Предметная диагностика как инструмент для построения формирующего (внутри классного) оценивания при реализации задачного подхода в обучении Занятие 3 14.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрольно-оценочная деятельность младших школьников По книге А.Б. Воронцова «Педагогическая технология контрольно- оценочной деятельности младших школьников»
Advertisements

Часть 2 Механизмы управления развитием системы оценки качества образования 16 апреля 2014.
Инновационные подходы к контрольно- оценочной деятельности в школе Воронцов А.Б. ген.директор Открытого института «Развивающее образование» г. Сургут,
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников Опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ 25 г. Сургут 1.
РУКОВОДИТЕЛЬ МПЛ «КОД» ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПОЧЕТУХИНА Особенности формирующего и констатирующего оценивания в основной (подростковой) школе.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Организация действий контроля и оценки в первой фазе учебного года ( совместная постановка и планирование задач года )
Проектные задачи в начальной школе. Проектная задача – это система заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального.
Материалы для расширенного заседания ШМО учителей начальных классов г. Педагогический совет Педагогический совет г. Формирование.
Взгляд на современный урок. Теория учебной деятельности учебных задач УРОКА предполагает решение системы учебных задач, которые разворачиваются для детей.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Система оценки образовательных результатов в подростковой школе АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска.
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Стартовые проверочные работы пятиклассников как инструмент оценки готовности к обучению в основной школе Занятие 5 Воронцов Алексей Борисович 21 августа.
МОУ СОШ 93 Степанова Е. М. Педагогические условия и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе МОУ «СОШ 7» города Сорочинска.
Система безотметочного обучения в 1-2 классах при реализации ФГОС ООН Нина Валентиновна Маркова, учитель начальных классов МОУ «СОШ 8»
Транксрипт:

Предметная диагностика как инструмент для построения формирующего (внутри классного) оценивания при реализации задачного подхода в обучении Занятие 3 14 августа 2015 года Воронцов Алексей Борисович

Образовательное пространство всей начальной школы (1-5 класс) Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6-7 лет) Основная фаза (фаза решения системы учебных задач) 2-4 класс (8-11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс Образовательное пространство учебного года Фаза решения учебных задач октябрь Рефлексивная Фаза апрель-май Фаза «запуска» сентябрь ПУЗРУЗ СРЗ Задача

Стартовая групповая проектная задача: литература, 7 класс Уважаемые ребята! Сегодня вам предстоит сделать интересную работу. Представьте, что вы должны написать художественное произведение. С чего вы начнете свою работу? Какую проблему поставите? Как будете её развивать? Чем закончите своё произведение? В результате у вас появится примерный алгоритм работы над созданием художественного текста. Запишите его.

Индивидуальная стартовая работа, литература 7 класс Уважаемые учащиеся! Данная работа призвана помочь вам определить уровень своих знаний и умений за 6 класс, а также должна позволить вам обнаружить «дефициты» собственных знаний. N из Н заданий связаны с умениями, приобретенными в 6 классе, и Н – с умениями, к которым мы приступим в данном учебном году. Выделите номера этих заданий кружочком. Если вы не можете выполнить какое-либо из заданий, прокомментируйте, почему.

Предметный блок «Тела вращения» (17 часов) блок не может быть столько часов и не может изучаться линейным способом

Минимальные требования к учебному блоку задачный принцип «запуска» учебного блока (Критерии: наличие специально созданной учебной (проблемной) ситуации, которая вынуждает детей самим поставить задачу или сформулировать проблему. Каждая последующая задача (проблема) учебного блока – есть новый шаг, новый поворот ведущей учебной задачи года) поисково-исследовательский, позиционный характер построения содержания учебного блока (Критерии: наличие заданий по экспериментированию и опробованию различных моделей, пробных действий, возникновение в определенных «узлах» курса проектные формы учебной деятельности, работа с разными точками зрения и т.п.).

Минимальные требования к учебному блоку «продуктивность» учебного блока. «Продукт» может быть как коллективным, так и индивидуальным. Важно, чтобы ребенок не только выполнял чьи-то требования (проверочная работа), но и чтобы он по итогам своей работы имел собственные эффекты и собственный продукт. Продуктами в учебной деятельности – в обучении – могут быть только учебные рефлексивно- аналитические продукты (Критерии: наличие самих «продуктов», которые могут выполнять разную функцию: «инструмента» (средства); источника нового знания, рефлексии изученного материала, другими словами, «продукты» ученика должны стать ресурсом для дальнейшего движения в предмете и др.) интерактивность учебного блока, предполагающая различные формы взаимодействия между учащимися и учителем. (Критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, создание условий для активности и инициативности учащихся, наличие групповых заданий, отсутствие со стороны готовых знаний, что побуждает детей к самостоятельному поиску и др.);

Структура учебного блока Исходная задача Отработка и использование открытого способа (понятия) Опробование и конструирование средств необходимых для решения новой задачи Отработка и использование открытого способа (понятия) Опробование и конструирование средств необходимых для решения новой задачи Проблематизация Исходная задача Педагогич еские действия Детское действие 1 Детское действие 2 Продукт 2 Продукт 1 Детское действие 3 Продукт 3 Проблематизация Пространство самостоятельной работы Пространство Самостоятельной работы

Основные виды учебных блоков «запускной» учебный блок (сентябрь), цель которого определить основные задачи (проблемы), которые необходимо будет решить (разрешить) в ходе учебного года. Основной «продукт» - карта, т.е. определение того пространства, в котором предстоит действовать в ходе учебного года; рефлексивно-оценочный учебный блок (май), цель которого восстановить весь ход по «карте», которая была задана в запускном блоке, представить в форме рефлексивно-аналитического продукта то, ради чего дети работали в ходе учебного года, публично представить личные достижение в предмете; «инструментальный» учебный блок, цель которого конструирования и опробование основных средств, способов действия, поиск необходимых источников, информации и т.п. для решения поставленных задач; проектный учебный блок, цель которого продемонстрировать возможности использования открытых в ходе работы способов действия, созданных «инструментов» (средств), найденных источников в конкретно-практической, нестандартной ситуации. Такие учебные блоки могут быть как внутри предмета, так и межпредметные. Это есть «узлы», кульминации в конкретном учебном предмете или группе предметов.

Сентябрь-октябрь месяц учебного года – фаза «запуска» (совместного проектирования и планирования задач учебного года) Основными задачами первой фазы учебного года являются следующие: дать возможность школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения; провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые были утрачены в ходе летнего перерыва; создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направления учения. Для решения этих задач в первой фазе учебного года выделяются пять последовательных этапов совместных действий учащихся и учителя: 1 этап – диагностическая работа по основным ведущим предметным действиям прошлого учебного года и их первичная коррекция; 2 этап – проведение стартовой проверочной работы по учебному предмету; 3 этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний на основе результатов стартовой работы через организацию домашней самостоятельной работы учащихся; 4 этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний; 5 этап – определение границ знания и незнания в учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления. 1 класс – образовательный модуль «Первый раз в первый класс» (сентябрь-октябрь месяц) с использованием в сентябре месяце учащихся пятых классов. Итогом образовательного модуля является «рождение» отдельных предметов и результаты психолого-педагогической диагностики. 2–5 классы – проведение стартовой проверочной работы, коррекция по итогам стартовой работы и постановка задач на текущий учебный год, используется метод «погружения» (до 10 часов в неделю ведущего предмета). Итог: стартовые результаты и «карты предметных задач года». 6–9 классы – проведение «запускных» учебных блоков, в которых проводятся стартовые работы и стартовые проекты (продолжительность запускных блоков от 6 до 8 часов в неделю). Определяются задачи года, Определяются темы образовательных модулей, элективные курсы, практики. Организуется домашняя самостоятельная работа по коррекции необходимых знаний и умений для предстоящего года. Производится прогностическая самооценка возможностей учащихся (конец сентября месяца). В шестом классе проводится установочная сессия (трехдневная) по новым способам организации образовательного процесса на втором этапе образования, включая совместное родительское собрание. 10–11 классы – проводится пятидневная установочная образовательная сессия («5П»), в ходе которой определяются задачи двух лет обучения на этапе старшей школы, формируется замысел будущей ИОП каждого старшеклассника.

Апрель – май – рефлексивная фаза учебного года Основными задачами заключительной фазы учебного года являются: определение количественного и качественного прироста знаний и способностей учащихся по отношению к началу учебного года; восстановление и осмысление учащимися собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек каждого ученика класса; предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу). Данная фаза имеет несколько этапов организации образовательного процесса в зависимости от ступени образования: 1–5 классы: 1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов. 2 этап – реализация межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в форме проектной задачи (2–5 классы), предметной проектной задачи в 1 классе. 3 этап – подготовка и публичная демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год. 6–9 классы: 1 этап – подготовка и проведения итоговой работы в рамках заключительного (рефлексивного) учебного блока. 2 этап – проведение итогового предметного проекта. 3 этап – учебно-практическая конференция учащихся. 10 класс: 1 этап – промежуточная аттестация: сочинение по литературе: отзыв, миниатюра, этюд и эссе, проверочная работа по математике – традиционная оценочная процедура в рамках подготовки к ЕГЭ. Внешний тест по английскому языку. 2 этап – публичный отчет по реализации ИОП – необходимый этап подведения итогов разработки и началу реализации ИОП десятиклассниками. 3 этап – предъявления для оценки портфолио ученика как формы накопительной оценки и презентации индивидуальных достижений выпускника школы.

Построение темы на подходе SAM (задачный подход): 1 этап – «ситуация успеха» (актуализация знаний, опыт) 2 этап – «ситуация разрыва» (обозначение проблемы, вопроса) 3 этап – поиска способа решения поставленной задачи (этап моделирования) 4 этап – решение частных задач (этап применения в нестандартных ситуациях) 5 этап – постановка новой задачи -определение направлений в заданном формате; -определение расстояний на плане -определение местоположения точки в пространстве относительно заданной; -определение расстояний без наличия масштаба -построение градусной сетки -определение координат точки -определение расстояний и площадей; -изображение рельефа и других объектов -построение собственных карт гипотетических территорий; -использование картографических произведение для решения других задач - построение профиля территории по нескольких тематическим картам Принятие решения о следующем шаге Постановка новой задачи Общий способ (понятие) Опыт использования и применения Новая проблема

Диагностические работы как основа для формирующего оценивания Диагностическая работа – направлена на контроль формирования операционального состава конструироваемого способа/средства действия. Количество диагностических работ определяется количеством учебных задач (понятий = способов/средств действия). На каждый способ действия предполагается две диагностические работы: на «входе», т.е. в самом начале работы с понятием и на «выходе», т.е. в тот момент, когда по замыслу учителя в принципе способ/средство действия (понятие) должно быть освоено большей частью класса

Требования к разработке и проведению диагностической работы в классе задания должны позволять фиксировать, прежде всего, операциональный состав действия; задания должны строиться так, чтобы по записи можно было восстановить ход решения; для этого можно использовать графико-символические средства, разработанные в совместной коллективной деятельности; за учеником должно сохраняться право оставлять под знаком вопроса некоторые задания и их решение: ученик не должен опасаться открытого выражения сомнений в правильности выполнения заданий другими школьниками (использование специальных пространств «чистовик» и «черновик»); исправления в работе не должны рассматриваться как неаккуратное выполнение задания: по исправлениям можно обнаружить трудности ребенка, ход поиска решения; целесообразно прямо на листе с текстом работы иметь место для черновика, которое специально ребенком помечается; задания должны выполняться в классе в обстановке, не вызывающей беспокойства и напряжения у детей. Это должно достигаться малыми объемами заданий и созданием у детей установки на последующий качественный анализ результатов работы, проведение коррекции, а не на ожидание отметки в любой количественной форме (баллы, проценты). Учащийся должен быть сам заинтересован в таких формах работы с целью обнаружения ошибок и коррекции собственных знаний См. кн. А.Б. Воронцов. Педагогическая технология контроля и оценки. М.. Рассказов,2002. –116 с.

Домашнее задание 3 Разработайте две диагностические работы («на входе», «на выходе») под одну учебную задачу (способ действия, понятие) любого учебного предмета.