ПОВЫШЕНИЕ АНТИДЕТОНАЦИОННОЙ СТОЙКОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ: ЭКОЛОГИЧНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ ДОКЛАДЧИК: д.т.н., профессор КНИТУ ХАМИДУЛЛИН Р.Ф.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Процессы глубокой переработки – основа стратегического развития нефтепереработки ОАО «Газпром нефть» Октябрь 2015 г. Докладчик: Николай Владимирович Карпов.
Advertisements

Апрель 2009г. Преимущества автомобильных топлив ООО «ЛУКОЙЛ- Пермнефтеоргсинтез» Преимущества автомобильных топлив ООО «ЛУКОЙЛ- Пермнефтеоргсинтез» С.Н.
Присадки для бензинов. HiTEC 6470 Пакет присадок для автомобильных бензинов HiTEC (ХайТек) 6470 – Многофункциональный пакет присадок для автомобильных.
Цель переработки нефти (нефтепереработки) производство нефтепродуктов, прежде всего различных видов топлива (автомобильного, авиационного, котельного.
Приветствуем Вас Уважаемые Дамы и Господа!. Резюме проекта. Компания ООО «ЭНЕОС Трейд Ойл» была создана в 2010 г. В работе научно-исследовательского подразделения.
ДЕБОЛК - новый каталитический процесс удаления бензола из риформата ДЕБОЛК.
Проект нефтеперерабатывающего Завода.. Цели работы: Спроектировать НПЗ с мощностью 6 млн. тонн в год. Выбрать место строительства завода Выбрать сырье.
Автомобильные эксплуатационные материалы и экономия топливно- энергетических ресурсов Кафедра СТЭА Преподаватель Усольцев А.А. Степаненко А.М. 5. Автомобильные.
Модуль 30 Физико – химические свойства сырья. нефть; физические свойства нефти; фракционный состав; плотность; температура вспышки, застывания, кристаллизации;
Катализатор и процесс удаления бензола из риформатов Санкт-Петербург, 2009 г.
Природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяной газы нефть каменный уголь.
ПРОДУКТЫ для НЕФТЕХИМИИ Детальный Углеводородный Анализ продуктов первичной переработки нефти, продуктов риформинга, готовой продукции.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Процессы очистки и облагораживания нефтяных дистиллятов.
Д.т.н., профессор, Генеральный директор ОАО «ВНИПИнефть», зав. кафедрой технологии переработки нефти РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина Казань Сентябрь 2009.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА.
ЖИДКОЕ БИОТОПЛИВО ИЗ БИОМАССЫ ЖИДКОЕ БИОТОПЛИВО ИЗ БИОМАССЫ Производство жидкого моторного топлива из древесины Производство жидкого моторного топлива.
Презентация Якутского НПЗ (г.Алдан) г. Якутск, 2014 г. Российская Федерация Республика Саха (Якутия) ОАО НК «Туймаада-нефть»
Нефть Природный источник углеводородов МОУ «Лицей» р.п. Земетчино 2010 год.
1 «Проектирование, расширение и модернизация НПЗ» АО «Торговый Дом «КазМунайГаз» 5 сентября 2008 г. Доклад: Лызлов О.А. Директор департамента нефтепереработки.
Транксрипт:

ПОВЫШЕНИЕ АНТИДЕТОНАЦИОННОЙ СТОЙКОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ: ЭКОЛОГИЧНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ ДОКЛАДЧИК: д.т.н., профессор КНИТУ ХАМИДУЛЛИН Р.Ф. СОДОКЛАДЧИК: д.х.н., профессор КНИТУ, г.н.с. ХАРЛАМПИДИ Х.Э. 1 ФГОУ ВПО Казанский национальный исследовательский технологический университет

Увеличение потребности в моторных топливах в связи с ростом производства автомобилей с бензиновым двигателем Переход на использование высокооктановых моторных топлив Экологические аспекты в условиях применения низкооктановых и высокооктановых моторных топлив Ограничение или запрет на применение в ряде стран, в том числе в РФ металлсодержащих антидетонационных добавок 2 Основные отечественные и мировые тенденции

Программа модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в РФ Программа модернизации нефтепереработки в соответствии с четырехсторонними Соглашениями, подписанными с ФАС России, Ростехнадзором предполагает увеличить производство светлых нефтепродуктов в годах на 58%. Начиная с 2016 года, будет производиться моторное топливо, соответствующее 5-му экологическому классу. В настоящее время ( с 1 января 2014 г.) на территории России обязательным является стандарт Евро 5. Евро 5 был принят в 27 странах Европы!

3 Потребление топлива автотранспортом РФ в 2014 году (данные Аналитического агентства АВТОСТАТ) Нефтепродукты Потребность РТ в ГСМ (тыс.т/год) Автобензин 1090,0 Дизельное топливо 1171,0 Итого 2261,0

Предпочтения по видам топлива в городах РТ в % 4

5

7 Введение стандартов ЕВРО в РФ 6

8 Этапы развития до 2020 г годы Ключевые установки ГО бензина КК ГО Дизтоплива Изомеризация КПА Гидрокрекинг Коксование Комплекс АТ Производство и качество, млн.т/год Дизтопливо Автобензины 2 класс 3 класс 5 класс 3.6 4,0 0,5 0,22 3,78 5,67 6,2 4,9 6,8 3,1 4, класс < 2 класса Класс Технического регламента Программа развития ОНПЗ (Объем переработки-19,5 млн.т/год, рост глубины переработки – 4-6%) 7

9 Этапы развития до 2020 г годы Ключевые установки ГО бензина ККГО Дизтоплива Изомеризация Комплекс гидрокрекинга АТ Производство и качество, млн.т/г ДТ Автобензины 2 класс 3 класс 5 класс 2,4 2,8 2,7 0,2 2,0 2,2 0,7 3,7 6,3 4,6 4 класс 4,4 0,8 1,7 1,2 5,1 0,8 0, Класс Технического регламента. Производство Н2ГО Л-24/7 Ключевые установки Программа развития ЯНОС (Объем переработки – 16 млн.т./год, рост глубины переработки до 18%) 8

Производство и качество, млн.т/г ДТ Автобензины 2,2 3,1 2,5 2,8 3,5 2,5 1,9 0,9 2 класс 3 класс 5 класс Этапы развития до 2020 г годы Ключевые установки Изомеризация Гидрокрекинг остатков ГО Л-24/2000ГО бензина ККГО Дизтоплива 5 3 Класс Технического регламента 4 Алкилирование Программа развития МНПЗ (Объем переработки млн.т./год, рост глубины переработки-16-18%) 9

окислы железа – эффективны и нетоксичны, но при превышении допустимой концентрации могут вызвать нагарообразование красного цвета, особенно опасное для свечей зажигания (пентакарбонил железа, диизобутиленовый комплекс пентакарбонила железа и ферроцен); соединения марганца – эффективны и малотоксичный, но образуют нагар, способный вызвать отказ свечей зажигания (циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ) C 5 H 5 Mn(CO) 3 и метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (МЦТМ) СH 3 C 5 H 4 Mn(CO) 3 ); ароматические амины – эффективны, хорошо совмещаются с другими антидетонаторами, усиливая их действие, но при передозировке могут вызвать отложения в системе питания топливом и нагарообразование, ускорить износ деталей двигателя; отличаются неприятным запахом. оксигенаты – эффективны, но требуется большая дозировка (метил- трет-бутиловый эфир, метилфениловый эфир - анизол) Антидетонационные добавки к моторным топливами 11

Объект исследования Прямогонная бензиновая фракция, прошедшая «активацию» акустическим воздействием, без содержания присадок и антидетонационных добавок; Температурный интервал начала и конца кипения 40–180 С; Исходное октановое число ОЧИ=82,1 МТБЭ, % масс.0 %1 %2 %5 %10 % ОЧИ бензина, ед.82,185,286,590,196,0 12

Основные физико-химические свойства бензиновой фракции п/п Показатель Значения исходного бензина Значения ГОСТ Р ОЧИ, ед.82,1Более 80,0 2КРДС0,71– 3Концентрация свинца, марганца, железа, мг/дм 3 Отсутствие 4Индукционный период бензина, мин, не менее Концентрация серы, мг/кг 490Не более 500 6Объемная доля ароматических углев., %, не более 23,335,0 7Фракционный состав: Объем испарившегося бензина, %, при температуре: 70 С 100 С 150 С, не менее Температура конца кипения, С, не выше Остаток в колбе, % (об.), не более ,5 15–50 40– ,0 8Плотность, при 15 °С, кг/м 3 725,0700,0–750,0 9Кинематическая вязкость, мм 2 /с 0,4683– 10Кислотное число, мг КОН/г 0,75– 11Показатель преломления 1,4177– 12Испытание на медной пластинке Класс 1 13Внешний вид Чистый прозрачный 13

Исследованные оксигенаты 1) Ацетон – СН 3 СОСН 3 ; 2) Анизол – С 6 Н 5 ОСН 3 – метилфениловый эфир; 3) Этилцеллозольв (ЭЦ) – С 2 Н 5 ОС 2 Н 4 ОН – моноэтиловый эфир моноэтиленгликоля; 4) Этилкарбитол (ЭК) – смесь этиловых эфиров этиленгликоля (3–5 %), диэтиленгликоля (75–80 %), три–, тетра–, пента гликолей (10–15 %); 5) Бутилцеллозольв (БЦ) – С 4 Н 9 ОС 2 Н 4 ОН – бутиловый эфир моноэтиленгликоля; 6) Бутилкарбитол (БК) – смесь бутиловых эфиров этиленгликоля (5–10 %), диэтиленгликоля (80–85 %), три–, тетра–, пента гликолей (5–10 %). АНАЛОГ: метил–трет– бутиловый эфир (МТБЭ). 14

ОЧИ топлив состава «бензин + добавка» и изменение прироста о.ч. = ОЧИ i – ОЧИ i-1 п/п Образец топлива «бензин + добавка» Конц. добавки % масс. Ацетон Анизол МТБЭ ОЧИ, ед., ед.ОЧИ, ед., ед.ОЧИ, ед. 10,0082,1– – 20,2582,3+0,282,2+0,182,6 30,5082,5+0,282,4+0,283,2 40,7582,7+0,282,5+0,184,0 51,0082,9+0,282,7+0,285,2 62,0083,7+0,883,1+0,486,4 73,0084,6+0,983,8+0,787,7 84,0085,6+1,084,8+1,089,0 95,0087,0+1,486,1+1,390,1 106,0087,6+0,686,9+0,892,2 117,0088,0+0,487,4+0,594,5 15

ОЧИ топлив состава «бензин + добавка» и изменение прироста о.ч. = ОЧИ i – ОЧИ i-1 п/п Образец топлива «бензин + добавка» Конц. добавки % масс. Этил- целлозольв Этил- карбитол Бутил- целлозольв Бутил- карбитолМТБЭ ОЧИ, ед., ед. ОЧИ, ед., ед. ОЧИ, ед., ед. ОЧИ, ед., ед. ОЧИ, ед. 10,0082,1– – – – 20,2583,1+1,083,7+1,683,1+1,083,9+1,882,6 30,5084,5+1,485,4+1,784,3+1,385,8+1,983,2 40,7586,1+1,687,2+1,885,9+1,587,9+2,184,0 51,0088,0+1,989,2+2,087,7+1,890,0+2,185,2 62,0089,5+1,590,9+1,789,1+1,591,7+1,786,4 73,0090,5+1,092,5+1,690,0+1,392,9+1,287,7 84,0091,3+0,893,8+1,390,7+0,993,9+1,089,0 95,0092,0+0,794,8+1,091,4+0,894,9+1,090,1 106,0092,7+0,795,6+0,892,1+0,795,7+0,892,2 117,0093,4+0,796,2+0,692,9+0,896,5+0,894,5 16

ОЧИ топлив состава «бензин + добавка» и изменение прироста о.ч. = ОЧИ i – ОЧИ i-1 18

ОЧИ топлив состава «бензин + добавка» и изменение прироста о.ч. = ОЧИ i – ОЧИ i-1 В ряду эфиров можно выстроить ряд в порядке возрастания ОЧИ: БЦ<ЭЦ<ЭК<БК. Если рассматривать предельно-допустимую концентрацию (5 % масс.) введения добавок, то ОЧИ исходного бензина в этом ряду может быть увеличено от 91,5 ед. до 95,0 ед. 19

Коэффициент распределения детонационной стойкости КРДС - соотношение между октановыми числами фракций, выкипающих до и выше 100 С, определенными по исследовательскому методу 20

Коэффициент распределения детонационной стойкости образца Состав ОЧИ Н.К-100 С, ед. ОЧИ С, ед. КРДС 1Бензин исходный 68,596,50,71 2Бензин + 5% ацетона 77,0 93,6 0,82 3Бензин + 5% анизола 79,895,10,84 4Бензин + 1% ЭЦ75,199,30,75 5Бензин + 1% БЦ72,7101,00,72 6Бензин + 1% ЭК70,698,10,72 7Бензин + 1% БК72,699,50,73 21

0,00 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 0,60 0,70 0,80 0,90 1,00 КРДС фр. ( С) КРДС фр. ( н.к.-100 С) Коэффициент распределения детонационной стойкости 22

ОЧИ узких бензиновых фракций с добавками Фракция бензина ОЧИ пробы, ед. Бензин исходный Бензин+ 5% ацетон Бензин+ 5% анизол Бензин+ 1% ЭЦ Бензин+ 1% БЦ Бензин+ 1% ЭК Бензин+ 1% БК Н.к. – 65 С 64,272,1 74,0 69,6 68,1 66,8 66,6 65 – 85 С 69,076,9 80,1 74,4 71,5 69,9 69,3 85 – 110 С 78,984,6 86,5 87,0 84,3 80,1 78,5 110 – 145 С 91,089,5 90,3 95,2 96,0 95,1 95,2 145 – 180 С 103,0100,0 102,0 107,0 108,0 105,0 106 Н.к. – 180 С 82,187,086,188,087,789,290,0 23

КРДС в узких бензиновых фракциях 24

Синергетические эффекты Изменение ОЧИ составов «бензин+1% (масс.) добавки» от соотношения компонентов ЭЦ+БЦ Изменение ОЧИ составов «бензин+1% (масс.) добавки» от соотношения компонентов ЭК+БК 25

Синергетические эффекты Изменение ОЧИ составов «бензин+1% (масс.) добавки» от соотношения компонентов ЭЦ:БЦ+ЭК:БК 26

Реагент Стоимость, руб.ОЧИ смеси, ед. 1 л. Оксиген.добавка, % (добавочный. стоим.) 1 л, (АИ-80+ добавка) Бензин АИ–80 28,50 – 80,0 Бензин АИ–9234,50––92,0 Ацетон 31,705 % (1,58 руб.)28,0887,0 Анизол 30,505% (1,52 руб.)28,0286,1 ЭЦ68,801% (0,68 руб.)28,8888,0 ЭК57,801% (0,57 руб.)28,7789,2 БЦ70,651% (0,70 руб.)28,9087,7 БК 95,251% (0,95 руб.) 29,1590,0 МТБЭ 35,535% (1,77 руб.) 28,7790,1 ЭЦ+БЦ (70:30)69,351% (0,69 руб.)28,8992,6 ЭК+БК (80:20)65,291% (0,65 руб.)29,1592,4 Ц:К (30:70)66,501% (0,66 руб.)28,8693,3 Экономическая целесообразность применения оксигенатов в бензинах Стоимость 1 л. бензина с добавкой 1 % бинарной смеси, содержащей целлозольвы и карбитолы в соотношении 30:70, составляет 28,86 руб., при этом ОЧИ = 93,3 ед. 1 л. бензина марки АИ–92 с ОЧИ 92,0 ед. стоит 34,50 руб.