –Протекционизм –Усиление профсоюзов –Ослабление многих антимонопольных законов –Усиление регулирования рынков –Сокращение рабочей недели Все эти меры во многом ограничили совокупное предложение

Политехнический музей, Воскрешение Кейнсианства В середине 1980-х появляются Новые Кейнсианцы Старые идеи: –Рынок долго приходит в равновесие (жесткость цен и зарплат) –Важна сторона спроса Новые идеи: –Ожидания играют ключевую роль (ответ на фиаско Никсона) –Микроэкономические обоснования жесткости цен –Стабилизационная политика должна быть денежной

Политехнический музей, Сращивание Кейнсианства и монетаризма Различия между двумя врагами стерлись Общие идеи: –В долгосрочной перспективе, деньги влияют только на инфляцию А выпуск задается только стороной предложения –В краткосрочной перспективе, деньги и другие изменения спроса влияют на реальные переменные (выпуск) В связи с медленным изменением цен –Есть роль для стабилизационной денежной политики Но это именно стабилизация вокруг долгосрочного тренда, а не стимулирование роста Общий враг: теория реальных циклов Именно в рамках кейнсианско-монетаристской теории в основном анализируется современная стабилизационная политика

Политехнический музей, : Возвращение бюджетной политики В время текущего кризиса бюджетная политика вдруг вернулась на повестку дня –Особенно госрасходы –Хотя в последние десятилетия развитые страны от нее практически отказались Вероятно, политики боятся, что одной денежной политикой в этот раз не отделаться –Денежная политика выполняется посредством финансовой системы, которая разрушена –Денежная политика уже используется по максимуму Ловушка ликвидности? Боязнь, что люди не будут тратить деньги, даже если их им дать –Лучше сделать всю работу самому правительству: построить дорогу – эффект здесь и сразу

Политехнический музей, Кейнсианский мультипликатор Идея: если государство тратит 100 рублей, эффект на экономику будет больше Человек, заработавший эти 100 рублей, часть сбережет, а часть потратит дальше, и так далее –В теории, этот эффект может увеличить эффект в несколько раз Есть ли мультипликатор у уменьшения налогов? –Да, но меньший (в теории): ведь часть налоговых послаблений население может сберечь и в экономку пойдет меньше 100 рублей –В отличие от долгосрочной перспективы, в коротком периоде сбережения – это плохо –Так надо или не надо стимулировать сбережения? Такой же эффект, в принципе, есть и у денежной политики

Политехнический музей, Эффективность бюджетной политики Почему бюджетная политика потеряла популярность? –Несколько причин Не хватает оперативности –Трудно быстро провести все необходимые законы и внедрить все программы –«План Обамы» предусматривает основные расходы в гг. Волюнтаризм и коррупция –На что тратить деньги? Как выбирать проекты? –Аргумент в пользу снижения налогов против увеличения расходов

Политехнический музей, Налоги или госрасходы? В теории мультипликатор из госрасходов больше –Но в данных этого не видно –Хотя хороших исследований пока нет Такую оценку сделать очень сложно Лучшие эмпирические исследования: –Valerie Ramey: мультипликатор из госрасходов около 1,4 –Christina and David Romer: мультипликатор из налогов около 3 –Olivier Blanchard and Roberto Perotti: оба мультипликатора малы Однако –Christina Romer (сейчас глава комитета экономических советников Обамы): в плане Обамы предполагает мультипликаторы 1,7 и 1 –Blanchard (сейчас Главный экономист МВФ): в ответ на кризис всем странам надо увеличить госрасходы на 3% Экономисты-практики не сильно верят собственным академическим исследованиям…

Политехнический музей, Оценки Hall and Woodward: мультипликатор равен единице

Политехнический музей, План следующих двух лекций по макроэкономике (2011 г.) Эта история нам дает четкий сигнал –Надо различать долгосрочные равновесные тенденции стороны предложения и краткосрочные колебания спроса Мы изучим и то, и другое Сначала, мы изучим долгосрочный рост –Он будет определяться накоплением капитала и техническим прогрессом –Которые, в свою очередь, будут определяться институциональной средой и т.п. Затем мы изучим краткосрочные отклонения и стабилизационную политику –Колебания спроса при жестких ценах

Политехнический музей, Где найти информацию? Сайт РЭШ - Презентация и текст лекции (lenta.ru) Видео Новости РЭШ -