Московское произношение (продолжение) Занятие «Школы юного филолога»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Advertisements

Согласные звуки речи. Непарные глухие согласные : [ х ]- [ х ], [ ц ], [ ч ], [ щ ]. Непарные звонкие согласные : [j ], [ л ]- [ л ], [ м ]- [ м ], [
Особенности русской фонетики. 1 Характеристика согласных звуков.
Фонетика Звуки речи Гласные звуки Ударные Безударные Согласные звуки Твердые Мягкие Глухие Звонкие (Степка! Хочешь щец? Фи! )
План фонетического разбора слова План разбора в стихотворной форме Алгоритм разбора Как оформить фонетические разбор слова.
Учитель-логопед: Субота Н.В.. гласные звуки согласные твердые согласные мягкие.
Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка Занятие «Школы юного филолога» МОУ "СОШ 13 с УИОП"
План фонетического разбора слова План разбора в стихотворной форме Алгоритм разбора Как оформить фонетические разбор слова.
Подготовка к ГИА ФОНЕТИКА. Парные твёрдые и мягкие согласные Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] Мягкие:[б],[в],[г],[д],[з],[л],[м],[н],[п],[р],[с],
Тест 5 Мягкий знак Внимательно прочитай вопрос. Выбери правильный ответ и кликни кнопкой мышки.
Фонетический разбор слова. Начальная школа.
Фонетический разбор слова начальная школа. ФОНЕТИКАФОНЕТИКА ФОНЕТИКАФОНЕТИКА Это раздел русского языка, который изучает звуки нашей речи. Фонетический.
Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Чернавская СОШ Неруцкова Наталия Александровна 2015 г.
Материал по русскому языку (1 класс) по теме: Лента букв
Культура речи Роль ударения в слове. ОТГАДАЙ! ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ЕГО, НЕ СКАЗАЛ БЫ НИЧЕГО.
Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа 156» г. Казани Анисимова Н. А.
КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ВЕКАХ. Особенности культуры веков Накопление научных знаний Литература ОГЛАВЛЕНИЕ.
Презентация к уроку (1 класс) по теме: Звуко-буквенный разбор
Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ 31 г. Новочеркасск Попова Г.В.
Транксрипт:

Московское произношение (продолжение) Занятие «Школы юного филолога»

РЕШИМ ЗАДАЧИ

Задача 1 В Лаврентьевской летописи о событьи 1177 года сказано: «Глъ*бъ же на ту осень приъха на Московь и позже городъ весь и села». _________________________ *Здесь и далее по техническим причинам ЯТЬ изображается как Ъ. Определите особенности произношения, отличные от современного русского языка. Московь – ВЬ (ВЪ) – произношение [В] – звонкое, без оглушения на конце слова, так как этому препятствуют стоящие за согласными редуцированные гласные Ъ (ер)или Ь (ерь). Аналогично – городъ, Глъбъ

Задача 2 Прочитайте фрагмент из замечательного произведения древнерусской литературы «Сказание о Мамаевом побоище», созданного в первой четверти 15 века и имеющего много списков веков: И после по брата своего по князя Владимира Андреевича в Боровеск, и по все князи русские скорые гонцы разослав, и по вся воеводы местные, по дети боярские, и по все служилые люди. И повели им скоро быть у собе на Москве. Какие факты жизни языка с точки зрения московских норм произношения и написания слов вы можете отметить?

Ответ 1. Звук Ц к векам в Москве и Твери уже отвердел (гонцы – здесь написание отражает мягкость звука Ц) 2. Написание слова РОЗОСЛАВ отражает не московский тип произношения. В 1757 году Ломоносов отмечает московское «аканье» как языковой факт 3. Форма возвратного местоимения СОБЕ исчезла в московской речи к началу 7 века. 4. Форма КНЯЗИ появилась в результате третьего смягчения (12-16 века)

Задача 3 Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным. 1.[Шыкат] 2.[Ш^кат] 3.[Строгъjи] 4.[Строгиjи] 5.[Моjус] 6.[модус] Старомосковские: 1, 3, 6 Современные: 2, 4, 5

Пояснения 1. Произношение редуцированного [Ы] вместо современного редуцированного [^] в первом предударном слоге вместо [А]. 2. Произношение твёрдых заднеязычных [К], [Г], [Х] с последующим редуцированным гласным на месте [А] вместо современных мягких [К], [Г], [Х] с последующим гласным [И] 3. Произношение твёрдого [С] вместо современного [С] в возвратных формах глагола