Тенденции развития высшего образования Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы Курс лекций проф. Лызь Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВО Абакумова И.В. зав.кафедрой сервисных технологий.
Информация по внесению изменений в ФГОС г.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Аспирантура (адъюнктура) как третий уровень высшего образования Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего.
Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Методический семинар по разработке основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21/10/2015.
Учебно-методическая секция О разработке магистерских программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
« Математика и информатика » I курс.12 группа Ефимова Валерия Игоревна Московский Государственный Областной Университет.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Транксрипт:

Тенденции развития высшего образования Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы Курс лекций проф. Лызь Н.А.

Требования к системе высшего образования Индивидуализация образовательных траекторий, непрерывность, многоуровневость, вариативность (резкое увеличение выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта); кредитно-модульная система организации образовательного процесса; прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле; новое регулирование образовательного рынка: главными субъектами становятся профессиональное сообщество (работодатели) и потребители (обучающиеся, родители).

Направления модернизации высшего образования Разработка программ, ориентированных на обучающегося, его способности, потребности и запросы; социальное партнерство, взаимодействие вуза с корпоративной (отраслевой) наукой, производством, бизнесом, социальной сферой, предполагающее как ориентацию вуза на решение задач развития региона, так и участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ; интеграция учебного процесса, научных исследований и практической деятельности при подготовке специалистов, повышение конкурентоспособности выпускников и продвижение их на рынке труда; разработка и внедрение образовательных технологий, дающих новое качество образовательных результатов.

ФГОС федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования; образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

Образовательные программы Основные Общеобразовательные (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего); Профессиональные (профессионального обучения, среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры). Дополнительные Общеобразовательные; Профессиональные.

Особенности ФГОСов трехуровневость высшего образования; значительная свобода вуза в формировании ООП; компетентностный подход; кредитно-модульная система построения образовательных программ; возможности обучающихся в построении собственного образовательного маршрута; большой перечень общекультурных компетенций и требования к социокультурной среде вуза; роль работодателей в разработке ООП, контроле результатов и т.п.

ФГОС обеспечивают: единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования; вариативность содержания основных образовательных программ; основу для разработки примерных образовательных программ и объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; государственные гарантии уровня и качества образования.

ФГОС включают требования: к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ (за исключением основных образовательных программ дошкольного образования).

Выдержки из ФГОС ВО бакалавриата; магистратуры; подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации Информатика и вычислительная техника (далее соответственно - программа аспирантуры, направление подготовки). Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по направлению подготовки Прикладная информатика (далее соответственно – программа магистратуры, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения: ИС - информационные системы; ИТ - информационные технологии; ИКТ - информационно-коммуникационные технологии; ОК - общекультурные компетенции; ОПК - общепрофессиональные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 3.1. Получение образования по программе магистратуры допускается только в образовательной организации высшего образования и научной организации Обучение по программе магистратуры в организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения. Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) Срок получения образования по программе магистратуры: в очной форме обучения … составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.; в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ АСПИРАНТУРЫ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает сферы науки, техники, технологии и педагогики … 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: избранная область научного знания, а также научные задачи междисциплинарного характера, содержащие: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; … 4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры: научно- исследовательская деятельность в области …, преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования. Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ (Прикл. информатика) научно-исследовательская; организационно-управленческая; аналитическая; проектная; производственно-технологическая. Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы: ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры); ориентированной на производственно-технологический, практико- ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА (Радиотехника) Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: научно-исследовательская; проектно-конструкторская. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: производственно-технологическая; организационно-управленческая; монтажно-наладочная; сервисно-эксплуатационная. При разработке и реализации программ бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ (Прикл. информатика) 4.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи: научно-исследовательская деятельность: исследование прикладных и информационных процессов, использование и разработка методов формализации и алгоритмизации информационных процессов; исследование перспективных направлений прикладной информатики; анализ и развитие методов управления информационными ресурсами; оценка экономической эффективности информационных процессов, ИС, а также проектных рисков; исследование и применение перспективных методик информационного консалтинга, информационного маркетинга;

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ 5.1. В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы: универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки; общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки; профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки (далее – направленность программы) Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3) Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2); способностью исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития ИКТ (ОПК-3);

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ 6.1. Структура программы аспирантуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ аспирантуры, имеющих различную направленность в рамках одного направления подготовки Программа аспирантуры состоит из следующих блоков: Блок 1. "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части. Блок 2. "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы. Блок 3. "Научно-исследовательская работа", который в полном объеме относится к вариативной части программы. Блок 4. "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации "Исследователь. Преподаватель- исследователь".

Структура программы бакалавриата по направлению подготовки Радиотехника Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах Программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» Программа бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» Блок 1Дисциплины (модули) Базовая часть Вариативная часть Блок 2Практики учебная, производственная Блок 3Государственная итоговая аттестация 6-9 Объем программы бакалавриата 240

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА 6.1. В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно. В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы дисциплины (модули) «Физическая культура» в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА 6.6. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики. Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной. Учебная практика проводится в следующих формах: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков; научно-исследовательская работа; исполнительская практика; другие формы по усмотрению образовательной организации Способы проведения учебной практики: в мастерских, лабораториях и дисплейных классах образовательной организации. Производственная практика проводится в следующих формах: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая практика, технологическая практика. Способы проведения производственной практики: стационарная практика; выездная практика.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА 6.9. При проектировании и реализации программ бакалавриата образовательная организация должна обеспечить обучающимся возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30% от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ бакалавриата в очной форме обучения составляет 36 академических часов Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)», должно составлять не более 50 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», и не более 40 % – … «прикладной бакалавр».

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Общесистемные требования к реализации программы магистратуры Организация должна располагать материально-технической базой Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать … Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования. Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника …

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ 7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры Доля научно-педагогических работников (, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, должна быть не менее: 80 процентов для академической магистратуры; 65 процентов для прикладной магистратуры Доля научно-педагогических работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры, должна быть не менее: 5 процентов для академической магистратуры; 10 процентов для прикладной магистратуры.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ 7.3. Требования к материально-техническому и учебно- методическому обеспечению программ магистратуры Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории … Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения … Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий …

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа по направлению магистерской подготовки, реализуемая в ___________________________________(наименование вуза) _________________________________________________________ ______________________ представляет собой комплект документов, разработанный и утвержденный вузом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы. ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 1.2. Нормативные документы для разработки ООП магистерской подготовки по направлению 1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего образования Цель (миссия) ООП магистратуры Срок освоения ООП магистратуры Трудоемкость ООП магистратуры 1.4. Требования к поступающему 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП по направлению магистерской подготовки. Перечень программ специализированной подготовки магистров Область профессиональной деятельности выпускника 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 3. Компетенции выпускника по ООП подготовки магистра, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП по направлению магистерской подготовки 4.1. Календарный учебный график Учебный план подготовки магистра 4.3. Учебные программы (Учебно-методические комплексы) 4.4. Программы учебной и производственной практик, научно- исследовательской работы 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП по направлению магистерской подготовки 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП по направлению магистерской подготовки 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП магистратуры 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Пример учебного плана Название дисциплины По семестрам ЧасовВ том числе 1 курс Экзамены Зачеты Курсовые проекты, контрольные (к), рефераты (р), эссе (э), РГР (г), Оц. (о) Курсовые работы Всего с Эк Всего из ГОС или по ЗЕТ с Эк Аудиторные КСР Сам.работа 1 се м 18 не д 2 се м 10 не д Лекций Лабораторных Практических КСР Лекций Лабораторных Практических КСР [0;0] Б0 Всего ЗЕТ: 0=0+0 Б: [0;0] В: [0;0] Б=0 В=0 Всего по циклу [63;69] Б1 Дисциплины (модули) Всего ЗЕТ: 0=0+0 Б1.Б.1Иностранный язык для научных и профессиональных целей

Пример учебного плана Б1.Б.1Иностранный язык для научных и профессиональных целей Б1.Б.2Философские проблемы современной науки и техники Б1.Б.3Психология делового общения и управление коллективом Б1.Б.4Организация научной и проектной деятельности Б1.Б.5Информационное общество и проблемы прикладной информатики Б1.Б.6Практикум по программированию пользовательского интерфейса Б1.Б.7Инструментальные системы двумерной компьютерной графики Б1.Б.8Современные образовательные технологии

Учебная (рабочая) программа МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт компьютерных технологий и информационной безопасности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Направление подготовки – Информатика и вычислительная техника Уровень образования Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации Форма обучения очная Программа разработана Лызь Н.А., зав. каф. ПиБЖ, д.п.н., профессор Рекомендована к утверждению на заседании кафедры

Учебная (рабочая) программа I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения дисциплины «Педагогика высшей школы»: сформировать знания и умения, служащие основой компетенций научно-педагогической деятельности. Задачи: – сформировать представления о высшем образовании как системе и процессе; – сформировать систему знаний о педагогической деятельности, специфике его форм, методов и средств в системе профессионального образования; – сформировать умения проектирования процесса образования и самообразования; – способствовать ценностно-смысловому и профессиональному самоопределению аспирантов, выработке ими собственной педагогической позиции;

Учебная (рабочая) программа II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП 2.1. Дисциплина «Педагогика высшей школы» (ПВШ) входит в вариативную часть общенаучного цикла ООП Содержание дисциплины опирается на знания из других наук (психологии, педагогики, философии), которые освоены аспирантами в учебных дисциплинах магистратуры (специалитета). Для успешного освоения дисциплины ПВШ необходимо: – знание специфики гуманитарных наук, общие представления о педагогике как области научного знания; 2.3. Знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной ПВШ, необходимы для освоения дисциплины «Методики профессионально-ориентированного обучения» и прохождения педагогической практики.

Учебная (рабочая) программа III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ООП по данному направлению подготовки: способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6). готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: Уметь: Владеть:

Учебная (рабочая) программа IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Трудоемкость дисциплины в ЗЕТ – 3, 108 час Содержание модулей дисциплины 4.2. Структура дисциплины модуля Наименование модуля Количество часов Всегоаудиторная работа Внеауд. работа CP ЛПЗЛР 1 Основы высшего профессионального образования Конструирование и реализация образовательного процесса в вузе Итого:

Учебная (рабочая) программа 4.3. Лабораторные работы 4.4. Практические занятия (семинары) 4.5. Курсовой проект (курсовая работа) Не предусмотрен учебным планом 4.6. Самостоятельное изучение модулей дисциплины V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В организации процесса обучения по дисциплине ПВШ используются традиционные, характерные лекционно-семинарской форме обучения, и инновационные (интерактивные, имитационные, проектные) технологии. В процессе проведения практических занятий используются дискуссионные, психодиагностические, рефлексивные методы, а также моделирование и разборы конкретных ситуаций.

Учебная (рабочая) программа VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Примеры тестовых заданий Вопросы для рубежного контроля и промежуточной аттестации VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Основная литература Дополнительная литература Список авторских методических разработок Периодические издания 7.5. Интернет-ресурсы 7.6. Программное обеспечение современных информационно- коммуникационных технологий VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ IX. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ