КИЕВСКАЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ. Жарко С.Б. Ромашевский З.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА ЮЖНЫХ ГРАНИЦАХ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
Advertisements

РАСШИРЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ТОРГОВЫЕ ПУТИ В IX-XII ВЕКАХ ВЫПОЛНИЛ Учитель истории СОШ3 ЕФРЕМОВ С.В.
ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ВАРЯГИ ВАРЯГИ славянское название населения южного побережья Балтийского моря (в IX-X вв.),
Древними жителями лесного севера от Балтийского моря от Балтийского моря До Уральских гор были финноугорские племена. чудьмерявесьмурома В лесах на северо-западе.
Варяжский князь Рюрик вокняжился в Новгороде в 862 г. Образование Древнерусского государства В IX в. были два основных центра образования Древнерусского.
КИЕВСКАЯ РУСЬ. ПЛАН УРОКА 1.Славяне. 2.Путь «из варяг в греки». 3.Возникновение и политика Киевской Руси. 4.Крещение Руси. 5.Расцвет Древнерусского государства.
Письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что накануне монголо - татарско ­ го нашествия, в начале XIII в., белгородские земли стали.
Восточные славяне в 8-9 веках. План урока 1. Расселение восточных славян. 2.Хозяйство восточных славян 3.Предпосылки образования государства 4.Общественный.
Где расселялись восточные славяне? А. Большая часть Восточно-Европейской равнины. Б. Средняя Азия. В. Побережье Балтийского (Варяжского) моря. Какое занятие.
Монголо-Татарское нашествие. К началу 13 в. монголы под предводительством Чингисхана объединили под своим крылом большинство народов востока Евразии (северной.
Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси(XI- первая треть XII в.) Выполнил: С.В.Новиков, студент 1-го курса очной формы обучения факультета таможенного.
Кочевые племена на территории России в 3-10 веках.
Князь Игорь
Объединение монголо-татарских племен в единое государство было явлением прогрессивным. Закончились внутренние междоусобицы, тем самым была создана хорошая.
Prezentacii.com. План. 1) Владимир Красное Солнышко. 2) Ярослав Мудрый 3)Владимир Мономах 4)Русская правда.
Хан Батый
Начало раздробления Древнерусского государства.. Ярослав Мудрый Изяслав Киев Святослав Чернигов Всеволод Переяславль Правда Ярославичей.
КУБАНЬ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Военные походы гуннов.
Формирование Древнерусского государства План урока: 1.Предпосылки и причины создания Древнерусского государства 2.Варяги в Восточной Европе 3.Образование.
Доклад По окружающему миру Тема: «Враги древней Руси» Ученика 3 «Г» класса Липко Николая.
Транксрипт:

КИЕВСКАЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ. Жарко С.Б. Ромашевский З.А.

ПЛАН: Введение Хазары Печенеги Торки Половцы Берендеи «Черные клобуки» Итоги Источники

Славянские земли издавна граничили с великой Степью, откуда часто приходили воинственные кочевники. Они грабили и сжигали поселки, уводили людей в рабство. В отличие от славян кочевники не закреплялись на одном месте, а кочевали вместе со своим скотом по Степи в поисках пастбищ. Нападая на земли других народов, кочевники силой пытались их вытеснить с насиженных мест. Поэтому их появление было всегда связано с военными столкновениями. Шло время, и победителям на смену из глубин Азии шла новая волна кочевых племен. Перед угрозой вторжения кочевников русские князья были вынуждены менять тактику внешней политики в целом. Это способствовало созданию различных новых методов для решения внешнеполитических вопросов и территориальных взаимоотношений. Введение

Так как протоболгары ушли к Дунаю и Днестру(примерно, начало IX века), северное причерноморье стало на какое-то время свободным плацдармом, через которые, Киевская Русь могла спокойно торговать с Византией. Однако, это продлилось не долго, к концу IX века северное причерноморье было полностью занято кочевниками и их государственными образованиями, отгораживающими Древнюю Русь от Черного моря и Византии. Левый берег Днепра был занят печенежскими племенами, правый – хазарами.

ХАЗАРЫ.

На протяжении IX века весь юг нынешней России и восточные земли Украины были заняты хазарами – государством Хазарский каганат, который во вторую полонину IX в. распространил свои поселения по северному побережью Азовского моря и Северного Причерноморья. Хазарская держава собирала дань со славянских племен, обитавших севернее границы степей, то есть полян в Подднепровье, с северян и радимичей. За 200-летний период русско-хазарских столкновений не было ни одной попытки войти в официальный контакт друг с другом и заключить какое-либо соглашение, регулирующее отношения двух соседних государств, или хотя бы мирное услоние, прекращающее или приостанавливающее на время набеги и войны. Ни хазары, подвергавшиеся нападению, ни русские, грабившие хазар, не стремились к мирному урегулированию.

ХАЗАРЫ И ИУДАИЗМ Первоначально хазары придерживались традиционных тюркских верований. Главное место в пантеоне занимал бог неба Тенгри. Каган считался воплощением покронительства этого бога. Он обладал кутом особой жизненной силой, которая обеспечивала счастье народа. Языческий культ правителя в конечном итоге превратил кагана в бездействующего сверхсакрализованного полубога. Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар в Дагестане проживало большое количество еврейских общин. Примерно в 740 году один из хазарских военачальников Булан перешёл в иудаизм. По-видимому, это укрепило позиции его клана, в то время как положение правящей языческой династии стало ухудшаться из-за сокращения военной добычи и невозможности продолжать традиционную завоевательную политику. Согласно сохранившимся данным, процесс иудаизации был длительным и, по-видимому, иудаизм не сразу стал правящей религией. Установление ортодоксального (раввинистического) иудаизма связано с деятельностью царя Обадии, который выстроил синагоги и ввёл Мишну и Талмуд. В Хазарию начали переселяться евреи из других стран. Особенно массовой была миграция в правление Иосифа, когда в Византии начались еврейские гонения. Хазарский царь в ответ начал преследование христиан. В научной литературе принятие иудаизма часто безосновательно связывают с упадком каганата, и эта тема нередко является предметом недобросовестных спекуляций. Что касается степени распространённости этой религии в Хазарии, то взгляды исследователей весьма рознятся. Более взвешенные оценки, называющие только высший слой правящего класса, опираются на археологические источники, где следы иудейского культа ничтожно малы. По-видимому, для более глубокого проникновения хазарскому иудаизму просто не хватило времени.

В гибели этого государства, решающую роль сыграла, именно Киевская Русь. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа. По-видимому, тогда же был захвачен и Самкерц. Затем, в том же 965 или, по другим данным, в 968 году русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого Хазарского государства.

ПЕЧЕНЕГИ.

Летописцы называют 915 год, когда «придожа печенеги первое на Рускую землю», хотя хазарам они были известны и раньше. В VIII и IX веках между хазарами и печенегами шла упорная борьба. В Х в. мы уже видим печенегов кочующих между Доном и Дунаем. Это сильно вредило Киевской земле, так как эти земли были важнейшей сухопутной артерией, соединяющей Киев и Царьград, а теперь она была практически перерезана.

За время с 915 по 1036 год киевские князья 16 раз воевали с печенегами, не считая мелких стычек. Обычно эти кочевники нападали на Киев, когда он был беззащитен, то есть, князь с дружинной был или в походе, или не в стенах самого города. Соседство с печенегами заставило киевских князей отодвинуть границу к северу, почти к самому Киеву, где по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле, Владимир построил от печенегов ряд крепостей. Но специфика сложившейся ситуации состояла в том, что в этих крепостях были посажены отряды частью из тех же печенегов и других кочевников(торгов, берендеев). Соприкосновение киевских дружин с печенежской ордой показало всю опасность военной угрозы со стороны степи. Сказалось это и технически. В ранние киевский период восточные сабли, кистени, булавы, шлемы, стрелы, пики, топоры-чеканы, приемы конного боя были восприняты или оказали воздействие на формы и состав русского оружия и тактику его использования. Однако в последующий период положение изменилось. За последнее время накапливается все больше фактов, свидетельствующих о проникновении русских боевых средств к кочевникам. Половцы, торги, берендеи, не довольствуясь захваченным на поле боя, начинают, очевидно, заказывать и покупать продукцию киевских оружейников. При раскопках курганов по русских черных клобуков обнаружено много русского оружия и другой утвари. Оказалось, что кочевники носили русские шлемы, сабли, кистени и булавы, возможно, кольчуги.

ТОРКИ.

Торки не были особо опасными врагами для Киевской Руси, хотя и совершали некоторые набеги на её земли. Часть торгов вместе с печенегами стала служить киевским князьям. Переяславское княжество и южные части Киевского и Черниговского сплошь были усеяны тюркскими поселениями. Они заходили еще севернее в Рязанское и даже Суздальское княжества. Очень много тюркских названий речек и населенных мест являются и до сих пор следами их поселений. Торки не являются ни отдельно сформировавшимся племенем, ни союзом оных. Это часть большего племени огузов, которая отделилось и мигрировала в Донские степи. Торки не смогли просуществовать долго, вскоре после того как они были завоёваны, началась активная ассимиляция.

ПОХОДЫ НА ТОРКОВ: В 1055 году князь Всеволод ходил на них, чтобы защитить Переяславскую землю; в 1060 году против них был предпринят поход князьями Изяславом, Святославом, Всеволодом и Всеславом, окончившийся, по словам летописи, тем, что торги «убоявьшеся, пробегоша и до сего дни; и помроша бегающего ними, они же от зимы, другие же голодом, инии же мором».

ПОЛОВЦЫ.

На следующий год после поражения торгов появились в пределах Киевской земли половцы, или кумены. Они появились в Европе в 3040-хгодах XI веке оттеснив основную массу печенегов на запад в Угрию. Первая мирная встреча Руси с половцами отмечена в летописи под 1054 годом. С 1061 г. начинается ряд половецких набегов на Русь. Особенно сильной станонится половецкая опасность в конце XI веке, когда половцы обрушились на Киевскую и Переяславскую земли. Города были сожжены, население частью было перебито, частью разбежалось. Половцам удалось отрезать Тмуторокань от Черниговщины, и с этого времени Тмуторокань делается русским островом среди нерусских земель.

В начале XII в. мы уже видим другую картину: русские переходят в наступление. В 1103 г. нанесено было половцам поражение, вслед за ним еще три. Эти удачные для Руси походы были связаны с деятельностью Владимира Мономаха, сумевшего организовать отпор степным кочевникам. Половцы отодвинулись на Дон, Волгу и Яик. Часть их осталась в непосредственном соседстве с Киевом,, многие из них получили от киевских князей землю и стали служить, им в качестве вассалов. Половцы начинают играть значительную, роль в борьбе русских князей между собой. Но в конце XII и начале XIII вв. мы снова видим половецкое наступление, снова без перерыва идет с ними война вплоть до появления татар. Владимир Мономах

Половцы представляли очень большую опасность и для Византии, поэтому Византия старается поддерживать связь с Русью для совместной борьбы против половцев. Это не всегда получалось, так как, часто, древнерусские князья предпочитали либо не вмешиваться, либо и самим поучаствовать в совместном походе. Византийский всадник Половецкий всадник

В XII веке, в связи с распадом Киевского государства и ослаблением военной мощи страны, половцам удается в Причерноморье и Приазовье положить начало своему собственному государству Дешт-и-Кипчак, границы которого простирались на запад до Днепра, на юге включали в себя Крым, на северо- востоке Булгар и на юго-востоке устье Волги. Это почти границы уже не существовавшего в то время Хазарского каганата.

Положение Киева и особенно Переяславля на границе со степью делало жизнь этих княжеств полной военных тревог. То половцы нападают на русские села, то русские дружины идут на половецкие вежи (стоянки). Вечное напряжение выработало в жителях этих земель и особые свойства. В своей речи на Долобском съезде князей Владимир Мономах прекрасно охарактеризовал жизнь южного крестьянина: выедет смерд в поле пахать, а половчин внезапно на него нападет, убьет его самого, заберет лошадь, отправится в его село и там разграбит крестьянский скарб, сожжет гумно, заберет в плен жену смерда и его детей. Положение Киева и особенно Переяславля на границе со степью делало жизнь этих княжеств полной военных тревог. То половцы нападают на русские села, то русские дружины идут на половецкие вежи (стоянки). Вечное напряжение выработало в жителях этих земель и особые свойства. В своей речи на Долобском съезде князей Владимир Мономах прекрасно охарактеризовал жизнь южного крестьянина: выедет смерд в поле пахать, а половчин внезапно на него нападет, убьет его самого, заберет лошадь, отправится в его село и там разграбит крестьянский скарб, сожжет гумно, заберет в плен жену смерда и его детей.

С конца 12 века русские и половцы чаще жили в мире. Многие русские и половецкие ханы были связаны династическими браками. Начался процесс христианизации половецких степей. В 1223 году завоевывать Русь пришли новые кочевые племена татаро-монголы. Они разбили половцев, которые стали просить помощи у своих союзников и родственников русских князей. Те отправили им в помощь разрозненные отряды, но лада не было в русско- половецком войске. В 1223 году монголо-татары нанесли ему страшное поражение на реке Калке. Но дальше не пошли.

БЕРЕНДЕИ.

В 1097 году Берендеи впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовльским князем Василько Ростиславичем. Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надежными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. Об одном из них летопись сообщает под 1121 г.: «В л ѣ то Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печен ѣ зи сами б ѣ жаша». Название в летописях исчезает к XIII веку. Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию.

«ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ»

Впервые название «чёрные клобуки» было упомянуто в Ипатьевской летописи в 1146 г., в последний раз в 1193 г. По сообщению летописи, в состав чёрных клобуков входили торги, печенеги, берендеи и ковуи. Последнее упоминание тюркских вассалов киевских князей в летописи относится к 1235 и касается торгов. Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых конфликтах, особенно в русских междоусобицах. Военные силы киевских князей, согласно Ипатьевской летописи, состояли из 3 частей: киевлян, чёрных клобуков и княжеской дружины. В политическом плане в Киевском княжестве в это время существовало 2 главных фактора: киевское боярство и чёрные клобуки. Чёрные клобуки и киевские бояре совместно принимали решение о приглашении в Киев того или иного князя. О важной роли чёрных клобуков в политической жизни Киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение «вся земля Руськая и чорные клобуки». Персидский историк Рашид-ад-дин, описывая завоевание Руси монголами в 1240 году, пишет: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа чёрных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)».

Чёрные клобуки получили у Русов наименование по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Оно возникло в народе, но так же их называли и летописцы. С развитием же русской научной мысли, составители летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что эти народы, как выходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: "Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы". На основании всех этих летописных данных, русский историограф Н. М. Карамзин и делает свой вывод, что имя Казаков древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые у Русских назывались Черкасами, т. е. так же как и Казаки в официальных актах. От XIII в. прозвище Чёрные клобуки вообще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их имена Черкасы и Казаки.

Итоги: несмотря на те вызовы, которые стояли перед Киевским государством, оно имело достаточно сил, чтобы не только отражать врагов, но и превращать их в средство своей защиты от этих же врагов. Печенеги, торги, половцы не только воевали с Киевом, но и входили с ним в различного рода мирные отношения; черные клобуки принимали иногда живое участие в делах Киевских и не раз заявляли готовность сложить свои головы за землю Русскую.

ИСТОЧНИКИ: Википедия, статьи: половцы, торги, печенеги, хазарский каганат. В. Г. Васильевский. «Труды», I, стр. 9092, 95, 96. Изображения найдены при помощи интернет-ресурсов: Google, Яндекс картинки.

Спасибо за внимание!