Лекция 2. Тема: Антропогенез: природно- социальная природа и эволюция человека. Человек-личность- индивидуальность. Преподаватель: Ильина Ирина Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эволюция развития человека.. Родословная человека. Парапитеки Дриопитеки Проплиопитеки ШимпанзеГорилла ГиббонОрангутан Австралопитек Древнейшие люди (синантроп,
Advertisements

Тема: Антропосоциогенез Выполнил Борисов Александр 10 класса Руководитель:Ермоленко Е.А.
Этапы эволюции человека Выполнил: Брилева Карина. 9 класс.
Происхождение человека.
Эволюция приматов «Свет да будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч. Дарвин.
Тема урока: Происхождение человека. Этапы его становления.
Эволюция человека Авт. М. А. Линева. Введение Антропогенез- процесс выделения человека из мира животных- прошёл по мнению многих учёных в четыре основные.
По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых.
Происхождение человека. Подготовили: ученицы 9 «В» класса: Медведева Ирина Хохрина Алина Петрова Татьяна.
Презентация к уроку биологии (11 класс) на тему: Антропогенез
Презентация на тему: «Основные этапы эволюции человека» Преподаватель: Кулиев Шавкат Таирович. Выполнил студент 1 курса группы 105: Сибгатуллин Рауф. Министерство.
Происхождение человека - АНТРОПОГЕНЕЗ. Эволюция человека, или антропогенез (от греч. Anthropos – «человек» и genesis – «происхождение», «возникновение»)
Первобытная эпоха Всеобщая история 10 класс. План 1. Этапы становления человека (антропогенез) 2. Расселение человека по континентам планеты 3. Первые.
§ 47. Первые и современные люди 9 класс биология.
Род вымерших человекообразных обезьян, известный по ряду остатков, найденных в Восточной Африке и Евразии. Жили во времена миоцена, примерно 129 миллионов.
Тема: Эволюция человека. Выполнила: Муравьева Р-11-9-к.
Эволюция человека. Этапы. Цель: сформировать знания об антропогенезе человека. Задачи: дать характеристику этапам эволюции человека: архантропам, палеоантропам.
Взгляды на проблему: Креационный подход: Человек создан в результате акта творения по образу и подобию Создателя. Уфологический подход: Человеческая цивилизация.
Морозова Людмила Григорьевна МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Ярцева Смоленской обл. Учитель биологии.
Некоторые теории о происхождении человека Мифические Религиозные Биологическая Космическая.
Транксрипт:

Лекция 2. Тема: Антропогенез: природно- социальная природа и эволюция человека. Человек-личность- индивидуальность. Преподаватель: Ильина Ирина Сергеевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Сформировать представление об антропогенезе и его этапах Учебная цель лекции:

1. Понятие «антропогенез» 2. Место человека в системе животного мира 3. Этапы эволюции человека 4. Антропосоциогенез План лекции:

1. Понятие «антропогенез»

1. процесс биологической эволюции предшественников современного человека и происхождения Homo sapiens. 2. раздел физической антропологии, изучающую процесс биологической эволюции человека. Антропогенез (от греч. anthropos – человек, genesis – развитие)

В рамках раздела «Антропогенез»: рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, происходит восстановление пути, по которому шло развитие высших прима­тов, проводятся исследования роли труда в происхождении человека, происходит выделение стадий в процессе человеческой эволюции и изучение условий и причин становле­ния человека современного типа.

Комплекс наук, изучающих антропогенез включает: Биологические науки: Биология человека Приматология Палеонтология Общая биология Анатомия Физические науки: Геология (геоморфология, геофизика, геохронология) Химия Тафономия Социальные науки: Археология Этнография Психология Культурология

2. Место человека в системе животного мира

1.Надцарство: эукариоты 2.Царство: животные 3.Подцаство: многоклеточные 4.Тип: хордовые 5.Подтип: позвоночные 6.Класс: млекопитающие 7.Отряд: приматы 8.Семейство: гоминиды 9.Род: человек (Homo) 10.Вид: человек разумный (Homo sapiens) Место человека в системе животного мира:

Основные теории происхождения жизни: КРЕАЦИОНИЗМ Концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения Богом ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающая всеобщее, постепенное и последовательное развитие. Предполагает описание динамики происходящих во времени изменений и определение ведущих к этому причин

Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин ( ).

3. Этапы эволюции человека

Прогоминиды: 1. Дриопитек 2. Рамапитек Промежуточное звено между прогоминидами и гоминидами: 3. Австралопитек Древнейшие люди: 4. Человек умелый 5. Человек прямоходящий Древние люди: 6. Неандертальский человек (палеоантроп) Люди современного типа: 7. Кроманьонский человек (неоантроп) В настоящее время выделяют следующие этапы эволюции человека:

Дриопитеки Подсемейство вымерших человекообразных обезьян. Появились: млн. лет назад Вымерли: ок. 8 млн. лет назад Появились в Восточной Африке, пришли в Европу и Северную Индию Внешне и по поведению похожи на шимпанзе, но примитивнее. Строение зубов указывает на питание мягкими растительными кормами.

Рампитеки Подсемейство вымерших человекообразных обезьян Появились: ок. 14 млн. лет назад Вымерли: ок 9 млн. лет назад Останки найдены в Африке, Европе и Азии. Изменения в зубочелюстной системе сближают с человеком, но отличают рамапитеков от современных им обезьян.

Австралопитеки (Australopithecus от лат. australis южный и греч. pithēkos обезьяна) Высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Промежуточная группа между обезьянами и людьми (понгидами и гоминидами) Появились: ок. 4,5 млн. лет назад Вымерли: ок. 1 млн лет назад Населяли Африку Использовали природные предметы (камни, кости) для защиты от хищников и нападения. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый (Homo habilis) Первый представитель рода Homo. Существовал 2 -1,5 млн. лет назад, более полумиллиона лет, медленно эволюционируя, пока не приобрел значительное сходство с человеком прямоходящим Умел изготавливать примитивные орудия труда из гальки. Объем мозга: 500 – 640 см³

Человек прямоходящий (Homo erectus) Существовал приблизительно от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад Питекантропы (о. Ява), синантропы (Китай) – географические варианты названия человека прямоходящего Объем мозга: см³ Использование огня (поддерживали, но не добывали) Изготовление каменных орудий Охота

Массивная со скошенным подбородком челюсть сильно выступает вперед Высота черепа по сравнению с современным человеком мала Объем мозга варьирует в пределах см³ Лучше, чем у обезьян развиты доли мозга, управляющие высшей нервной деятельностью Древнейшим людям присущи сходные признаки:

Неандертальский человек (палеоантроп) (Homo neanderthalensis) Жили в ледниковую эпоху от 200 до 30 тыс. лет назад Ареал обитания велик: Африка, Азия, Европа Умели добывать и поддерживать огонь Владели речью Объем мозга равен объему современного человека Изготавливали орудия труда разной формы и назначения – охота на животных, разделывание туш, строительство жилища Элементарные социальные взаимоотношения: забота о раненых или больных. Впервые встречаются захоронения.

Человек разумный (Homo sapiens) Неоантроп Возникли около 50 тыс. лет назад Обитали в Африке, Азии, Европы, Австралии Обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые есть у наших современников Изготавливали разнообразные кремниевые орудия, для чего использовали рог, кость (более труднообрабатываемые материалы) Изготавливали из шкур одежду, жилье Возникновение искусства (наскальные рисунки, каменные и костяные скульптуры

Человек разумный благодаря своим способностям тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.

Прямохождение (бипедия) Кисть, приспособленная к изготовлению орудий Высокоразвитый мозг Гоминидная триада:

4. Антропосоциогенез

Исторический процесс превращения человека как биологического существа в члена общества, носителя его основных, в первую очередь, производственных, нравственных и эстетических отношений. Фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч. anthropos человек, лат. societas - общество и греч. genesis происхождение)

В работах "Диалектика природы", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. Трудовая теория антропосоциогенеза

В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать продукты природы в своей деятельности - камни, палки; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; вынужден искать защиту от холода при изменении климата. Эти предпосылки стимулируют развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, ведут к изменению строения руки.

Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. С помощью совершенствования руки стало возможным невиданно расширить круг предметов, с помощью которых можно воздействовать на природу.

Производство этих предметов - орудий - процесс коллективный. В процессе коллективной деятельности у людей возникает потребность общаться. Потребность стимулирует развитие гортани. Гортань обезьяны изменила свою структуру, что стало биологической предпосылкой возникновения речи.

1. Под антропогенезом понимают а) процесс биологической эволюции предшественников современного человека и происхождения Homo sapiens б) раздел физической антропологии, изучающую процесс биологической эволюции человека. 2. Согласно теории эволюционизма выделяют следующие этапы эволюции человека: 1. Дриопитек 2. Рамапитек 3. Австралопитек 4. Человек умелый 5. Человек прямоходящий 6. Неандертальский человек (палеоантроп) 7. Кроманьонский человек (неоантроп) Заключение:

В процессе эволюции сформировался набор признаков, отличающих человека от высших животных, в том числе, человекообразных обезьян: Прямохождение (бипедия) Кисть, приспособленная к изготовлению орудий Высокоразвитый мозг Антропогенез - исторический процесс превращения человека как биологического существа в члена общества, носителя его основных, в первую очередь, производственных, нравственных и эстетических отношений.

Спасибо за внимание!