МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА БИОЛОГИИ В РАМКАХ НОВЫХ ФГОС Выступление подготовила Шаймухаметова Маян Амировна, учитель биологии МБОУ «СОШ 21»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие универсальных учебных действий. Повестка педагогических чтений 1. Малькова Т.А. «Новые подходы в построении урока на основе новых стандартов.
Advertisements

Конструктор урока По книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района»
Активные формы работы на уроке. Повышение интереса к учебному материалу Привлекательная цель Привлекательная цель. перед учеником ставится простая, понятная.
Конструктор урока По книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Автор: Петухова Ольга Анатольевна Муниципальное образовательное учреждение Средняя.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Русские народные загадки. Формирование УУД на уроке литературного чтения во 2 классе. Подготовила учитель начальных классов Мишина Е.А.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиции формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход на уроках музыки Овсянникова Н.П.
Современный урок в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 8 Брежнева З.И.
Транксрипт:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА БИОЛОГИИ В РАМКАХ НОВЫХ ФГОС Выступление подготовила Шаймухаметова Маян Амировна, учитель биологии МБОУ «СОШ 21»

Основные приоритеты образовательной политики: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предполагается на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий.

Требования к современному уроку: 1. Воспитательные требования к уроку: формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия; формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью; формирование активного отношения к жизни; формирование высокой гражданственности.

2. Дидактические требования к уроку: правильная постановка цели и конкретных задач урока; четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты; обеспечение познавательной активности обучающихся на уроке, рациональное сочетание разных методов, форм и приемов обучения; связь данного урока с предыдущим; формирование универсальных учебных действий.

3. Психологические требования к уроку: учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика; все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для обучающихся; формы контроля должны сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям; задания на уроке, контрольные и домашние задания должны быть дифференцированными, чтобы каждый мог себя почувствовать успешным после их выполнения

4. Гигиенические требования к уроку: соблюдение температурного режима, норм освещения; учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.

Требования к уроку Урок по ФГОСУУД Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Требовани я к уроку Урок по ФГОСУУД Контроль Учащиеся осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Коррекция знаний Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценка знаний Самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Подведение итога Проводится рефлексия для достижения понимания значимости полученных знаний Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом своих индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Педагогические приемы Характеристика приема Этап постановки целей Привлекательная цель Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую, они выполняют учебные действия Удивляй Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Отсроченная отгадка Дается загадка или удивительный факт, отгадка которой (ключик к пониманию) будет открыта на уроке при работе над новым материалом Фантастическая добавка Учитель дополняет реальные события фантастикой

Лови ошибку 1. Объясняя материал, учитель допускает ошибку 2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками Практичность теории Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна Пресс - конференция Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать, до раскрывающие ее, вопросы Вопрос к тексту Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему ряд вопросов Просмотр видео по изучаемым темам 1. Без задания 2. С заданием до просмотра 3. С заданием после просмотра Сравнение Усвоение нового материала через сравнение двух и более процессов, объектов и т. д. Объяснение нового материала

Закрепление изученного материала Своя опора Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу Повторяем с контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Повторяем с расширением Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Опрос – итог В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока Перевод «с русского на русский» 2-3 пословицы перевести на язык биологических терминов Приведи примеры Привести конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия (устно) Составление текста С одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись Починить цепочку Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями Раздели на группы 1. Разделить организмы, процессы, понятия, характеристики. 2. Провести классификацию определений, которые написаны на карточках Дай информацию Извлечь всю информацию из представленного объекта

Придумай название Придумать название к короткому не более слов тексту по теме (можно разбить параграф учебника на части и озаглавить их) Составь систему Составить систему понятий и почитать ее Назвать, одним словом Обобщить несколько слов одним понятием и термином Немая схема Восстановить подписи к «немой» схеме процесса или подписать части объекта Построй экосистему Построить экосистему, выбирая подсистемы для нее из списка Собери модель Собрать модель процесса, объекта из подручных материалов. Упрости Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала) Мини – рассказ Составь мини рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе Закрепление изученного материала

Составь меню Составить меню с определенными требованиями, объяснить результаты работы Создай коллекцию Собрать, оформить, описать коллекцию Проблемный поиск Найти информацию по проблемному вопросу. Оформить в виде карточки или списка с аннотированными ссылками. Составь составь и проведи зоологическую или ботаническую экскурсию по карте, с использованием ПК составить и оформить краткий путеводитель- справочник по природным ресурсам местности (с рисунками и / или фотографиями) собрать и оформить тематический сборник пословиц, поговорок, стихов, песен о представителях какого-либо класса животных или семейства растений. Выбери лекарство! 1. Из предложенных растений (или рисунков растений) выбрать целебные аптечные травы, назвать их значение 2. Подбери лекарственные травы из семейства _____ и дай рецепты для человека больного ____. Закрепление изученного материала

Домашнее задание Обсуждаем домашнее задание Учитель вместе с учащимися обсуждают каким будет ДЗ, чтобы качественнее закрепить новый материал Пересечение тем Учащиеся подбирают свои гипотезы, факты, примеры, задачи, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем Уровни домашнего задания Учитель одновременно дает задание 2-х или 3- уровней Задание массивом Учитель дает массивом ДЗ, учащиеся должны выполнить минимальный объем Творчество работает на будущее Ученики выполняют творческие домашние задания по разработке дидактического материала

Приемы подачи домашнего задания Необычность Учитель задает домашнее задание необычным способом Идеальное задание Ученики выбирают работу по собственному выбору и пониманию Организация работы в группе группы получают одно и то же задание группы получают разное задание, но работающее на одну цель группы получают разное задание Мозговой штурм Решение творческих задач организуется в форме УМШ

Игры Логическая цепочка Ученики соревнуются, выполняют по очереди действия в соответствии с определенными правилом, когда последнее действие зависит от предыдущих. Игры в случайность Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Театрализация Разыгрывается сценка на учебную тему. «Да-нетка» Учитель загадывает нечто. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. Учитель отвечает только да - нет Игра «Третий лишний» Написаны названия организмов, явлений, термины. Необходимо убрать лишнее Гусеница В цепочке из букв найти спрятанные слова и объяснить их Пантомима Загадать понятие и показать его пантомимой (нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам)

Опрос Опрос по цепочке Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому. И так до завершения ответа. Тренировочна я к/р. Учитель проводит к/р как обычно, но отметки в журнал идут по желанию учеников Блиц- контрольная Контроль проводиться в высоком темпе для выявления усвоения степени простых учебных навыков, которыми обязательно должны овладеть учащиеся для успешной работы. Творческий тест Проверка ЗУН на уровне восприятия: Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос Соответствие фактов и понятий Классификация фактов: соотношение реального факта с обобщающим словом Базовый лист контроля На первом уроке новой темы учитель вывешивает базовый лист контроля. В нем основные правила, понятия, формулы, которые обязан знать каждый

Работа с учебником Поисково - репродуктивная Заполнение таблиц, работа с терминами, комментированное чтение, ответы на вопросы, составление схем, составление конспектов, составление планов, найти в тексте место, где описывается… Сравнительно - аналитическая Сравнение и анализ опираясь на текст учебника, рисунки, схемы и оформление в виде таблиц и схем Творческая работа (помоги себе!) Составление рассказов с биологическими ошибками, Составление рассказов по заданным словам, Составление тестов, кроссвордов, сказочных историй Ищем непонятное Учащиеся находят и подчеркивают в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен Что впереди? Прежде чем читать учебник предлагается ряд утверждений, из которых необходимо выбрать верные. Затем, обращаясь к учебнику, поверяется правильность выполненного задания. Выделение опорных слов Ключевые слова и фразы – «главные» слова, помогают запоминать учебный материал. Это смысловые опоры, по которым легко восстановить основное содержание текста.

Другие педагогические приемы Аукцион Дается объект. Кто больше знает об объекте, тот его и «покупает». Азбука Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Анкета Учащиеся составляют вопросы- суждения по теме (не менее 10) и сдают на проверку. Потом их можно использовать на семинаре. Инициалы По начальным буквам понятий записать их в столбик. Осколки 1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в логическую последовательность. 2. Учащиеся получают запись в виде 2 или 3 столбиков. Нужно собрать фразы: 1 столбик- начало, 2 – середина, 3 – конец фразы. 3. В таблице понятия разбиты на слоги и перепутаны. Необходимо собрать понятия и дать им определение. Логическая цепочка Учащиеся получают лист с фразами. 1. Нужно выстроить в цепочку с причинно- следственной связью. Чтобы каждая предыдущая фразы была причиной последующей. 2. Записать в логической последовательности понятия темы, названия и обосновать их связь.

Критерии результативности урока 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока ) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)