Областной семинар «Психологическое сопровождение основных образовательных программ начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» методическое объединение педагогов-психологов ОУ Психолого-педагогические условия реализации ФГОС.
Роль педагога-психолога в сопровождении основных образовательных программ начального общего и основного общего образования Кирина Светлана Николаевна,
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Школьная модель индивидуально ориентированного психолого- педагогического сопровож- дения обучающихся начальной школы при освоении ими основной образовательной.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагог - психолог МОУ « СОШ 11 г. Вольска » Структура и особенности коррекционной программы образовательного учреждения.
Школьная модель индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровож- дения обучающихся начальной школы при освоении ими основной образовательной.
«Организация деятельности педагога- психолога в условиях реализации ФГОС НОО»
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Транксрипт:

Областной семинар «Психологическое сопровождение основных образовательных программ начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» 28 октября 2015 г.

Кирина Светлана Николаевна – начальник отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Управления образования и науки Липецкой области

«Психологическое сопровождение основной образовательной программы согласно ФГОС начального и основного общего образования» зав.кафедрой психологии и педагогики ГАУДПО ЛО «ИРО», к.психол.н. Драганова Оксана Александровна

Цель работы педагога-психолога: Создание психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования.

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДОБРЕНО Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. 1/15) Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»)

В соответствии со статьей 11 Федерального Закона «Об образовании в РФ» п.3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Стандарт как совокупность требований

Психолого-педагогические условия реализации ООП (п. 28 ФГОС НОО, п. 25 ФГОС ООО) преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников Поддержка детских объединений, ученического самоуправления

Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса диагностика профилактика развитие коррекция экспертиза просвещение консультирование

Планирование и реализация составляющих ООП НОО и ООО Программа формирования и развития универсальных учебных действий Программа воспитания и социализации обучающихся (для ООО)/ Программа коррекционной работы

12 ФГОС ФГОС Требования к структуре ООП на разных ступенях образования Разделы: Целевой Содержательный Организационный

Целевой раздел ООП: Начального общего образования пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Основного общего образования пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

Содержательный раздел ООП: Начального общего образования программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. Основного общего образования программа развития УУД (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ООО, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы.

Организационный раздел ООП: Начального общего образования учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Основного общего образования учебный план основного общего образования, включая план внеурочной деятельности; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Психологическое сопровождение Программы коррекционной работы (ПКР)

Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ОВЗ, региональной специфики и возможностей образовательной организации. ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения у обучающихся с ОВЗ.

«дети с ОВЗ» - это дети - имеющих различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь; - чьё состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания (дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра; с задержкой и комплексными нарушениями развития); - детей-инвалидов, либо других детей в возрасте до 18 лет, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания (Сабельникова, 2012).

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

В Федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от г.) закреплено право обучающихся на создание условий, необходимых для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т.ч. организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст.79), получение социально- педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст.34), а также оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ст.42).

Программа коррекционной работы две модели предполагает обеспечение полноценного вхождения ребёнка в образовательное пространство и максимальное освоение ООП с учётом его индивидуального образовательного потенциала и особых образовательных потребностей, трудностей в обучении и поведении, социальную адаптацию Модель адаптации (интеграции) обучающихся направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП или программы для специальных (коррекционных) школ. Модель инклюзивного образования обучающихся

Алгоритм составления программы коррекционной работы и её основные направления 1. Общая характеристика программы: а) обоснование актуальности программы. б) обозначение адресности программы (характеристика контингента). в) четкое формулирование цели коррекционной работы. г) определение круга задач, конкретизирующих данную цель.

Цель должна быть конкретно сформулирована, давать чёткие представления об ожидаемых результатах и способах их достижения. Поставленную цель следует развернуть в систему частных задач с указанием условий их решения в определённый отрезок времени. (Цель определяет (указывает) результат работы, ее не рекомендуется подменять направлениями работы или процессом ее реализации). (Например, цель программы – оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся, имеющим трудности в обучении и имеющим затруднения в обучении из-за хронических заболеваний и социальной запущенности, и их родителям (законным представителям), ), а так же обучающимся, испытывающим трудности в обучении и социальной адаптации (Программа коррекционной работы ГБОУ «СОШ 1747», г. Москва, Копотева Г.Л., 2014)) цель коррекционной программы общего образования

Задачи коррекционной программы общего образования Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно- просветительское).

2. Теоретико-методологические основы программы: а) основные подходы к разработке программы; б) принципы коррекционно-развивающего обучения Алгоритм составления программы коррекционной работы и её основные направления

В качестве общеметодологических принципов могут выступать: принципы системного подхода, деятельностного подхода, человекоцентрического подхода и др., а также научные теории деятельности и развития (например, теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), концепции личности, раскрывающие индивидуально-типологические особенности, учёт которых необходим при коррекционно- развивающих мероприятиях.

3. Организация, формы и методы работы. а) определение стратегии и тактики работы. б) отбор конкретных методик и техник. в) подготовка необходимых материалов и оборудования. г) выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная). д) определение продолжительности проведения коррекционной программы. Алгоритм составления программы коррекционной работы и её основные направления

4. Основные направления программы коррекционной работы. диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Алгоритм составления программы коррекционной работы и её основные направления

Диагностическая работа включает: - выявление особых образовательных потребностей обучающихся при освоении основной образовательной программы основного общего образования; - выявление детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы; - проведение комплексной социально-психолого- педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; - изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая работа включает: - реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально- психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с учётом особенностей психофизического развития; - выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; - коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально- волевой, познавательной и речевой сфер; - развитие УУД в соответствии с требованиями основного общего образования; - развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; - формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников; - развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения

Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ОВЗ; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ; - консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Просветительская работа предусматривает: - информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; - различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ; - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей

5. Основные этапы реализации программы Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность). Этап реализация коррекционно-развивающих мероприятий; Этап регуляции и корректировки (заключительная диагностика; оформление результатов работы) Алгоритм составления программы коррекционной работы и её основные направления

6. Оценка эффективности реализованной программы (с разработкой заданий и указанием качественных и количественных критериев). Результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное разрешение проблем развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. Алгоритм составления программы коррекционной работы и её основные направления

Планируемые результаты коррекционной работы Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС НОО и ООО. Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с особыми образовательными потребностями. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.

Планируемые результаты коррекционной работы Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.). Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ;

Планируемые результаты коррекционной работы Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.

Одним из механизмом реализации коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Одной из наиболее эффективных форм такого взаимодействия является психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк). Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»,

В состав ПМПк образовательной организации входят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог (учитель-предметник), социальный педагог, врач, а также представитель администрации.

Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

ПМПК и ПМПк законодательно Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», Письмо Министерства образования РФ от 27 марта 2000 г. 27/901 – 6 «О психолого- медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

Требования к условиям реализации программы коррекционной работы Организационные условия Психолого-педагогическое обеспечение Программно-методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально-техническое обеспечение (наличие комнат психологической разгрузки (ФГОС ООО, п.24) для коррекционно- развивающей работы)

Создание материально- технических условий Сенсорная комната – комната психологической разгрузки – создание материально- технических условий реализации ООП ООО (п.24 ФГОС ООО)

Список литературы Включается познавательная, методическая, научная литература, Internet – ресурсы. Требования к оформлению списка литературы: выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа: Все источники литературы размещаются в строго алфавитном порядке от 1 до последнего. Образец размещения источников литературы в списке 3. Вилкова Н.Н., Зейналова Л.Н. Планирование работы психолога по сопровождению реализации ФГОС // Справочник педагога-психолога 2012, 4. – С.8 – Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С.Савинов]. –М.: Просвещение, – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Контактная информация: Тел.: 8-(4742) ru