Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роман « Отцы и дети » конфликты Иван Сергеевич Тургенев.
Advertisements

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева Презентация учителя русского языка и литературы Киреевой Л.Н., МОУ СОШ 2 п.Новозавидовский Конаковского.
Смерть Базарова. Значение эпилога.. Смерть – испытание. Смерть случайна, поэтому особенно тяжела, но Базаров достойно принимает удар судьбы. Смерть –
Автор: Мамонова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ».
И.С. Тургенев. «За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье» (Любовь в романе «Отцы и дети»)
Урок литературы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
И.С. Тургенева «Отцы и дети». Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа.
«За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье» Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Урок литературы в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка, 2010.
НИГИЛИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ Урок - размышление 10 класс Шакирова Н.Н.
Путь Евгения Базарова (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») Урок литературы в 10 класс.
В. Г. Белинский о Базарове. Тема проекта: Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Работу от имени учащегося выполнила Васина Н.Ю. Прошел ли испытание любовью Евгений Базаров?
И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» « Взаимоотношения Базарова и Кирсанова. Идеологический конфликт в романе ».
Напечатан в 1862 году в журнале «Русский вестник».
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Нигилизм и его последствия.Подготовила Оганян Анна 10 "А" класс
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАНСТВИЯ. МАРЬИНО ( ИМЕНИЕ КИРСАНОВЫХ ) ГОРОД *** НИКОЛЬСКОЕ ( ИМЕНИЕ ОДИНЦОВОЙ ) ДЕРЕВНЯ РОДИТЕЛЕЙ НИКОЛЬСКОЕ ( ИМЕНИЕ ОДИНЦОВОЙ ) МАРЬИНО.
Транксрипт:

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области

Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». (10 класс) (2 часть)

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова Образ Анны Сергеевны Одинцовой служит для углубления психологического анализа при раскрытии характера Базарова.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова - Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? Впервые Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Во всём её облике присутствовало глубокое спокойствие. Анна Сергеевна спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга. - Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой? Аркадий проникнут откровенным «счастьем находиться в её близости». В присутствии Анны Сергеевны он испытывает робость и благоговение. Базаров, оказавшись рядом с Одинцовой, начинает конфузиться.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова - Расскажите об Анне Сергеевне Одинцовой (главы 14 – 15).

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Портрет Странная женщина, окружённая ореолом таинственности. Очень красива и стройна, держится гордо и даже высокомерно. Кокетлива, опытна в отношениях с мужчинами. Все, с кем она общается, чувствуют себя не очень уютно. Весьма незаурядна: на голову выше окружающих по развитию и миропониманию, сильная и умная, под стать самому Базарову.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Отношение к мужу Замужество без любви, брак с человеком значительно старше её, «она вышла за него по расчёту». В результате шестилетней жизни в браке она была разочарована в супружеских отношениях: «Покойного Одинцова она едва выносила… и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжёлыми и вялыми, бессильно докучливыми существами».

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Отношение к любви При всей своей независимости боится сердечных тревог и жизненных осложнений. Эгоистична, никого не любит. И хотя Базаров нравился ей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть чувствам и не даёт им разогреться. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в неё вопреки своим убеждениям, и ждала признания в любви, довольная собой.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Роль в судьбе Базарова В любви к Одинцовой выразились способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, её уму и характеру. Именно с ней он делится самыми заветными мыслями. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Тургенев отражает его глубокие психологические переживания. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для него.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Роль в судьбе Базарова Любовь помогла пересмотреть Базарову свои взгляды – в его жизни наступает переоценка ценностей. Анна Сергеевна помогла герою открыть в самом себе «тайники», о которых он даже не подозревал. Евгений не только страдает от любовной неудачи, но и мыслит по-новому. Именно к этой женщине он обращается в предсмертной записке с просьбой позаботиться о его родителях.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова - Расскажите историю любви Базарова к Одинцовой.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова - Почему, спровоцировав объяснение в любви, Анна Сергеевна отталкивает Базарова? Влюблена ли она? Основа её жизни – спокойствие. Базаров поразил её воображение, она много о нём думала. Вторжение Базарова в её жизнь означало бы конец спокойствия. Ей было скучно в его отсутствие, ему она признаётся в несчастливости, неудовлетворённости жизнью. Но добившись от него признания в любви, Анна Сергеевна испытывает испуг, чувство неловкости и сознательно выбирает покой, отказывая ему во взаимности.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова - Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «Горкую терпкую вольную жизнь»? Базаров – нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. В материальном отношении – бедняк, будущий лекарь. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова - Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову? Она пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров всё правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя её появление фразой: «это по-царски».

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью Встреча Базарова с Одинцовой – начало трагического поворота в судьбе героя, возникновение конфликта в душе самого Евгения.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью - Почему, «не добившись толку», Базаров не сумел отвернуться от Одинцовой? У героя возникает духовное, возвышенное, «романтическое» чувство: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. Одним словом, Базарова поразила безнадёжная любовь. В этой любви раскрывается вся мощь натуры героя: «не рассиропился», мужественно и стойко преодолевает слабости, душевные страдания, не унижаясь, не роняя достоинства, не соглашаясь на компромисс.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью - Почему Тургенев проводит своего героя через «испытание любовью»? В этом испытании убеждения Базарова выглядят несовершенными, не могут быть приняты как абсолютные. Душа героя раскалывается на две половины: отрицание духовных основ любви и при этом способность страстно и одухотворённо любить. Наивный цинизм сменяется глубоким пониманием человеческих взаимоотношений. Общий скептический настрой Базарова сохраняется, но теперь скептицизм лишён прежней уверенности. Появляются философские размышления на тему смерти и места человека в мире. Теперь Базаров смотрит на жизнь трагически.

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью Испытание любовью становится для Базарова рубежным. Только любовь обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе. Внешний – отцов и детей Внутренний – в душе нигилиста Базарова

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе. Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе. Старшее поколение Кирсановы Базаровы Несмотря на плачевное состояние имения, братья Кирсановы живут достаточно беззаботно. Они считают себя передовыми людьми, интересуясь политикой и наслаждаясь произведениями искусства. Судьба крепостных крестьян мало интересует их, хотя слуги испытывают уважение к своим господам. Между братьями господствует взаимопонимание и дружеские отношения. Жизнь обычных, ничем не примечательных людей, но она возвышена автором путём создания колорита античной культуры (реплики Василия Базарова). Основные черты этой семьи – патриархальность, близость дворянской и крестьянской культур, искренность, теплота душевной жизни. К своим крепостным Базаровы относятся заботливо, бережно.

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе. Отношение к старшему поколению Аркадий Кирсанов Евгений Базаров Аркадий искренно любит отца и дядю, рад встрече с ними, но в то же время относится к ним с ноткой пренебрежения, считая, что они отстали от жизни и уже не понимают её смысла. При этом он всегда корректен в общении с «отцами». Также уважительно относится к родителям Базарова. Старикам Базаровым нравится такое отношение, и они откровенно общаются с молодым Кирсановым, выражая беспокойство о сыне. Евгений не церемонится, общаясь с братьями Кирсановыми. Он не навязывает им своих взглядов, считая безнадёжно потерянными для общества людьми, но твёрдо отстаивает свои убеждения. В общении невежлив, иногда даже резок и груб. К своим родителям относится странно: он как будто бы любит их, но стесняется проявлять свои чувства и стыдится общаться с ними.

Главы XX - XXIV. Любовная тоска Базарова. Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.

Главы XX - XXIV. Дуэль. Это ключевой эпизод в линии взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора, оказывающего помощь раненому. Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным, пока не получает рану, которую Базаров и лечит.

Главы XX - XXIV. Дуэль. - С какой целью в романе описаны две дуэли героев: прямая и косвенная (словесная и физическая)? - Связаны ли они между собою?

Главы XX - XXIV. Дуэль. Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа. Их нелепая дуэль «за убеждения» заканчивается вполне реальной кровью. И внезапно перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, а страдающий морально и физически пожилой человек. Лишь увидев друг в друге не только идейных противников, Павел Петрович и Базаров начинают осознавать свою неправоту. В жизненной драме Базарова и Павла Петровича Кирсанова есть нечто общее: и тот и другой страдает от неудачной любви, которую не в состоянии вытравить из сердца. Поэтому не случайно, что оба они инстинктивно тянутся к бесхитростной и простой Фенечке. Павел Петрович чувствует влечение к Фенечке из-за её внешнего сходства с княгинею Р. Для Базарова мимолётное увлечение Фенечкой – это «некий суррогат его глубокого чувства к Одинцовой».

Главы XXV - XXVIII. Базаров и общественная деятельность И.С. Тургенев писал о своём герое: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». На самом деле политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело «место расчистить», а строить будут другие, очень неопределённа и странна. Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым: не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения?

Главы XXV - XXVIII. Взаимоотношения с народом С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ. С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему. А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».

Гибель Базарова. Финал романа. Особенности композиции: 1. Базаров – центральный образ Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в 2-х. 2. Хронология событий Роман состоит из 2 частей: в 1 части Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства с Одинцовой); во 2 части происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова, описывается смерть героя.

Гибель Базарова. Финал романа. Особенности композиции: 3. Две части – два круга странствий Хронология всех событий романа представлена в двух кругах странствий Базарова. Первый круг помогает понять положения теории нигилизма, а второй круг «развенчивает» все отрицания Базарова. Герой дважды проведён по кругу: Марьино, Никольское, родительский дом.

Гибель Базарова. Финал романа.

Символичность гибели Базарова Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает. Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен. Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Одинцовой. Зачем автору была нужна такая смерть героя?

Роль эпилога в романе Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. В последней XXVIII-ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах (Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки Одинцовой), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает «дело» Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню. С гибелью Базарова роман не кончается

Знаменательна последняя фраза романа: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Эта фраза помогает понять и позицию Тургенева. Идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно, от прошлого в будущее через настоящее, в ней главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Тогда возможен диалог поколений.