План лекции: 1. Основные принципы коррекционной работы; 2. Цели психологической коррекции; 3. Требования, предъявляемые к участникам коррекционной ситуации;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психокоррекционная работа с детьми, имеющими ЗПР.
Advertisements

Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС.
Коррекционно-развивающая работа Педагог-психолог Мешалкина А.В.
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
О СОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Методист МКОУ ДПО ЦИМПО: Труфанова Н. А.
Гладышева И.В.. Изменение общей парадигмы образовательного процесса.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Педагог-психолог: Шемякова С.А.. Практическая психология образования очень молода. При активной социальной поддержке с 1989 года в коллективы школ влились.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Педагог-психолог –Костерина О.В. Педагог-психолог –Костерина О.В.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенность современного образования в том, что наряду с предметными компетенциями у обучающихся необходимо сформировать универсальные учебные действия.
Транксрипт:

План лекции: 1. Основные принципы коррекционной работы; 2. Цели психологической коррекции; 3. Требования, предъявляемые к участникам коррекционной ситуации;

Основные принципы коррекционной работы Основополагающий принцип психологической коррекции – принцип единства диагностики и коррекции. Программа психологической коррекции на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины психологического диагностического обследования; в то же время самая профессиональная диагностика бессмысленна, если не сопровождается системой коррекционных мероприятий. Кроме того, диагностика предоставляет психологу всю необходимую информацию о динамике психологических или поведенческих изменений на протяжении всего коррекционного процесса

Принцип нормативности развития. При оценке соответствия уровня развития возрастной норме и определении целей коррекции необходимо учитывать не только уровень сформированности психологических новообразований и уровень развития ведущей деятельности, но и особенности социальной ситуации развития, индивидуальные особенности;

Принцип коррекции «сверху вниз», выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы, подчеркивая, что основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» и своевременное формирование психологических новообразований. При реализации принципа «снизу вверх» в качестве основного содержания коррекционной работы рассматривается упражнение и тренировка уже имеющихся психологических особенностей – вызывание заданной модели поведения и закрепление этого поведения (например, путем подкрепления).

Реализация принципа системности развития психологической деятельности обеспечивает направленность на устранение причин и источников возможных отклонений в психическом развитии. Это может быть достигнуто благодаря анализу результатов диагностических исследований

Деятельностный принцип коррекции заключается в том, что коррекционное воздействие всегда активизирует деятельность, организующую основу для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекция является не только тренировкой навыков и умений, но и целостной осмысленной деятельностью, которая органично вписывается в социальную ситуацию клиента

Цели психологической коррекции Психокоррекционные мероприятия направлены в основном на исправление отклонений в развитии. В практике коррекционной работы для определения задач и критериев эффективности психологической коррекции выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии

Биологическая модель – объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания. Медицинская модель – выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская модель – подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия личности и среды для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка

Педагогическая модель – видит причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности; Деятельностная модель – ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии, видов деятельности

Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею

При формулировании целей необходимо руководствоваться несколькими правилами

1. Цели формулируются в позитивной форме – не как описание нежелательного поведения или личностных особенностей, которые должны быть устранены, а как содержательный ориентир для дальнейшего роста и формирования деятельности, структур личности и способностей, обеспечивающих этот процесс

2. Цели должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы; 3. Необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективы развития личности, учитывая, что эффекты коррекции могут проявляться на протяжении достаточного длительного временного интервала

Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: - коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; - профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии; -развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно- развивающих программ

К условиям эффективности коррекционного психолога можно отнести: хорошую подготовку и гибкость в подборе теоретических компонентов и диагностических мероприятий, которые послужат основой для формирования главных принципов коррекционной программы; практическое владение методами и техниками в рамках выбранных направлений с учетом при этом индивидуальных особенностей клиента или динамики внутригрупповых процессов, которые могут повлиять на ход коррекционной работы.

Список электронных источников Университетская библиотека online 1. Ридецкая О.Г. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии / Хрестоматия. – М. – Директ-Медиа, 2013., с. Ссылка: view&book_id= view&book_id=134534

Спасибо за внимание!