Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 373 комбинированного вида «Скворушка» Использование нетрадиционного оборудования на логопедических занятиях в соответствии с ФГОС ДО Подготовила: Потапова М.В. учитель-логопед
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева Развивающая предметно- пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО): часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития (ФГОС ДО п )
Цель создания РППС ДОО: Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности.
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; наличие в Организации или Группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности. 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. (ФГОС ДО)
Направления коррекции речевого нарушения Развитие общей моторики. Развитие мелкой моторики рук. Развитие артикуляционной моторики. Развитие фонематических процессов. Развитие лексических навыков. Развитие лексико-грамматического компонента языка. Развитие связной речи.
Нетрадиционное оборудование в детском саду – это плод усиленных трудов педагогов детского сада, их фантазии и взаимодействия с родителями. Нетрадиционное оборудование в детском саду может создаваться из подручных средств, который казались уже ни на что не годными и изжившими свой век: «киндеры», пробки от соков, разноцветные веревки, коробочки, кубики, палочки от суши и прочие бросовые материалы. Нестандартное оборудование в детском саду несет в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. В дошкольном возрасте мозг ребенка еще очень гибок и подвержен влиянию извне. Вся информация, полученная в этом возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование в детском саду грамотно и с пользой для здоровья дошкольника. Требования к нетрадиционному оборудованию – это безопасность в использовании, соблюдение гигиенических требований (обработка различными способами), эстетическая привлекательность, многофункциональность и простота в использовании.
Развитие мелкой моторики «Сухой бассейн»Игра: «Наполни банку крупой»
Игры с прищепками
«Заплети косичку» «Кто быстрее наденет резиночки»
«Собери бусы» «Лабиринт»
«Улитка» «Собери квадрат»
Рисование и письмо по манной крупе
Артикуляционная гимнастика «Артикуляционные кубики» «Артикуляционные крышечки»
Развитие речевого дыхания «Раздуй горошины»«Ветерок в бутылке»
«Открытка» «Султанчики»
«Закати мяч в ворота»
Автоматизация звуков «Бесконечные открытки» «Волшебная коробка»
Разучивание чистоговорок по мнемосхеме.
Подготовка к обучению грамоте
Искренне надеюсь, что опыт работы и предложенный материал помогут коллегам в трудной, но увлекательной работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Спасибо за внимание!