« Первые итоги введения ФГОС дошкольного образования : проблемы и перспективы » Написание и анализ основной образовательной программы дошкольного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС Что это такое? 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен обеспечивать: -единство образовательного пространства.
Advertisements

Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Л. В. Сотникова, методист МБОУ «ИМЦ»
Презентация программы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой.
Принята и утверждена на педагогическом совете 1 от 31 августа 2015 г.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский Сад 292 Кировского района Волгограда» Образовательная Программа в соответствии с ФГОС дошкольного.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО». Какие требования включает в себя ФГОС ДО? Требования к результатам освоения ООП ДО Требования к содержанию ООП ДО Требования.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Цель: создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, позитивная социализация детей. Задачи: - Создание.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОДОБРЕНА решением ФУМО по общему образованию от 20 мая /15.
Транксрипт:

« Первые итоги введения ФГОС дошкольного образования : проблемы и перспективы » Написание и анализ основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО Старший воспитатель МКДОУ – детский сад « Елочка » Матюхина Елена Александровна

Первые итоги введения ФГОС ДО Обновление нормативно - правовой базы ДОУ Написание основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО Обновление образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Написание основной образовательной программы дошкольного образования Этапы разработки ООП ДО : 1. Изучение нормативно - правовой базы введения ФГОС ДО. 2. Приказ руководителя о создании Методического совета по введению ФГОС ДО и Рабочей группы по написанию ООП ДО ( методические рекомендации ФИРО п. 4.3.). 3. Анализ соответствия работы ДОУ требованиям, содержащимися в ФГОС ДО. 4. Определение количества ООП в ДОУ ( согласно п. 2.2 ФГОС ДО ). 5. Определение части, формируемой участниками образовательных отношений. 6. Определение форм работы с воспитанниками ДОУ. 7. Написание ООП в соответствии с ФГОС ДО. 8. Анализ и утверждение ООП ДО. 9. Определение перечня новшеств, которые нужно будет освоить ДОУ при переходе на ФГОС ДО.

Анализ и утверждение ООП ДО ФГОС ДО п Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.

Общие требования к ООП ДО 1. Структура ООП ДО включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. 2. В ООП ДО описаны основная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений(далее ЧФУОО) 3. Существует Положение о ООП ДО 4. Текстовой материал соответствует нормам, утвержденном в Положении о ООП ДО 5. Краткая презентация ООП ДО опубликована на официальном сайте ДОУ 6. ООП ДО опубликована на официальном сайте ДОУ в разделе «Образование»

Требования к целевому разделу ООП ДО Целевой раздел содержит : А ) Пояснительную записку Б ) Планируемые результаты освоения ООП ДО

Пояснительная записка Цели и задачи по реализации ООП ДО Принципы и подходы к формированию ООП ДО Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития воспитанников МКДОУ – детский сад « Елочка »

Цели и задачи реализации Программы Целью Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ – детский сад « Елочка » является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для достижения цели решаются следующие задачи: - обеспечить охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;(ФГОС ДО п ) - обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства,в том числе детей с ОВЗ; (ФГОС ДО п. 1.6.) - обеспечить преемственность целей, задач и содержания дошкольного и начального образования; (ФГОС ДО 1.6.) - создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала дошкольника;(ФГОС ДО п. 1.6.) - формировать общую культуру личности детей, в том числе ценность здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки к учебной деятельности;(ФГОС ДО п. 1.6.) - формировать социокультурную среду, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям детей; (ФГОС ДО п. 1.6.) - обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям и повысить компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС ДО п. 1.6.) - обеспечить условия для совместного воспитания и образования детей с нормой в развитии и детей с ОВЗ; (ФГОС ДО п ) - реализовать систему коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с ОВЗ; (ФГОС ДО п ) - оказать консультативную помощь и поддержку родителям (законным представителям) занимающиеся семейным воспитанием детей дошкольного возраста.(проект ДОУ)

Задачи реализации приоритетных направлений ДОУ ( части формируемой участниками образовательных отношений ) Познавательное развитие Цель : развитие познавательной и творческой активности детей. Задачи : Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, обогащать знания о природе и обществе. Развивать исследовательскую, проектную и продуктивную деятельность, способствующей возникновению познавательной активности. Воспитывать интерес к знаниям. Физическое развитие Цель : формирование потребности в здоровом образе жизни дошкольников и родителей. Задачи : Совершенствовать физическое и эмоциональное благополучие детей посредством введения оздоровительных мероприятий. Формировать положительное отношение к занятиям физкультурой, спортом, к ЗОЖ в семье. Воспитывать осознанное отношение детей и родителей к здоровью, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Методологические подходы к формированию основной образовательной программы : Возрастной подход Личностно - ориентированный подход Деятельностный подход

Принципы реализации Программы Принципы реализации Программы ФГОС ДО п принцип развивающего образования принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип полноты, необходимости и достаточности; принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач принципа интеграции комплексно-тематический принцип; принцип преемственности между всеми возрастными группами ДОУ и между ДОУ и начальной школой. принцип индивидуализации принцип социального взаимодействия принцип междисциплинарного подхода(принцип участия) принцип регионизации образовательного процесса, принцип аксиологического подхода

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития воспитанников МКДОУ – детский сад « Елочка » МКДОУ – детский сад « Елочка » детский сад комбинированного вида. Всего в ДОУ воспитывается 155 детей. Общее количество групп – 6 для детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет : 4 группы общеразвивающей направленности, 2 группы комбинированной направленности. В комбинированных группах воспитываются дети с общим недоразвитием речи 2-3 уровня речевого развития.

Распределение детей по группам

Распределение детей по группам здоровья

Сведения о детях с ОВЗ

Сведения о социальном статусе воспитанников ДОУ

К особенностям осуществления образовательного процесса относятся : 1. Наличие среди воспитанников детей с ограниченными возможностями здоровья ( дети с ОНР 2 и 3 уровня, дети - инвалиды ) 2. Наличие воспитанников раннего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2-3 года ) 3. Особые климатические условия : продолжительная ( около 5 месяцев ) с низкими температурами зима, что отражаются на содержании и организации образовательного процесса. 4. Географические особенности расположения ДОУ : ДОУ находится в сельской местности, приближенной к городу. 5. Социальное партнерство : ДЮСШ « Рекорд », БЦК « Радуга », Барышевской детской школой искусств, ООШ Функционирование кружков на базе ДОУ : Познавательное развитие : « Посиделки », « Юные экспериментаторы », « Шашечные баталии » Физическое развитие : « Спортивная карусель », « Здоровые ножки » Художественно - эстетическое развитие : « Умелые ручки », « Мы танцуем »

Требования к формулированию планируемых результатов ( целевых ориентиров ) Целевые ориентиры ООП ДО соответствуют и конкретизируют целевые ориентиры дошкольного образования, содержащиеся в ФГОС ДО Целевые ориентиры отражают специфику и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность (описаны планируемые результаты для детей с ОВЗ, планируемые результаты части, ФУОО) Целевой раздел включает методику для диагностики целевых ориентиров ООП ДО и методику отслеживания процесса развития дошкольников, позволяющую определить необходимость и содержание коррекции образовательной деятельности и ее условий.

Планируемые результаты освоения Программы 1. Планируемые результаты освоения Программы : описаны как целевые ориентиры в Примерной образовательной программе дошкольного образования и образовательной программе « От рождения до школы ». 2. Система коррекционной работы нацелена на успешную адаптацию и социализацию детей с нарушениями в развитии в школе, что соответствует цели и задачам Программы, поэтому планируемые результаты освоения Программы едины как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. 3. Целевые ориентиры также включают результаты освоения части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, среди которых :

Целевые ориентиры части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений Должны отражать цель и задачи приоритетных направлений: Планируемые результаты: Ребенок проявляет познавательную и творческую активность, применяет исследовательскую, проектную, продуктивную деятельность, проявляет интерес к знаниям, способен принимать решения основываясь на собственные знания. Ребенок проявляет интерес к занятиям физкультурой, спорту и здоровому образу жизни; воспринимает здоровье как основной фактор успеха. Родители вовлечены процесс укрепления здоровья детей, в семьях воспитанников сформировано положительное отношение к здоровому образу жизни. Познавательное развитие Цель: развитие познавательной и творческой активности детей. Задачи: Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, обогащать знания о природе и обществе. Развивать исследовательскую, проектную и продуктивную деятельность, способствующей возникновению познавательной активности. Воспитывать интерес к знаниям. Физическое развитие Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни дошкольников Задачи: Совершенствовать физическое и эмоциональное благополучие детей посредством введения оздоровительных мероприятий. Формировать положительное отношение к занятиям физкультурой, спортом, к ЗОЖ в семье. Воспитывать осознанное отношение детей и родителей к здоровью, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Система мониторинга динамики развития ребенка В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики ( мониторинга ), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.( ФГОС ДО п )

В соответствии с пунктом 3.2.3, а также комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации Программы педагоги обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для : индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов ; оптимизация работы с группой детей.

Специальными условиями проведения педагогической диагностики ( мониторинга ) в ДОУ должны стать : выбор методик и педагогических технологий, знакомство педагогов с их содержанием ; разработка инструментария для фиксации, анализа и хранения полученных в ходе мониторинга результатов, определяющих индивидуальное развитие ребенка, его динамику по мере реализации Программы, подбор дидактических материалов для проведения педагогической диагностики.

Инструментарий для проведения педагогической диагностики ( методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т. п.) может быть утвержден педагогическим советом. Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей. Основополагающим методом педагогической диагностики ( мониторинга ) является наблюдение. Причем важно осуществлять наблюдение при : организованной деятельности в режимные моменты, Совместной деятельности воспитанников и взрослого ; непосредственно образовательной деятельности ; свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников, самостоятельной деятельности.

Фиксация наблюдения

Показатели и критерии 20__-20__ год 20__-20__ год 20__-20__ год 20__-20__ год 20__-20__ год октябрьоктябрь апрельапрель октябрьоктябрь апрельапрель октябрьоктябрь апрельапрель Октябрь Октябрь апрельапрель октябрьоктябрь апрельапрель Социальная компетентность (проявляется в успешном, активном, результативном установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний, действий) Согласованный уровень Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними. Устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими). Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, улаживает конфликты. Инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения Коммуникативная компетентность (проявляется в умении ребенка понимать речь других людей и стремлении сделать свою речь понятной для других) Согласованный уровень Выражает словами мысли, планы, чувства, желания, результаты. Задает вопросы. Аргументирует свою точку зрения Карта индивидуальных достижений ребенка (3-7 лет) ФИО __________________________________________________________________ Дата рождения__________________________________________________________ Год поступления в МКДОУ – детский сад «Елочка» ___________________________ Анализ адаптации ребенка в ДОУ__________________________________________ Статус (является ребенком с ОВЗ или нет) ___________________________________

Требования к содержательному разделу ООП ДО Описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (по 5 образовательным областям):определены цель, задачи ОО;(при соответствии данного пункта указана ссылка на ПООП ДО) Раскрыты способы интеграции образовательной деятельности. Описаны вариативные формы, способы, методы реализации Программы образовательной деятельности разных видов и культурных практиках с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Описаны способы поддержки детской инициативы Описана, часть формируемая участниками образовательных отношений(представлены программы, технологии, формы работы с детьми, раскрыто содержание части, ФУОО) Представлена модель взаимодействия ДОУ и школы (преемственность ДОУ и школы) Описано взаимодействие ДОУ с социумом Модель сетевого взаимодействия (если есть) Описано взаимодействие с семьями воспитанников (особенности взаимодействия, формы работы с семьями воспитанников) Описана коррекционная работа в ДОУ (формы работы с детьми, содержание, условия работы с детьми с ОВЗ).

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям реализуются с учетом Примерной образовательной программой дошкольного образования ( одобренной решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию протокол от /15) и образовательной программой « От рождения до школы » под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изд. 3- е, М., 2014, методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Образовательная область « Социально - коммуникативное развитие » Задачи : Основные направления : Примерные виды интеграции : Образовательная область Ранний возраст Дошкольный возраст

Вариативные формы, способы, методы реализации Программы Формы организации Особенности Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми Групповая (индивидуально- коллективная) Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня развития детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения Фронтальная Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения

Ранний возраст (2 - 3 года)Дошкольный возраст (3 года - 8 лет) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Виды деятельности Формы работы Игровая Сюжетно - отобразительные игры. Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры- этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации. Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, предметами - заместителями. Игры-фантазирования. Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. Игры - экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно- дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные). Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки. Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры- аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.) Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально- постановочные.

Группа методов Основные методы Методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности поощрение – одобрение, похвала, награждение подарком, эмоциональная поддержка, проявление особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы; наказание – замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определённых прав или развлечений; образовательная ситуация; игры; соревнования; состязания. Методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности приучение к положительным формам общественного поведения; упражнение; образовательные ситуации (общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим).

Формы и методы работы с детьми по образовательной области « Социально - коммуникативное развитие » содержани е Возраст Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность Социализа ция, развитие воспитание 2-3 лет Чтение художественной литературы, дидактические игры. Игровые занятия. Культурно- гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. 3-5 лет Беседы, обучение, чтение художественной литературы. Сюжетно-ролевые игры. Игровая деятельность. Индивидуальная работа, объяснение, напоминание. Игровая деятельность. Чтение художественной литературы. Сюжетно-ролевые, хороводные, дидактические игры. Самообслуживание. 5-7 лет Беседы-занятия. Чтение художественной литературы. Настольные игры.. Индивидуальная работа. Дежурство. Игровая деятельность. Тематические досуги. Игровая деятельность, игры с правилами. Сюжетно-ролевые, дидактические,

Способы и направления поддержки детской инициативы Технология исследовательско й деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - проблемные ситуации; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - коллекционирование; - составление мини-музеев; - трудовые поручения, действия.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений Сведения о дополнительном образовании в МКДОУ – детский сад « Елочка » Направленность дополнительной образовательной программы Наименование дополнительной образовательной программы Форма реализации дополнительной образовательной программы Контингент воспитанников (возраст) Охват воспитан ников 1Физическое развитие«Спортивная карусель» Совместная деятельность с детьми 1 раз в неделю Старшая (5-6 лет) Подготовительна я (6-7 лет) 56 2Физическое развитие Здоровые ножки Совместная деятельность с детьми 1 раз в неделю Средняя (4-5 лет)28 3Познавательное развитие Юные экспериментаторы Кружок Старшая (5-6 лет) Подготовительна я (6-7 лет) 56 4Познавательное развитие Шашечные баталии Кружок Средняя группа (4-5 лет) 28 5Социально-коммуникативное развитие Посиделки КружокСтаршая (5-6 лет)28

Кружковая работа Цель : Задачи : Организация работы кружка : ( количество занятий, охват детей, особенности организации работы ) Формы работы с детьми : Формы работы с родителями : Организация РППС : Краткое содержание работы : ( описание модели работы, разделов и т. п.)

Организация адаптационного периода в ДОУ Цель : Задачи : Особенности адаптационного периода : Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации к ДОУ : Работа с родителями в период адаптации :

Взаимодействие МКДОУ – детский сад « Елочка », ООШ 161 и СОШ 9 Основные задачи сотрудничества Формы преемственных связей План взаимодействия ДОУ и школы Совместные действия СрокиОтветственные Методическая работа Обсуждение совместного плана сотрудничества детского сада и начальной школы подготовке детей подготовительной группы к начальному обучению сентябрь Зам по УВР школы, старший воспитатель Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания первоклассников сентябрь Зам по УВР школы, старший воспитатель, воспитатели

Сетевое взаимодействие по вопросам реализации Программы Организация досуга Выездные театральные коллективы города Новосибирска Показ театрализованных постановок на базе ДОУ В теч. Года По плану ДОУ Новосибирский мобильный планетарий Знакомство дошкольников с планетарием, космосом Новосибирская филармония Художественно-эстетическое развитие детей, знакомство с музыкальными инструментами Просветительская работа по обеспечению безопасности детей ГИБДД, МЧС по Новосибирской области, сайт ДОУ Проведение бесед с детьми по правилам дорожного движения, участие в выставках, смотрах-конкурсах В теч. Года По плану ГИБДД Дополнительное образование Барышевская школа искусств 1. Заключение договора о взаимосотрудничестве. 2. Приобщение детей к национальной музыкальной культуре, знакомство с Август октябрь

Коррекционная работа Содержание коррекционной работы учителя - логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, базируется на соответствующем разделе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования ( одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию протокол 2/15 от г.), образовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы » под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.-3 – е изд. М., 2014 и раскрывается в рабочей программе, разработанной авторским коллективом МКДОУ – детский сад « Елочка ». Программа составлена на основе « Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей » Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. « Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи » Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной

Содержание коррекционной работы Направление Задачи РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности. Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Расширение словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус).

Направление коррекционной работы в образовательных областях Образовательная область Содержание коррекционной работы Социально-коммуникативное развитие Формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов; воспитание правильного отношения к людям, к вещам и т. д.; обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей. В процессе уточнения представлений о себе и окружающем мире у детей активизируется речевая деятельность, расширяется словарный запас. Формирование у детей интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе. Обучение и совершенствование рассказывания о предметах и игрушках, по сюжетным картинкам, отражающим бытовой, предметно-практический, игровой, эмоциональный и познавательный опыт детей. Формирование представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т. д. Совершенствование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослого. Познавательное развитие Расширение представлений детей о функциональных свойствах и назначении объектов, стимулирование их к анализу, используя вербальные средства общения, обучение установлению причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами. Развитие у детей познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений. Уточнение, расширение и систематизация экологических представлений. Развитие произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений. Обучение решению арифметических задач.

Модель организации коррекционно - развивающей работы с детьми Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, интегрированные с участием разных специалистов занятия. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. - Игры-занятия -Речевые упражнения, задания. - Дидактические игры. - Сценарии активизирующего общения. -Индивидуальная работа - Продуктивная деятельность - Разучивание стихотворений - Работа в книжном уголке - Игры-драматизации - Экспериментирование со словом - Познавательно-исследовательская деятельность Экскурсии Рассказывание Рассматривание Проектирование -Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) -Артикуляционная гимнастика - Речевые дидактические игры. -Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - Индивидуальная работа - Речевые дидактические игры. -Чтение, разучивание - Беседа - Досуги - Наблюдения - Игра-драматизация - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. - Самостоятельная художественно- речевая деятельность. - Театрализованная деятельность. - Сюжетно-ролевые игры.

Формы и приемы организации коррекционной работы Формы работы Содержание коррекционной работы Утренняя гимнастика Формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха. Развитие общей, мелкой моторики. Элементы фонетической ритмики. Развитие слухового внимания, пальцев рук, двигательной активности, ориентировки в пространстве. Дидактическая игра Закрепление навыков и умений детей, полученных в совместной деятельности логопеда с детьми. Игры на развитие пространственной ориентации. Сюжетно-ролевая игра Закрепление умений организовывать и поддерживать игровую деятельность. Обогащение лексики. Развитие связной речи. Развитие коммуникативной стороны речи. Засыпание под музыку Релаксация: переход от активной деятельности ко сну.

Взаимодействие специалистов ДОУ Участники образовательного процесса Содержание деятельности 1. Учитель-логопед Организует и координирует коррекционно-педагогический процесс с педагогами и родителями Оказывает коррекционно-речевую помощь воспитанникам Отбирает наиболее эффективные методы и приёмы коррекции речи Оценивает степень речевой готовности ребёнка к школьному обучению Осуществляет контроль речевой работы с детьми 2. Воспитатели 1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. 3. Целенаправленная активизация отработанной лексики. 4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. 5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. 6. Формирование связной речи. 7. Закрепление навыков чтения и письма. 3. Музыкальный руководитель Формирует движения под музыку Развивает музыкальный слух и певческие навыки Работает над развитием голоса, фонематического слуха Участвует в работе по автоматизации звуков Развивает темп, ритм, плавность речи

Формы образовательной деятельности логопеда с родителями. 1. Родительские собрания 2. Тематические консультации для родителей; 3. Открытые занятия для родителей группы. 4. Индивидуальные консультации для родителей группы. 5.Анкетирование. 6. Размещение информации на сайте ДОУ. 7. Совместные праздники. 8. Оформление родительских уголков. Родители: 1. Выполнение методических рекомендаций учителя логопеда; 2. Контроль за выполнением заданий ребенком и его произношением; 3. Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка; 4. Совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребенка

Взаимодействие с семьями воспитанников МКДОУ – детский сад « Елочка » Реальное участие родителей в жизни ДОУ Формы участия Периодичность сотрудничества В проведении мониторинговых исследований -Анкетирование - Социологический опрос -интервьюирование - «Родительская почта» 3-4 раза в год По мере необходимости 1 раз в квартал В создании условий - Участие в субботниках по благоустройству территории; -помощь в создании предметно-развивающей среды; -оказание помощи в ремонтных работах; 2 раза в год Постоянно ежегодно В управлении ДОУ - участие в работе Совета ДОУ; педагогических советах, родительском комитете. По плану В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей -наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Моя семья», «Как мы отдыхаем» -памятки; -создание странички на сайте ДОУ; -консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции; - распространение опыта семейного воспитания; -родительские собрания; -консультативный пункт для родителей детей, не посещающих ДОУ 1 раз в квартал Обновление постоянно 1 раз в месяц По годовому плану По запросу родителей

Детско - родительский клуб « Умелые ручки » Тематика. Содержание работы клуба.Время проведения Знакомство с техникой топиарии. Изготовление топиарии.Октябрь Изготовление «Осеннего» топиарии.Ноябрь Знакомство с тряпичной народной куклой. Изготовление тряпичной куклы –оберег. Январь Знакомство с техникой квиллинг. Изготовление цветов.Март Знакомство с техникой скрапбукинг. Изготовление поздравительной открытки в техники скрапбукинг. Май Изготовление цветочной чашечки (с использованием различных техник) Июнь План работы :

Требования к организационному разделу ООП ДО Описано материально-техническое оборудование для создание РППС, соответствующего ФГОС ДО и план приобретения недостающего оборудования (при необходимости) Описаны учебно-методический материалы и пособия Включен утвержденный режим дня Раскрыты особенности планирования образовательного процесса Раскрыты особенности организации образовательного процесса с учетом особенностей воспитанников и специфики ДОО: - описана модель организации образовательного процесса (на день, неделю) - описана организация ННОД - комплексно-тематическая модель на год Раскрыты особенности организации традиционных событий, праздников и мероприятий, представлен график проведения данных мероприятий. Описаны особенности организации РППС.

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с возрастом и особенностями развития детей. Вид и назначение помещений Количество/ общая площадь (кв. м.) 1. Административные кабинеты (кабинет заведующего) 1 / 6,7 м 2 2. Методический кабинет 1 / 12,6 м 2 3. Групповые помещения Группа «Зайчата»1 /101,6 м 2 5. Группа «Солнышко»1 / 104,6 м 2 6. Группа «Белочка»1 / 125,9 м 2 7. Группа «Котята»1 / 127,8 м 2 8. Группа «Сказка»1/122,7 м 2 9. Группа «Гномики»1 /124,8 м 2

Функциональная направленность Вид помещения Оснащение Возможные изменения, пополнения Сохранение и укрепления здоровья. Музыкально-физкультурный зал Стенка для спортивного инвентаря, тренажеры детские, скамейка гимнастическая, гимнастический набор (обручи, рейки, палки, подставки, зажимы для эстафет, ленты и т.п.), доска гладкая с зацепами, доска с ребристой поверхностью, дуга большая, малая, канат для перетягивания, массажные коврики, кольцеброс, скакалки, кубы для ОФП, мячи (большие, малые), скакалки, гимнастические палки,, гантели, кегли, скакалки, султанчики, мягкое спортивное оборудование, спортивные маты, набор разноцветных кеглей, мяч футбольный, мячи баскетбольные, прыгающие мячи с ручкой, разноцветные цилиндры, ролик гимнастический, флажки разноцветные Пополнить атрибуты к подвижным играм. Нетрадиционное оборудование Балансиры, детские тренажеры «Бегущий по волнам», «Наездник», «Пресс», «Растяжка» и т.п. Медицинский кабинет Шкаф для медицинских препаратов, стол, стул,холодильник для медикаментов, компьютер, МФУ, бактерицидные лампы, ростомер, электронные весы, кушетка, медицинский инструментарий, аппарат Ротта для проверки остроты зрения, динаметр, гидрометр, пантограф, спирометр,

Программно - методическое обеспечение образовательного процесса Образовательная область Обязательная часть ООП Часть, формируемая участниками образовательных отношений ПООП, ООПМетодические пособия Наглядно-дидактические пособия Парциальные программы, методические пособия. Социально- коммуникативное развитие Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от /15), Образовательной основная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, изд. 3-е, М., Буре Р.С. Социально- нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет). Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет) Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России», «День Победы», Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Защитники Отечества» Серия «Расскажите детям о …»: «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле» Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов

Организация режима пребывания детей в ДОУ Режим работы МКДОУ – детский сад « Елочка »: - пятидневная рабочая неделя ( с понедельника по пятницу ) часовое пребывание детей ( с ) ДОМА Подъем, утренний туалет 6.30 – 7.30 В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Прием детей, свободные игры, самостоятельная деятельность детей*7.00 – 7.50 Подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика 7.50 – 8.00 Подготовка к завтраку, завтрак 8.00 – 8.30 Игровая самостоятельная деятельность, подготовка к непосредственно образовательной деятельности 8.30 – 8.45 Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам) (1 подгр) 9.00 – 9.10 (2 подгр)

Режим дня 1 младшая группа (2-3 г) 2 младшая группа (3-4 г) Средняя группа (4-5 г) Старшая группа (5-6 лет) Подготовите льная группа (6-7 лет) ДОМА Подъем, утренний туалет В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Прием детей на улице, самостоятельная деятельность детей Подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика на улице 8.00 – – – 8.25 Самостоятельная деятельность детей, игры, дежурство 8.05 – – – Режим дня на летний оздоровительный (каникулярный) период

Проектирование образовательного процесса с учетом особенностей воспитанников и специфики МКДОУ – детский сад « Елочка » Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1) Непосредственная образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов. Разнообразная, гибко меняющаяся предметно- развивающая и игровая среда

Возраст детей Регламентируема я деятельность (ННОД) Нерегламентированная деятельность, час совместная деятельность самостоятельная деятельность 2-3 г 2 по 10 мин 7-7, года 2 по 15 мин 7- 7, лет 2 по 20 мин 73-3,5 5 – 6 лет 2-3 по мин 6 – 6,52,5 – 3,5 6-7 лет 3 по 30 мин.5,5 - 62,5 - 3

Учебный план для групп общеразвивающей направленности Организованная образовательная деятельность Базовый вид деятельности Периодичность Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Физическая культура в помещении 2 раза в неделю Физическая культура на прогулке 1 раз в неделю Познавательное развитие 1 раз в неделю 2 раза в неделю 3 раза в неделю 4 раза в неделю Развитие речи 2 раза в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю Рисование 1 раз в неделю 2 раза в неделю Лепка 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Аппликация - 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Музыка 2 раза в неделю Итого: 10 занятий в неделю 13 занятий в неделю 14 занятий в неделю

Учебный план для детей с ОВЗ Организованная образовательная деятельность Базовый вид деятельности Периодичность Старшая группа Подготовительная группа Физическая культура в помещении 2 раза в неделю Физическая культура на прогулке 1 раз в неделю Познавательное развитие 3 раза в неделю 4 раза в неделю Развитие речи 2 раза в неделю Логопедические занятия* 2 раза в неделю Рисование 2 раза в неделю Лепка 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Аппликация 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Музыка 2 раза в неделю Итого:15 занятий в неделю 16. занятий в неделю

Модель образовательного процесса на неделю понедельниквторниксредачетвергпятница 1 половина дня 1. Беседа из личного опыта 2. Д/и (сенсорное развитие) 3. Работа в книжном уголке 4. Индивидуальная работа по развитию речи 5. Игры-забавы 1. Упражнения с элементами звукоподражания 2.Д/и (мелкая моторика) 3. Чтение, рассказывание сказок с использованием театра 4. Самостоятельная игровая деятельность 1. Наблюдения за комнатными растениями, опыты, труд 2. Игры на развитие речевого дыхания 3. Индивидуальная работа (мелкая моторика) 1. Чтение и заучивание потешек, стихов 2. Индивидуальная работа (сенсорному развитию) 3. Д/и (музыкальные) 4. Строительные игры 1. Д/и на развитие речевого дыхания 2. Сюжетные игры 3. Игры-забавы 4. Совместная деятельность в ИЗО- уголке 5. Хоровые игры ННОДВ соответствии с перспективным планированием ННОД и расписанием Прогулка Прогулочная карта … Обед Организация культурно-гигиенических процедур, совместная деятельность детей, самостоятельная деятельность детей Сон Чтение перед сном, беседы о пользе сна, закаливающие процедуры, гимнастика после сна 2 половина дня 1.Сюжетно-ролевая игра 2. Совместная деятельность у ИЗО- уголке 3. Экспериментальная деятельность 4. Индивидуальная работа по сенсорному развитию 1. Сюжетно-ролевая игра 2. Подвижная игра 3. Индивидуальная работа (развитие речи) 4. Строительные игры 5. Игры в уголке ряжения 1.Сюжетно-ролевая игра 2 Развлечения, досуги 3. Игры с игрушками на развитие мелкой моторики 4. Самостоятельная художественная деятельность 1.Сюжетно-ролевая игра 2. Игры в уголке ряжения 3..Работа в природном уголке (наблюдения за растениями, опыты, труд) 4. Рассматривание иллюстраций, репродукций 1.Сюжетно-ролевая игра 2. Совместная деятельность в уголке изобразительной деятельности. 3.Хозяйственно- бытовой труд 4. Строительные игры

Организация двигательного режима Формы работы Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1. Подвижные игры во время утреннего приема детей Ежедневно 6-8 мин. Ежедневно 8-10 мин. Ежедневно мин. 2. Утренняя гимнастика Ежедневно 4-5 мин. Ежедневно 6-8 мин. Ежедневно 8-10 мин. Ежедневно мин. 3. Физкультминутк и По необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин. 4. Музыкально- ритмические движения На музыкальных занятиях 4-5 мин. На музыкальных занятиях 6-8 мин. На музыкальных занятиях 8-10 мин. На музыкальных занятиях мин. На музыкальных занятиях мин. 5. Физкультурные занятия 2 раза в неделю 10 мин. 3 раза в неделю мин. 3 раза в неделю 20 мин. 3 раза в неделю 25 мин. 3 раза в неделю 30 мин. 6. Логоритмика (комбинированная группа) На музыкальных занятиях мин. 7. Профилактика и коррекция плоскостопия и нарушения осанки Подгрупповым методом 1 раз в неделю 4-5 мин. Подгрупповым методом 1 раз в неделю 5-7 мин. Подгрупповым методом 1 раз в неделю 6-8 мин. Подгрупповым методом 1 раз в неделю 8-10 мин. 8. Подвижные игры: - сюжетные; - бессюжетные; - игры-забавы; - соревнования; - эстафеты. Ежедневно не менее двух игр по 3-5 мин. Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин. Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин. Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин. Ежедневно не менее двух игр по мин.

Модель комплексно – тематического планирования на год Модуль Тема недели Итоговое мероприятие Ответств. за меропр. Детский сад До свидания лето, здравствуй детский сад Праздник «День Знаний» Хмелева В.О. Гламаздина Т.В. Воспитатели Школьные профессии Осень Осень золотая Праздник «Осень», Выставка поделок из природного материала Хмелева В.О. Воспитатели Урожай. Хлеб. Фрукты. Овощи. Лес. Грибы. Ягоды. Птицы Домашние птицы Природоохранная акция «Сбережем птиц» Воспитатели Дикие птицы Россия – родина моя Мое село - мой край родиной Праздник «День народного единства», реализация проекта «Моя семья» Воспитатели Наша родина - Россия Животные Домашние животные Выставка рисунков «Мой питомец»Воспитатели Дикие животные Экзотические животные Тема по интересам и запросам детей Продукты детского творчества, продукты реализации проектов Воспитатели специалисты

Традиционные события, праздники, мероприятия в МКДОУ – детский сад « Елочка » Мероприятие Время проведения 1. День Знаний 1 сентября 2. День рождение группы (по группам)Октябрь 3. Осенины Октябрь 4. День Матери Ноябрь 5. Новый год к нам идет Декабрь 6. Святочная неделя: фольклорное развлечение «Пошла Коляда» Январь 7.23 февраля. Праздник пап.Февраль 8.8 Марта. Мамин день.Март 9. Фестиваль шумовых оркестров Март 10. Фольклорное развлечение «Проводы зимы»Март

Организация предметно - пространственной развивающей среды Основные направления развития Наличие специальных помещений Основные и специальное оборудование Физическое направление Музыкально-физкультурный зал Спортивное оборудование для проведения физкультурных занятий, мероприятий Музыкальный центр Спортивная площадка «Мини - футбол»Футбольные ворота, скамейки Уличная спортивная площадка Физкультурное оборудование «спортивная лестница, брусья, «Радуга», скамейки гимнастические. Групповые помещения Центры двигательной активности, дорожки здоровья, оборудование для закаливания, бактерицидные лампы Медицинский блок Ростомер, мебель, весы, тонометр, медикаменты для оказания первой медицинской помощи Социально- коммуникативное развитие Групповые помещения Развивающие пособия и игры, атрибуты, игровые модули, сюжетно-игровое оборудование, оборудование для трудовой деятельности, художественная литература, видеомагнитофон, фотоаппа рат, видео - и аудиотека.

Требования к дополнительному разделу ООП ДО Описаны цель и задачи ООП и ЧФУОО Описаны возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; Описаны используемые Примерные программы, парциальные программы Представлена характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Краткая презентация ООП ДО Цель Программы : Задачи Программы : Особенности осуществления образовательного процесса : Контингент воспитанников : Содержание обязательной части основано на Программах ……. Часть, формируема участниками образовательных отношений составлена с учетом …… Содержание Программы охватывает пять образовательных областей ( социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое, развитие ) и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в таких видах деятельности как …. Для развития индивидуальных способностей в образовательном учреждении организованы … Программа включает раздел, посвященный коррекции недостатков речевого развития. Составлена на основе ….. Цель и задачи коррекционной работы ….. В соответствии с этим основными направлениями взаимодействия МКДОУ – детский сад « Елочка » родителями ( законными представителями ) воспитанников являются ….. Работа по данным направлениям осуществляется в следующих формах …..

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! С новым учебным годом!