П ОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС МКДОУ Детский сад «Солнышко» Воспитатель: Лукановская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Насыщенность образовательной среды в соответствии с возрастными возможностями детей. Воспитатель: Голосная С.В.
Advertisements

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Предметно - развивающая среда в ДОУ Воспитатель: Зотова Наталья Александровна.
Основные принципы организации развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО )
«Предметно- пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС» Подготовила: воспитатель Наточенко Е.С.
МКДОУ 489 г. Новосибирска воспитатели: Мухутдинова Е.Ю Кузнецова Т.В.
Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации развивающей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 130 «Деснянские звёздочки»,г.Брянск «Реализация требований ФГОС к развивающей предметно-
Организация предметно- пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с проектом ФГОС.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС 2014.
Предметно-пространственная развивающая среда – основа реализации образовательной программы дошкольного образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 74 – детский сад комбинированного вида Методическое объединение для воспитателей по теме:
часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем.
Организация предметно- развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО МБДОУ детский сад 12 Воспитатель: Плоцких Лариса Львовна.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Развивающая предметно- пространственная среда По ФГОС.
Требования к развивающей предметно - пространственной среде.
Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в ДО «Светлячок» ГБОУ гимназии 1515.
ДС 174 Старший воспитатель. Приказ Минобрнауки России N 1155
Транксрипт:

П ОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС МКДОУ Детский сад «Солнышко» Воспитатель: Лукановская Елена Васильевна

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева

Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.

Принципы построения предметно- развивающей среды принцип дистанции при взаимодействии; принцип дистанции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности - динамичности; принцип стабильности - динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип эмоциогенности среды; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды; принцип открытости - закрытости; принцип открытости - закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей. принцип учета половых и возрастных различий детей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

РПП среда в младшем дошкольном возрасте Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания

РПП среда в среднем дошкольном возрасте Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

РПП среда в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты

Основные составляющие при проектировании предметно- развивающей среды в группе ПРОСТРАНСТВО; ПРОСТРАНСТВО; ВРЕМЯ; ВРЕМЯ; ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: - рабочая; - активная; - спокойная

Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: Содержательно-насыщенной Содержательно-насыщенной Полифункциональной Полифункциональной Трансформируемой Трансформируемой Вариативной Вариативной Доступной Доступной Безопасной Безопасной

Насыщенность среды предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители)

Т рансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: От образовательной ситуации От образовательной ситуации От меняющихся интересов детей От меняющихся интересов детей От возможностей детей От возможностей детей

Вариативность среды предполагает: Наличие различных пространств Наличие различных пространств Периодическую сменяемость игрового материала Периодическую сменяемость игрового материала Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Появление новых предметов Появление новых предметов

Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды: Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС

Социально-коммуникативное развитие: - Центр ППД - Центр пожарной безопасности - Центр труда, уголок дежурств - Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

Познавательное развитие: Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения Центр сенсорного развития Центр сенсорного развития Центр конструктивной деятельности Центр конструктивной деятельности Центр математического развития Центр математического развития Центр экспериментирования Центр экспериментирования

Речевое развитие: Центр речевого развития или уголок речи грамотности Центр речевого развития или уголок речи грамотности Центр «Будем говорить правильно Центр «Будем говорить правильно Центр «Здравствуй, книжка!» Центр «Здравствуй, книжка!» Логопедический уголок Логопедический уголок

Художественно-эстетическое развитие включает: - Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки» музыкально- театрализованной деятельности - Центр музыкально- театрализованной деятельности

Физическое развитие: Центр физического развития Центр физического развития Центр сохранения здоровья Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!» Спортивный уголок «Будь здоров!»

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать о том, что современная развивающая предметно- пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Подводя итог вышеизложенному, можно сказать о том, что современная развивающая предметно- пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития.

Спасибо за внимание!