Рассказы старожилов Прибайкалья об Ильином дне ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Advertisements

Письмо Найдено в шинели русского солдата, погибшего в Великую Отечественную войну Просмотр...
Представь себя совсем другим… Автор: Мосалёв Михаил 6-Акласс.
Сказка «Подушка для солнца». Цель: Развивать эмоциональную сферу детей Развивать эмоциональную сферу детей Доставить детям радость Доставить детям радость.
Заяц и ёж Художник Клеопа Марина Братья Гримм Однажды, в ясный солнечный денёк, стоял ёж у дверей своего дома, сложив руки на животе, и напевал песенку.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Доченька, говорила мать, мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей мы.
Т ЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ( УЗНАЙ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ) Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он.
Литературная викторина
Команда 8-1 класса Школа 142 Г Омск. Царевна Несмеяна.
Игра «Чем богаты, тем и рады» Русские народные сказки Автор игры Кирякова В.Н.
Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог. Выкроил под.
Рассказы, которые я прочитал на зимних каникулах и теперь хочу рассказать их вам!
ГЕОМЕТРИЯ для малышей. Однажды Карандаш пригласил своих друзей и предложил: - Давайте заниматься ГЕОМЕТРИЕЙ. Это очень интересно! - Давайте! – хором ответили.
За лесом за еловым, под солнышком под весёлым в маленькой деревушке жили-были старик со старушкой. Старик ивовые прутья резал, корзины плёл, старуха шерсть.
МОУ Николаевская СОШ Торжественная линейка 1 сентября Выступление первоклассников Классный руководитель Бузина Галина Вячеславовна.
Соломенный бычок- смоляной бочок Художник Клеопа Марина.
Жила-была ТОЧКА. Она была любопытная и хотела всё знать. - Как же я могу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте?! - Отправлюсь я путешествовать,
ГЕОМЕТРИЯ для малышей. Однажды Карандаш пригласил своих друзей и предложил: - Давайте заниматься ГЕОМЕТРИЕЙ. Это очень интересно! - Давайте! – хором ответили.
ГЕОМЕТРИЯ для малышей. Однажды Карандаш пригласил своих друзей и предложил: - Давайте заниматься ГЕОМЕТРИЕЙ. Это очень интересно! - Давайте! – хором ответили.
Её величество семья.. В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь вы выходите из семьи.
Транксрипт:

Рассказы старожилов Прибайкалья об Ильином дне ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии»

Узнать, как говорили в старину жители наших мест, познакомиться со старинными обычаями, поверьями, приметами, можно, если обратиться к «Словарю говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Галины Витальевны Афанасьевой-Медведевой. Сегодня мы узнаем, что старожилы говорят об Ильином дне.

Вот гроза-то как грянула, дождь-то пошёл, Ильин день, десять столбах расшшапало в лучинку! Утром встали. Ой, как гремело! Дожж такой был! Гроза! Столбы-то все лежат, на лучинки прямо исшшепаны. Я с роду родов так не видывала(…) Ой, страшно гремело! А вот старики говорят, огненные стрелы летели в землю. Громничны стрелы (…). Потом эти стрелы искали, копали. [309. Рудовка Жигаловск. Ирк. (по всем.)]. (1 том). Рассказ о «громничных стрелах»

Рассказы о наказании за работу в Ильин день Ильин день, он сердитый праздник, сенокос же самый. Анадысь на покосе были (…), метали зарод туча пришла. Ветер как начал, как начал! У нас со дна так перевернуло зарод! И мы с тех пор вот сколь сенокос им, ни разу в Ильин день, хоть того ясный день. Самый сенокос, большой праздник Ильин день. [382. Чадобец Кежемск. Красноярск. (по всем.)]. (1 том).

Зароды метали в Ильин день. (…) Откуда ни возьмись с того ручья туча выходит, с этого ручья туча выходит! Как две тучи вышли, на них страшно смотреть! Чёрны-пречёрны! Как началась гроза, гром, молнии, такой дожж! (…)Пятнадцать минут прошло ни одной тучки, ни одного облака и всё, всё куда-то ушло, и опять стало ведренно. Но дак он сено-то испортил, намочил. (…)Не дал работать. А потом в лодке-то сидят и говорят: Не надо было ворочить, такой праздник. Лучше надо было отдохнуть. Ну, которы пожилы-то люди в такой праздник не работали [592 (5). Коношаново Жигаловск. Ирк.].

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАК ГОВОРЯТ В ПРИБАЙКАЛЬЕ? Объясните, что значит диалектное слово

Вот мой дедушка покойный, тетин отец, взял да под вечер-то смолой брёвна-то все измазал. Ага! Вот такой ашаульник был. А на полянку-то пришли, кто ни сядет, тот не может оторваться-то. Ой, дак всю одёжу-то! Дак его потом хотели захлестнуть, Господи, прости! Вот какой был дед. Вот чё творил. Ашаульник - проказник

Три змеи возьмёт в руки братка, и нас гонял по ограде. Мы базланим, прячемся на печку на русскую. И гонят, бегать везде, по улице со змеями этими. А мы боялись до смерти, я счас-то боюся их, этих змей. Базланить – громко кричать, плакать.

Все на работу уходят, а я одна оставался. А мне кого было-то?! Шесть было. А я сижу зыбку качаю. И я же, как мама, братьям пою, сижу байкал: Ой, качи, качи, качи, Пекла баба калачи. Подбежал мальчишка, Схватил кулачишко. Байкать – петь колыбельную, укладывать ребенка спать

Раньше же на каждую ягоду был срок. Вот бруснику брали только после Иванова дня. Когда картошку копать начинали, тогда и бруснику брали. Это счас её белобокую вытаскивают и багреть не дают. Багреть – краснеть.

Бабка Матрёна рассказала. Баба одна пошла в баню мыться после третьего пара. Токо разделся, воды в таз налила выходит из-за печки, из-за каменки старик, сам маленький, борода лохмата, длинна, весь в листьях, с веником. Счас я тебя попарю! Да и давай! Всю кожу ей, спину содрал. Она едва вырвался, домой прибежала. Чуть не задавил. Говорят, что после третьего-то пару в баню нельзя ходить. Банник чё-нибудь да сделать. Банник - демонологический персонаж, дух-хозяин бани.