Федеральный институт развития образования. Государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд 12.Р 20.11.0028 от 12 сентября 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрольно-оценочные средства для проверки освоения компетентностно- ориентированных программ Федеральный институт развития образования Факторович А.А.,
Advertisements

Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Федеральный институт развития образования. Создание системы оценки качества при реализации программ прикладного бакалавриата» «Создание системы оценки.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр профессионального.
ОТЧЕТ Программа: Федеральная целевая программа развития образования на годы Проект: «Создание системы оценки качества образования при реализации.
О подходах к разработке измерительных материалов для оценки освоения требований ФГОС обучающимися и выпускниками образовательного учреждения профессионального.
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
Методические основы формирования компетентностно ориентированных оценочных средств Батрова О.Ф.
ОЦЕНИВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Батрова О.Ф.
КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Заместитель руководителя центра профессионального образования к.п.н., К.Е. Зискин.
Зачесова Е.В. Комплекты оценочных средств (ОС) для оценки качества индивидуальных достижений учащихся в системе НПО и СПО.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
Методология оценки результатов обучения и сертификации квалификаций в рамках компетентностного подхода Федеральный институт развития образования Центр.
Региональная модель оценки качества профессиональной подготовки педагога в соответствии с профессиональным стандартом ( модель оценки профессиональной.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
О подходах к разработке измерительных материалов для оценки освоения требований ФГОС ВПО обучающимися и выпускниками образовательного учреждения профессионального.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Разработка компетентностно- ориентированных средств оценивания результатов обучения в рамках выполнения требований ФГОС СПО нового поколения.
Организация оценивания качества освоения основной профессиональной образовательной программы Федеральный институт развития образования Центр профессионального.
Транксрипт:

Федеральный институт развития образования. Государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд 12.Р от 12 сентября 2011 г Сравнительное исследование методов оценки качества подготовки высококвалифицированных специалистов в российской и зарубежной практике профессионального образования (в рамках участия России в Туринском процессе)» Проект «Сравнительное исследование методов оценки качества подготовки высококвалифицированных специалистов в российской и зарубежной практике профессионального образования (в рамках участия России в Туринском процессе)» ФЦПРО НА ГГ. ЗАДАЧА 3 МЕРОПРИЯТИЕ 7 ПОДМЕРОПРИЯТИЕ 7.2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА развитие и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы профессионального образования. ЦЕЛЬ: развитие и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы профессионального образования. ЗАДАЧИ 1. Организация сбора материалов для проведения сравнительного исследования в области содержания, форм и методов оценки качества подготовки высококвалифицированных специалистов в российской и зарубежной практике профессионального образования. 2. Проведение сравнительного анализа, обобщение и распространение позитивного опыта разработки и использования содержания, форм и методов, процедур оценки качества подготовки высококвалифицированных специалистов в российской и зарубежной практике профессионального образования. 3. Подготовка аналитического доклада о результатах сравнительного исследования методов оценки качества подготовки высококвалифицированных специалистов в российской и зарубежной практике профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПЕРВОЙ ЗАДАЧЕ ПРОАНАЛИЗИРОВАНО БОЛЕЕ 300 ИСТОЧНИКОВ ПРОВЕДЕНА МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СФОРМУЛИРОВАНЫ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ СОСТАВЛЕН СПИСОК И ПРОАНКЕТИРОВАНО 200 ЭКСПЕРТОВ СОСТАВЛЕН ТЕКСТ АНКЕТЫ ПОДГОТОВЛЕНА ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ Опыт работы в области управления образованием; Опыт организации проведения (участия в проведении) оценки качества подготовки высококвалифицированных рабочих и служащих различных в различных формах: аттестации выпускников, аккредитации программ, сертификации квалификаций и др.; Способность анализировать значительный объем разнообразной информации в области оценки качества профессионального образования; Текущий или недавний опыт преподавания по программам профессионального образования; Знание бизнес-процесса, оборудования, инструментов, производственных операций, выполняемых работниками, профессиональных знаний и умений, которыми должны обладать эти работники; Знание нормативно-правовой базы оценки качества профессионального образования; Знание актуальных документов по аккредитации образовательных программ, оцениванию и сертификации квалификаций; Опыт разработки национальной (отраслевой) рамки квалификаций; профессиональных и (или) образовательных стандартов, образовательных программ.

Международная конференция «Содержание, формы и методы оценки качества подготовки высококвалифицированных рабочих и служащих в российской и зарубежной практике профессионального образования» Ключевые вопросы Независимая оценка качества подготовки высококвалифицированных специалистов: общественно-профессиональная аккредитация программ (процедурные и содержательные аспекты), сертификация квалификаций Оценивание общих компетенций Аттестация по профессиональным модулям программ начального и среднего профессионального образования, прикладного бакалавриата Участники Зарубежные эксперты Представители Рособрнадзора Представители НАРК и НФПК Количественные показатели: 2 дня, около 210 участников, 5 регионов, 3 европейских государства Работодатели Руководители и преподаватели ОУ профессионально го образования Мероприятия 17 октября в режиме вебинара: пленарное заседание; работа 3 круглых столов 18 октября встреча с немецкой делегацией (BIBB); круглые столы в регионах

Необходимо расширять социальное партнерство в области профессионального образования; Целесообразно обновить существующие нормативные документы, регламентирующие итоговую аттестация в ОУ профессионального образования; Оценка результатов обучения и квалификации должны быть разведены; Содержание, формы и процедуры оценки качества профессионального образования должны быть обновлены; В формировании новых КОС должны принимать участие не только педагоги, но и работодатели; Основные требования к КОС нового поколения: актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности, интегративность, связь теории и практики, проблемно-деятельностный характер, экспертиза в профессиональном сообществе. ИТОГОВЫЕ ВЫВОДЫ КОНФЕРЕНЦИИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ВТОРОЙ ЗАДАЧЕ (принципы разработки КОС) Объект сравнительного анализа опыт разработки и использования содержания, форм и методов оценки качества подготовки высококвалифицированных специалистов в российской и зарубежной практике (5 стран «большой восьмерки»: Великобритания, Германия, Италия, США, Франция) профессионального образования. Итоги анализа Механизмы участия работодателей в процедуре экзамена квалификационного Консультационно-экспертный Экспертиза оценочных материалов и процедур Консультирование разработчиков оценочных материалов Установление отраслевых требований к оценочным материалом Контролирующий Непосредственное проведение (участие в проведении) экзамена Принципы формирования контрольно- оценочных средств Интегративность; Связь теории и практики; Ориентация на требования профессиональных и образовательных стандартов Итерационная разработка комплекса процедур аттестации, методик их проведения и оценочных средств; Актуализация содержания профессиональной деятельности; Экспертиза в профессиональном сообществе Индивидуализация подходов к оцениванию

Задачи междисциплинарной промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации: оценивание сформированности компетенций на основе требований ФГОС над дисциплинарный уровень ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ Задачи текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации по УД: оценивание элементов компетенций (знаний и умений) дисциплинарный уровень Важно не ограничиться декомпозицией, а провести интегральную оценку Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля должны позволять диагностировать сформированность соответствующих общих (общекультурных) и профессиональных компетенций

ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И ЕГО КРИТЕРИИ Объект Продукт учебной, учебно-исследовательской, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности Процесс учебной, учебно- исследовательской, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности Объем профессионально значимой информации Критерии: соответствие эталону соответствие выбранного, самостоятельно созданного алгоритма решаемой задаче соответствие научным основам организации и выполнения деятельности

СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА + ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЭТАЛОНЫ, НОРМЫ КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ + + ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ + Макет контрольно-оценочных средств контрольно-оценочных

Результаты по второй задаче: процедуры оценивания Объект анализа опыт проведения процедур оценки качества подготовки высококвалифицированных специалистов в российской и зарубежной практике (5 стран «большой восьмерки»: Великобритания, Германия, Италия, США, Франция) профессионального образования. ИТОГИ АНАЛИЗА ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ОЦЕНИВАНИЯ: ДОЛЖНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ независимую, достоверную, объективную и обоснованную оценку качества подготовки высококвалифицированных рабочих и служащий; дифференциацию оценивания результатов обучения и квалификации выпускников; открытость системы оценки результатов для всех заинтересованных сторон; сочетание государственных и общественно-профессиональных гарантий качества подготовки. ПРОЕКТ МАКЕТА КОС И РАЗЪЯСНЕНИЯ К НЕМУ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ОБРАЗЦЫ КОС ДЛЯ РАЗНЫХ ОБЪЕКТОВ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аттестация по Дисциплине (все страны) Междисципли- нарная аттестация (все страны) «Квалификацион- ная» аттестация: Великобритания, США, Германия Профессионально значимая научная информация Способы теоретической деятельности на воспроизведение, понимание, работу с информацией, решение типовых и нетиповых задач Общекультурные, общепрофессиональные компетенции (ВПО), общие компетенции (СПО,НПО) на перенос, применение информации, актуализацию умений и знаний в новой ситуации, выполнение универсальных способов деятельности Общие (ОК, ОПК) и профессиональные компетенции, готовность к ПД (или отдельному ВПД) на выполнение ВПД, сформированность ОК и ПК, реальные или имитационные ситуации ВИДЫ АТТЕСТАЦИЙ ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ ВИДЫ АТТЕСТАЦИЙ

Междисциплинарный экзамен Экзаменационный билет включает отдельные вопросы из разных дисциплин (Россия) Оценивание компетенций затруднено или невозможно Экзаменационный билет включает междисциплинарную задачу (Великобритания, Германия, США) Готовность к применению знаний и умений в новой ситуации Междисциплинарная аттестация

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНЫ, НО НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫ ДИСЦИПЛИНЫ, МДК, ПРАКТИКА МОДУЛЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ОК, ПК, ВПД, КВАЛИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РАБОТОДАТЕЛЬ РАЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТАРИИ ПРОВЕРКИ УЧЕБНЫЙ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЗАДАЧ ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПД, НОВЫЕ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ: ЭКЗАМЕН КВАЛИФИКАЦИОНЫЙ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН КВАЛИФИКАЦИОННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ: ПРОЦЕДУРА ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНКА ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГОТОВЫЙ»«ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» «ДОКУМЕНТЫ» «С ЗАЩИТОЙ (ОБОСНОВАНИЕМ)»«БЕЗ ЗАЩИТЫ (ОБОСНОВАНИЯ)» ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКТУ ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ КОС ДЛЯ ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ОЦЕНОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ (КЕЙС), ПРИБЛИЖЕННЫЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: - чем разрешается пользоваться; - требуется ли наблюдение; - степень детализации при выполнении … УЧЕТ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ АПРОБАЦИЯ НА ЭКСПЕРТАХ ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ КУРСОВАЯ РАБОТА, НИРС (ЦЕЛЕВОЙ ЗАКАЗ, ОТРАЖЕНИЕ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ) ?? ДОП. ЗАДАНИЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНОЧНЫМ ПРОЦЕДУРАМ Дифференциация Дифференциация Субъектов учения и оценки Оценка профессиональных компетенций Централизованный независимый контроль – аналог ЕГЭ? Сертификация квалификаций Международные исследования (проект ОЭСР AHELO) Независимая промежуточная аттестация Аттестация в ОУ ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ ПРОЦЕДУР ПО ВРЕМЕНИ, МЕСТУ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЭТАПОВ? Оценка образовательных достижений

Результаты по третьей задаче СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ СТРАНАПРОЦЕДУРАСОДЕРЖАНИЕФОРМАМЕТОД Великобритания Независимая: проводится аккредитационными агентствами по материалам работодателей Задания, имитирующие профессиональную деятельность (ПД) Основаны на требованиях ПС, системы квалификаций Квалификационны е испытания + анализ портфолио Экспертное наблюдение Германия Совмещенная: проводят представители рынка труда и педагоги профессиональных школ Письменная часть (оценка знаний в области ПД), практическая часть (непосредственно ПД) Комплексный экзамен Количественная оценка Экспертное наблюдение Финляндия Помодульная – для текущей аттестации Совмещенная – для итоговой – два документа Основано на требованиях ПС Финальный проект Интегрированна я оценка разных видов работ Россия (было)ИГА: проводится В ОУ, оценка результатов обучения и квалификации Теоретические вопросы по дисциплинам (иногда интегрированные) Практикоориентированн ый проект ВКР, комплексный экзамен Оценка в баллах Россия (проекты по новым ФГОС) Аттестация в ОУ и сертификация квалификаций Задания, воспроизводящие рабочие ситуации Экзамен квалификационны й Экспертное наблюдение, качественная оценка

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА Результаты, полученные при выполнении государственного контракта, позволили сделать выводы: об актуальности и своевременности разработки проблемы оценки результатов обучения по программам подготовки высококвалифицированных рабочих и служащих; о продуктивности анализа, обобщения, адаптации зарубежной практики оценивания качества профессионального образования, сертификации квалификаций, валидации результатов образования. о необходимости дифференциации в системе оценивания объектов (результаты обучения и квалификация) и субъектов (ОУ и профессиональное сообщество) оценки; о необходимости расширения перечня аттестационных форм, введения такой формы аттестации, как экзамен квалификационный, устанавливающий факт освоения вида профессиональной деятельности; о содержании изменений в нормативно-правовом обеспечении процедур оценки качества профессионального образования; о необходимости разработки системы критериев и показателей оценки общих и профессиональных компетенций; о принципах формирования, структуре и содержании текущего и итогового контроля по программам профессионального образования; о механизмах обеспечения участия профессионального сообщества в оценивании качества результатов освоения программ подготовки высококвалифицированных рабочих и служащих.

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА