« ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШАРЫПОВСКОГО РАЙОНА»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности С 15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года 276 «Об утверждении.
Advertisements

Аттестация педагогических работников образовательных организаций муниципального образования Ленинградский район Аттестация педагогических работников образовательных.
Телефон горячей линии Ребецкая Светлана Александровна, начальник отдела ОКО МКУ «ЦРО»
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность 1.
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 7 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 276 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,
МКУ ДПО ЦРО ОТДЕЛ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность Аттестация.
АТТЕСТАЦИЯ » ЦЕЛИ АТТЕСТАЦИИ подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям установления квалификацио нной категории (
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 7 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 276 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,
1 Департамент образования и науки Тюменской области Об организации аттестации педагогических работников г.Тюмень 2014 г.
Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность Понкратова Вера Николаевна - Эксперт Общероссийского Профсоюза.
МКУ ДПО ЦРО ОТДЕЛ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Аттестация руководителей образовательных организаций муниципального образования Ленинградский район 17 сентября.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МБДОУ детский сад «Чебурашка» п. Плесецк.
Педагогических работников АТТЕСТАЦИЯ. Должности педагогических работников, подлежащих аттестации Воспитатель Инструктор-методист Инструктор по труду Инструктор.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Приказ Министерства образования.
Особенности аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ГАОУДПО (пк) С РК «КРИРО»
Аттестация педагогических работников образовательных организаций в целях подтверждения соответствия занимаемой должности 2014 год Кавказский район.
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 276 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,
О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Приказ N 209 от 24 марта 2010 г.
О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ.
Транксрипт:

« ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШАРЫПОВСКОГО РАЙОНА»

Нормативно – правовая база: 1. Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность». 2. Статья 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2012, 53, ст.7598; 19, ст. 2326; 23, ст. 2878, 27 ст. 3462; 30, ст. 4036; 48, ст. 6165; 2014, 6, ст. 562, ст. 566), подпункт Положения о Министерстве образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 33, ст. 4386; 37, ст. 4702; 2, ст. 126; 6, ст. 582).

Согласно действующему Порядку все педагогические работники, включая совместителей, подлежат аттестации. Предусмотрены два вида аттестации: Аттестация на соответствие занимаемой должности Аттестация на квалификационную категорию (первую, высшую)

Проведение аттестации НА СООТВЕТСТВИЕ занимаемой должности относится к компетенции образовательной организации. Аттестация на соответствие занимаемой должности носит НЕ ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, а проводится НА ОСНОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ руководителя образовательной организации. Данная аттестация является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ для педагогов, не имеющих первой или высшей квалификационной категории.

АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМИРУЮТСЯ образовательными организациями.

Периодичность проведения аттестации на соответствие занимаемой должности – 1 раз в 5 лет. Работники, отсутствовавшие на работе по причине болезни более 4-х месяцев подряд, проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности (далее – СЗД) не ранее, чем через год после выхода на работу.

Пакет документов, который обязательно должен быть у образовательной организации, осуществляющей аттестацию на СЗД: 1. Распорядительный акт - ПРИКАЗ (создается руководителем образовательной организации), которым следует утвердить: -состав аттестационной комиссии (председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии, в обязательном порядке включается представитель выборного органа, в нашем случае это представитель профсоюзной организации); -список, педагогических работников, подлежащих аттестации на СЗД ; -график аттестации педагогических работников, подлежащих аттестации на СЗД

2. Представление на каждого педагогического работника, в котором содержаться следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество; 2) наименование должности на дату проведения аттестации; 3) дата заключения по этой должности трудового договора; 4) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; 5) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; 6) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения) 7) мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

При подготовке представления о профессиональной деятельности педагогического работника руководитель образовательной организации использует: 1. квалификационные характеристики по определению должности в соответствии с Единым квалификационным справочником, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; 2. трудовой договор с педагогическим работником в части закрепленных должностных обязанностей; 3. результаты мониторингов, самостоятельно разрабатываемых и проводимых образовательной организацией, характеризующих профессиональную деятельность педагогического работника.

3. Протокол заседания аттестационной комиссии, в который заносятся результаты аттестации педагогических работников (подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании).

4. Дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность.

5. Выписка из протокола – составляется секретарем не позднее двух рабочих дней, со дня проведения аттестационной комиссии (на педагога прошедшего аттестацию), содержит следующие сведения: 1. Фамилия, имя, отчество; 2. наименование должности; 3. дата заседания аттестационной комиссии; 4. результаты голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решения.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: 1. Руководитель образовательной организации знакомит педагогических работников с приказом о проведении аттестации, содержащим список работников организации подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации под роспись не менее, чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику. 2. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии с участием педагогического работника. 3. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании. 4. Работник признается соответствующим занимаемой должности, если не менее половины членов аттестационной комиссии проголосовали ЗА решение о соответствии работника занимаемой должности. 5. Руководитель образовательной организации знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка их протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений: 1) соответствует занимаемой должности (в протоколе указывается должность педагогического работника); 2) не соответствует занимаемой должности (в протоколе указывается должность педагогического работника)

Аттестацию в целях подтверждения занимаемой должности НЕ ПРОХОДЯТ следующие педагогические работники: 1. педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; 2. беременные женщины; 3. женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; 4. лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 5. отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

В случае признания педагогического работника по результатам аттестации НЕСООТВЕТСТВУЮЩИМ занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается, сели невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

Процедура аттестации на квалификационную категорию (первую или высшую) остается БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ, относится к полномочиям министерства, осуществляется Главной (аттестационной) комиссией министерства, проходит в соответствии с регламентом аттестации педагогических работников, утвержденным приказом МОиНКК от /1

Согласно пунктам 5–7 Порядка аттестации, аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями и утверждаемыми распорядительным актом работодателя. Порядком аттестации не установлено запрета на включение в состав аттестационной комиссии руководителя образовательной организации. Таким образом, решение о вхождении руководителя образовательной организации в состав аттестационной комиссии, в том числе в качестве председателя, относится к компетенции образовательной организации. Вместе с тем, учитывая, что руководитель образовательной организации является представителем работодателя, принимает распорядительные акты о создании аттестационной комиссии и проведении аттестации, знакомит с ними педагогических работников, подлежащих аттестации, вносит в аттестационную комиссию представление на педагогического работника, то ему входить в состав аттестационной комиссии, а также являться ее председателем нецелесообразно.

Если педагогический работник наряду с работой, определенной трудовым договором, выполняет у того же работодателя педагогическую работу в должности с другим наименованием на условиях совмещения должностей и ни по одной из должностей не имеет установленной квалификационной категории, то представление может содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника и результатов его профессиональной деятельности по выполнению трудовых обязанностей, возложенных трудовым договором, с учетом выполнения им работы на условиях совмещения должностей. Если педагогическая работа осуществляется у разных работодателей, то есть на условиях совместительства, то аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится аттестационными комиссиями соответствующих организаций на общих основаниях, предусмотренных Порядком аттестации.

Педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Должна ли проводиться аттестационными комиссиями организаций аттестация педагогических работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если она была проведена до 1 сентября 2013 года аттестационными комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, а также аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, как это было установлено приказом 209? По ранее действовавшему порядку аттестации аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводилась один раз в 5 лет. Следовательно, в течение 5-летнего срока со дня принятия решения соответствующей аттестационной комиссией работодатель не должен проводить аттестацию таких педагогических работников, поскольку внеочередной характер проведения такой аттестации не предусмотрен Порядком аттестации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. 276.

Если у педагогического работника истек срок действия квалификационной категории, и он не обратился в аттестационную комиссию для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории, то в какой срок работодатель должен подготовить и направить в аттестационную комиссию организации представление для прохождения педагогическим работником аттестации с целью подтверждения соответствия им занимаемой должности? Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Возможно ли проведение внеочередной аттестации педагогического работника в целях подтверждения соответствия им занимаемой должности в случаях наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей? Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности. В случаях ненадлежащего исполнения педагогическим работником своих обязанностей работодатель руководствуется статьей 192 ТК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. Педагогические работники вправе обратиться в аттестационную комиссию для прохождения такой аттестации в любое время, в том числе в случаях, когда на них имеется представление работодателя на проведение аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Если в отношении педагогического работника, обратившегося в аттестационную комиссию для проведения его аттестации в целях установления квалификационной категории, не будет вынесено решение аттестационной комиссией об установлении квалификационной категории, на которую он претендует, ко дню проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, то она проводится с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Педагогические работники, осуществляющие педагогическую работу по совместительству, то есть у другого работодателя, в том числе в такой же должности, что и по основному месту работы, и не имеющие квалификационной категории, проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности на общих основаниях (пункт 1 Порядка аттестации) независимо от того, что аттестация по одноименной должности была проведена по месту основной работы. Необходимость и сроки проведения такой аттестации определяются работодателем самостоятельно с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по инициативе работодателя на основании его представления в аттестационную комиссию. По желанию педагогических работников в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может проводиться только аттестация в целях установления квалификационной категории.

Отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания аттестационной комиссией организации педагогического работника не соответствующим занимаемой должности, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Такой вывод подтверждается положениями пункта 23 Порядка аттестации, в соответствии с которым лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – квалификационные характеристики должностей работников образования), но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий могут приниматься на соответствующие должности, как и лица, имеющие соответствующую подготовку. Аналогичные положения содержатся и в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.

Порядком аттестации установлена обязанность работодателя знакомить педагогических работников не позднее, чем за 30 дней до дня проведения аттестации под роспись с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации (пункт 9 Порядка аттестации), а также с представлением (пункт 12 Порядка аттестации). Несоблюдение работодателем положений, предусмотренных указанными пунктами Порядка аттестации, может быть обжаловано работником в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Может ли педагогический работник лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации, если он письменно это не указал в заявлении? Ответ. Согласно пункту 13 Порядка аттестации аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится с его участием. Поскольку на педагогического работника не возложена обязанность уведомлять о своем присутствии на заседании аттестационной комиссии, то в случае неявки работника в день проведения аттестации работодателю следует выяснить причину отсутствия, и, если она будет признана уважительной, аттестация педагогического работника переносится на другую дату, как это предусмотрено пунктом 13 Порядка аттестации. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку не вносятся. В соответствии с пунктом 20 Порядка аттестации на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее 2 рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение 3 рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Требуется ли заполнение аттестационных листов при проведении аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности? Ответ. Порядок аттестации не предусматривает такую форму оформления результатов аттестации, как аттестационный лист. Согласно пункту 20 Порядка аттестации, решение аттестационной комиссии организации оформляется протоколом. По результатам аттестации в целях подтверждения занимаемой должности на педагогического работника составляется выписка из протокола (пункт 20 Порядка аттестации), которая хранится в личном деле педагогического работника.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с работником может быть расторгнут. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ). При этом увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя. ТК РФ предусматриваются случаи, когда увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 81 ТК РФ не допускается. Так, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ УВОЛЬНЕНИЕ работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (часть 6 статьи 81 ТК РФ). НЕ ДОПУСКАЕТСЯ увольнение по данному основанию работников (в том числе педагогических) из числа лиц, указанных в части 4 статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и в ряде других случаев), а также лиц, указанных в статье 264 ТК РФ.

Распространяются ли результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности одной образовательной организации при переходе в другую образовательную организацию? Ответ. Нет, не распространяются. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности действуют в течение 5 лет только в данной организации, поскольку проведение такой аттестации осуществляется аттестационными комиссиями каждой организации самостоятельно. Вместе с тем, работодатель по новому месту работы может назначить проведение аттестации педагогического работника не ранее чем через два года со дня, с которого он приступил к работе (подпункт «б» пункта 22 Порядка аттестации).

Обязан ли руководитель образовательной организации провести аттестацию на соответствие занимаемой должности, если педагогическому работнику решением аттестационной комиссии отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории? Ответ. Руководитель организации в отношении педагогического работника, которому было отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории, вправе провести аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 Порядка аттестации, к которым относится случай, когда отказано в установлении высшей квалификационной категории, но за педагогическим работником сохраняется действие первой квалификационной категории. Необходимость и сроки представления педагогических работников для проведения их аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности определяются работодателем самостоятельно с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Имеет ли педагогический работник право по результатам аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности претендовать на повышение оплаты его труда? Ответ. К основным задачам проведения аттестации (пункт 3 Порядка аттестации) не относится обеспечение дифференциации размеров оплаты труда для педагогических работников, прошедших аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. В то же время, в положениях об оплате труда организаций могут содержаться условия, учитывающие результаты такой аттестации при установлении выплат стимулирующего характера.

Пунктом 23 Порядка аттестации за аттестационными комиссиями организаций закрепляется полномочие давать рекомендации работодателю о возможности назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Теперь работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника при отсутствии у него специальной подготовки, но обладающего, по мнению работодателя, достаточным практическим опытом, компетентностью, способностью выполнять работу в конкретной должности, руководствуясь пунктом 9 квалификационных характеристик должностей работников образования и пунктом 23 Порядка аттестации, вправе обращаться для получения соответствующей рекомендации в аттестационную комиссию организации.

В чем состоит роль аттестационной комиссии организации при реализации пункта 23 Порядка аттестации? Ответ. В соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации роль аттестационной комиссии организации будет состоять, прежде всего, В ОЦЕНКЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕТЕНДЕНТА НА СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ДОЛЖНОСТЬ педагогического работника выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, учитывая, что прием на работу в указанных случаях обусловлен также выполнением качественно и в полном объеме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то РАБОТОДАТЕЛЬ С УЧЕТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ МОЖЕТ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПРЕДУСМОТРЕТЬ УСЛОВИЕ ОБ ИСПЫТАНИИ РАБОТНИКА В ЦЕЛЯХ ПРОВЕРКИ ЕГО СООТВЕТСТВИЯ ПОРУЧАЕМОЙ РАБОТЕ В ПОРЯДКЕ И НА УСЛОВИЯХ, УСТАНОВЛЕННЫХ СТАТЬЕЙ 70 ТК РФ. В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принято лицо, поступающее на работу впервые в течение первого года после получения среднего профессионального образования или высшего образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, НО НЕ ПО ПОЛУЧЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ. В данном случае это не будет противоречить положениям статьи 70 ТК РФ, которая не допускает установление испытательного срока в течение одного года для выпускников только в случаях, когда они впервые поступают на работу по полученной специальности. В соответствии со статьёй 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ ЗА 3 ДНЯ С УКАЗАНИЕМ ПРИЧИН, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суде. При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия. Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях. Если в период испытания сам работник придет к выводу, что предложенная работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 3 дня.

Квалификационные характеристики педагогических работников предусматривают в требованиях к квалификации наличие среднего профессионального или высшего образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Вместе с тем, при дефиците кадров на должности педагогических работников руководители вынуждены были принимать специалистов, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, профиль которого не соответствует указанному направлению подготовки. Несмотря на то, что многие из педагогических работников проработали в соответствующих должностях по многу лет, повышали свой профессиональный уровень, а также проходили аттестацию в целях установления квалификационной категории, контрольно-надзорные органы предлагают руководителям организаций расторгать с такими работниками трудовой договор по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ в связи с нарушением правил заключения трудового договора из-за отсутствия необходимого документа об образовании. Правомерно ли это? Ответ. Требования со стороны надзорных органов о прекращении трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ, то есть по причине отсутствия документа об образовании (квалификации), если направление подготовки не соответствует выполняемой работе, нельзя считать правомерными в случаях, когда педагогические работники были приняты на работу до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. 761 н, утвердившего квалификационные характеристики, содержащие для педагогических работников требования к направлению подготовки по полученному образованию, либо позднее, но с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктом 9 раздела «Основные положения» квалификационных характеристик должностей работников образования. Указанный приказ вступил в силу 31 октября 2010 г. и обратной силы не имеет. Ранее к квалификации педагогических работников требования к направлению подготовки, то есть к профилю полученного образования, не предъявлялись. Необходимо также учитывать, что основания для прекращения трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ (в связи с нарушением правил заключения трудового договора) применяются в случае, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Кроме того, наличие положений, содержащихся в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования и пункте 23 Порядка аттестации, не только не исключает возможность продолжения работы педагогическими работниками, обладающими практическим опытом и компетентностью, принятыми на соответствующие должности до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. 761 н, но и сохраняет такую возможность в настоящее время. Необходимо также иметь в виду, что указанные в квалификационных характеристиках должностей работников образования направления подготовки «Образование и педагогика», следует применять с учетом соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г

Могут ли педагогические работники (в том числе учителя и воспитатели), имеющие первую или высшую квалификационную категорию, приниматься (переводиться с их согласия) на должности педагогических работников не по полученной специальности? Если да, то каким образом по другой должности им будет учитываться квалификационная категория? Ответ. В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников отнесены к компетенции образовательной организации. Вопросы необходимости приема на работу педагогических работников на должности не по полученной специальности, а также перевода педагогических работников с их согласия для выполнения педагогической работы в должности, по которой отсутствует специальная подготовка, следует решать применительно к пункту 23 Порядка аттестации. В соответствии с Порядком аттестации квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается по должности, по которой он прошел аттестацию. При этом учителям, преподавателям квалификационная категория устанавливается по должности «учитель», «преподаватель» независимо от того, в каких классах, группах, в каких организациях, а также по каким учебным предметам, курсам, дисциплинам ведется преподавательская работа. В случаях, когда педагогический работник, имеющий квалификационную категорию по одной должности, работает в должности, по которой квалификационная категория не установлена, имеющаяся квалификационная категория в течение срока ее действия может быть учтена только при решении вопросов, связанных с оплатой труда работников, если такое условие является предметом отраслевых региональных соглашений и (или) коллективных договоров, как это в настоящее время предусмотрено пунктами 5.9 и 5.10 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России на 2012–2014 годы, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации, и приложением 2 к данному Отраслевому соглашению

«Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории» «Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории»

Педагогическим работникам должна обеспечиваться возможность обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время, а также рассмотрение заявлений педагогических работников в срок не более 30 дней, в течение которых: определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально в течение периода, не превышающего 60 календарных дней, и с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории; осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

Заявление о проведении аттестации в целях установления ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ категории по должности, по которой аттестация БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ВПЕРВЫЕ, подаются педагогическим работником не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории. В соответствии с пунктом 31 Порядка аттестации истечение срока действия высшей квалификационной категории НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ПРАВО педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности, в том числе в случае, когда работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, в связи с чем по ранее действовавшему порядку педагогический работник вынужден был вновь проходить аттестацию на первую квалификационную категорию. Следовательно, в указанном случае работник вправе до истечения двухлетнего периода после установления первой квалификационной категории обратиться с заявлением в аттестационную комиссию об установлении высшей квалификационной категории.

Для педагогических работников, имевших высшую квалификационную категорию, срок действия которой по каким-либо причинам истек, пунктом 31 Порядка аттестации НЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ каких-либо сроков давности для обращения в аттестационную комиссию и прохождения аттестации в целях установления высшей квалификационной категории.

Может ли педагогический работник претендовать на первую квалификационную категорию, если он не проходил аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности? Ответ. Да, может, поскольку Порядок аттестации не предусматривает для педагогических работников в качестве основания прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории предварительное прохождение ими аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Могут ли устанавливаться квалификационные категории без прохождения аттестации педагогическим работникам, имеющим почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, а также педагогическим работникам, имеющими ученую степень кандидата или доктора наук, педагогическим работникам, являющимся победителями конкурсного отбора лучших учителей, победителями или призерами различных этапов конкурса «Учитель года» и т. д.? Может ли быть таким педагогическим работникам, имевшим квалификационные категории, продлен срок их действия? Ответ. В соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации срок действия квалификационной категории продлению НЕ ПОДЛЕЖИТ. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию, которое педагогический работник выражает посредством подачи заявления в аттестационную комиссию (пункты Порядка аттестации).

Может ли педагогический работник подавать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории, если его образование НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ, ПРЕДУСМОТРЕННОМУ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДОЛЖНОСТИ? Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование претендовать на установление высшей квалификационной категории? Ответ. Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо не соответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации. При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации НЕ ВПРАВЕ ограничивать сроки подачи педагогическими работниками заявлений о прохождении аттестации и периоды проведения аттестации в течение календарного года. Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время. Вместе с тем, если педагогический работник желает, чтобы аттестационной комиссией рассмотрение его заявления и определение периода прохождения аттестации осуществлялось с учетом срока действия имеющейся у него квалификационной категории, то заявление целесообразно подавать заблаговременно, как правило, НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 3 МЕСЯЦА ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ИМЕЮЩЕЙСЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ. Это время будет использовано для рассмотрения заявления (30 календарных дней), а также для проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического работника не должна превышать 60 календарных дней.

По каким основаниям педагогическому работнику может быть отказано в приеме заявления и в прохождении педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории, а в каких случаях отказ в прохождении аттестации будет неправомерным? Ответ. Порядок аттестации НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТКАЗА в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории. После рассмотрения заявлений педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям: 1. если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории (пункт 30 Порядка аттестации); 2. если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее, ЧЕМ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ПОСЛЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ (пункт 30 Порядка аттестации); 3. если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории по той же должности (пункт 43 Порядка аттестации); 4. если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 1 Порядка аттестации). НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТКАЗАНО В ПРОХОЖДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ПО ПРИЧИНЕ: 1. несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования; 2. истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории; 3. прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе; 4. нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; 5. наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей); 6. незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

В соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по желанию педагогического работника. Согласия руководителя организации (либо согласования заявлений с руководителем организации) для прохождения педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории НЕ ТРЕБУЕТСЯ, поскольку в соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации педагогический работник самостоятельно обращается в аттестационную комиссию с заявлением. Воспрепятствовать подаче заявления педагогическим работником в аттестационную комиссию руководитель организации не вправе.

Может ли аттестационная комиссия принять решение об отказе в установлении квалификационной категории педагогическому работнику, если работник не прошел повышение квалификации в межаттестационный период? Ответ. НЕТ, НЕ МОЖЕТ, поскольку необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд в соответствии со статьей 196 ТК РФ определяется работодателем с учетом положений, предусмотренных статьями 187 и 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Установление квалификационных категорий педагогическим работникам осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, в число которых не входит обязательность получения педагогическим работником дополнительного профессионального образования (по программам повышения квалификации).статьей 372

Согласно пункту 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2003 г., регистрационный 5219), если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), об этом в установленном порядке производится соответствующая запись. Следовательно, сведения о результатах аттестации, проведенной на основании заявления педагогического работника для установления ему первой или высшей квалификационной категории, должны быть внесены в трудовую книжку. Например: учителю информатики (преподавателю) присвоена высшая квалификационная категория. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 делается запись «Установлена высшая квалификационная категория по должности «учитель» («преподаватель») без указания преподаваемого предмета, в графу 4 вносятся дата и номер распорядительного акта – (приказ ) федерального органа исполнительной власти, государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

Имеет ли педагогический работник, которому установлена квалификационная категория, право на изменение уровня оплаты труда? С какого времени он может претендовать на такое изменение? Ответ. В соответствии с пунктом 3 Порядка аттестации одной из задач аттестации является обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы. Право на изменение уровня оплаты труда у педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

Если педагогическому работнику отказано в установлении высшей квалификационной категории, имеет ли он право сразу подать заявление на первую категорию? Ответ. Порядок аттестации не устанавливает ограничений по срокам подачи заявления о проведении аттестации на первую квалификационную категорию, в том числе в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории.

Какой документ получит педагогический работник, прошедший аттестацию в целях установления квалификационной категории? Требуется ли заполнение аттестационных листов при принятии аттестационной комиссией решения об установлении педагогическому работнику квалификационной категории? Ответ. Порядком аттестации не предусматривается оформление аттестационных листов. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы государственной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет». На основании распорядительных актов уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации работодатели вносят в трудовые книжки педагогических работников соответствующие записи об установленной квалификационной категории изменяют размер оплаты труда, вносят изменения в трудовые договоры с работником путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

В соответствии с пунктом 29 Порядка аттестации педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право подавать заявление в аттестационную комиссию для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории. При этом Порядок аттестации НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ к таким педагогическим работникам требований проработать перед аттестацией в целях установления квалификационной категории не менее 2 лет. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории может осуществляется на основе результатов их работы до ухода в указанный отпуск, представленных в аттестационную комиссию специалистами, привлеченными для всестороннего анализа их профессиональной деятельности.

Допускается ли продление сроков действия квалификационных категорий для женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком? Ответ. Сроки действия квалификационных категорий, в том числе для женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, в соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации продлению НЕ ПОДЛЕЖАТ. Вместе с тем, в целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, соглашения на всех уровнях социального партнерства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определенный период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории.