КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультатив: Казахстанское право Тема 6: Законодательство Республики Казахстан в сфере регулирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от года 483-IV.
Advertisements

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании; Федеральный закон «Об основных.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Актуальность : Цель : Задача : Конститу́ция Росси́йской Федера́ции высший нормативный правовой акт Российской Федерации. высший нормативный правовой.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПОДГОТОВИЛА: СЕЙДИНОВА М.А., МАГИСТР ЮРИСПРУДЕНЦИИ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАРАГАНДИНСКОГО.
Государство Выполнила: Казакова Л.С.. Государство - это особая организация политической власти общества, средство обеспечения социального мира и согласия.
Основы конституционного строя Выполнил Шеремет Андрей Викторович.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1 Выполнила:Табулова Жанара Гомаровна, ученица 11»Б» класса Руководитель: Захарова С.Г.., учитель обществознания.
Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.
1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Закон РФ "Об.
Всероссийский День правовой помощи детям. Всероссийский.
Конституция РФ.. История российских конституций Май 1918 года – первая Конституция РФ Носила переходный характер. В ней отразилась трансформация большевистской.
Основы конституционного строя РФ. МОУ Назаровская СОШ 2011 г. Ситников М.И.
Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать»,
«Создание системы работы по профилактики ксенофобии и экстремизма в образовательной организации» Т.В. Иволгина заведующий межкафедральной учебной лаборатории.
Осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия Осуществляется строго в соответствии с законодательством Осуществляется в определенном,
Транксрипт:

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультатив: Казахстанское право Тема 6: Законодательство Республики Казахстан в сфере регулирования вопросов вероисповедания магистр культурологии, ст. преподаватель кафедры СГД Тусупбеков Ж.А.

История свидетельствует, что отношение общества к религии в разные эпохи существенно отличалось. Некоторые государства провозглашали одну из религий главной и объявляли принадлежность к ней обязанностью любого гражданина. В других государствах дело доходило до полного запрета религии и права людей верить в Бога. В наши дни общепризнанным стало признание права человека на свободу вероисповедания. Вероисповедание является одной из фундаментальных свобод личности, поэтому ее состояние являлось и является важным показателем уровня демократичности государства, уважения и соблюдения всего комплекса прав и свобод человека в той или иной стране. Свобода вероисповедания – это необходимое условие деятельности демократического общества, один из основных элементов системы прав и свобод человека.

Современное понимание прав человека и свободы вероисповедания определяется общепризнанными международными соглашениями, принятыми ООН, ОБСЕ и другими организациями. Одним из важнейших документов стала «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года [1].

Признание права самому выбирать свои религиозные убеждения – одно из самых ценных завоеваний гуманистической мысли. Одним из первых это право сформулировал английский философ Джон Локк в конце XVII в. в. «Письмах о веротерпимости». Он заявил о необходимости разделения государства и церкви и признании государством свободы религии. Д. Локк считал необходимым предоставление людям права религиозного самоопределения и призывал к равноправию граждан независимо от конфессиональной принадлежности [2]. Эту же идею разделял и Дж. Мэдисон, утверждавший, что «религия каждого человека должна оставаться делом убеждений и совести каждого человека; и каждый человек вправе следовать ей так, как предписывается. Это право является по своей природе неотъемлемым правом».

Основой всех прав человека является вера в то, что каждая личность – священна. Эта вера приобретает особое значение в рамках религиозного сознания и означает, что со стороны государства должно быть законодательно признано неотторжимое право гражданина на свободное решение вопроса о своей религиозной идентичности. При этом, высшей инстанцией, устанавливающей статус и правила поведения для всех без исключения религиозных организаций, должно выступать государство, в котором закон должен четко урегулировать процесс их создания и регистрации, а также процедуру ликвидации или запрета. Соответствующим правовым стандартом можно признать такой нормативный акт, который максимально сужает границы произвольного толкования и применения его положений исполнителями.

Для Казахстана как поли конфессионального государства, вопрос о свободе вероисповедания и его государственного регулирования является актуальным. Основные принципы, отражающие его отношение к религии, закреплены в Конституции (Основном Законе) Республики Казахстан. Провозглашая Казахстан светским государством, Конституция РК законодательно закрепляет в статье 22 право человека на свободу совести. В этой же статье устанавливается, что «осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством» [3].

Законодательство Республики Казахстан в сфере регулирования вероисповедания базируется как на Конституции РК, так и на основополагающих международных документах, в том числе на нормах Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, а также на принципе VII Хельсинкского Заключительного акта 1975 года, который обязывает страны-участницы ОБСЕ «признать и соблюдать права личности исповедовать, самостоятельно и совместно с другими, религию или убеждения в соответствии с велением собственной совести».

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» был принят 15 января 1992 г., т.е. уже через месяц после провозглашения нашей страной независимости. В 2011 г. был принят Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который предоставил широкие гарантии деятельности верующих всех конфессий. В преамбуле Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» отмечается, что Республика Казахстан «признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана».

Некоторые усматривают признание особой роли ислама и православие отступление от принципов свет кости и равенства всех граждан и религиозных объединений перед законом. Однако данная точка зрения не имеет никаких оснований. Все действующие легальные религиозные объединения равны перед законом причем никто не имеет чинить им препятствий ввиду их «традиционностей» или «нетрадиционностей». Принятая формулировка не противоречит также светскому устройству государства. Сотрудничество государственных органов с крупными религиозными объединениями не является проявлением неравенства или дискриминацией иных религиозных общин. Закон выделяет две крупнейшие религии, однако не делает для исламских и православных объединений исключений в вопросах определения их правового статуса. Вероисповедная принадлежность не может быть причиной дискриминации граждан и религиозных объединений в судопроизводстве, в доступе к социальным благам или в реализации предоставленных им прав, в трудовых и служебных отношениях. Обладая равными правами, они имеют и равные обязанности вне зависимости от вероисповедания и несут равную ответственность за совершаемые ими правонарушения на основаниях и в порядке, установленных законом.

Юридически равенство религиозных объединений перед законом закреплено в п. 2 статьи 3 Закона: «Религиозные объединения и граждан Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религиям равны перед законом». В п.3 данной статьи содержится еще одно важное положение: « Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [3]. Государство обеспечивает равенство религиозных объединений в осуществлении ими своей деятельности в обеспечении прав и свобод. Однако практика принятая в демократических государствах, допускает различную степень сотрудничества историческими причинами, социальной позицией той или иной конвенцией, количеством последователей и т.д.

В новом Законе четко прописаны права религиозных объединений, которые могут осуществлять благотворительную деятельность и учреждать благотворительные заведения, в том числе приюты, интернаты и больницы. Однако, при осуществлении благотворительности не допускается вовлечение граждан в религиозную деятельность с целью использования материальной зависимости. Другая, не менее важная мера регулирования деятельности религиозных объединений будет направлена на недопущение деятельности не зарегистрированных религиозных организации, а также запрет на осуществление миссионерской деятельности лицами, не являющимися представителями религиозных объединений.

Давно принято считать, что деятельность религиозных объединений отделена от государства. Но практика и опыт взаимодействия с религиозными объединениями и представителями различных конфессий доказали, что в нашей стране недостаточно эффективно применяется правовая регламентация миссионерской деятельности. Еще одно нововведение законопроекта регламентирует запрет проведения религиозных обрядов и церемоний в зданиях государственных органов, организаций и учреждений, в структуре вооруженных сил и воинских формирований, правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья граждан. Законопроект направлен на совершенствование законодательства Республики Казахстан о религиозных объединениях. Кроме того, он вводит механизмы упорядочивания деятельности религиозных объединений, а также создает основу для устранения пробелов, имеющихся между нормами права различных нормативных актов.

В проекте закона уточнены вопросы регистрации религиозных объединений, а именно, указаны сроки, порядок и отказ в регистрации. В то же время в данном законе определен порядок строительства культовых зданий, сооружений, что позволит поставить заслон бесконтрольному строительству таких зданий, и решит проблему заброшенных домов молитвы. В частности, национальное законодательство позволяет верующим независимо от их вероисповедной принадлежности свободно исповедать как единолично, так и совместно с другими любую религию, проводить обряды и церемонии, заниматься миссионерской деятельностью и духовным образованием, пользоваться религиозной литературой и предметами культа, устанавливать международные связи. Кроме того, в казахстанском законодательстве установлены нормы, определяющие, что на территории Казахстана не допускается деятельность религиозных объединений, склоняющих к разрушению семьи, наносящих ущерб нравственности, здоровью. Эти принципы послужили концептуальной основой принятого в 2011 г. Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» [4].

Политика государства в данной сфере должна органически сочетать реализацию конституционных принципов свободы совести и равенства всех религий перед законом с обеспечением интересов национальной безопасности в духовной сфере, приоритетным вниманием сохранению, возрождению и развитию исторического культурного наследия народа Казахстана, традиционных духовных ценностей. 7 февраля 2012 г. Правительство РК приняло Постановление 209 «Об утверждении правил проведения религиоведческой экспертизы и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства РК» [4]. Согласно данному документу, религиоведческая экспертиза проводится в целях установления соответствия учредительных документов, а также других документов религиозного содержания, духовных (религиозных) образовательных программ, информационных материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения законодательства Республики Казахстан.

Задачами экспертизы является: 1)определение принадлежности содержания объекта к конкретному вероучению, оценка содержания объекта на основе представленных религиозным объединением учредительных документов, сведений об основах вероучения и религиозных обрядов; 2) проверка соответствия заявленных при государственной регистрации (перерегистрации) форм и методов деятельности религиозного объединения ее фактической деятельности; 3) установление соответствия содержания объекта экспертизы нормам Конституции и законодательства Республики Казахстан. Практика показала, что в отдельных случаях документы, представляемые в органы юстиции, не соответствуют установленным требованиям. Нередко в уставах религиозных объединений допускались неоднозначные толкования сущности их деятельности, к примеру, указывались религиозные практики, не присущие данной конфессиональной группе. Имелись факты искажение сведений, использование недостоверных данных.

Когда и на каком основании проводилась перерегистрация. Для чего? Несмотря на отдельные сложности, кампания по перерегистрации религиозных объединений прошла успешно. По итогам перерегистрации (по состоянию на 25 октября 2012 г.) конфессиональное пространство Казахстана теперь представляют 3088 религиозных объединений 6 тогда как по состоянию на начало 2012 года действовало 4551 объединение. Их количество сократилось на 1463, или на более чем 32 %. На основе экспертно-аналитической деятельности была принята новая классификация религиозных объединений.

Если ранее в стране официально насчитывалось 46 конфессии и деноминаций, то теперь их число снизилось до 17. Сокращение численности связано с тем, что были ликвидированы малые религиозные группы, не прошли перерегистрацию фактически не действовавшие религиозные объединения. Много объединения привели свою структуру в соответствие с новыми требованиями. Перерегистрация позволила уточнить вероисповедную принадлежность многих общин.

В некоторых случиях отдельные религиозные объединения по ошибке были в свое время учтены как самостоятельные конфессии. К примеру, религиозные объединения Миссия «Назарянина», «Грейс», «Надежда», «Эммануил», ранее учтенные как самостоятельные конфессии, сгруппированы в одну конфессию пресвитерианских церквей.

Такие религиозные объединения, как «Сун Бок Ым», «Новая жизнь», «Агапе», «Жатва», «Церковь полного Евангелия», «Благодать», сгруппированы в конфессию пятидесятнических церквей. Как отдельные конфессии учитывались различные структуры одного вероисповедания. Например, это касалось Союза церквей евангельских христиан-баптистов и Совета церквей евангельских христиан-баптистов, которые не имеют различий в вероучении и культовой практике [1].

В некоторых случиях отдельные религиозные объединения по ошибке были в свое время учтены как самостоятельные конфессии. К примеру, религиозные объединения Миссия «Назарянина», «Грейс», «Надежда», «Эммануил», ранее учтенные как самостоятельные конфессии, сгруппированы в одну конфессию пресвитерианских церквей. Такие религиозные объединения, как «Сун Бок Ым», «Новая жизнь», «Агапе», «Жатва», «Церковь полного Евангелия», «Благодать», сгруппированы в конфессию пятидесятнических церквей.

Как отдельные конфессии учитывались различные структуры одного вероисповедания. Например, это касалось Союза церквей евангельских христиан-баптистов и Совета церквей евангельских христиан-баптистов, которые не имеют различий в вероучении и культовой практике [1].

Важную роль в правовом регулировании деятельности религиозных организаций должен сыграть государственный орган по делам религии. Необходимость в подобных учреждениях обусловлена политической и правовой сложностью вопросов свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций.

Главным достижением государственной политики Республики Казахстан в сфере регулирования вопросов вероисповедания за прошедшие 22 года стало полное отсутствие межконфессиональных конфликтов, что само по себе крайне важно для полиэтничного и поли конфессионального государства. Более того, на международной арене Казахстан прочно закрепил за собой имидж глобального интегратора, инициатора диалоговых площадок регионального, континентального и мирового уровня. Так, брендом Казахстана стала традиция проведения Съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане.

По инициативе Президента Казахстана Назарбаева Н.А. в Астане успешно проведены четыре Съезда лидеров мировых и традиционных религий (в 2003, 2006, 2009 и 2012 годах). Эти форумы показали не только правильность внешнеполитического курса страны, но стали свидетельством эффективности уникальной казахстанской модели межконфессионального сотрудничества.

Список литературы 1. Всеобщая Декларация прав человека // 2. Габитов Т.Г. Философия. – Алматы, – 348 с. 3. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2007// 4. Свобода вероисповедания в Казахстане. Материалы Международной конференции 19 марта 2013 год. – Астана, 2013 г. – 148 с. 5. Сыздыкова Л., Государство и религия.// Казахстанская правда, 2013, 14 ноября.