Семинар « Обзор профессионального стандарта « Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией ». Обучение и развитие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Advertisements

О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
О возможности участия профессиональных образовательных организаций Белгородской области в разработке профессиональных стандартов Российской Федерации Начальник.
Разработка профессионального стандарта ВОЛОШИНА Ирина Александровна НИИ труда и социального страхования.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Проект профессионального стандарта «Политолог». Что такое профессиональный стандарт? Разработка профессиональных стандартов является одним из приоритетных.
Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Закон Республики Узбекистан об образовании (принят 29 августа 1997г.) Определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан.
Создание и актуализация профессиональных стандартов Уфа 2015 СОВЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Транксрипт:

Семинар « Обзор профессионального стандарта « Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией ». Обучение и развитие персонала на соответствие профессиональным стандартам » ТПП РФ, г. Москва

- разработка и утверждение профессиональных стандартов ( нормативная база ); - макет и структура профессионального стандарта ; - описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням ( подуровням ) квалификации ; - применение профессионального стандарта в обучении и оценке квалификаций ; - построение индивидуального плана развития на основе профессионального стандарта.

Объективные предпосылки создания Национальной системы квалификаций: 1. Дисбаланс на рынке труда 2. Неконкурентоспособность трудовых ресурсов 3. Несоответствие системы профессионального образования требованиям экономики

Национальная система квалификаций это совокупность механизмов регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения

Национальная система квалификаций 1. Перечень профессий / специальностей по видам профессиональной деятельности ; 2. Профессиональные стандарты ; 3. Процедуры ( правила и механизмы ) признания профессиональных стандартов ; 4. Национальная рамка квалификаций ; 5. Реестр профессиональных квалификаций ; 6. Система независимой оценки квалификаций ; 7. Система профессиональной подготовки.

Основные элементы Национальной системы квалификаций Система требований ( профессиональных стандартов в Национальной рамке квалификаций ) Система использования / применения профессиональных стандартов в сообществах, компаниях, отраслях, регионах Система обучения / подготовки в соответствии с требованиями профессиональных стандартов Системы сертификации профессиональных квалификаций - оценки соответствия требованиям профессиональных стандартов Система развития профессиональных квалификаций и профориентации человека Сфера труда Сфера проф.подготовки Сфера независимой оценки

Центральный элемент Национальной системы квалификаций - профессиональный стандарт В соответствии с Федеральным Законом от 03 декабря 2012 года 236- ФЗ « О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации …» в нормативно - правовые акты Российской Федерации введено понятие « профессиональный стандарт ». Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности ( ТК РФ )

Профессиональный стандарт предназначен : для установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр. для решения широкого круга задач в области управления персоналом ( разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций ; тарификации должностей ; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры ); для проведения оценки квалификации работников ; для обеспечения взаимодействия сферы труда и системы образования, т. е. формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования ;

Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 пункт 3 Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций ( далее - разработчики ).

Разработка профессиональных стандартов осуществляется на основе нормативных актов и методических указаний разработанных и утвержденных Минтруда России. Профессиональные стандарты разрабатываются не на конкретную должность или профессию, а на область или вид профессиональной деятельности. Тем самым исключается дублирование трудовых функций по различным должностям.

Нормативные и методические документы Федеральный закон от г ФЗ « О внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ Постановление Правительства РФ от « О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов » Макет профессионального стандарта, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации от н ; « Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов » ( приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. 148 н ) « Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта » ( приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. 170 н )

Министерством труда России утвержден профессиональный стандарт " Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией » ( приказ от N 276 н ) и зарегистрирован в Минюсте России ( от N 37509) четырех квалификационных уровней ( секретарь - администратор, делопроизводитель, секретарь руководителя, помощник руководителя ).

В Методических рекомендациях Минтруда РФ даны следующие определения : вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда ; обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или ( бизнес ) процессе ; трудовая функция ( для целей Рекомендаций ) - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции ; трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Вид профессиональной деятельности Организационное и документационное обеспечение управления организациями любых организационно - правовых форм Основная цель вида профессиональной деятельности Реализация обеспечивающих функций управления организацией ; внедрение лучших технических разработок и новейших технологий в обеспечение управления организацией

Группа занятий: 2432 Библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты родственных профессий 3431 Административно- управленческий персонал 4222 Служащие, занятые приемом и информированием посетителей (код ОКЗ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование) [i] [ii

Отнесение к видам экономической деятельности: Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу Вспомогательная деятельность в области государственного управления (код ОКВЭД) (наименование вида экономической деятельности)

Схема формирования профессионального стандарта Обобщённая трудовая функция трудовая функция Трудовые действия Требов ания к специалисту : Знания Умени я Други е требования

Обобщенные трудовые функции А Организационное обеспечение деятельности организации Уровни кв В Документационное обеспечение деятельности организации 5 С Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации 6 D Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации 6

Федеральные нормативные и методические документы Установление уровней квалификации для каждой ОТФ осуществлялось на основе документа « Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов » ( приложение к приказу министра труда и социальной защиты от 12 апреля 2013 года 148 н ). В России принято 9 уровней квалификации.

Требования 3- го уровня квалификации в РФ Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровня квалификации Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач Выбор способа действия на основе знаний и практи ­ ческого опыта Корректировка дей ­ ствий с учетом условий их выполнения Понимание технологических или методиче ­ ских основ решения типовых практиче ­ ских задач Применение специальных знаний Основные программы профессионального обуче ­ ния – программы профессиональной подготовки по должностям служащих, программы переподготовки служащих. Практический опыт

Требования 6- го уровня квалификации в РФ Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровня квалификации Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятель ный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Трудовые функции ОТФ ТФ Документационное обеспечение деятельности организации Организация работы с документами Организация текущего хранения документов Организация обработки дел для последующего хранения

Трудовые действия ТФ Трудовые действия Организация текущего хранения документов в организации Участие в разработке номенклатуры дел организации Проверка правильности оформления документов и отметки об их исполнении перед их формированием в дело для последующего хранения Формулирование заголовков дел и определение сроков их хранения Формирование дел ( группировка документов в дело и систематизация документов внутри дела ) Контроль правильного и своевременного распределения и подшивки документов в дела

Необходимые умения Организовывать работу по учету, хранению и передаче в соответствующее структурное подразделение документов текущего делопроизводства Осуществлять методическое руководство делопроизводством в организации, контролировать правильное формирование, хранение и сдачу дел в архив Разрабатывать номенклатуру дел структурного подразделения Использовать номенклатуру дел при изучении структуры организации, составлении описей дел Организовывать работу по формированию дел в соответствии с утвержденной номенклатурой дел организации Правильно и своевременно формировать документы в дела с учетом их специфики Систематизировать документы внутри дела Обеспечивать сохранность и защиту документов организации Применять информационно - коммуникационные технологии для работы с документами

Необходимые знания Правовые акты, нормативно - методические документы, государственные стандарты, определяющие порядок документационного обеспечения управления Виды номенклатур, общие требования к номенклатуре, методика ее составления и оформления Правила согласования номенклатуры дел с ведомственными архивами и экспертной комиссией Порядок формирования и оформления дел, специфика формирования отдельных категорий дел Правила хранения дел, в том числе с документами ограниченного доступа Правила выдачи и использования документов из сформированных дел Требования охраны труда

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта » ( приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. 170 н ) 1. Проект профессионального стандарта 2. Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта 3. Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта 4. Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта 5. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта

Профессиональные стандарты применяются работодателями : при формировании кадровой политики ; в управлении персоналом ; при организации обучения и аттестации работников ; при разработке должностных инструкций, при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам ; при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления ( подп. « а » п.25 Правил ).

В сфере труда профессиональные стандарты содействуют : -формированию и поддержанию высокого профессионального уровня специалистов; -определению и формулированию потребностей в кадрах и профессиональной подготовке; -эффективному, обоснованному подбору кадров и проведению «внутрифирменного» профессионального обучения; -проведению проверки, аттестации и сертификации квалификаций; -развитию мобильности рабочих кадров и др.

В сфере образования профессиональные стандарты используются при : - разработке программ профессиональной подготовки, и аккредитации программ профессионального обучения ; - обеспечении сопряженности образовательных программ разного уровня и вида.

Профессиональные стандарты дают работникам : - определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии ; - более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке ; - определять и реализовать четкие и ясные пути карьерного роста ; - повышать свою мобильность в рамках национальной экономики.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОЛОДЕЖЬ профессиональный стандарт позволяет сделать выбор профессии, спланировать обучение и профессиональную карьеру РАБОТАЮЩИЕ ГРАЖДАНЕ профессиональный стандарт позволяет выбрать программы дополнительного обучения в целях непрерывного образования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ учитывают профессиональные стандарты при формировании образовательных стандартов и программ Работодатели применяют профессиональные стандарты с учетом специфики и масштабов деятельности организации : при определении трудовых функций работников ; при разработке штатных расписаний, должностных инструкций, тарификации работ ; при создании систем оплаты труда ; при аттестации работников ; организации обучения работников. 31 К концу 2015 года планируется разработать около 800 профессиональных стандартов.

Федеральный закон от N 122- ФЗ " О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона " Об образовании в РФ " Вносятся изменения в Трудовой кодекс, связанные с порядком применения профессиональных стандартов. Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований становятся обязательны для применения работодателями.

Организацией - ответственным разработчиком ПС является НП « Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников ». Для разработки проекта профессионального стандарта « Секретарь » были привлечены организации - соисполнители : ФГБУ « Научно - исследовательский институт труда и социального страхования », Агентство стратегических инициатив, Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, компания « Майкрософт Рус », Волгоградская торгово - промышленная палата, Ярославская торгово - промышленная палата, ООО « Центр экспертизы и сертификации », компания « Электронные офисные системы », кафедра документоведения Российского государственного гуманитарного университета, АНО ВПО Межрегиональный открытый социальный институт, Академия Ай Ти, ВНИИДАД

Этапы разработки На первом этапе работ была сформирована экспертная группа (21 чел.), в состав которой вошли руководители и эксперты, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, представители профсоюзных организаций, и согласован план - график ее деятельности. Состав экспертной группы по разработке проекта профессионального стандарта « Секретарь » был утвержден Минтрудом России.

Этапы разработки На втором этапе проведен предварительный анализ вида профессиональной деятельности « Организационное, документационное и информационное обеспечение обслуживания управления предприятиями, организациями любых организационно - правовых форм и любой формы собственности ». Для этого были проанализированы : нормативные документы, актуальное состояние и перспективы развития вида профессиональной деятельности

Этапы разработки На третьем этапе был разработан проект Функциональной карты вида профессиональной деятельности. Участниками рабочей группы и привлеченными специалистами были реализованы следующие виды деятельности : подготовка программы разработки проекта профессионального стандарта ( выбор методов, расчет выборки и т. д.); проведение структурно - функционального анализа вида профессиональной деятельности и предварительное отнесение трудовых функций к уровням квалификации ; сбор информации о квалификационных требованиях к секретарям из дополнительных источников ;

Этапы разработки На четвертом этапе была сформирована первая версия проекта профессионального стандарта На пятом этапе был организован экспертный опрос на основе анкет. Выборка исследования составила 50 организаций и предприятий различных форм собственности, расположенных в разных федеральных округах Российской Федерации. Шестой этап был посвящен доработке проекта профессионального стандарта и организации его профессионально - общественного обсуждения.

Вид профессиональной деятельности « Организационное, документационное и информационное обеспечение обслуживания управления предприятиями, организациями любых организационно - правовых форм и любой формы собственности » относится к общеотраслевым видам профессиональной деятельности. Следовательно, квалификационные требования к работнику, представленные в настоящем стандарте, должны быть универсальными, подходить под все виды экономической деятельности. Требование унификации обуславливает использование обобщенных формулировок при обозначении структурных единиц проекта профессионального стандарта.

Общественное обсуждение проекта профессионального стандарта В рамках профессионально - общественного обсуждения проекта профессионального стандарта были реализованы следующие мероприятия : проект профессионального стандарта размещен на Интернет - сайте НП « Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников » для обеспечения масштабности обсуждения проекта профессионального стандарта ссылки на материалы для обсуждения размещены на Интернет - сайтах ТПП РФ и доступна всем 174 территориальным торгово - промышленным палатам, АСИ, ФГБУ НИИ труда и социального страхования Минтруда России ; организован сбор, анализ и обобщение замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта ;

Европейская ассоциация офисных и административных работников создана в 1974 году. Членами организации являются секретари разных уровней, администраторы и специалисты по обработке информации. Сегодня ассоциация насчитывает более членов и 600 филиалов во всем мире, работает в тесном сотрудничестве с работодателями, корпорациями, образовательными учреждениями, и международными организациями. Цель Европейской ассоциации офисных и административных работников - поднять профессиональные стандарты офисных и административных профессий. Одним из инструментов повышения профессионализма офисных специалистов и качества профессиональной подготовки наши коллеги считают сертификацию персонала, которая проводится с момента основания ассоциации.

Спасибо за внимание ! Хлюснева Людмила Петровна www. center-expert.org телефон : 8-(903)