Адаптация ребенка к детскому саду Начальник консультативно- оздоровительного отдела МАУ ГЦМП Лаврова М.А. г. Екатеринбург, 2015 Здоровье так же заразительно,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Advertisements

Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
Здравствуй, детский сад! Детский сад – необходимость, Без него не обойтись. Он – одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок. Педагог-психолог.
педагог-психолог Дорошенко Л.Н. МБДОУ « Детский сад 8 «Улыбка» г Щучье.
Собрание для родителей Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.
Какое счастье! Ваш малыш подрос! И многое уже умеет сам. Играет, ходит, говорит и размышляет. Пришла пора ребенка В детский сад отправить!
Подготовила: педагог-психолог Стрельцова Ирина Константиновна 2015 год.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым,
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. А.
«Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» МАДОУ «Детский сад 8» Составила: педагог-психолог Герасименко.
Памятка для родителей воспитанников младшей группы детского сада.
Основы адаптации ребенка к детскому саду Материал для родителей.
Воспитатель:Маркелова Т.В. МБДОУ детский сад г.
Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ Подготовила педагог – психолог МБДОУ 13 Фатыхова О.Р.
Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию?. Что это такое? Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Процесс, часто.
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ? Педагог-психолог Казина К. А. Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное образовательное.
«Адаптация ребенка к детскому саду » Выполнила : Зиновьева И.В., педагог-психолог МДОУ «ЦРР- д/с 152»
Ваш ребенок идет в детский сад. Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка в ДОУ Составила: Вершинина С.Г.
«Я УЖЕ ДЕТСАДОВЕЦ!» Памятка для родителей Я хочу предупредить вас, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень болезненно. Причин много:
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Советы отечественных педагогов и психологов.
Транксрипт:

Адаптация ребенка к детскому саду Начальник консультативно- оздоровительного отдела МАУ ГЦМП Лаврова М.А. г. Екатеринбург, 2015 Здоровье так же заразительно, как и болезнь. Ромен Ролан

Что бы хотели услышать? Какая информация была бы полезна?

Задачи доклада Систематизировать информацию об адаптации ребенка/родителя к детскому саду: определения (адаптация, стресс, «психосоматика»), описание ЦА, факторы, влияющие на адаптацию, профилактика Дать рекомендации по сопровождению адаптационного процесса ребенка и родителя Профилактика эмоционального выгорания медицинского работника

«Гимнастика» для мозга

Универсальные «психологические задачи» возраста До 3 х лет: Приобретение доверия к миру Создание фундамента для эмоционального развития Психомоторное развитие (исследование собственного тела, управление им) Овладение речью Формирование основ управления вниманием и поведением (способность выполнять инструкции взрослого) 3-5 лет: Развитие речи как инструмента общения и познания Развитие инициативности активности в познании мира («почемучки») Освоение первых социальных ролей Развитие фантазии и творческих возможностей

На фоне решения этих задач происходит адаптация к детскому саду

Адаптация – это ….

Адаптация к детскому саду: приспособление ребенка к коллективу (воспитателю, одногруппникам, обстановке) нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе (режим, дисциплина, нехватка внимания).

Адаптация и стресс

Окружающая среда (шум, температура…) Особенности работы Экстремальные события Межличностное общение St Индивидуальные особенности Rea: -Биологические (особенности нервной системы, выносливость организма…) -Психические (оценка ситуации, ценности, навыки, знания, уровень риска и ответственности, мотивация …) организма, тела Психики (эмоции, мышление, поведение) Стресс – это неспецифическая (4) защитная реакция (3) организма и психики(2) в ответ на экстремальную ситуацию (1). Определение

Преимущественный вклад в стресс несет именно оценка ситуации

Задача = = = 5 * 5 = 5

АДАПТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ Кому адаптироваться легче? · Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом). · Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт". · Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками. · Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

Адаптация: физиологическая адаптация социально- психологическая адаптация

Теория возникновения стрессовых реакций

СРАЖАТЬСЯ ИЛИ СПАСАТЬСЯ СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ

Схематичное изображение стадий стресса (Г.Селье) 1)тревожно-мобилизационная фаза (перестройка организма: изменения эндокринной системы, иммунной системы, ЖКТ. Чувство тревоги) 2)фаза резистенции 3)истощение организма

Признаки стресса Клинические (головные боли, нарушения сна, нарушения ЖКТ…) Физиологические (изменения ЧСС, учащение дыхания…) Эмоциональные (раздражительность, вспышки гнева, капризность, плаксивость…) Психические (внимание, память, мышление) Поведенческие (ступор, активность) Наличие стрессоров

Проект «Школа здоровья» Социально-психологические проблемы учебной мотивации детей и подростков Куратор проекта: Лашевская Екатерина Львовна, начальник отдела Ведущая семинаров-практикумов: Васильева Галина Ивановна, педагог-психолог Центра «Диалог» Роль педагога в построении эффективного взаимодействия с подростками, имеющими трудности в обучении и поведении Семинар 2 Период адаптации: от 2-3 недель до полугода. От чего зависит? индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, Особенности ДДУ (соблюдение режима, питание, особенности воспитателя, атмосфера в группе и пр.) степень подготовленности ребенка к ДДУ (навыки самообслуживания, готовность расстаться с мамой и пр.), поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Надо объяснить родителям, что если у ребёнка плохой аппетит, то нельзя кормить малыша насильно. Вместо сливочного масла один раз в день можно предложить сливки (1 чайную ложку). На ужин лучше дать ребёнку не мясное, а легко-усваиваемое овощное, творожное или фруктовое блюдо. ……

» 4 вопроса в конце дня -Что запомнился больше всего? Почему? -Что было самым интересным? (радостным, ярким, скучным?) -Доволен ли ребенок тем, как прошел день и почему? -С чем связан для него грядущий день? Будет ли он в его представлении трудным, радостным, скучным?

Индивидуальные особенности ….

Александр Македонский – македонский царь с 336 до н. э., один из величайших полководцев в истории

АГРЕССИВНОСТЬ АМБИЦИОЗНОСТЬ АКТИВНОСТЬ АДРЕНАЛИН НЕАГРЕССИВНОСТЬ НЕАМБИЦИОЗНОСТЬ НЕАКТИВНОСТЬ КОРТИЗОЛ

Социально-психологическая адаптация: новая социальная роль ребенка; новый вид деятельности; изменяется социальное окружение; включенность в большую социальную группу; изменяется уклад его жизни.

Проект «Школа здоровья» Социально-психологические проблемы учебной мотивации детей и подростков Куратор проекта: Лашевская Екатерина Львовна, начальник отдела Ведущая семинаров-практикумов: Васильева Галина Ивановна, педагог-психолог Центра «Диалог» Роль педагога в построении эффективного взаимодействия с подростками, имеющими трудности в обучении и поведении Семинар 2 У ребенка трудности с адаптацией, если… …уже больше трех недель у него есть хотя бы половина из следующих проблем:

Роль педагога в построении эффективного взаимодействия с подростками, имеющими трудности в обучении и поведении Семинар 2 1. Г оворит, что воспитатель его не любит или она ему не нравится. 2. Отказывается от помощи, даже когда она необходима. 3. Перед уходом в садик у него болит живот. 4. Забывает свои вещи, рассеян 5. Он недоволен пребыванием в садике. 6. Постоянная тревога, ненасыщаемая потребность в успокоении и похвале.

Проект «Школа здоровья» Социально-психологические проблемы учебной мотивации детей и подростков Куратор проекта: Лашевская Екатерина Львовна, начальник отдела Ведущая семинаров-практикумов: Васильева Галина Ивановна, педагог-психолог Центра «Диалог» Роль педагога в построении эффективного взаимодействия с подростками, имеющими трудности в обучении и поведении Семинар 2 7. Забывает о всем, что происходило в садике 8. Не рассказывает о садике. 9. Говорит, что воспитатель слишком часто кричит. 10. Продолжает скучать по дому, домашней обстановке. 11. Жалуется, что у него нет друзей среди одногруппников. 12. Снижение веса (на день), начинается отставание в темпах роста и веса

Модель симптоообразования Взаимодействие и взаимоопереход единиц сознания: смысл, значение, чувственная ткань, биодинамическая ткань Биодинамическая ткань Чувственная ткань Значение (нарушение в знаково- символической опосредовании социализации телесности). Система означения телесного опыта, переход к вербальным системам значений Смысл. Смысловая саморегуляция. Вопрос ценности в системе смысловой иерархии личности

Профилактическая работа Оздоровление ребенка (существуют методические программы, в т.ч. и на территории г.Екатеринбурга) Четкая система взаимодействия с администрацией Понимание роли мед.работника родителем: проведение бесед, разъяснительных лекций (!), распространение брошюр и буклетов, памяток, алгоритмов действий. Например, памятка при поступлении в детский сад: описание режима дня, советы по привыканию к нему, питание, важность сна и советы по «высыпанию», важность «психологической атмосферы» в доме, реакции родителей на капризы и пр., описание взаимодействия с мед.работником в дальнейшем (вакцинация, карта здоровья и пр.)

Как смягчить адаптацию к детскому саду? Подготовку к садику необходимо начинать еще до фактического поступления ребенка в садик, лучше всего в теплое время года (именно в это время процессы адаптации будет протекать спокойнее). В течение первой недели ребенок должен находится в группе в течение неполного дня (2-3 часа), и только постепенно время пребывания ребенка в группе увеличивается – это называется «ступенчатая адаптация». В течение 2 недель для малыша сохраняются привычные для него приемы воспитания, а в идеале в течение первых дней к ребенку может допускаться мама, которая играет с малышом и находится в поле его зрения. В период адаптации ребенка не рекомендовано начинать закаливающие процедуры, проводить вакцинацию. Об этом стоит позаботиться заранее, так как в принципе в период адаптации запрещены любые травмирующие манипуляции. За каждым ребенком в период адаптации ведется наблюдение и заполняется дневник адаптации, в котором отмечаются поведение, сон, аппетит ребенка и т.д. Только при наличии адекватного поведения, спокойного, глубокого сна, хорошего аппетита и нормальной активности ребенка можно говорить о состоянии адаптированности.

_________________________________ Используйте переговоры двух победителей дайте ощутить собеседнику свою значимость техника «Возможно, Ты прав» ребенка: Питание, ведение ЗОЖ Своей личностью (голос, поведение, информация, знание развития горя, знания о стрессах для ребенка, знания особенностей возраста и характера) Рассказ историй, метафор, притч, сказок (!!!) Выслушивание, поддержка Методы преодоления стресса

взрослого: Делай раз. Внимание к себе: анализ своего состояния * Делай два. Применение экстренных способов преодоления стресса, восстановления сил (наблюдение «летят утки», техника «Кит», «Рука»…) Делай три. Решение задачи (!). Определение стресс-факторов … 4. Подарок Методы преодоления стресса * Чтобы диагностировать то, чего добивается ребенок, прислушайтесь к своим чувствам: раздражение – внимание злость, гнев – борется за власть, цель - сила «глубоко задет», «желание ответить тем же»: цель - месть чувство беспомощности, потерянности: цель - покой

Целевая Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей.

Сократ(470/469 до н. э., Афины, 399, там же), древнегреческий философ.

Меняется формат мышления поколения Напр., социолог Лариса Паутова фонда «Общественное мнение», руководитель проекта по исследованию молодежи «поколение X» (родившиеся в на­чале 70-х) «поколение Y» (родившихся с 1983 по 1992 гг.) «поколение Z» (те, кто появился на свет в нулевых ) жизнь «поколения Y» определяют координаты: Одна из особенностей молодежи – желание отличаться от других и, в то же время, быть в своем «племени» (субкультуры, которые имеют свою окраску, свою моду, музыку, свои законы). типичное племя «поколения Y» - геймеры (среди юношей 39% увлекаются компьютерными играми, среди девушек - в три раза меньше): формат 3D (объемный красочный мир, которому реальность не всегда соответствует). С другой стороны, возникает желание творчески преобразовывать мир. Ценности: семья и дружба - на первом месте; в пятерку попадают любовь, карьера и деньги. «Y» - семейные карьеристы. Ценности свободы, расслабленности «Y» - поколение интернета, поэтому они сильные индивидуалисты. «Х» - это «футбольная команда», где есть капитан. «Y» - это форумы, чаты, социальные сети, где все вроде общаются, а потом разлетаются в разные стороны, они часто не командные игроки, как, например, «беби-бумеры» (родившиеся в 50–60-х). «Y» чрезмерно нацелены на успех. Почти сто процентов из них говорят: «Хотим достичь успеха в жизни», но не видят, как и в чем это сделать, имеют подсознательный страх остаться не у дел. Исследователь прогнозирует у этого поколения сильный кризис среднего возраста, когда многие осознают: «Ага, я неудачник, чего так боялся». («РР», 2010)

Давление и перегрузки снаружи, покой и безмятежность внутри Принцип авиалайнера

Контакты 1) МБУ Центр «Диалог» Адрес: 8 Марта 55 а Записаться по телефону: ) МАУ ГЦМП: ,

Здоровья и радости от работы ;) Благодарю за внимание