Эффективные технологии взаимодействия педагога-психолога с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО Педагог-психолог ДОУ 1 Пичугина Л.В. 30.09.2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар - практикум Вовлечение родителей в партнерское взаимодействие с ребенком с использованием игровых образовательных технологий в условиях семьи.
Advertisements

Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Городская базовая площадка МБДОУ д/с 11 по направлению развития образования - качественные изменения в системе воспитания, направленные на обеспечение.
Актуальность В соответствии с Федеральным Законом от г. «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед.
Михеева Маргарита Петровна, руководитель отделения психологического сопровождения образовательного процесса Красноглинского района «Центра развития образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 212 «Солнышко» общеразвивающего вида Психолого – педагогический проект ПРАЗДНИК.
Краткая презентация основной общеобразовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Ханты- Мансийского района «Детский.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с 356 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Особенности сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в современных условиях развития образования.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
2013 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 23 « ОГОНЁК » ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
Транксрипт:

Эффективные технологии взаимодействия педагога-психолога с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО Педагог-психолог ДОУ 1 Пичугина Л.В г

План 1. Актуальные вопросы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй в свете ФГОС ДО. 2. Характерные особенности семейного воспитания на современном этапе. 3. Использование современных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ.

Федеральный закон «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012 г. N 273-фз вступил в силу 1 сентября 2013 года ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ вступил в силу 1 января 2014 года, Приказ Минобрнауки России от N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. 2/15)

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Федеральный закон «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Федеральный закон «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; 6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования I. Общие положения 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. 2/15) 2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями) Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями(законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. 2/15) Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт. Педагоги, в свою очередь, также должны делиться информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении детей во время пребывания в Организации. Родители (законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к Организации, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы.

Риски для детей дошкольного возраста Рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально- экономического, медико- биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям; Неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Л.Н. Толстой

Ребенок получает всестороннее образование, Приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, Учится проявлять собственную активность. Родительские функции Удовлетворение потребностей ребенка Адаптация ребенка к миру Эмоциональное отношения к ребенку Формирование отношения к миру и к себе Принятие ребёнка родителем Появление ценностных ориентаций и мировоззрения Дошкольное учреждение Семья

Психологические модели, формирующиеся в семье Модель привязанности Модель привязанности Гендерные модели Гендерные модели Супружеские модели Супружеские модели Модели детско-родительских отношений. Модели детско-родительских отношений.

Типы семей Неблагополучная семья Благополучная семья

Классификация неблагополучных семей Классификация неблагополучных семей (В.В.Юстицкис и Э.Г.Эйдемиллер ) «Недоверчивая семья» «Легкомысленная семья» «Хитрая семья»

Виды дисфункциональных семей ( Виды дисфункциональных семей (Спиваковская-Рихтер) «Внешне спокойная семья» «Внешне спокойная семья» «Вулканическая семья» «Вулканическая семья» «Семья – санаторий» «Семья – санаторий» «Семья-крепость» «Семья-крепость» «Семья – театр» «Семья – театр» «Семья – третий лишний» «Семья – третий лишний» «Семья с кумиром» «Семья с кумиром»

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей)предоставляет проектная работа. Родители(законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д., могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами. Организацией поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.

Информация для родителей на сайте ДОУ 1

Проект «Осенняя ярмарка»

Крыска Дуся Вот краска Дуся, которую подарили родители сестренке Алисе. А это - я, хочу поиграть с краской Дусей, которую подарили родители сестренке Алисе. А это бабушка, которая боится краску Дусю, которую подарили родители сестренке Алисе, с которой хочу поиграть я. А это- машинка, которую хочет погрызть краска Дуся, которую боится бабушка, с которой хочу поиграть я, которую подарили сестренке Алисе.

Психодиагностика семьи Для диагностики семьи используются следующие методики и тесты: Тест–опросник определения родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина; Тест–опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина; Методика анализа семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера; Опросник для измерения родительских установок и реакций Е. Шеффера; Методика Е. Шеффера и Р. Белла по определению отношения родителей к ребенку и другие.

«Моя семья» Лев З., 4,5 года

Основные виды помощи Психологическая неграмотность родителей – психологическое просвещение; Искаженные родительские отношения – консультирование, семейная психотерапия; Дисгармония психического развития ребенка – диагностика, коррекция; Задержка психического развития – консультирование, направление к дефектологу; Нарушение личностного развития ребенка – психокоррекция

Семейное консультирование Типы поддержки: Влиятельный Внимательный Спрашивающий Утверждающий Стремящийся к пониманию

Основные проблемы родителей Синдром неуверенного родителя – жалоба на ребенка (несоответствие развития или поведения должному идеалу), проблема «не знаю, как…»; Отношение к ребенку пессимистичное, без достаточ­ной близости, без уважения запрос - «помогите исправить»; Личностное неблагополучие родителя – жалоба на свои переживания и состояние, неадекватные эмоции, действия; запрос состоит в эмоциональной поддержке; Поиск союзников - жалоба на «третьих лиц» (привести их поведение в соответствие с моралью и справедливостью), запрос – «помогите заставить».

Некорректное поведение психолога 1) морализование – консультант сходит с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли учителя; 2) самолюбование – игнорирование исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения; 3) демонстрация негативных реакций – проявление психологом каких-либо негативных эмоций или личных оценок по отношению к клиенту является нарушением профессиональной этики.

Специальные навыки и умения Постановка открытых и закрытых вопросов; Фиксирование внимания на мыслях и чувствах клиента; Перефразирование и суммирование важнейших высказываний; Выразительное молчание (внимание, напряженная пауза, отрицание); Умение следовать в беседе за логикой клиента; Умение совместного принятия решений.

Активные формы работы с родителями Родительские группы Групповая дискуссия, Ролевые игры, Домашние задания по модификации поведения, Анализ и интерпретацию взаимоотношений (моделирование в контролируемых условиях семейных ситуаций, разыгрывание проблемных ситуаций); Метод совместных действий (выполнение ре­бенком и родителем общего задания); Видеокоррекция

Групповая дискуссия Цель дискуссии – выработка оптимального подхода к конкретной жизненной ситуации. Результатами дискуссии являются: информативность - приобретение новых знаний, изменение точки зрения; отреагирование – уменьшение напряженности, осознание проблемы; сближение – взаимопонимание и сближение участников дискуссии; улучшение – устранение проблемы, разрешение ситуации

Видеокоррекция Проигрывание ситуаций в условиях видеозаписи с последующим ее просмотром и анализом. Проигрывание ситуаций в условиях видеозаписи с последующим ее просмотром и анализом. Эффектами работы является повышение их сенситивности к ребенку, выработка адекватного пред­ставления о детских возможностях и потребностях, ликвида­ция психолого- педагогической неграмотности, получение родителями ин­формации о восприятии семейной ситуации ребенком Эффектами работы является повышение их сенситивности к ребенку, выработка адекватного пред­ставления о детских возможностях и потребностях, ликвида­ция психолого- педагогической неграмотности, получение родителями ин­формации о восприятии семейной ситуации ребенком

«Красавица и Чудовище»

Правила семьи (Вирджиния Сатир) Каждый член семьи должен иметь жизненное пространство; Каждый член семьи должен иметь жизненное пространство; Каждый член семьи должен помнить о необходимости уважительного отношения к другому; Каждый член семьи должен помнить о необходимости уважительного отношения к другому; Каждый член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других, следовательно, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другим человеком, и может помочь ему измениться; Каждый член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других, следовательно, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другим человеком, и может помочь ему измениться; Каждый член семьи может оказаться в центре воздействий со стороны других членов – важно не избегать этих воздействий, а научиться управлять ими. Каждый член семьи может оказаться в центре воздействий со стороны других членов – важно не избегать этих воздействий, а научиться управлять ими.

Спасибо за внимание!