Лекция 1 Общее представление о специальной психологии. Объект, предмет, задачи и цели специальной психологии Лектор: Скоробач Т.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Advertisements

Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Лекция 5 Организация помощи детям и взрослым с отклоняющимся развитием в России Лектор: Скоробач Т.В.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПЛАН Недостатки развития детей с особыми образовательными потребностями Нормативные документы, регламентирующие.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Психология как наука. Цели урока Познакомиться с психологией как наукой и местом психологии в системе наук, Познакомиться с основными этапами ее развития,
Учитель-логопед МОУ «СОШ 42» г. Магнитогорска Кравцов Леонид Викторович Предмет и задачи логопедии.
Психология как наука 900igr.net. Происхождение слова «психология» Психология = «Психе» (др.греч.- душа) + «Логос» (др.греч. - учение, наука)
Особенности использования метода эксперимента в специальной психологии. Наумова Ульяна. город Сатка.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
План лекции: 1. Основные принципы коррекционной работы; 2. Цели психологической коррекции; 3. Требования, предъявляемые к участникам коррекционной ситуации;
Педагогика Наука об образовании (воспитании и обучении человека в его собственных интересах, в интересах общества и государства (условное определение).
Основы дифференциальной диагностики форм первичной и вторичной речевой патологии МОУ центр «Развитие»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Психология как отрасль научного знания и практической деятельности Семестр 1. Тема 1. Лекция 1.
Транксрипт:

Лекция 1 Общее представление о специальной психологии. Объект, предмет, задачи и цели специальной психологии Лектор: Скоробач Т.В.

План лекции: 1. Предмет, объект и задачи специальной психологии; 2. Межпредметные связи специальной психологии; 3. Основные принципы специальной психологии; 4. Методы специальной психологии; 5. Категории специальной психологии

Специальная психология отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками

Специальная психология сурдопсихология тифлопсихология олигофренопсихология логопсихология а также психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата

Предмет – закономерности развития и проявления психики различных групп детей, имеющих отклонение в психосоциальном развитии; Объект – дети с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития

Задачи специальной психологии: изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения; создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

разработка средств психологической коррекции недостатков развития; психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; психологическая коррекция дезадаптации; В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной

Межпредметные связи специальной психологии Теснее всего специальная психология связана с: Возрастной психологией; Педагогической психологией Общей психологией

Тесные связи также существуют между специальной и клинической психологией: - на первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Некоторые авторы и сегодня отождествляют их.

Специальная психология Клиническая психология 1. Основная проблема Связана с разными вариантами отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц Вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний 2. Рассматривание человека В социальном контексте, то есть обучение, воспитание, профессиональное самоопределение В клиническом контексте, в процессе лечения 3. Работа в сферах Сфера коррекционного образования Обслуживание сферы здравоохранения

Специальная психология также контактирует с рядом клинико- биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др.

Основные принципы специальной психологии Общеметодологические (определяющие понимание психических явлений в норме и патологии); Конкретно-методологические (задающих направление изучения отклонений в психическом развитии)

Методы специальной психологии В специальной психологии чаще всего используются общенаучные методы

Эксперимент Основы экспериментального метода в специальной психологии остаются те же, однако реализация имеет свою специфику;

Требования к эксперименту: 1. Экспериментальная процедура, должна быть адекватна реальным возможностям обследуемого; 2. Исследователю необходимо удостовериться в том, что испытуемый понял сущность предлагаемого ему задания

3. Исследователю необходимо учитывать наличие тех или иных нарушений зрения, слуха, двигательной сферы. В противном случае методика становится попросту не валидной; 4. При серьезных нарушениях речи и слуха следует использовать задания, не требующие речевого отчета. Инструкция может подаваться в форме демонстрации образца действий, которые должен повторить испытуемый

Метод анкетирования При применении метода на первый план выступает техническая сторона его воплощения, зависящая от психофизиологических особенностей испытуемых

Метод тестирования В повседневной работе специальные психологи часто используют не весь тест, а лишь его отдельные фрагменты, наиболее адекватные возможностям ребенка, или несколько изменяют стандартные условия. При этом в обоих случаях приходится ориентироваться не на тестовые нормативные данные, а собирать «внутренний» норматив, с которым соотносятся новые индивидуальные результаты

Подавляющее большинство стандартизированных технологий отражают лишь наличный уровень психического развития испытуемого, зону его актуального развития. Но для практики специальной психологии и особенно коррекционной педагогики этого мало: необходимо иметь прогноз, сведения о потенциальных возможностях ребенка, о зоне его ближайшего развития. От этого зависит не только эффективность дифференциальной диагностики, но и направление коррекционной работы и оценка ее продуктивности

Проективный метод В современной специальной психологии, особенно в области ее научно-исследовательской практики, применение методик Роршаха, С. Розенцвейга, Сонди, ТАТ, Люшера и др. давно уже перестало быть редкостью

Наблюдение: Наблюдению в специальной психологии придается особое значение, так как в ряде случаев не всегда удается организовать и провести традиционную экспериментальную процедуру. Кроме того, ориентация на качественный анализ полученных экспериментальных фактов предполагает дополнение последних результатами наблюдений

Требования к наблюдению: 1. Оно должно быть целенаправленным, то есть исследователь наблюдает не вообще за всем многообразием поведения индивида, а выбирает лишь определенные, необходимые для изучения фрагменты; 2.Объективность. В отношении психологической реальности это требование выполнить весьма трудно. Сознание самого наблюдателя не только фиксирует факт поведения, но и мгновенно его интерпретирует.

Метод беседы: Ее проведение требует высокого профессионализма

Прежде всего, психолог должен установить хороший контакт с ребенком, создать атмосферу доверия и безопасности; Собеседник должен чувствовать заинтересованное отношение к себе; Следует просто и доходчиво объяснить причину, по которой с ним проводят данный разговор; Задаваемые вопросы должны быть понятны.

Метод самонаблюдения Возможности использования данных самонаблюдения в специальной психологии весьма ограничены. Его эффективность напрямую зависит от уровня развития самосознания, являющегося достаточно поздним новообразованием в психическом развитии. Тогда как есть все основания полагать, что любая форма дизонтогенеза в той или иной степени затрагивает разные стороны развития самосознания. Поэтому данные самонаблюдения чаще всего фиксируют лишь уровень развития последнего и не могут рассматриваться в качестве объективного достоверного факта

Категории специальной психологии В специальной психологии базовыми терминами являются: абилитация, реабилитация, коррекция, компенсация, первичный и вторичный дефект, сегрегация, интеграция

Список электронных ресурсов 1. Ридецкая О.Г. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии / Хрестоматия. – М. – Директ-Медиа, 2013., с. Ссылка: d= d= Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, – 462 с. Ссылка: d= d=56712

Спасибо за внимание!